Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Научная и наивная картины мира




Понятие «научная картина мира» активно используется в языкознании и философии с конца XIX в. Специальный анализ его содержания стал проводиться более или менее систематически с 60-х гг. ХХ в. (что было вызвано переворотом в научном сознании, последовавшем вслед за грандиозными научными открытиями), но до сих пор однозначное его понимание не достигнуто. Вероятно, это связано с объективной размытостью, неопределённостью самого понятия, занимающего промежуточное положение между собственно-философским и естественнонаучным уровнем обобщения и отражения результатов, методов и тенденций развития научного познания.

Существует общенаучная картина мира и картины мира отдельных наук: физическая, химическая, биологическая, астрономическая и т.д.; с точки зрения каких-то господствующих, просто авторитетных в то или иное время представлений, методов, стилей мышления - вероятностно-статистическая, эволюционистская, системная, информационно-кибернетическая, синергетическая и т.п. картины мира. В мировоззренческом и методологическом отношении научные картины мира выполняют функции связующего звена между философией и отдельными науками, специальными научными теориями.

Научная картина мира включает в себя важнейшие достижения науки, создающие определённое понимание мира и места человека в нём. В неё не входят более частные сведения о свойствах различных природных систем, о деталях самого познавательного процесса. При этом научная картина мира не является совокупностью общих знаний, она являет собой целостную систему представлений об общих свойствах, сферах, уровнях и закономерностях природы. Научная картина мира в отличие от строгих теорий обладает необходимой наглядностью, характеризуется сочетанием абстрактно-теоретических знаний и образов, создаваемых с их помощью моделей. Наиболее показательные особенности различных картин мира выражаются в присущих им парадигмах (определённых стереотипах в понимании объективных процессов и способов их познания, интерпретации), стилях мышления и т.п. Таким образом, научная картина мира - это «особая форма систематизации знаний, преимущественно качественное обобщение и мировоззренческо-методологический синтез различных научных теорий» [17, 127].

Научное восприятие мира, также как и другие картины мира, менялось вместе с человеческим сознанием и оказывая влияние на него. Древние греки не делали различий между философией, наукой и религией. Они стремились постичь истинную природу вещей, которую они называли «физис» (отсюда название науки физики). Затем школа элеатов вырабатывает концепцию Божественного Принципа, неизменного Бытия, управляющего этим миром, обозначив таким образом разрыв материального и духовного, рационального и интуитивного. Научные знания были систематизированы Аристотелем, и созданной им моделью вселенной пользовались на протяжении двух тысяч лет. Развитие науки возобновляется в эпоху Возрождения, в конце XV в. Началось «истинно научное изучение природы путём экспериментальной проверки умозрительных гипотез» [8, 4]. Семнадцатый век знаменуется появлением классической механики Исаака Ньютона. Научное познание становилось всё более рациональным. Устои классической механики пошатнулись в XIX в., когда были открыты электромагнитные явления. Но настоящий переворот в науке произошёл в ХХ в., когда появились квантовая физика и теория относительности, трёхмерное пространство и одномерное время оказались единым четырехмерный пространственно-временным континуумом, масса и энергия взаимосвязаны, волновое и корпускулярное движение, в известном смысле, объединяются, характеризуя один и тот же объект, наконец, вещество и поле взаимопревращаются. Поэтому в настоящее время предпринимаются попытки создать единую теорию всех взаимодействий. Современная наука знает четыре фундаментальных вида взаимодействий между микромиром, макромиром и мегамиром: сильное, электромагнитное, слабое и гравитационное. Все эти открытия, безусловно, влияют на наши представления о картине мира. Мы больше не воспринимаем окружающий мир как гигантский агрегат, составленный из неделимых атомов и управляемый извне некой идеальной силой - сегодня естествознание представляет окружающий материальный мир нашей Вселенной однородным, изотропным и расширяющимся. Более того, современные научные воззрения оказались очень сходными с воззрениями восточных философских систем, что убедительно доказал Ф. Капра в своей работе «Дао физики» [8, 3].

Влияет ли научное познание на язык? Безусловно. К примеру, такое свойство языка как инертность позволило сохранить выражения «до мельчайшего атома» (доставшееся нам в наследство от эпохи Демокрита, когда атом считался неделимым), «на краю Земли», «солнце закатилось (взошло)», и т.д. С проблемой отражения научного познания в языке столкнулись физики в конце ХХ в.: «В результате открытий в новой области физики были вынуждены признать, что человеческий язык абсолютно не годится для описания атомной и субатомной действительности. Из квантовой теории и теории относительности, которые являются двумя столпами современной физики, следует, что эта действительность не подчиняется законам классической логики» [8, 9].

Однако научный способ познания, как мы знаем, далеко не единственный. Существуют ещё ненаучный и вненаучный способы познания. Знания и представления, полученные при помощи этих способов, формируют так называемую «наивную картину мира». Воркачёв С.Г. определяет наивную картину мира как «облик мира, отражающий интерпретацию человеком действительности на основе знаний, представлений и ассоциаций, приобретённых в процессе чувственно-эмпирического познания окружающего мира, и закреплённый в языке» [ист. 10]. И далее: «Подвергаемая оценке и обработке с точки зрения здравого смысла, [наивная картина мира] входит в обыденную и научную картины мира, как неотъемлемая часть, как первоисточник любых знаний, полученных в процессе чувственно-практического освоения действительности человеком» [там же]. Формой существования наивной картины мира является язык. Наивная геометрия, наивная физика, психология, философия и пр., отражающие материальный и духовный опыт этноса, отмечены национально-культурной спецификой и противостоят соответствующим научным геометрии, физике, психологии, философии и пр. в той мере, в которой лексическое значение противостоит понятию. Таким образом, наивная картина мира складывается как ответ на, главным образом, практические потребности человека, как необходимая когнитивная основа его адаптации к миру.

Наивная картина мира обладает свойствами диалектичности, консервативности, антропоцентричности, субъективности и выполняет мировоззренческую, гносеологическую, интегративную и коммуникативную функции, связывая друг с другом людей и объекты мира. Наивная картина мира также отличается прагматичностью, но прагматичностью особого рода. Претендуя на абсолютную истину, знания данного типа могут сколь угодно уходить от того, что посчитала бы объективной истиной традиционная наука. Их критерием выступает не формально-логическая непротиворечивость, а сама по себе целостность и универсальность модели, её способность служить объясняющей матрицей для структурирования опыта.

Язык, будучи формой выражения наивной картины мира, тем не менее своей картины мира не создаёт. Фиксируя коллективные стереотипные эталонные представления, он объективирует интерпретирующую деятельность человеческого сознания и делает её доступной для изучения. Таким образом, язык отражает лишь способ представления (концептуализации) этого мира национальной языковой личностью, и этот способ носит название «языковая картина мира».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...