Ет СВОИМ объСКТОМ Существующую СО- 12 глава
Эти идеи Бернштейна, а также его идейно-политических последователей К. Каутского, Р. Гильфердинга, Ф. Адлера и других не сразу были восприняты социал-демократами полностью и безоговорочно. Некоторые социал-демократы с симпатией относились к революции в России. Между двумя мировыми войнами социал-демократы сохраняли верность революционным методам преобразования общества на уровне официальных программных документов. И только после второй мировой войны окончательно закрепились качественные изменения в идейно-политической платформе социал-демократии. Своеобразным историческим рубежом в идейной эволюции социал-демократического движения был учредителвный конгресс Социалистического интернационала во Франкфур-те-на-Майне в 1951 г. С этого момента интегрирующей идейной основой социал-демократии стала концепция демократического социализма, которая закреплена в принятой конгрессом декларации «Цели и задачи Демократического социализма». В июне 1989 г. в Стокгольме конгресс Социалистического интернационала принял новый программный документ — «Декларацию принципов: В этом документе подтверждается приверженность т] ционным ценностям социал-демократии, с учетом прак ческого опыта уточнены взгляды на экономически проблемы, излагается точка зрения по широкому кру: проблем современности. Каковы же основные положения концепции демократий Прежде всего отметим, что общий взгляд современно^
Концепция демократического социализма исходит из того| Политическая демократия в пониманиц| социал-демократов означает: осуществление в полном еме всего комплекса прав и свобод человека, предусм ренных соответствующей Декларацией ООН; народ» представительство на основе свободных, всеобщих, равн: и тайных выборов; правление большинства при соблюде: прав меньшинства; наличие более чем одной партии, в числе и оппозиционных; равенство всех граждан nej законом; наличие системы независимой правозащиты и m чинение судей только закону; культурная автономия гр; с их собственным языком. Словом, социал-демократы ляются приверженцами принципов представительной мократии в ее плюралистической форме. Экономическая демократия предполагает признание приоритета интересов общества над частными интересами, необходимости смешанной экономики, основанной на сочетании частной, государственной и коллективной, или общественной, форм собственности. В то же время в Стокгольмской «Декларации принципов» указывается, что ни частная, ни государственная собственность сами по себе не гарантируют экономической эффективности, социальной справедливости. Поэтому социал-демократы, не отказываясь от обобществления и государственного сектора в рамках смешанной экономики, главное внимание уделяют демократическому контролю над экономикой. Его обязательным компонентом является реальное участие трудящихся и их объединений в управлении экономикой как на уровне производственных компаний, так и в национальном масштабе. При этом в качестве главных рассматриваются задачи обеспечения полной занятости населения, роста общественного производства, постоянного повышения жизненного уровня, справедливого распределения дохода, удовлетворения стремления людей к вознаграждению в соответствии с их трудовым вкладом.
Социальная демократия означает торжество принципов свободы, справедливости и солидарности во всех сфе*рах общественной жизни, реализацию всех основных прав личности, удовлетворение элементарных жизненных потребностей всех членов общества. Данная цель достигается путем реального обеспечения права граждан на труд, отдых, жилье, образование, медицинское обслуживание, обеспечение в старости и при невозможности трудиться. На это же должны быть направлены другие социальные программы. Социальная демократия означает также устранение всех юридических, социальных, экономических и политических видов неравенства между мужчиной и женщиной, между социальными слоями, между городом и деревней, между регионами и между этническими общностями. Решением этих задач открывается путь для духовного расцвета людей, к сознательному и культурному развитию личности. Международная демократия предполагает достижение такого миропорядка, при котором все народы Земли будут жить в мире и безопасности, решать свои проблемы не вооруженной борьбой, а путем добровольного сотрудничества по обеспечению достойных человека условий жизни. Важнейшими предпосылками такого миропорядка социал-демократы считают устранение всякого неравенства между народами, справедливое перераспределение мирового богатства, соблюдение национального суверенитета и права на национальное самоопределение, разрешение конфликтов путем переговоров, создание системы коллективной безопасности. Ни один народ, по убеждению социал-демократов, отдельно не может для себя самого найти долговременные решения всех экономических и социальных проблем. Поэтому только политика партнерства и солидарности может привести к смягчению и, в конечном счете, к преодолению неравенства и конфликтов между народами, к решению стоящих перед мировым сообществом глобальных проблем. Таковы в предельно кратком виде основополагающие социально-политические установки современной социал-демократии. Нельзя не видеть, что их ориентация на использование регулируемых рыночных отношений, реализацию принципов политического и духовного плюрализма, бережное отношение к суверенитету личности, повышенное внимание к условиям, качеству жизни трудящихся представляют важный вклад в развитие современной социалистической мысли и практики. Эти воззрения отражают интересы значительной части населения стран Запада. Не случайно в послевоенный период, в условиях стабильного развития капиталистической экономики, особенно в западноевропейских странах, социал-демократы превратились в одну из наиболее влиятельных сил, входивших в правительства или возглавляющих их в настоящее время.
