Ет СВОИМ объСКТОМ Существующую СО- 14 глава
П международные — сохранение мира, отказ от ядерного оружия, преодоление разрыва в уровнях экономического развития между Севером и Югом, поиски форм сосуществования Запада и Востока; П социальные — достижение нового общественного консенсуса, связанного с изменениями в социальном составе населения, обеспечение равноправия женщин, выработка нового отношения к труду, ликвидация безработицы; П моральные — раскрепощение личности, самореализация, социальная ответственность; Пполитические — дальнейшее развитие и воплощение демократических принципов, политического плюрализма, демократии участия; Пкультурные — демассификация культуры, формирование контркультуры. Конечно, многие из этих проблем существовали и раньше. Но уже в 70-е годы принципиально изменились их масштабы и острота. К тому же они приобрели всемирный, а не, как было прежде, локальный или региональный характер. Это обстоятельство и подвело современную социально-политическую мысль к новому рубежу, к поиску ответов на возникшие проблемы вне рамок прежних идеологических концепций и постулатов.
Сущность Радикальное новшество альтернатив-
духовные запросы человека. Ряд известных на Западе идеологов (Л. Браун, А. Горц, Э. Шумахер, Э. Фромм и др.) вообще в конце пути индустриального общества видят тупик или катастрофу. Поэтому проблемы последних 20 лет стали не столько проблемами текущего момента, сколько императивами будущего. Отсюда и поиск альтернативы нынешнему общественному развитию. Имеющиеся на сегодня альтернативные концепции — это сложный идеологический феномен, и потому кратко изложить их суть весьма непросто. Тем не менее все разновидности альтернативных идей — экономических, политических, экологических, этических — можно свести к нескольким обобщенным положениям. Отправным моментом концепций альтернативного развития выступает положение об исчерпанности и бесперспективности индустриального общества. Основой такого вывода является сознание того, что индустриальный тип развития неизбежно приводит к концентрации и централизации производства, сращиванию крупного производства и государства, образованию на этой базе «мегамашины», противостоящей индивиду, что в сочетании с углубляющимся разделением труда он ведет к отчуждению сущно-стных сил человека. Поэтому теоретики альтернативных движений предпочитают говорить о современном обществе как о «системе», которая представляет безликую централизованную структуру, где личность не имеет возможности не только реализовать цель своего развития, но и зачастую даже осознать свои интересы. При этом социальная природа «системы» отождествляется как с капитализмом, так и с социализмом, под которым в идеологических концепциях альтернативных движений понимается административно-командная модель общественного устройства. С «х позиций, и то и другое представляет собой две разновидности индустриального общества, которые ориентируются на экономический рост, максимизацию потребления. В силу этого современная «система», с точки зрения альтернативистов, является антигуманной и безнравственной, превращая человека не в цель, а в средство безудержного экономического развития. По отношению к данной «системе» альтернативные экономические, социально-политические и духовные установки
рассматриваются в качестве антисистемной или внесистемной силы. Ключевую роль в подходе альтернативистов к общественному развитию играет идея децентрализации. Это требование имеет много аспектов: антиэтатизм, т. е. конфликт с государством; разукрупнение и, следовательно, конфликт с господствующей экономической моделью массового товарного производства; самоуправление, требование «прямого участия», а значит, конфликт с механизмом представительной демократии; снятие отчуждения личности, неизбежного, по мнению проводников альтернативных идей, в больших социальных системах. Проиллюстрируем это общее положение на примере подхода альтернативных движений к решению проблем экономического развития. Исходным моментом альтернативных экономических моделей является разрыв с традицией индустриальной эпохи. Авторы этих концепций утверждают, что предотвратить экологическую катастрофу можно, только затормозив технологическое развитие, отказавшись от экономического роста и выработав новые принципы социального поведения. Суть этих принципов выражена в постулате, сформулированном Э. Шумахером: «Малое — это прекрасно». На практике это означает развитие разнообразных мелких ремесленных предприятий, мастерских по производству потребительских изделий, альтернативных производственных коллективов, сельскохозяйственных коммун, «экологических банков» и многих других учреждений, социально целесообразных и дружественных по отношению к окружающей природе. Аналогичные подходы предлагают альтернативисты и в организации деятельности людей в других областях общественной жизни. В сфере услуг это означает формирование туристских бюро, осуществление проектов социальной самопомощи молодежи и безработных, создание спортивных организаций, мелких предприятий торговли. В сфере общественно-политической деятельности — функционирование различных гражданских комитетов, политических групп, «инициатив заинтересованных» и т. д. В области науки и культуры учреждаются самодеятельные исследо-
вательские институты, издательства, информационные центры, альтернативные газеты и журналы, кинотеатры, видео-и дискотеки, школы и детские сады. Все это, по расчетам альтернативистов, должно привести к раскрепощению человека, освобождению его от жестокого давления нынешней социальной системы, установлению гармонии в его отношениях с природой и обществом. Таким образом, суть предлагаемой альтернативы — общество, целью которого является свободное развитие личности. Главная же задача на нынешнем этапе движения к такому обществу осознается альтернативистами как преодоление отчуждения в экономике, политике, культуре, частной жизни. И хотя в разработке приемлемых рецептов достижения поставленных целей альтернативисты продвинулись не дальше других, все же это тоже поиск путей нелегкого движения человечества из «царства необходимости» в «царство свободы».
