Организация налоговой службы и распределение полномочий в сфере налогообложения
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ДВФУ)
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ АТР
Факультет международных отношений
Кафедра международных экономических отношений
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Финансы»
Специальность 080102.65Мировая экономика
на тему «Финансовая система Китая»
Выполнила студентка гр. 1137Б
_______________К.Р.Федотова
Проверил преподаватель, к.э.н.
_______________ Т.С. Наумова
__________________________
зачтено/незачтено
г. Владивосток
Оглавление
Введение........................................................................................................... 3
1 Бюджетная система..................................................................................... 4
2 Налоговая система....................................................................................... 6
2.1 Виды налогов........................................................................................ 6
2.2 Налоговое законодательство................................................................ 7
2.3 Организация налоговой службы и распределение полномочий в сфере налогообложения........................................................................................ 8
2.4 Краткая характеристика основных видов налогов...................................12
2.4.1 Налог на добавленную стоимость………………………………………………………………………………..12
2.4.2Потребительский налог……………………………………………………………………………………..14
2.4.3 Предпринимательский налог……………………………………………....16
2.4.4 Налог на прибыль предприятия……………………………………….......17
2.4.5 Налог на прибыль предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий……………………………………………………………..18
2.4.6 Налог на доходы с физических лиц……………………………………….20
3 Денежно-кредитная система…………………………………………………..22
3.1. Денежная система………………………………………………………..22
3.2. Банковская система………………………………………………………24 Заключение………………………………………………………………… …...31
Список литературы ……………………………………………………………..32
Введение
Китай – признанный лидер среди стран догоняющего развития, как по темпам роста, так и по роли в мировой экономике. За три десятилетия реформ начиная с 1979 г. ВВП КНР вырос почти в 15 раз, а среднедушевые доходы населения – в 7,5 раз. Так сейчас ВВП Китая по обменному курсу составляет 4,8 трлн долларов, а ВВП, рассчитанный по паритету покупательной способности, за последние 10 лет вырос, согласно оценкам ЦРУ, с 4,8 трлн долларов до 8,8 трлн долларов. Страна по этому показателю стала третьей в мире после ЕС(14,5 трлн) и США(14,3 трлн). Таким образом, на сегодняшний день Китай является второй по мощи экономической державой после США. Экономические успехи обусловлены в том числе и особенностями организации финансовой системы КНР, которая претерпела огромный ряд изменений за последние 30 лет. Цель данной работы - рассмотреть структуру и выявить особенности управления, организации и функционирования финансовой системы КНР. Для написания работы были использованы публикации в периодических изданиях, на интернет-ресурсах, а также нормативные акты.
Бюджетная система
Развитие бюджетной системы КНР связано с экономическими реформами, проводимыми с конца 70-х. Либерализация экономики по-китайски проявилась в переходе от подрядных отчислений к налоговым формам выполнения бюджетных обязательств. Сначала это вводилось в порядке эксперимента. Создаваемая в 80-х налоговая система основывалась на разветвленном способе налогообложения государственных, коллективных и частных предприятий, а также на льготной системе налогообложения для предприятий с долей иностранного капитала. Нужно отметить и такой факт, что система до реформы не принимала в расчет личные доходы и имущество граждан ввиду их мизерности.
Бюджетная система КНР сегодня состоит из пяти уровней.[1](Рисунок 1)
Рисунок 1– уровни бюджета КНР
Основными источниками бюджетных доходов являются налоги, разделяемые на местные, центральные и совместные. Совместными налогами являются: налог на добавленную стоимость, налог на потребление (уплачивается импортерами и производителями алкоголя, табака, автомобилей и так далее – акциз), налог на деловую активность (со сферы услуг: транспорт, строительство, телекоммуникации, страхование и т. д.).
