Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Судебная власть и её место в системе других ветвей власти. Конституционные принципы правосудия




 

Судебная власть представляет собой разновидность государственной власти, имеющую свои особенности, переданную государством, уполномоченным государственным органам - судам, которая реализуется должностными лицами в виде выполнения ими функций осуществления правосудия с использованием в необходимых случаях силы принуждения.

 

Особенностью судебной власти является то, что, во-первых, осуществляется она специально созданными органами - судами, которые составляют единую судебную систему, на основе и строго в соответствии с процессуальным законом; во-вторых, выполнение требований суда и исполнение его решений обеспечивается силой государства; в-третьих, в осуществлении правосудия принимают участие представители народа.

 

Судебная ветвь власти представляет политический и правовой феномен, который адекватно отражает стремление к формированию правового государства, основанного на доктрине разделения властей. Обособление судебной власти от иных государственно-властных структур свидетельствует о серьезном продвижении государства к реализации принципа верховенства права, закрепляемых в нем идей свободы и справедливости.

 

Существование судебной власти, наряду с законодательной и исполнительной, является обязательным признаком демократического государства.Основное назначение судебной власти - охрана членов общества от любого произвола граждан и от неправильных действий государства, его органов, должностных лиц. Без осуществления подобной деятельности государство не может считаться правовым.

 

Обеспечивая разрешение возникающих в обществе конфликтов на основе права, подчинение закону всех субъектов общественной жизни судебная власть играет крайне важную роль в сдерживании и ограничении законодательной и исполнительной ветвей власти, осуществлении правового контроля над их деятельностью. Эта функция будет наиболее эффективна лишь в том случае, если судебная власть имеет возможность оценивать соответствие Конституции деятельности законодательной и исполнительной властей, признавать недействующими те их акты, которые противоречат основному закону.

 

Решения, принимаемые судебными органами в рамках своей компетенции, обязательны для всех государственных органов, должностных лиц и граждан. Судебные органы применяют разные виды государственного принуждения, в том числе наиболее жесткие (лишение и ограничение свободы). Правомерна характеристика судебной власти как формы социального регулирования в соответствующей сфере общественных отношений.

 

Судебной власти свойственен ряд специфических признаков, отличающих ее от иных властей. Один из них - исключительность судебной власти. Принцип разделения властей предполагает известную монополию на «свой» вид государственной деятельности каждой из властей. Однако известное переплетение функций между законодательной и исполнительной ветвями власти как исключение из правил все же возможно. Что же касается основной функции судебной власти, - осуществление правосудия, то она не может осуществляться каким-либо другим органом, кроме суда, ни при каких условиях. Это обстоятельство специально оговаривается в Конституции, в статье 118: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом», никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Присвоение полномочий суда является наиболее опасной формой посягательств на правопорядок, конституционный строй общества.

 

 

Специфика судебной власти заключена и в особой процедуре, процессуальной форме осуществления ее полномочий. Она является наиболее сложной формой юрисдикционной деятельности, детально регламентированной законом, и любые ее нарушения могут стать основанием для отмены приговора суда, решения по гражданскому или арбитражному спору.

 

Данная ветвь власти отличается единым статусом и особым режимом полномочий и деятельности судей, а также других специалистов суда.

 

Специфическим признаком судебной власти является неординарная система контроля за ее деятельностью. Он может быть только правовым контролем за законностью судебных решений и соблюдением судами процедуры их принятия. Это исключает вмешательство в отправление правосудия. Такая система контроля носит в основном внутренний характер, осуществляется посредством судебного надзора в виде кассационного и надзорного рассмотрения материалов дела вышестоящим судом.

 

Судебная власть- это реализуемые судом властные полномочия, которыми он наделен для разрешения дел, отнесенных к его компетенции в строгом соответствии с установленными процессуальными формами путем применения как процессуального, так и материального закона.

 

Суд - специальный орган государства, в компетенцию которого входит осуществление правосудия в интересах всего народа. Свои функции суд выполняет в форме разрешения уголовных дел, гражданских, трудовых и иных споров, административных и других правонарушений в установленном законом порядке. Он не соподчинен иерархически, как, например, органы исполнительной власти. Более высокая судебная инстанция не может указывать нижестоящей, как следует решить то или иное дело. Она может только отменить неправосудное решение и назначить новое рассмотрение дела, кассационную проверку, принять дело и к своему рассмотрению. Отношения судебных учреждений, судебных коллегий отличаются от отношений представительных органов государственной власти, где законы вышестоящего органа государства обязательны для нижестоящего.