В целом во всех альтернативных кон
Следует отметить, что стратегия новых социальных движений переустройства общества посредством внедрения «малых ниш» альтернативного стиля жизни в «большой социум» выглядит весьма утопично. Но альтернативисты зато находятся по ту сторону революционного насилия и, как правило, не несут в себе ту, так сказать, пассионарность*, которая на разных этапах была присуща буржуазии или
рабочему классу как ведущим силам общественного развития. Стратегия «малых дел», безусловно, представляет собой антипод радикализма в сфере политического действия. Все формы политического действия альтернативистов носят ненасильственный характер. В основе такого подхода лежит убеждение, что достичь высоконравственных целей переустройства современного общества можно только ненасильственными средствами. Слишком высокую цену приходится платить за революционные и насильственные действия. Основой своей внутренней организации альтернативные социальные движения считают «принцип базисной демократии». Он означает прямую децентрализованную демократию, стержневой идеей которой является постоянный контроль за должностными и выборными лицами, за руководящим ядром со стороны масс и возможность сменяемости руководства любого уровня в любое время. Кроме того, в партиях «зеленых», как правило, действует так называемый «императивный мандат», который предписывает партийному руководству и фракциям этих партий в парламентах выполнение установок и требований массового базиса. Существенными элементами внутрипартийной базисной демократии являются принципы гласности и консенсуса. Понятие «базисная демократия» трактуется не только как организационный принцип новых социальных движений. Этот термин понимается и как политическая организация общества, и как социально-политическая деятельность масс, и как программа ненасильственных действий по внедрению новых ценностей в сознание масс путем парламентских акций.
Давая общую оценку социальным концепциям и политической стратегии альтернативных движений, следует отметить такую их особенность, как стремление с максимальной полнотой учесть не только все достижения цивилизации, но и обнажившиеся опасные пределы развития по пути индустриализма, вобрать в себя как результаты научного знания, так и императивы вечных ценностей, мобилизовать не один лишь разум, но и колоссальный потенциал человеческих эмоций. Нельзя не указать также и на преимущественную ориентацию на будущее. В этом альтернативные идеи родственны утопической мысли прошлого. При этом воспроизводятся и основные слабости последней: антиисторизм, отрыв от реальности, нигилистическое отношение к действительности, апеллирование к разуму и чувствам людей, убежденность в возможности разрешения всех противоречий общества применением какой-то универсальной схемы. Надо отметить и такую черту альтернативных концепций, как эклектизм: они вбирают в себя многие идеи и либеральных, и консервативных, и социалистических учений.
