Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тут наверное нужно своими словами, либо я не нашёл




15. Геострофический ветер. Барический закон ветра в свободной атмосфере. Силы, действующие на воздушную частицу в атмосфере.

 

Геострофический – ветер, дующий вдоль изобар, под действием силы барического градиента и силы Кориолиса.

Барический закон ветра.

Геострофический ветер дует вдоль изобар, оставляя низкое давление слева (в сев. п/ш)

 

 

Силы, действующие на воздушную частицу:

1.Сила барического градиента.

 

 

 
 


2. Сила Кориолиса

 

 

3.Сила трения: 4.Центробежная сила:

 

 

16. Барический закон ветра в приземном слое (слое трение) и его метеорологические следствия в циклоне и антициклоне.

 

Барический закон ветра в слое трения: под действием трения ветер отклоняется от изобары в сторону низкого давления (в сев. полушарии - влево) и уменьшается по величине.

Итак, согласно барическому закону ветра:

В циклоне циркуляция осуществляется против часовой стрелки, у земли (в слое трения) наблюдается сходимость воздушных масс, восходящие вертикальные движения и формирование атмосферных фронтов. Преобладает облачная погода.

В антициклоне – циркуляция против часовой стрелки, расходимость воздушных масс, нисходящие вертикальные движения и формирование крупномасштабных (~1000 км) приподнятых инверсий. Преобладает безоблачная погода. Слоистая облачность в подынверсионном слое.

 

17. Приземные атмосферные фронты (АФ). Их формирование. Облачность, особые явления в зоне Х и Т АФ, фронт окклюзии. Скорость движения АФ. Условия полетов в районе АФ зимой и летом. Какова средняя ширина зоны обложных осадков на Т и Х АФ? Назовите сезонные различия ОЯП на ХФ и ТФ. (см. Богаткин с.159 – 164).

 

Приземные атмосферные фронты АФ – узкая наклонная переходная зона между двумя воздушными массами с разными свойствами;

Холодный воздух (более плотный) лежит под теплым

Длина зон АФ – тысячи км, ширина – десятки км, высота – несколько км (иногда до тропопаузы), угол наклона к земной поверхности – несколько угловых минут;

Линия пересечения фронтальной поверхности с земной поверхностью называется линией фронта

Во фронтальной зоне скачком изменяется температура, влажность, скорость ветра и др. параметры;

Процесс образования фронта – фронтогенез, разрушения – фронтолиз

ХФ

• скорость движения 30-40 км/ч и более

• приближение нельзя (чаще всего) заметить заранее – все облака за линией фронта

• характерны ливневые осадки с грозами и шквалистым ветром, смерчи;

• облака сменяют друг друга в последовательности Ns, Cb, Аs, Cs (на повышение яруса);

• зона облаков и осадков в 2-3 раза меньше, чем у ТФ – до 300 и 200 км, соответственно;

• ширина зоны обложных осадков – 150-200 км;

• высота НГО – 100-200 м;

• на высоте за фронтом ветер усиливается и поворачивает влево - сдвиг ветра!

• для авиации: плохая видимость, обледенение, турбулентность (особенно в ХФ!), сдвиг ветра;

• полеты запрещены до прохождения ХФ.

ХФ 1 рода – медленно двигающийся фронт (30-40 км/ч), отн.широкая (200-300 км) зона облачности и осадков; высота верхней границы облаков зимой мала – 4-6 км

ХФ 2 рода – быстро двигающийся фронт (50-60 км/ч), ширина облачности узкая – несколько десятков км, но опасны развитыми Cb (особенно летом - с грозами и шквалом), зимой – сильные снегопады с резким кратковременным ухудшением видимости

 

Теплый АФ

• скорость движения меньше, чем у ХФ- < 40 км/ч.

