Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ, избираемым населением соответствующего региона.
Современная политико-правовая действительность, потребности государственного управления требуют непрерывной законодательной деятельности на региональном уровне. Вот почему федеральный законодатель установил обязательность формирования постоянно действующего органа законодательной власти на региональном уровне без каких-либо исключений.
Все основные вопросы организации и деятельности данных законодательных (представительных) органов регламентированы в их конституциях, уставах и законах. Субъекты РФ вправе самостоятельно определять число депутатов законодательного органа, его структуру и наименование с учетом исторических, национальных и иных традиций.
Наименования законодательных (представительных) органов государственной власти регионов неодинаковы. Несмотря на то что федеральный закон прямо не называет законодательный (представительный) орган субъекта РФ парламентом, в наименовании органов законодательной власти некоторых субъектов фигурирует данный юридический термин (Государственное собрание Республики Марий Эл – Парламент Республики Марий Эл, Народный хурал (Парламент) Республики Калмыкия, Парламент Республики Северная Осетия – Алания, Государственный Совет – Парламент Республики Татарстан). В названиях некоторых из них отражена законодательная функция (Законодательное собрание Краснодарского края, Законодательная дума Хабаровского края, Законодательное собрание Калужской области, Законодательное собрание Еврейской автономной области). В ряде регионов, созданных по национальному признаку, используются традиционные или этнические обозначения авторитетного представительного органа (Народный хурал Республики Бурятия, Государственное собрание – Курултай Республики Башкортостан, Великий хурал Республики Тыва).
С декабря 2010 г. федеральным законом установлен запрет на содержание в наименовании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ словосочетаний, составляющих основу наименований федеральных органов государственной власти.
Абсолютное большинство указанных законодательных органов имеет однопалатную структуру. Лишь в отдельных российских регионах существуют двухпалатные парламенты. Например, Законодательное собрание Свердловской области состоит из двух палат – Областной думы и палаты представителей, в Великом хурале Республики Тыва действуют палата представителей и Законодательная палата.
Численность депутатов также неодинакова. В среднем число депутатских мандатов составляет от 40 до 60. Вместе с тем в отдельных субъектах число парламентариев значительно выше. Так, Государственное собрание Республики Башкортостан, избранное в 2008 г. состояло из 120 депутатов.
Избранная в октябре 2012 г. Саратовская областная Дума состоит из 45 депутатов, это на 9 депутатов больше, чем было ранее. 22 депутата Саратовской областной Думы избраны по одномандатным округам, 23 – по партийным спискам.
С 2010 г. число депутатов регионального парламента должно определяется в зависимости от численности избирателей, зарегистрированных на территории конкретного субъекта РФ. Так, например, число депутатов должно составлять не менее 15 и не более 50 – при численности избирателей менее 500 тыс. человек, не менее 45 и не более 110 – при численности избирателей свыше 2 млн человек.
Законодательные (представительные) органы субъектов РФ избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком не более чем на пять лет. Чаще всего срок их полномочий установлен в четыре года.
В настоящее время федеральное законодательство установило единые требования к порядку организации и проведения выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ: как минимум половина состава депутатского корпуса регионального парламента либо половина состава одной из его палат должна формироваться на основе пропорциональной избирательной системы. Кроме того, с 1 января 2006 г. субъекты РФ вправе самостоятельно устанавливать избирательный барьер – минимальный процент голосов избирателей, необходимый для допуска к распределению депутатских мандатов, полученных списком кандидатов. Такой барьер не может превышать 7% от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, но к 2016 г. будет снижен до 5%.
Можно выделить следующие полномочия деятельности законодательного (представительного) органа власти субъекта РФ:
1) принятие конституции (устава) субъекта РФ и поправок к ним;
2) осуществление законодательного регулирования по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в пределах полномочий субъекта РФ;
3) заслушивание ежегодных отчетов высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) о результатах деятельности возглавляемого им органа, в том числе по вопросам, поставленным региональным парламентом;
4) осуществление иных полномочий, установленных Конституцией РФ, Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами регионального уровня.