Каково же историческое значение этих идейно-политических течений в рабочем движении? Можно ли с высоты сегодняшнего дня однозначно утверждать, что в споре между большевиками и меньшевиками в России или, если брать в международном масштабе, между коммунистическим и социал-демократическим течениями одни были правы, а другие нет? Видимо, окончательно и бесповоротно теоретически решить этот вопрос невозможно. Из изложенного видно, что оба эти движения, обобщенно говоря, отличались друг от друга не по представлениям об общественном идеале, а по способам его реализации: первые тяготели к социальной революции и непосредственному переходу к социализму, вторые — к социальным реформам и постепенному движению к новому обществу. В этом и заключается суть основной альтернативы, сложившейся в мировом рабочем движении еще на рубеже последних двух веков.
Думается, и коммунистическое, и социал-демократическое движения непременно должны были возникнуть как диалектический диалог, как альтернатива, как потребность накопления разнопланового опыта и теоретических воззрений на перспективу собственного движения. Трудно сегодня сказать, какое из них оказало большее влияние на формирование облика современного мира. Ясно, что коммунистическое движение возникло как реакция на политическое бессилие прежних социалистических партий. Но и появившаяся затем западноевропейская социал-демократия не смогла бы добиться ощутимых политических успехов без опыта коммунистических партий. Таким образом, деятельность того и другого движений была исторически закономерной и оправданной. Несомненно, эти политические течения, олицетворяющие поиск человечеством путей движения к социальному равенству и справедливости, в своем преобразованном виде и впредь будут оказывать существенное влияние на мировое развитие. Как и прежде, в связи с различиями условий деятельности они в чем-то будут отличаться своей уже новой тактикой, снова дополняя и обогащая опыт друг друга. Однако в современных условиях, как уже отмечалось, одновременно с преобразованием социальной базы этих движений, с их внутренней идейной эволюцией открывается и реальная перспектива их сближения и сотрудничества. 14.2. Социально-политические идеи анархизма, троцкизма, «новых левых» и других течений Спектр современных левых социально-политических течений не ограничивается коммунистическим движением и социал-демократией. В него входят также анархизм, троцкизм, движение «новых левых», движение «экосоциализма», сторонники идей национального социализма в развивающихся странах и др. ,!Щ|Щщ Анархизм (от греч. anarchia — безна- Основой мировоззрения анархизма является индивидуализм. Сторонники этого течения крайне негативно относятся ко всему тому, что стесняет свободу личности. Естественно, что наиболее враждебно анархисты относятся ко всем разновидностям государственной власти, в которой они видят главное препятствие на пути к утверждению свободы личности. Поэтому государство, любую политическую власть они попросту объявляют злом, которое должно быть немедленно уничтожено. По их мнению, основной задачей социальной революции является установление безгосударственного общественного строя, который будет представлять собой федерацию автономных производственных ассоциаций, коммун, провинций и социальных общностей.