• приближение можно заметить заранее по появлению на небе перистых, а затем перисто-слоистых облаков, а затем Аs, St, Sc с НГО 100 м и менее;

• Плотные адвективные туманы (зимой и в переходные сезоны);

• основа облачности – слоистые формы облаков, образованные в результате подъема теплого в-ха со скоростью 1-2 см/с;

• обширная зона обложных о садков – 300-450 км при ширине зоны облачности около 700 км (максимальны в центральной части циклона);

• на высотах в тропосфере ветер усиливается с высотой и поворачивает вправо – сдвиг ветра!

Особенно трудные условия для полетов создаются в зоне 300-400 км от линии фронта, где облачность низкая, видимость ухудшена, возможность обледенения зимой, летом – грозы (не всегда).

Фронт окклюзии объединение теплой и холодной фронтальных поверхностей
(зимой особенно опасен обледенением, гололед, ледяной дождь)

Для дополнения почитайте учебник Богаткин с.159 – 164.

 

18. Факторы общей циркуляции атмосферы. Классификация процессов ОЦА: глобальный, синоптический масштаб, мезомасштаб, микромасштаб, масштаб конвективных облаков. Основные элементы: (центры действия, циклоны, антициклоны, гребни, ложбины, седловины, муссоны, пассаты, внутритропическая зона конвергенции, тропический пояс повышенного давления, струйные течения, тропические циклоны).   Факторы, формирующие ОЦА: 1) неравномерность притока солнечной радиации на разных широтах и в разные сезоны; 2) вращение Земли и действие силы Кориолиса; 3) орографическая неоднородность земной поверхности (горы, моря, покрытые льдом поверхности). Характерные масштабы движений в атмосфере:
  • Глобальный масштаб - Δt~14 сут; l~104км (ультрадлинные волны).
  • Синоптический масштаб - Δt~(1-7) сут; l~(1000-3000) км (циклоны, антициклоны).
  • Мезомасштаб: Δt~(1-12)ч; l~(10-100) км (бризы, смерчи, местные ветры).
  • Микромасштаб: Δt <мин; l< 600 м (турбулентность, гравитационные волны)
  • Масштаб конвективных облаков: мин<Δt<1ч; l~(1-10) км (конвект. облака)
Основные элементы ОЦА: 1) Зональная циркуляция вдоль круга широты, преобладающая в полярных и умеренных широтах (западный перенос до средней стратосферы (велопаузы), выше – восточный перенос летом). 2) Пассаты - устойчивые ветры восточных направлений, дующие в течение всего года над океанами в тропических широтах (средняя скорость 3 м/с) Антипассаты – устойчивые ветры западных направлений в верхней тропосфере и нижней стратосфере тропиков в Северном полушарии (северо-западные – в Южном п/ш). Формируют условную ячейку Гадлея (только в среднем (!), в действительности система движений более сложная и изменчивая) 3) Конвергенция – сходимость воздушных масс, приводящая в экваториальной области к подъему воздуха и формированию мощных облачных систем вертикального развития (Cb) 4) Муссоны – сезонные ветры, порождаемые неравномерным нагреванием поверхности океанов и континентов. Летние муссоны направлены с океана на сушу, зимние – с суши на океан. Муссоны наблюдаются в районах, где положение циклонов и антициклонов обладают сезонной устойчивостью - например, в тропиках в бассейне Индийского океана, Северной Австралии, экваториальной Африке. Летний муссон приносит влажный экваториальный воздух, обильные дожди (75% годовой нормы) и снижение температуры. Летний муссон приносит влажный экваториальный воздух, обильные дожди (75% годовой нормы) и снижение температуры. Зимний – ослабление или прекращение осадков. 5) Климатологические(главные) фронты и струйные течения (планетарные высотные фронтальные зоны – ПВФЗ), разделяющие ВМ с различными свойствами: арктическую и умеренную ВМ – арктический фронт; умеренную и тропическую ВМ – полярный (умеренный) фронт. 