Хотя альтернативные движения и приняли в целом весьма широкий размах, все же пик их подъема уже позади. Тем не менее социально-политические идеи, которыми они вдохновляются, стали важным фактором политической жизни на исходе XX в. Эскизы альтернативного мира влияют на политику, экономику, культуру во многих странах. Альтернативные идеи и практика, которые еще 15—20 лет назад были неприемлемы с точки зрения широких слоев, сейчас рассматриваются многими как перспективные. На этой волне в новой форме возрождается социалистический идеал, получивший название «экосоциалистическое общество». Безусловно, альтернативные идеи являются серьезным материалом для исторического творчества. 16. СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДОКТРИНЫ КАТОЛИЦИЗМА, ПРАВОСЛАВИЯ И ИСЛАМА 16.1. Политика и религия
Наличие взаимосвязи между религией и политикой очевидно. Религия никог-рвлигиоз^х да не сводилась лишь к вере в Бога ив потустороннюю жизнь, к совершению религиозных обрядов. Именно социальные учения позволяли монотеистическим религиям овладевать массами и тем самым влиять на расстановку сил в обществе. Религия по-своему объясняет реально су- ществующий мир и регулирует не мнимые, а реальные отношения между людьми. Без религиозной интерпретации чисто земных отношений между людьми религия не смогла бы выполнять сложные социальные функции, в том числе и интегрирующую, потеряла бы свою привлекательность, перестала бы существовать. Сами причины возникновения новых религиозных движений, как правило, носили социально-политический характер. Такие движения появлялись в ответ на назревшие потребности общественной жизни. Фактически каждая вновь возникшая религиозная секта выступает как социально-политическая ячейка, а система ее воззрений — это новая социально-политическая доктрина, появляющаяся в религиозной форме. Такова в сущности история возникновения христианства, ислама, буддизма, других религий. Возникновение христианства, например, было связано с освободительным движением рабов в Римской империи. По мысли Ф. Энгельса, первоначально оно явилось как созданное массами революционное движение. Христианство вербовало своих приверженцев среди рабов и неимущего свободного люда, проповедуя презрение к богатым, могущественным, господствующим социальным группам рабовладельческого общества [59. Т. 21. С. 8 ]. Понятно поэтому, почему жизнь первых христианских общин строится на принципах идеологии наивно-утопического коммунизма. Вот какая характеристика дается одной из таких общин в деяниях апостолов: «Никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее... Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду» [13. С. 1166]. Жизнь Иисуса Христа предстает как подвиг самопожертвования во имя идеи. По тем временам его выступление было призывом к идеологической и социальной революции. Смертный человек объявил себя богоравным, бросая вызов жрецам храмов, сокрушая идеологическую надстройку. Выходец из «черни», родившийся в хлеву, сын жены плотника провозглашался народом «царем Иудейским». Иными словами, кто был «ничем», становится «всем». Как народный лидер Иисус третировал высший иерусалимский свет своими демократическими замашками. Претендент на престол и посланец Божий въехал в город на осле. Что это, как не отказ от привилегий? Итак, это не столько проповедник-примиренец, сколько революционер, возмутитель спокойствия. Именно это было основной причиной его мученичества. «Поскольку учение Христа, — пишет Гегель, — было революционным, он был обвинен и казнен» [18. Т. 2. С. 268]. Мусульманство возникло, как известно, гораздо позже христианства — в VI в. нашей эры. Ислам многое заимствовал из Библии как в части догматики, так и в части социальной доктрины. Это относится, например, к идее страшного суда, представлениям о рае и аде, о сатане (шайтане), бесах (джиннах). В социальной сфере дух раннехристианского эгалитаризма также был присущ и основателю ислама пророку Мухаммеду. По крайней мере на первых порах своей деятельности в роли пророка он активно выступал в защиту бедных, хотя в ряде социальных принципов его учения признаются имущественные различия, богатство и бедность как естественный факт, установленный Аллахом. Буддизм является самой древней из трех мировых религий, он зародился в первом тысячелетии до нашей эры в Индии. В дальнейшем 'он завоевал миллионы последователей в разных странах Азии, но на территории Индостана утратил свои позиции и исчез. Приверженцы буддизма считают, что это вероучение явилось результатом проповеди Сиддхартхи Гаутамы Будды. Согласно буддийскому преданию, сын главы племени шакьев Сиддхартха Гаутама, пораженный фактом обилия переживаемых людьми страданий, в 29 лет расстался со своими благами и соблазнами роскошной жизни и занялся размышлениями о причинах страданий и способах их преодоления. С момента, когда он узрел истину, Гаутама стал Буддой, т. е. пробужденным, просветленным. Соответственно всякий, кто уверовал в возможность собственного освобождения от страданий и одно- * Эгалитаризм (фр. egalitarisme — равенство) — идея устранения социальных различий и социального неравенства путем всеобщей уравнительности, а также стремление к практическому ее осуществлению. временно подобно Будде вступил на путь «спасения», на путь к «просветлению», становится буддистом. В действительности появление буддизма было вызвано важными изменениями в индийском обществе: разрушением родоплеменных связей и порядков