В обыденном употреблении термином «анархия» зачастую обозначается полный хаос, беспорядок, которые случаются в жизни при отсутствии необходимого управления. Но неверным было бы полагать, что и анархисты идеал будущего безгосударственного устройства жизни видят в хаосе, неупорядоченности и неуправляемости общественных процессов. Напротив, только анархия, т. е. отсутствие какого-либо принуждения в отношениях между людьми, по их убеждению, и может породить подлинный общественный порядок, основанный на свободном самоуправлении и вза- имодействии всевозможных ассоциаций индивидов. Именно в таком смысле следует понимать широко известный девиз сторонников этого движения: «Анархия — мать порядка!». Разумеется, устранение государства из жизни общества на данном этапе его исторического развития немедленно приведет к хаосу и социальным потрясениям, но иного мнения на сей счет придерживаются анархисты. Для более полного представления о сущности социально-политических идей анархизма обратимся к основной теоретической работе М. А. Бакунина «Государственность и анархия». В ней автор пишет: «Мы не только не имеем намерения и ни малейшего опыта навязывать нашему или чужому народу какой бы то ни было идеал общественного устройства, вычитанного из книжек или выдуманного нами самими, но в убеждении, что народные массы носят в своих, более или менее развитых историек» инстинктах, в своих насущных потребностях и в своих стремлениях, сознательных и бессознательных, все элементы своей будущей нормальной организации, мы ищем этот идеал в самом народе; а так как всякая государственная власть, всякое правительство, по существу своему и своему положению поставленное вне народа, над ним, непременным образом должно стремиться к подчинению его порядкам и целям ему чуждым, то мы объявляем себя врагами всякой правительственной, государственной власти, государственного устройства вообще и думаем, что народ может быть только тогда счастлив, свободен, когда, организуясь снизу вверх, путем самостоятельных и совершенно свободных соединений и помимо всякой официальной опеки, но не помимо различных и равно свободных влияний лиц и партий, он сам создает свою жизнь. Таковы убеждения социальных революционеров, и за это нас называют анархистами. Мы против этого названия не протестуем, потому что мы действительно враги всякой власти, ибо знаем, что власть действует столь же развра-тительно на тех, кто облечен ею, сколько и на тех, кто принужден ей покоряться. Под тлетворным влиянием ее одни становятся честолюбивыми и корыстолюбивыми деспотами, эксплуататорами общества в свою личную или сословную пользу, другие — рабами» [8. С. 437]. Нельзя с ходу отметать все теоретические положения анархизма, особенно относящиеся к проблемам общественного самоуправления. Такие его идеи, как организация общества на началах автономии и свободной федерации индивидов, общин, провинций и наций, на принципах свободы, равенства, справедливости для трудящихся, освобожденных от эксплуатации, и сегодня оказывают существенное влияние на развитие различных социальных учений и политических течений. Именно эти идеи анархизма роднят его с социалистическими течениями. Ныне это политическое течение существует в различных странах в виде анархистских и анархо-синдикалистских групп. Возрождается оно в настоящее время и у нас в республике, однако количество его приверженцев невелико. Троцкизм Троцкизм — это, несомненно, левое Основу теоретической концепции этого политического течения составляет троцкистская доктрина «перманентной (лат. permanentis — постоянный, непрерывный) революции». Надо заметить, что сама идея непрерывности революции впервые была высказана Марксом и Энгельсом. Такую революцию они понимали как диалектическую смену этапов революционного процесса, объективно развивающегося «до тех пор, пока все более или менее имущие классы не будут устранены от господства, пока пролетариат не завоюет государственной власти» [59. Т. 1. С. 261 ]. У Троцкого идея непрерывности революции имеет иной-смысл. Перманентность революционного процесса, развитие социалистической революции в каждой стране он связывал не с внутренними условиями, а с внешними факторами, с победой мировой революции. Из этого вытекала политическая установка революции на «экспорт», искусственное подталкивание ее во все новых странах извне, из единого мирового революционного центра. Таким образом, диалек-. тическое понимание революционного процесса в концепции Троцкого подменяется субъективистским подходом, при котором игнорируются объективные условия революции, закономерная связь между ее этапами, а последние произвольно смешиваются. Как известно, будучи одним из главных действующих лиц революционных событий в России, свою доктрину «перманентной революции» Троцкий пытался реализовать в практической политике. Но ему, как и многим революционерам той поры, имевшим точно такие же взгляды, вскоре пришлось с горечью убедиться, что мировая революция, вопреки всем усилиям подтолкнуть ее, не происходит. Столь же безуспешными оказались его попытки «организовать» мировую революцию в период своей зарубежной деятельности. Однако, несмотря на это, Троцкий до конца своей жизни не сомневался в правильности основных постулатов своей доктрины. Современные троцкисты, продолжая в основном придерживаться романтизированных и утопических идей основателя своего движения, пытаются подвести