6) Циклоническая деятельность (ЦД) - возникновение, развитие и перемещение циклонов. Условия для ЦД (запас потенциальной энергии в атмосфере) возникают в районе ПВФЗ при наличии СТ В своем развитии внетропические циклоны проходят стадии: 1) волны; 2) молодого циклона; 3) максимального развития; и 4) заполнения. С циклонами связаны приземные атмосферные фронты 7) Тропический циклон- это область пониженного давления (до 950 гПа в центре) малой площади – диаметр d=300-800 км; большие градиенты давления – grad p=20 гПа/0широты; скорости ветра - v= 40-50 м/с, порывы до 100 м/с; вертикальный размер – 12-16 км (до тропической тропопаузы). Очень опасны для авиации! Их прогноз осуществляется по наблюдениям с ИСЗ, ВС, методами радиолокации, ВС обходят их на S >30 км. 8) Центры действия атмосферы. Постоянные: Исландская и Алеутская депрессии, Азорский и Гонолульский (Гавайский) антициклон, Арктический и Антарктический а/ц, субтропические антициклоны, экваториальная ложбина;   сезонные – зимний Азиатский и Канадский антициклоны (давление повышается над материками зимой и понижается летом)   19. Аэродромные метеонаблюдения (с помощью шаров-пилотов, метеорологических радиолокаторов, КРАМС). Что наблюдают, как часто. (см. НМО 95) При каком значении нижней границы облачности проводятся специальные наблюдения в аэропортах?     Наблюдения за ветром на высотах с помощью шаров-пилотов проводятся аэродромными метеорологическими органами в период полетов через каждые 3 ч, а также в другие сроки при необходимости. По данным наблюдений определяется направление и скорость ветра на высоте 100 м и на уровне аэродромного круга(ов) полетов.   Шаропилотные наблюдения не проводятся при одном или нескольких из указанных ниже условий:   • облачность или вертикальная видимость ниже 150 м; • скорость ветра у поверхности земли более 15 м/с; • температура воздуха ниже -30°С или выше +40°С; • наблюдаются осадки в жидкой или смешанной фазах, исключающие возможность использования оптического теодолита; • при грозе над аэродромом.   Выпуск шаров-пилотов на аэродроме производится по согласованию с органом УВД. При невозможности определения характеристик ветра на высоте круга инструментальным способом:   • используются данные бортовых измерительных систем; • аэродромные метеорологические органы с синоптической частью обеспечивают предоставление прогностических данных.   Радиолокационное наблюдение обычно проводят или в ближней на расстоянии до 30-40 км от расположения МРЛ, или в дальней зоне на расстоянии до 300 км. В этих зонах по особенностям структуры вертикального и горизонтального радиоэха качественно определяется форма облачности и измеряются некоторые количественные характеристики. Обнаруженные при радиолокационных наблюдениях облака в зависимости от сопутствующих явлений погоды подразделяются а 3 группы: • градоопасные облака и грозовые облака с градом; • грозоопасные облака и ливневый дождь с грозой; • негрозоопасные конвективные облака и ливни. Количество осадков, выпавших за определённый период времени, можно определить по типу радиоэха и его высоте, используя статические данные, а прогноз осадков, гроз и града основывается на использовании принципа перемещения этих явлений вместе с зоной радиоэха облачности. Заблаговременность прогноза может колебаться от 1 до 12 ч., однако наилучшие результаты получаются при сроке прогноза до 3 ч КРАМС - Комплексные радиотехнические автоматические метеостанции, позволяющие автоматически измерять и обрабатывать информацию о 20 метеопараметрах в аэропортах. На станции измерение метеорологических величин может производиться через 30с, что соответствует международным требованиям. Очень важная задача, решаемая с помощью КРАМС – составление телеграмм. Это позволяет избежать многих ошибок при кодировании. Может производить наблюдение и выдачу информации по запросам. Для автоматических измерений метеорологических параметров: температуры воздуха, относительной влажности воздуха, скорости и направления ветра, атмосферного давления, высоты облаков, метеорологической оптической дальности их обработки, отображения на дисплее, формирования метеорологических сообщений, их регистрации и архивации, для обеспечения метеорологической информации службы управления воздушным движением, с целью обеспечения безопасности взлета и посадки воздушных судов на аэродроме.   