Законодательный (представительный) орган власти является правомочным, если в его состав избрано не менее 2/3 от установленного числа депутатов. Порядок его работы закреплен в регламенте. Данный представительный орган избирает из своего состава председателя, несколько заместителей, которые руководят парламентской деятельностью и осуществляют внешнее представительство.
Органы представительной власти являются постоянно действующими, хотя и работают в сессионном порядке. Для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению этих органов, из числа депутатов создаются постоянные и временные комиссии (комитеты). Так, в Саратовской областной Думе пятого созыва работает девять комитетов.
Заседание законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50% от числа избранных депутатов. Правомочное заседание проводится не реже одного раза в три месяца. Как правило, региональные парламенты заседают ежемесячно.
В большинстве случаев заседания региональных парламентов проводятся открыто. Вместе с тем субъекты РФ вправе в своем законодательстве предусмотреть основания и порядок проведения закрытых заседаний.
Нормативные правовые акты, принимаемые региональным парламентом, подразделяются на два вида: законы и постановления.
Обязательным является принятие законов по таким важным вопросам, как:
– утверждение бюджета субъекта РФ;
– установление порядка проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта РФ;
– утверждение региональных программ социально-экономического развития;
– установление региональных налогов и сборов, а также порядка их взимания;
– утверждение бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ и отчеты об их исполнении;
– установление порядка управления и распоряжения собственностью субъекта РФ;
– утверждение, заключение и расторжение договоров субъекта РФ;
– установление порядка назначения и проведения референдума и выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, а также порядок выборов и отзыва высшего должностного лица региона (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти);
– установление административно-территориального устройства субъекта РФ и порядка его изменения;
– установление системы исполнительных органов государственной власти субъекта РФ;
– регулирование иных вопросов, относящихся в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ к ведению и полномочиям субъекта РФ.
Посредством принятия постановлений реализуются такие внутриорганизационные, учредительные и кадровые полномочия законодательного органа субъекта, как, например, утверждение парламентского регламента, назначение на должность и освобождение от должности отдельных должностных лиц субъекта РФ; утверждение соглашения об изменении границ субъектов РФ; назначение выборов высшего должностного лица субъекта РФ и голосования по его отзыву.
Важную роль в деятельности данного органа власти играют контрольные полномочия, заключающиеся в проверке соблюдения и исполнения принятых ими законов, исполнения бюджета и соблюдения установленного порядка распоряжения собственности республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
Законодательный орган государственной власти субъекта исполняет свои полномочия в течение всего срока, на который он избирается.
Вместе с тем полномочия законодательного органа государственной власти субъекта могут быть прекращены досрочно. В Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлен исчерпывающий перечень оснований досрочного прекращения полномочий. Согласно данному Закону досрочное прекращение полномочий этих органов возможно в следующих случаях:
– если будет принято решение о самороспуске;
– если представительный орган распускается высшим должностным лицом субъекта РФ в случае принятия им конституции (устава) и регионального закона, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу). Такие противоречия должны быть установлены соответствующим судом, а законодательный орган субъекта распускается, если не устранит их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения;
– в связи со вступлением в силу решения соответствующего суда общей юрисдикции о неправомочности данного состава депутатов законодательного органа, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.
Законодательный (представительный) орган может быть распущен Президентом РФ в единственном исключительном случае – если данный орган не отменил свой незаконный акт и не отреагировал на вынесенное Президентом РФ в связи с этим предупреждение. При условии, что в течение трех месяцев данный орган не принял мер по исполнению решения суда и не отменил незаконный акт, глава государства вправе внести в Госдуму проект федерального закона о роспуске законодательного органа субъекта РФ. Госдума в течение двух месяцев обязана рассмотреть данный законопроект. После вступления в силу федерального закона полномочия законодательного органа власти субъекта РФ прекращаются.
В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа субъекта РФ назначаются внеочередные выборы, которые проводятся не позднее чем через 120 дней со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|