многообразие и противоречивость мирового развития под схемы, родившиеся в иной исторической обстановке. В частности, некоторые из них, считают, что происходящие в мировом хозяйстве процессы интернационализации и образования транснациональных корпораций якобы свидетельствуют о создании «интернационального базиса мировой революции» и тем самым будто бы подтверждают прогноз Троцкого и его теорию «перманентной революции». «Н^яййМаяЁЙШй Концепции национального социализма хтонный социализм» (от греч. autochthones — абориге! коренные жители) в Латинской Америке и др. Одноврема во всех этих разновидностях социалистических концет национального типа прослеживается сходство с социал-д(мократической концепцией «демократического социали; ма». Их объединяет и терпимое отношение к различи] формам собственности, и приверженность идее шло] ской демократии, и стремление к социальной сп] Не случайно поэтому в рядах Социнтерна находятся многие политические партии Азии, Африки, Латинской Америки. ^ ,:Д|йЩйЙ«1^;(Н<>вй^::, Движение «новых левых» родилось Ц лений в западных странах в 60-е года! текущего столетия. Общая направлен-f обездоленной массе бедных стран, противостоящих богатым. По-своему интерпретируют «новые левые» и задачи революционной борьбы. Особенностью их стратегии является общая направленность на отрицание или, по их терминологии, на «великий отказ» от институтов и ценностей современного, индустриально развитого общества, превращающих как само это общество, так и составляющих его индивидов, по выражению Г. Маркузе, в «одномерные» феномены («одномерное общество» — «одномерный человек»). Это наложило глубокий отпечаток и на их теоретические представления о природе и сущности будущего социалистического общества, путях его утверждения. Такие представления выступают преимущественно в виде указаний на то, чего при социализме не должно быть из того, что присуще современному обществу. При этом полностью обходились экономическая структура будущего общества, характер управления его социальной жизнью, место в этих процессах общественных институтов и многие другие проблемы. Обращает на себя внимание и такая особенность идеологических построений «новых левых», как стремление соединить, совместить различные теоретические подходы к анализу общественных явлений. Наиболее характерным в этом отношении является творчество Э. Фромма, который предпринял попытку объединить марксизм и фрейдизм. Он рассматривал идеи Маркса и Фрейда как важные вехи в борьбе за возрождение гуманизма. «Маркс, — писал Фромм, — намного глубже проник в сущность социальных процессов и гораздо меньше, чем Фрейд, зависел от социально-политической идеологии своего времени. Фрейд глубже проник в природу человеческого мышления, аффектов, страстей, хотя он и не смог возвыситься над принципами буржуазного общества. Оба они снабдили нас интеллектуальным инструментарием, с помощью которого можно прорваться сквозь обманную завесу рационализации и идеологий и проникнуть в сердцевину индивидуальной и социальной реальности» [102. С. 369]. Поэтому в своем творчестве Фромм преследовал цель обогатить чисто субъективистскую концепцию личности, раз- работанную Фрейдом, динамикой социальных процессов и одновременно смягчить «обезличенность объективизма» марксовой теории общества психологизмом фрейдизма. Что касается самого фроммовского варианта обновленного таким образом марксистского учения о социализме, то он свелся к признанию необходимости внутреннего самоусовершенствования личности, осуществления «революции в себе». Рецепты, которые были для этого предложены, оказались близкими к религиозным требованиям об «очищении души». Не случайно некоторые из работ Фромма прямо посвящены анализу психологических аспектов дзен-буддизма и других восточных религий. Эти идеи и представления Фромма на определенном этапе эволюции движения «новых левых» пользовались среди его участников немалой популярностью. Некоторая часть сторонников этого движения погрузилась было в дзен-буддийский самоанализ по Фромму. Нельзя, конечно, отрицать познавательный и психолого-практический смысл таких подходов. Но, как известно, идея избавления общества от пороков путем внутреннего самоусовершенствования человека была выдвинута задолго до Фромма. В процессе идейной эволюции движения «новых левых» концепция «марксизированного психоанализа» была вытеснена учением В. Райха о «сексуальной революции». В этом учении предпринята новая попытка свести воедино идеи Маркса и Фрейда. Марксову категорию «отчуждение» Райх пытается дополнить положением о «сексуальном отчуждении» человека. Согласно его концепции, современное общество основано в конечном счете на сексуальном подавлении, служащем массовым источником неврозов. Следовательно, в ходе революционных преобразований упразднению подлежат главным образом те социальные институты, которые служат подавлению сексуального влечения. К таким институтам он относит прежде всего авторитарно организованные семью, школу и церковь. Данными положениями Райх, в сущности, десоциологи-зирует учение Маркса и одновременно гиперсексуализирует идеи Фрейда. Считая, что в марксистском понимании социализма человек предан забвению, Райх провозглашает личностную проблематику, и прежде всего половой вопрос, основой революционной стратегии. Главной задачей истинно революционной партии, считал Райх, безусловно является революционное половое