Специальные наблюдения и другие нерегулярные наблюдения проводятся в случаях, когда аэродромный метеорологический орган, обеспечивающий Полеты в районе УВД, через который следует воздушное судно, запрашивает определенные данные.   20. Наблюдения с борта ВС.   НАБЛЮДЕНИЕ С БОРТА ВОЗДУШНОГО СУДНА - Оценка одного или нескольких метеорологических элементов, произведенная на борту воздушного судна, находящегося в полете. Метеорологические наблюдения, проводимые с борта воздушных судов, используются для получения информации об условиях погоды над районами, недостаточно освещенными обычными наземными метеонаблюдениями, а также для получения информации о наличии сильной турбулентности, обледенения, сдвига ветра и других явлений, которые могут оказать неблагоприятное влияние на безопасность полетов ВС. Метеорологические органы по данным наблюдений с борта воздушных судов (в комплексе с информацией, получаемой из других источников) обеспечивают слежение за изменениями метеорологической обстановки и составление коррективов к прогнозам и предупреждений по маршрутам и районам полетов. Наблюдения с борта воздушных судов подразделяются на следующие виды: • наблюдения на этапе набора высоты снижения; • наблюдения при полете по воздушной трассе или району выполнения авиационных работ; • специальные и другие нерегулярные наблюдения с борта; • наблюдения по форме AIREP при выполнении международных полетов. Экипажи воздушных судов во время набора высоты (снижения) сообщают данные о высоте нижней и верхней границы облаков, наличии обледеневая, турбулентности, сдвига ветра, а также ветре на 100 м и высоте круга. Указанные сведения передаются диспетчеру при наборе высоты после достижения безопасной высоты или во время снижения. В тех случаях, когда аэродромным метеорологическим органом выпущено предупреждение о сдвиге ветра в зонах набора высоты или захода на посадку, который фактически не наблюдается, экипаж воздушного судна сообщает об этом диспетчеру УВД по возможности в кратчайший срок. Наблюдения при полете по воздушной трассе или в районе выполнения авиационных работ Указанные наблюдения проводятся во всех случаях, когда имеют место сильная турбулентность, обледенение или другие условия (явления), которые по мнению командира ВС могут влиять на безопасность полетов других воздушных судов. Информация о наличии указанных условий и явлений передается сразу после их обнаружения. Регистрация данных бортовых наблюдений Данные наблюдения с борта воздушного судна регистрируются на специальном бланке "Бортовая погода", если экипаж воздушного судна был обеспечен таким бланком перед вылетом. Сообщения с борта воздушных судов, получаемые аэродромным метеорологическим органом через орган УВД, регистрируются в специальном журнале. Послеполетное сообщение По прибытии воздушного судна на аэродром заполненный бланк "Бортовая погода" (или в форме AIREP в случае международного полета) передается экипажем аэродромному метеорологическому органу. Командир ВС или один из членов летного экипажа представляет устную информацию о метеорологических условиях, наблюдавшихся во время полета, которая регистрируется метеорологом в специальном журнале.   21. ПВФЗ, Струйные течения и условия полетов в зонах СТ (расположение облачности, зон болтанки, навигационное значение).   Планетарная высотная фронтальная зона (ПВФЗ) Высотная фронтальная зона, т. е. зона увеличенных горизонтальных градиентов температуры и давления в средней и верхней тропосфере, имеющая большое протяжение в умеренных или субтропических широтах. Иногда можно ее обнаружить на картах барической топографии вокруг всего полушария, но чаще представление о П. В. Ф. 3., огибающей все полушарие, является результатом схематизации. С П. В. Ф. 3. в тропосфере связана поверхность главного фронта или система таких поверхностей, располагающихся последовательно, а в верхней тропосфере и нижней стратосфере — струйные течения.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...