Главный же вклад в казну вносит НДС, разделенный между местными и центром в отношении 75:25. Местные власти, имея собственную налоговую базу, несут ответственность за инвестиции в основные фонды, за социальную сферу, инфраструктуру, а также содержат полицию. Местным властям (как впрочем, и центру) определенный доход приносят внебюджетные поступления, отчисляемые, главным образом, с прибыли государственных предприятий. В отличие от бюджетных поступлений местного уровня, внебюджетные доходы не подлежат отчислению в центр, хотя последний имеет право обложить их налогами в свою пользу. Около 75% внебюджетных фондов представляют собой доход государственных предприятий, оставшийся у них и их вышестоящих государственных организаций на центральном, либо местном уровнях; при этом по крайней мере 30% внебюджетных средств используются государством для финансирования бюджетных расходов. К внебюджетным фондам относятся такие, как фонд строительства объектов энергетики и транспорта и фонд жилищного строительства.
Немаловажным фактором китайской ситуации является отсутствие значительной нагрузки на государство в виде программ социальной поддержки. Де-факто отсутствуют государственное пенсионное обеспечение, а также программы социального страхования, в том числе медицинского. Это бремя на себе несут конкретные предприятия государственного сектора, и именно этот фактор является одной из основных причин их убыточности. Высокие темпы экономического роста привели к снижению относительной величины государственных расходов. Даже в условиях отсутствия значимой социальной нагрузки государственный бюджет несет на себе значительное бремя поддержки государственного сектора экономики, и на протяжении всех лет реформ объем государственного финансирования экономики увеличивался. В целом за годы реформ в КНР доля "видимых" государственных расходов в ВВП постоянно падала – с 38% в 1982 году до 17% в 1996 году. Темпы прироста государственных расходов были отрицательными только в 1980 – 1981 гг. и значительно отставали от темпов роста ВВП в 1986 – 1988 гг. Ситуация начала меняться в сторону роста государственных расходов только после налоговой реформы 1994 года. С 1996 года темпы роста бюджетных расходов уже опережают темпы роста ВВП. [2]
Налоговая система
Налоговые поступления – основной источник доходов бюджета в Китае. На сегодня, налоговые доходы Китая составляют около 95 процентов финансовых доходов страны и служат самым главным источником поступлений госбюджета Китая. Финансовые ресурсы, аккумулируемые государством посредством налогов, направляются на поддержку развития сельских районов, охрану окружающей среды и экологическое строительство, содействие развитию социальной сферы.
Следует отметить, что это важный экономический инструмент, используемый государством в целях макроэкономического регулирования и напрямую влияющий на процесс экономического и социального развития Китая. Эта система играет неоценимую роль в деле обеспечения доходных поступлений бюджета, дальнейшего роста степени внешней открытости и продвижения поступательного, ускоренного и здорового развития народного хозяйства Китая.
Виды налогов
На сегодня, налоговая система Китая состоит из 25 видов налогов, которые по признаку их природы и функций могут быть объединены в 8 групп.
Таблица 1
№
| Группа налогов
| Виды налогов
| Объект налогообложения
|
1.
| Налоги с оборота
| *НДС; *налог на потребление (налог с продаж); *налог на предпринимательскую деятельность.
| Объемы оборотов или реализации у налогоплательщиков в сфере производства, реализации или обслуживания
|
2.
| Налоги с дохода
| *налог на прибыль предприятий (предприятия, находящиеся в государственной и коллективной собственности, а также частные предприятия, предприятия совместного хозяйствования, акционерные предприятия; * налог на прибыль предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий; * подоходный налог с физических лиц.
| Прибыль, полученная производителем или посредником, а также личные доходы физических лиц.
|
3.
| Налоги за пользование ресурсами
| * налог за пользование природными ресурсами (природная рента); * налог за пользование землями городов и городских районов (земельный налог).
| Природные ресурсы, находящиеся в государственной собственности.
|
4.
| Налоги специального назначения
| * налог на поддержание городского строительства; * налог на занимаемые пахотные угодья; * налог на инвестиции в недвижимость; * налог на передачу оцениваемой недвижимости.
|
|
5.
| Имущественные налоги
| * налог с владельцев домов; * налог на городскую недвижимость; * налог на имущество, переходящее в порядке наследования (до настоящего времени не введен).
|
|
6.