 

Особенность судебной власти как независимой ветви власти предполагает судейское самоуправление - создание специальных органов для решения кадровых, дисциплинарных и иных вопросов членов судейского корпуса. В России высшим органом судейского сообщества является Всероссийский съезд судей, который формирует Совет судей Федерации и Высшую квалификационную коллегию судей Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального Конституционного Закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации». Эти органы вследствие порядка своего создания демократическим путем, несомненно, имеют большой авторитет, и в этом их сила. В то же время им недостает опоры на другие ветви власти, связей с ними. Высшие органы судебного управления, возможно, получили бы не меньший авторитет, если бы в их создании участвовали другие ветви власти при решающей роли судей.

 

Суд охраняет политическую стабильность, карая попытки незаконной узурпации власти, играет значительную воспитательную роль, приобщая граждан к принятым в обществе стандартам поведения, к соблюдению простых общечеловеческих ценностей.

 

Осуществляя государственную власть в особой форме, суд, с одной стороны, обладает такими полномочиями, которых не имеет и не может иметь законодательная и исполнительная власть. Он вправе на основе закона лишить человека свободы, конфисковать у физического или юридического лица его имущество, распустить политическую партию, лишить недостойных родителей родительских прав в отношении их детей.

 

Такие конкретные решения в отношении определенных лиц или их объединений не может принять ни законодательная, ни исполнительная власть. С другой стороны, судебная власть слаба. Она обычно не опирается на непосредственную поддержку всего корпуса избирателей как законодательная власть, не имеет таких силовых механизмов, как исполнительная власть.

 

Сегодня важно не ослаблять внимание к проведению судебной реформы, которая призвана создать сильную судебную власть, охраняющую и защищающую право как ценность, исключить всякие попытки действовать не правовыми средствами, от кого бы они ни исходили. Только тогда можно преодолеть свойственные до сих пор системе судебной власти недостатки, в силу которых она далека от выполнения роли, отводимой ей в правовом государстве.

 

Суды, входящие в систему различаются объемом компетенции, поэтому принято различать звенья судебной системы. Звено составляют суды общей компетенции и занимающие одинаковое место в судебной системе. Звено определят место суда в судебной иерархии, нижестоящие суды составляют первое звено судебной системы, а вышестоящие второе и третье звено судебной системы. Инстанция определяет процессуальную компетенцию судов. Все суды разделяются на суды первой и второй (кассационной) инстанций и суды надзорной инстанции.

 

Судебная система - совокупность всех судов государства, имеющих общие задачи, связанных между собой соотношениями по осуществлению правосудия.

 

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Данная ветвь власти самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

 

Единство судебной власти Российской Федерации обеспечивается путем: установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральными конституционными законами; соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных законом правил судопроизводства; признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу; законодательного закрепления единства статуса судей; финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Конституционные принципы правосудия можно определить как закрепленные в Конституции положения по организации и функционированию органов судебной власти, отражающие демократический характер правосудия. Принципы правосудия воспроизводят уровень правового сознания в обществе.

 

Все принципы находятся во взаимной связи и обусловленности, составляя систему конституционных принципов правосудия. В эту систему входят следующие принципы.

 

1. Законность (ст. 15 Конституции РФ) – безусловное исполнение Конституции РФ, законов и иных нормативных актов всеми государственными органами, в том числе и судебными, должностными лицами и гражданами. Законность как строгое и неуклонное следование закону, подчинение только закону является базовым принципом функционирования судебной власти. Для правосудия этот принцип имеет особое значение, так как именно данный вид государственной деятельности тесно связан с неуклонным соблюдением требований закона – как материального, так и процессуального. Законность предполагает прежде всего соблюдение норм позитивного права. При этом важным условием выступает то обстоятельство, при котором нормы позитивного права соответствовали принципам естественного права.

 

2. Осуществление правосудия только судом (ст. 118 Конституции РФ) означает прерогативу суда от имени государства осуществлять правосудие. Этот принцип направлен на строгое ограничение органов, осуществляющих разбирательство судебных дел. Из числа таких органов исключены товарищеские суды, религиозные суды, суды офицерской чести и иные (кроме указанных в Конституции РФ) организации судебной власти. Важной гарантией данного принципа является недопустимость создания каких-либо чрезвычайных судов.

 

Исключительное право суда осуществлять правосудие исходит из того, что деятельность суда протекает в особом правовом порядке, который создает такие преимущества в рассмотрении и разрешении дел, которыми не располагает ни одна иная форма государственной деятельности. Этот порядок заключает в себе наибольшие гарантии для вынесения по делу законного и справедливого решения.