и возникновением крупных рабовладельческих государств. Буддийская идеология и обрядность явились своеобразной реакцией народных масс на эти социально-политические изменения. Прежние верования уже не могли удовлетворить потребности в утешении. Буддизм же уравнял всех людей, объявив жизнь любого человека независимо от его социального положения неизбежным несчастьем, от которого все же можно «освободиться». Одновременно, предложив одинаковый для всех путь спасения, буддизм фактически отказался оправдывать кастовый социальный строй. Этим он и стал привлекательным для широких народных масс. Социально- Качественно новым этапом в усилении политическая роль общественно-политической роли рели- религиозной организации, выступающей в качестве средства упорядочения отношений внутри религиозного объединения и его связей со светскими об-щностями и организациями. Заметим, что церковь как организация характеризуется всеми основными атрибутами, присущими социальному институту. Ее элементами являются: общее вероучение (идеология), религиозная деятельность (культовая и внекультовая), церковная структура (система управления жизнью, деятельностью, поведением верующих). В церкви действует определенная система регулятивных норм и правил (религиозная мораль, конони-ческое право и др.). По мере развития церкви усиливались и ее политические функции. Постепенно власть церкви частично приобрела политический характер, так как она стала претендовать на роль высшего авторитета в укреплении не только семьи, но и общественной морали, в соблюдении норм и правил, в которых заинтересовано все общество. Церковь стала играть огромную роль и в укреплении авторитета государственной власти. Многие авторы, анализируя нынешнюю деятельность церкви, рассматривают ее как один из влия- тельных компонентов политической системы общества. Осуществляя эту деятельность, церковь исходит из того, что людям нужны не только духовность и вера, но и религиозное обоснование их стремления к нормальному удовлетворению сугубо земных потребностей. Выполнение указанных общественных функций, как известно, невозможно без соответствующей идеологии. Поэтому в деятельности любой церкви, особенно это характерно для католицизма, значительное место отводится разработке ее социально-политической доктрины. При этом религиозные идеологи, опираясь на священные книги и учение отцов церкви, исходят из возможности торжества социальной справедливости и гармонии уже в этой, земной жизни. Социальное учение каждой церкви по-своему формулирует конечную «земную» цель для миллионов верующих, движение к которой становится смыслом их повседневной жизни. Тем самым обусловливается участие верующих во всех областях жизни светского общества, в том числе и в сфере политики. Далее рассмотрим основные положения современных социально-политических доктрин католицизма, православия и ислама. Поскольку к буддизму мы не намерены обращаться специально, то кратко коснемся особенностей его социального учения в данном месте. Есть ли социальная Прежде всего следует отметить, что Таким образом, путь к спасению буддизм видит в праведной жизни, суть которой — постепенное преодоление в себе всяких желаний, любых человеческих привязанностей вплоть до полной отрешенности от внешнего бытия и перехода в состояние абсолютного внутреннего покоя — нирвану. На достижение такого состояния, которое тем не менее не тождественно небытию, и ориентирует своих приверженцев буддийское вероучение. Наиболее действенным фактором спасения еще при жизни буддизм считает выход человека за пределы реального общества, т. е. вступление его в сангху — монашеский орден. Сангха раннего буддизма была объединением людей, добровольно порвавших с мирской жизнью, со всеми земными заботами. Вступающий в сангху человек должен был отказаться от семьи, собственности, перестать соблюдать предписания той социальной среды, к которой принадлежал, принять на себя обет целомудрия, пройти обряд посвящения, носить установленную для монахов желтую тогу. Монашеская жизнь подробно регламентировалась. Монахов окружали почет и поклонение со стороны верующих. Позже это приведет в ряде стран к прямому обожествлению буддийского духовенства. Теперь можно ответить на поставленный выше вопрос. Как видно, буддизм не стремится преобразовать общественные отношения, чтобы улучшить их. Он не выдвигает и задачу исправления людей для того, чтобы они стали лучше в качестве членов человеческого сообщества. Буддизм пытается увести, отрешить человека от той социальной реальности, в которой он родился. В этой связи говорить о наличии социальной доктрины у буддизма, по нашему мнению, можно лишь условно. Учение буддизма имеет социальное значение лишь постольку, поскольку путь верующих-буддистов к спасению, к покою, к нирване ведет к определенным изменениям и в их реальных общественных отношениях. 16.2. Социально-политическая доктрина католицизма Источники Социальная доктрина католицизма социального учения претерпела сложную эволюцию. Од- диц 9 ним из основополагающих социаль- но-политических документов католической церкви стала опубликованная в 1891 г. энциклика папы Льва XIII (1810—1903) «Рерум новарум» («О новых вещах»), актуальность которой велика и поныне. Вехами на пути развития социального учения католицизма были деятельность выдающегося папы-реформатора Иоанна XXIII (1881—1963) и коллективная мысль Второго Ватиканского собора (1962— 1965). В 1991 г., когда исполнилось 100 лет с момента появления «Рерум новарум», папа Иоанн Павел II (р. 1920) откликнулся на этот юбилей опубликованием своей социальной энциклики «Центесимус аннус» («Сотый год»), получившей широкий отклик в мире. Значение этого важнейшего документа современного католицизма — в подведении итогов развития социальной католической мысли за 100 лет и в, том новом, что внес в католическую социальную доктрину сам папа Иоанн Павел II. Кроме того, содержание энциклики нацелено в будущее, это программа деятельности на ближайшие годы. Какова же суть основных социально-политических целей, содержащихся в этих документах католической церкви? Оценка Прежде всего обращает на себя вни- * Энциклика (лат. encyclica — общий, для всех) — окружное папское послание, адресованное всем католикам и имеющее для верующих директивное значение. Энциклики носят программный характер и могут быть посвящены религиозным, общественно-политическим, моральным и другим вопросам. Они пишутся на латинском языке и называются по первым словам текста. связи в энциклике «Центесимус аннус» делается принципиальный вывод о том, что мир и процветание — благо, принадлежащее всему человечеству. Подход Если в «Рерум новарум» мысль о том, ' И МИР»'1!:;:.•::•:: ' ' - ""• '. 1 долг всех и каждого и всякое наруше Эти принципы, ориентирующие приверженцев католицизма на практическую линию поведения, легли в основу внешнеполитической деятельности государства Ватикан. Примечательная черта католической социальной доктрины состоит в том, что ее идеологи концентрируют внимание на том, чего не должно быть. В этой связи подвергаются рассмотрению и критике основы -•#• капиталистической общественной системы. Причем за последние сто лет такая критика шла по нарастающей. Еще энциклика «Рерум новарум» содержала описание ужасающей картины нищеты и эксплуатации беднейших слоев населения на фоне концентрации капитала в руках немногих отдельных лиц. Последняя энциклика «Центесимус аннус», продолжая эту традицию, предельно четко констатирует, что негуманные стороны капитализма далеко еще не исчезли. Из анализа положения дел в развитых капиталистических странах в энциклике делается вывод, что следует избегать риска полагать, будто в этой системе ничего не нужно менять, ибо эта система не решила проблему качества жизни, потребления. Какие же стороны капиталистической системы, по мнению Иоанна Павла II, подлежат улучшению? Прежде всего это исключение опасности злоупотреблений и эгоизма собственников. Энциклика «Центесимус аннус» исходит из того, что права человека предусматривают «всеобщее предназначение земных благ» и потому обладание собственностью не является абсолютным правом в том смысле, что собственность не должна наносить какой-либо ущерб тем, кто не является ее владельцем. Далее, энциклика высказывается против абсолютизации рынка, ибо одних лишь рыночных механизмов недостаточно для нормального функционирования природной и человеческой среды. Поэтому рыночный механизм должен постоянно находиться под контролем общества и государства. Важное место в социальной доктрине католицизма занимают проблемы социальных конфликтов. В документы церкви вошло понятие «классовая борьба», причем церковь признает неизбежность возникновения социальных конфликтов и заявляет, что не намерена их осуждать. Признавая право трудящихся на забастовку, все же наиболее приемлемым методом социальной защиты трудящихся католическая доктрина считает политику реформ. В последние десятилетия позиция церкви по отношению к рабочему движению все больше смещается в сторону его поддержки. Можно сказать, что в последнее время произошел существенный поворот в подходе католической церкви к проблеме человека. Если еще^недавно человеку как творению Всевышнего отводилась преимущественно пассивная роль, то энциклика «Центесимус аннус» возвышает свой голос против какого-либо «оттеснения человека на периферию общества», против любых форм его отчуждения. В этой связи закономерным является усиление внимания католицизма к защите прав человека. Хотя основными среди них провозглашаются религиозные свободы, тем не менее церковь высказывается в поддержку всего комплекса прав человека в том виде, как они сформули- рованы в соответствующих документах ООН и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Это означает, что официальный католицизм впервые признал принцип свободы совести, равноправие религий, вероисповеданий и даже атеизма. С некоторых пор социальные документы католицизма стали выражать отношение к проблеме демократии. Раньше само понятие «демократия» в католической доктрине не употреблялось. Признание источником власти народа — «демоса» — противоречило христианскому постулату о том, что таким источником является Бог. Не отказываясь от этого постулата, католицизм сумел опосредованным образом ввести в свой понятийный словарь новый для себя термин. Поэтому в «Центесимус аннус» можно найти рассуждения о том, что церковь ценит демократическую систему в той мере, в какой эта система дает гражданам право политического выбора и гарантирует им возможность избирать и контролировать правителей или, если понадобится, менять их мирным путем. В то же время, видя издержки нынешней демократии, церковь заявляет о том, что она не станет потворствовать «образованию небольших правящих группировок, которые узурпируют государственную власть в своих интересах или в идеологических целях» [86. С. 55].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|