| Налоги и сборы, взимаемые при совершении определенных действий (операций)
| * налог на использование автотранспорта и судов; * налог на использование регистрационных номеров транспортных средств и судов; * гербовый сбор; * пошлина при продаже жилой недвижимости; * налог на забой скота; * налог на банкеты; * налог с оборота ценных бумаг (до настоящего времени не введен).
| Соответствующие действия (операции) налогоплательщика.
|
7.
| Сельскохозяйственные налоги
| * сельскохозяйственный налог (включая налог с сельскохозяйственной деятельности); * налог на животноводство
| Доход от земледелия или животноводческой деятельности.
|
8.
| Таможенные пошлины
|
| Товары и другие объекты, импортируемые в Китай или экспортируемые из Китая.
|
Примечания:
Вопросы введения, функциональности и управления налогами на банкеты, на забой скота, на животноводство курируются местными правительствами.
2.2 Налоговое законодательство
На сегодняшний день, существуют следующие государственные органы, обладающие полномочиями разрабатывать налоговое законодательство и определять налоговую политику:
- Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) и его Постоянный комите т, с помощью которых непосредственно разрабатываются, принимаются, вводится в действие налоговые;
- Государственный совет, который в свою очередь разрабатывает административные положения, правила и инструкции в области налогообложения (н-р: Порядок применения Закона КНР о подоходном налоге с физических лиц, Инструкция по применению Закона об управлении налогами и их взимании, Временная инструкция по НДС);
- Министерством финансов, Государственным налоговым управлением, Комитетом тарификации и классификации при Государственном совете и Главным таможенным управлением разрабатываются и принимаются нормативные документы в области налогообложения (н-р: Временные правила декларирование подоходного налога с физических лиц, Временная инструкция по НДС).
Процесс подготовки налогового законодательства состоит из 4-х этапов:
1. планирование нормативного документа;
2. рассмотрение закона;
3. утверждение закона с помощью голосования;
4. обнародование закона с помощью опубликования его текста.
Также законодательством КНР предусмотрено, что правовые акты могут разрабатываться и приниматься соответствующими органами управления на местах.
Организация налоговой службы и распределение полномочий в сфере налогообложения
Налогообложение в КНР осуществляется Главным налоговым управлением КНР (ГНУ КНР) посредством местных налоговых управлений. В Китае существует две параллельные системы налоговых органов: управления по центральным налогам, находящиеся непосредственно в подчинении ГНУ КНР, и управления по местным налогам, которые находятся подчиняются ГНУ КНР и местным народным правительствам провинциального уровня.(Рисунок 2) Управления по центральным налогам осуществляют сбор налогов, доход по которым поступает полностью в распоряжение центрального правительства (центральные налоги) либо распределяются между центральным и местными правительствами (совместные налоги). Управления по местным налогам осуществляют сбор налогов, которые поступают в распоряжение местных правительств (местные налоги).
Таблица 2 «Виды налогов и сборов, взимаемых государственными налоговыми органами КНР».
№ п/п
| Государственный налоговый орган
| Виды взимаемых налогов и сборов
|
1.
| Подразделения Государственного налогового управления
| *НДС; * потребительский налог; * предпринимательский налог; * налог на прибыль; * налог на прибыль предприятий центрального подчинения; * налог на поддержку городского строительства; * дополнительный 3%-ный предпринимательский налог, уплачиваемый финансовыми и страховыми компаниями; * налог на прибыль предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий; * налог на прибыль местных банковских и небанковских финансовых учреждений; * налог на прибыль предприятий нефтедобычи в районе континентального шельфа; * налог с оборота ценных бумаг (в настоящее время - гербовый сбор со сделок с ценными бумагами); * налог на прибыль совместных и акционерных предприятий, капитал которых сформирован за счет вкладов предприятий и учреждений центрального и местного подчинения; * штрафы за просрочку уплаты налога; * недоимка и другие штрафы по центральным налогам.
|
2.