воспитание, призванное способствовать осознанию на массовом уровне сексуального подавления. Такая партия должна придать политический характер данным проблемам и трансформировать тайное или открытое сексуальное сопротивление молодежи в революционную борьбу против капиталистического социального порядка. Соответственно и гегемоном социалистической революции выступает у Райха молодежь. Подобное положение, как известно, в свое время отстаивал Л. Троцкий, считая молодежь «барометром революции». На примере приведенных концептуальных подходов видно, что движение «новых левых», претендующее на роль наиболее радикального противника капитализма, отвергая негативные черты этого общества, предлагает весьма сомнительные, в сущности утопичные, пути достижения социальной гармонии. Историческая практика давно показала бесперспективность такого рода методов. Но это еще раз подтвердилось и опытом самого движения «новых левых», число сторонников которого неуклонно сокращается. Ныне оно существует в виде небольших и разрозненных по своей политической ориентации групп, главным образом среди интеллигенции и студенчества. Многие из его участников примкнули к социал-демократам, движению экологистов и другим течениям. * Экосоциализм» — это левое крыло ЛбВ.:3: к движения «зеленых». Оно сформиро валось на Западе в начале 80-х годов. Термин «экосоциализм» ввел немецкий социолог О. К. Флетхейм. Теоретические работы, посвященные «экосоци- ализму», стали появляться на Западе в 70-х годах. В числе первых таких работ явилась книга М. Дюрона и И. Арфа «Качество жизни. Экологическое движение — рабочее дви жение». По мнению авторов книги, суть социализма состоит в решении экологических вопросов. «Экосоциализмом» они назвали новый вид социалистической революции, в которой вопросы преобразования собственности и власти отходят на задний план перед разрешением антагонизма между чело веком и природой. В последующем идеи «экосоциализма» развивались в трудах таких теоретиков, как А. Горц, К. Траубе, О. Ульрих, И. Флетчер, Р. Баро, К. Оффе, И. Хубер и другие. «Зеленые» подвергли критике прежнее понятие прогресса, которое связывалось с ничем не сдерживаемым развитием науки и техники. Они подчеркивают, что на практике такое развитие ведет к расточению невозобновимых природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, накоплению средств массового уничтожения. В связи с тем, что проблема выживания остро стоит перед всем человечеством, к развитию прогресса следует подходить с новых позиций, предусматривающих решение экологических проблем, защиту интересов всего общества и отдельной личности. Идеологи «зеленых» считают, что альтернативное по отношению к капитализму «экосоциалистическое общество» должно характеризоваться широкой децентрализацией власти, новыми связями с природой и господством новых социальных и этических ценностей. Основной целью политики в этом обществе станет сохранение и улучшение природной и социальной среды. Отношения собственности теоретики экосоциализма не считают главными. По их мнению, в экосоциалистическом обществе главным должно быть рациональное распоряжение природными ресурсами. Поэтому в программах экологических движений ставится вопрос не о национализации собственности промышленных корпораций, а о широкой их децентрализации и строгом соблюдении каждым предприятием экологического законодательства. 15. НОВЕЙШИЕ ЗАПАДНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ И КОНЦЕПЦИИ 15.1. Концепции постиндустриального (информационного) общества и социального государства Концепция постиндустриального общества Наряду с рассмотренными традиционными идейно-политическими течениями на Западе во второй половине XX в. появились теории, претенду- ющие на системный анализ социально-экономических и политических процессов. Это так называемые концепции постиндустриального (информационного) общества и государства всеобщего благоденствия, или, по более поздней терминологии, — социального государства. Одним из побудительных мотивов их возникновения явилось стремление современных западных мыслителей противопоставить марксистской концепции общественного развития новейшие теории, но столь же всесторонне анализирующие социально-экономический процесс. В этих концепциях ищут идейную опору различные политические силы — от консерваторов до социал-демократов. Считается, что термин «индустриальное общество» ввел в научный оборот Анри Сен-Симон. Однако основоположником концепции индустриального общества по праву является французский философ и социолог Огюст Конт (1798—1857). В дальнейшем данная концепция обогащалась идеями ряда других ученых. Своего наивысшего развития и положения почти официальной академической теории концепция индустриального общества достигла в 50—60-е годы нынешнего столетия после появления трудов французского философа Раймона Арона (1905—1983) и американского экономиста и политолога Уолта Ростоу (р. 1916). Первый изложил свои идеи в лекциях в Сорбонне в 1956— 1959 гг., второй — в книге «Стадии экономического роста» (1960 г.). Дальнейшим развитием идей этих авторов явилась концепция постиндустриального общества и ее новейшая модификация — теория информационного общества. Наиболее видными авторами последних являются Д. Белл, Г. Кан, 3. Бжезинский, Дж. Гэлбрейт, А. Тоффлер (США), Ж. Фурастье и А. Турен (Франция).
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|