 

Никакой иной орган государственной власти не вправе присваивать себе полномочия по рассмотрению гражданских, уголовных, административных дел, применяя при этом от имени Российской Федерации государственное принуждение.

 

Данный принцип пронизывает собой все судебные инстанции. Он определяет собой такой правовой режим, при котором отмена или изменение судебных решений допускается не иначе как вышестоящим судом, а не каким-либо другим высшим государственным органом. В этом проявляются не только исключительность, но и полнота судебной власти: вступившие в законную силу решения суда обязательны для всех, включая высшие органы законодательной и исполнительной власти России.

 

3. Независимость судей (ст. 120 Конституции РФ). Суть данного принципа состоит в том, чтобы обеспечить судьям и судебным заседателям такие условия, при которых они могли бы принимать ответственные решения без какого- либо постороннего воздействия со стороны. Гарантиями независимости судей являются предусмотренная законом процедура осуществления правосудия, запрет вмешательства в деятельность правосудия со стороны любых органов и должностных лиц, неприкосновенность судьи и заседателя, материальное обеспечение судей за счет федерального бюджета и др.

 

Существуют внешняя (объективная) и внутренняя (субъективная) стороны независимости судей:

 

а) судьи не являются представителями интересов каких- либо государственных или социальных структур. Судья не имеет право занимать какие-либо государственные или общественные должности, принадлежать к политическим партиям или движениям. Судья не имеет никаких обязательств перед теми, кто выдвинул его на должность судьи, представил его кандидатуру или его назначил. Судья имеет право и обязан отстаивать в судопроизводстве свою личную позицию;

 

б) никто не вправе вмешиваться в деятельность судей, давать им какие-либо указания по изучаемым или рассматриваемым судом вопросам. Сами судьи не могут не только запрашивать такие указания, но и получать их – судья обязан их отвергнуть;

 

в) условия, при которых принимаются решения и выносятся приговоры, исключают возможность воздействия на судей как извне, так и внутри судейской коллегии. Этому служат равенство прав судей, их право выражать свое мнение, высказываться в ходе совещания судей, порядок голосования и тайна совещания судей;

 

г) внутренняя сторона судейской независимости предполагает субъективно независимую внутреннюю позицию: выступая в личном качестве, судья выражает только свое мнение, его позиция должна быть исключительно правовой, так как судья не может принимать какие-либо решения, подчиняясь постороннему влиянию, а также руководствуясь политическими пристрастиями.

 

4. Несменяемость судей (ст. 121 Конституции РФ) – одна из основных гарантий их независимости от законодательной и исполнительной власти. Несменяемость судей означает, что после наделения судьи полномочиями в установленном законом порядке действительность полномочий судьи в Российской Федерации не ограничена определенным сроком.

 

Однако несменяемость судей обеспечивается законодательством в различных временных пределах: пожизненное назначение – для судей общих и арбитражных судов, назначение первый раз федеральных судей (за исключением судей высших судов) сроком на три года, избрание на пять лет мировых судей. Независимость судей означает постоянное сохранение судьей занимаемой должности, смена которой может произойти только с согласия судьи. Приостановление или прекращение полномочий судьи может произойти только в установленных законом случаях.

 

Принцип несменяемости судей гарантирует независимость судов от политической ситуации в стране и смены руководства на местном уровне.

 

5. Неприкосновенность судей (ст. 122 Конституции РФ). Как и депутаты, судьи не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, за исключением случаев задержания непосредственно па месте преступления. Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается Председателем Следственного комитета при Прокуратуре РФ с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

 

Помимо неприкосновенности судьи должны иметь возможность вынести решение без опасения, что с любой стороны последуют ответные меры. Судейская неприкосновенность является не личной привилегией определенного гражданина, занимающего должность судьи, а средством защиты публичных интересов правосудия.

 

Тем не менее судьи также подлежат ответственности за недостатки в своей профессиональной деятельности. Создание единого дисциплинарного органа, который бы мог рассматривать конфликты, связанные с применением дисциплинарного воздействия в отношении судей, предусмотрено в Федеральном конституционном законе от 09.11.2009 № 4-ФКЗ "О Дисциплинарном судебном присутствии". Данный орган начал действовать 12 марта 2010 г. Согласно ст. 1 Закона этот судебный орган уполномочен рассматривать дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и обращениям на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков. Решения Дисциплинарного судебного присутствия являются окончательными и обжалованию не подлежат.

 

Состав Дисциплинарного судебного присутствия формируется на конкурсной основе тайным голосованием на Пленумах Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ из трех судей Верховного Суда РФ и трех судей Высшего Арбитражного Суда РФ. Требования к кандидатам для работы в новом судебном органе высокие. Так, членом Дисциплинарного судебного присутствия может быть судья в возрасте 40–65 лет, имеющий стаж работы в качестве судьи в Верховном или в Высшем Арбитражном Суде РФ не менее пяти лет. Одно и то же лицо не может быть избрано членом Дисциплинарного судебного присутствия более двух раз подряд.

 

6. Гласность судебного разбирательства (ст. 123 Конституции РФ) – это форма контроля со стороны общества за работой судебных органов. Дела рассматриваются в присутствии всех желающих, за исключением особых категорий дел, которые рассматриваются в закрытом судебном заседании.

 

Открытость судебного рассмотрения обеспечивает общепрофилактическое воспитательное воздействие правосудия на граждан. Такое воздействие может иметь лишь образцово проведенный процесс, демонстрирующий объективность и беспристрастность суда, строгое следование процедурным предписаниям, равное и уважительное отношение к участвующим в деле органам и лицам, профессионализм судей, высокую общую и правовую культуру.

 

7. Состязательность и равноправие сторон (ст. 19, 123 Конституции РФ). Стороны в судебном заседании имеют равные процессуальные права для отстаивания перед судом своих позиций. Реализация принципа состязательности гарантируется соблюдением судом и сторонами ряда процессуальных правил, создающих благоприятные условия для отыскания истины и вынесения справедливого решения или приговора. В отличие от сторон суд в состязательном процессе не должен быть инициатором производства и лишь разрешает вопросы, которые могут быть поставлены перед ним управомоченными на то субъектами.

 

Равенство сторон во всех видах судопроизводства основано на признании равенства всех перед судом. Все дела рассматриваются в одинаковом процессуальном порядке независимо от состава и категории участников процесса. Равноправие сторон обеспечивается еще и тем, что никакой суд не может создавать для одной из сторон какие-либо преимущества или ограничения. На процессуальном положении сторон нс отражается, представляет ли она свои личные интересы или интересы государства или других лиц.

 

Так, в качестве одной из сторон может выступать и прокурор. Правозащитная функция прокуратуры проявляется в праве прокуроров возбуждать дела в защиту других лиц. Прокуроры возбуждают дела в тех случаях, когда гражданин по каким-то причинам сам не может себя защитить. В данном случае идет выравнивание правового статуса гражданина, обретение им равного права на защиту своих нрав в суде.

 

Равные возможности сторон обеспечивает также равный правовой статус всех других участников процесса, выступающих в одинаковых процессуальных ролях: свидетелей, переводчиков, экспертов. Ведь для суда не имеет значение, с какой стороны привлечены эти участники процесса, и отношения с ними строятся абсолютно на равных условиях.

 

8. Устность судебного разбирательства – в ходе рассмотрения дел суд должен заслушать показания сторон, экспертов и свидетелей, огласить имеющиеся документы. В судах общей юрисдикции строго соблюдается принцип устности, так как это связано с необходимостью обеспечить судьям и участникам процесса непосредственное восприятие сведений о фактах и обстоятельствах рассматриваемого дела.

 

В вышестоящих судах при проверке уже вынесенных судами решений допускается оценка материалов дела без их оглашения, так как не устанавливаются фактические обстоятельства дела, а решение основывается на представленных материалах дела, с которыми участники процесса уже ознакомлены.

 

9. Участие граждан в отправлении правосудия (ст. 32 Конституции РФ). Такое участие чаще всего выражается в привлечении граждан в качестве присяжных либо арбитражных заседателей. Хотя участие граждан в осуществлении правосудия происходит в различных формах, оно подчинено единой цели – привлечению народа к осуществлению власти, в том числе и судебной.

 

Назначение института судебных заседателей (присяжных, арбитражных) состоит в следующем: во-первых, они делают судебную власть более прозрачной, менее кастовой; во-вторых, выносимые (принимаемые) с участием судебных заседателей судебные акты более устойчивы: вынесенные не только профессиональными судьями, они меньше подвержены обвинению в предвзятости суда.

 

В совокупности принципы образуют тот каркас, который служит опорой для всех конкретных законодательных предписаний, регулирующих правосудие. Это – результат практики развития и совершенствования правосудия в России, который нашел свое отражение в нормах Конституции РФ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...