| Местные налоговые бюро
| * налог на прибыль с местных государственных, коллективных и частных предприятий; * предпринимательской налог; * подоходный налог с физических лиц; * налог на поддержку городского строительства (за минусом части, взимаемой ГНУ); * налог за пользование природными ресурсами; * налог за пользование землями городов и городских районов; * налог на занимаемые пахотные угодья; * регулирующий налог на инвестиции в недвижимость; * налог с владельцев домов; * налог на передачу оцениваемой недвижимости; * налог на городскую недвижимость; * налог на использование автотранспорта и судов; * налог на использование регистрационных номеров транспортных средств и судов; * гербовый сбор; * пошлина при продаже недвижимости; * налог на забой скота; * сельскохозяйственный налог; * налог на животноводство; * местные добавочные налоги (к сельскохозяйственному налогу и налогу на животноводство); * налог с имущества, переходящего в порядке наследования; * налог на банкеты; * штрафы за просрочку уплаты местных налогов; *недоимка и другие штрафы.
|
3.
| Финансовые управления местных правительств
| * * пошлина при продаже недвижимости; * сельскохозяйственный налог; * налог на животноводство; * налог с занимаемых пахотных угодий; * местные добавочные налоги (ко всем вышеперечисленным налогам).
|
4.
| Главное таможенное управление
| * НДС и потребительского налога на стадии импорта и экспорта; * таможенные пошлины; * импортные пошлины с багажа прибывающих пассажиров и с частных почтовых отправлений.
|
Распределение доходных поступлений между центральным и местными правительствами:
Виды налоговых поступлений, которые утверждены Государственным советом, а именно правилами распределения доходов КНР:
1.центральные налоговые доходы;
2.местные налоговые доходы;
3.общие доходы Центрального и местных правительств.
Таблица 3 Центральные и местные налоговые доходы Китая
№ п/п
| Налоговые поступления
| Виды налогов
|
1.
| Центральные налоговые доходы
| * НДС, взимаемый таможней; * потребительский налог; * таможенные пошлины.
|
2.
| Местные налоговые доходы
| * подоходный налог с физических лиц; * налог на городскую недвижимость; * регулирующий налог на инвестиции в недвижимость; * налог на передачу оцениваемой недвижимости; * налог с владельцев домов; * налог на имущество, переходящее в порядке наследования; * пошлина при продаже недвижимости; * налог за пользование землями городов и городских районов; * налог за использование автотранспорта и судов; *налог на использование регистрационных номеров транспортных средств и судов; * налог с занимаемых пахотных угодий; * налог на банкеты; * сельскохозяйственный налог; * налог на животноводство; * налог на забой скота; * местные добавочные налоги (к сельскохозяйственному налогу и налогу на животноводство).
|
Таблица 4 «Общие налоговые доходы Центрального и местных правительств Китая»
№ п/п
| Виды налогов
| Поступления в бюджет Центрального правительства
| Поступления в бюджет местных правительств
|
1.
| НДС (внутри страны)
| 75%
| 25%
|
2.
| Предпринимательский налог
| Часть, консолидировано уплачиваемая железной дорогой, головными офисами определенных банков и страховых компаний плюс 3%-ный дополнительный предпринимательский налог, уплачиваемый финансовыми и страховыми компаниями.
| Остальная часть
|
3.
| Налог на прибыль предприятий
| Часть, консолидировано уплачиваемая железной дорогой, головными офисами определенных банков и страховых компаний плюс налог на прибыль, уплачиваемый предприятиями центрального подчинения плюс налог на прибыль, уплачиваемый местными банковскими и небанковскими финансовыми учреждениями.
| Оставшаяся часть
|
4.
| Налог на прибыль предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий
| Часть, уплачиваемая банками на иностранных инвестициях.
| Оставшаяся часть
|
5.
| Налог за пользование природными ресурсами
| Налог, уплачиваемый предприятиями нефтедобычи в районах континентального шельфа.
| Оставшаяся часть
|
6.
| Налог на поддержание городского строительства
| Часть, консолидировано уплачиваемая железной дорогой, головными офисами определенных банков и страховых компаний.
| Оставшаяся часть
|
7.
| Гербовый сбор
| 88% гербового сбора со сделок с ценными бумагами.
| Оставшаяся часть
|
Рисунок 2 Структура налоговой службы КНР
Воспользуйтесь поиском по сайту: