Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ – далее используется только термин "высшее должностное лицо") в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.
Субъекты РФ самостоятельно определяют наименование высшего должностного лица: "Глава" – (республики Алтай, Карелия, Коми); "Председатель Правительства" – (республики Тыва, Хакасия); "Мэр" (г. Москва); губернатор (г. Санкт-Петербург, Еврейская автономная область, в пяти краях и 35 областях); "Глава администрации" – (Алтайский край, Ненецкий автономный округ, четыре области); двойное наименование "Глава администрации – губернатор" (Краснодарский край, Ростовская область). При этом наименование указанной должности не может содержать слов и словосочетаний, составляющих наименование должности главы государства – Президента РФ.
Государственная Дума приняла закон, который запрещает называть глав национальных республик президентами. Республики должны привести свое законодательство в соответствие с новыми поправками, исключив все упоминания о "президенте республики".
Высшие должностные лица субъектов РФ, как правило, избираются прямыми выборами гражданами, проживающими на территории соответствующего субъекта РФ. Кандидаты на должность высшего должностного лица субъекта РФ выдвигаются политическими партиями. Допускается выдвижение кандидатов на должность высшего должностного лица и в порядке самовыдвижения, но только в том случае, если это будет предусмотрено законом субъекта РФ. Такая возможность предусмотрена только законом г. Москвы.
Высшим должностным лицом субъекта РФ может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.
Не могут быть представлены в качестве кандидатур высшего должностного лица субъекта РФ граждане Российской Федерации:
а) имеющие неснятую или непогашенную судимость;
б) содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда;
в) которым в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ предъявлено обвинение в совершении преступления;
г) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.3 и (или) 20.29 КоАП РФ (в течение срока, когда гражданин Российской Федерации считается подвергнутым административному наказанию);
д) признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
е) отказавшиеся от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.
Высшее должностное лицо субъекта РФ не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности данного субъекта РФ, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, нс может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Федеральный закон № 184-ФЗ предусматривает, что Президент РФ по своей инициативе может провести консультации с политическими партиями, выдвигающими кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта РФ, а также с кандидатами, выдвинутыми на указанную должность в порядке самовыдвижения.
Условием выдвижения кандидата является наличие подписей в его поддержку от 5 до 10% депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта РФ. Число лиц, необходимое для поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта РФ и определяется в процентном отношении от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъектов РФ, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований. Депутаты представительного органа муниципального района, состоящего из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, учитываются только один раз.
Кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов субъекта РФ.
Аналогично регулируется процедура сбора подписей в поддержку кандидата в городах федерального значения. При этом оговаривается, что с учетом особенностей организации местного самоуправления в городах федерального значения законами этих субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные требования к поддержке кандидата в городе федерального значения.
Депутат представительного органа муниципального образования или избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования может поддержать только одного кандидата, выдвинутого любой политической партией либо в порядке самовыдвижения.
Поддержка кандидата осуществляется путем проставления депутатом представительного органа муниципального образования или избранным на муниципальных выборах главой муниципального образования своей подписи на листе поддержки кандидата с указанием даты и времени ее проставления. Подлинность подписи должна быть нотариально засвидетельствована. Отзыв депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования своей подписи не допускается. Указанные списки подлежат публикации в региональных государственных периодических печатных изданиях в соответствии с законами субъектов РФ, а также на сайтах избирательных комиссий субъектов РФ в Интернете.
Кандидату на должность высшего должностного лица субъекта РФ, выдвинутому в порядке самовыдвижения, помимо получения поддержки депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, необходимо собрать подписи избирателей в количестве, установленном законом субъекта РФ в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права гражданина на участие в референдуме Российской Федерации".
Федеральный закон от 02.04.2013 № 30-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" допускает возможность субъектов РФ предусмотреть в конституции (уставе) избрание высшего должного лица субъекта РФ депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. Право внести кандидатуры на должность высшего должностного лица субъекта РФ в законодательный орган государственной власти имеют не все политические партии, а только те, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов в действующем на соответствующий момент законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ, а также в Государственной Думе Федерального Собрания РФ.
Каждая из перечисленных политических партий вправе предложить Президенту РФ не более трех кандидатур, причем не только членов данной политической партии, но и лиц, не являющихся членами данной или иной политической партии.
Предложения политической партии о кандидатурах вносятся Президенту РФ коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии. Вместе с предложением о кандидатурах политические партии представляют президенту ряд документов по каждой кандидату ре, перечень которых установлен п. 8 ст. 26 Федерального закона "О политических партиях".
Выдвинутое лицо обязано к моменту внесения его кандидатуры Президенту РФ закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и осуществить отчуждение ценных бумаг иностранных эмитентов.
Из предложенных политическими партиями кандидатур, Президент РФ отбирает три кандидатуры, которые и представляют законодательному органу государственной власти субъекта РФ за 50 дней со дня досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта РФ.
Процедура избрания высшего должностного лица субъекта РФ законодательным (представительным) органом государственной власти должна быть урегулирована основным законом соответствующего субъекта РФ при соблюдении одного условия. Избранным считается кандидат, за которого проголосовало большинство от установленного основным законом числа депутатов законодательного органа государственной власти. Если ни один кандидат не набрал требуемое количество голосов депутатов, то проводится повторное голосование по двум кандидатурам, набравшим наибольшее число голосов депутатов в первом туре. По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов, чем другой кандидат. Избрание высшего должностного лица законодательным (представительным) органом государственной власти предусмотрено конституциями Дагестана и Ингушетии.
Полномочия высшего должностного лица субъекта РФ прекращаются досрочно в случае: его смерти; отрешения его от должности Президентом РФ в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ; его отставки по собственному желанию; отрешения от должности Президентом РФ в связи с утратой доверия Президента, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом № 184-ФЗ; признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным; признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда; выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; утраты гражданства Российской Федерации, приобретения гражданства иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
Высшее должностное лицо субъекта РФ:
а) представляет субъект Федерации в отношениях с органами государственной власти и местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей;
б) обнародует законы либо отклоняет законы;
в) формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ и принимает решение о его отставке;
г) вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного органа государственной власти субъекта РФ, созывать вновь избранный законодательный орган государственной власти субъекта РФ па первое заседание ранее срока, установленного конституцией (уставом) субъекта РФ;
д) вправе участвовать в работе законодательного органа государственной власти субъекта РФ с правом совещательного голоса;
е) обеспечивает координацию деятельности и взаимодействие органов исполнительной власти субъекта РФ с иными органами государственной власти данного субъекта, федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;
ж) осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом № 184-ФЗ, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.
Высшее должностное лицо субъекта Федерации на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента России, постановлений Правительства РФ, конституции (устава) и законов субъекта РФ издает указы (постановления) и распоряжения.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта РФ.
Наименование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Федерации. Такими наименованиями являются: Кабинет Министров (Чувашская Республика); Правительство (Республика Саха (Якутия)); Администрация (Московская область) и др.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ на территории субъекта Федерации.
Он обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.
Основные полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ:
– разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и экологии;
– осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;
– разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта РФ в законодательный орган государственной власти субъекта РФ проект бюджета субъекта Федерации, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта Федерации;
– обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта РФ для представления их высшим должностным лицом субъекта Федерации в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;
– формирует иные органы исполнительной власти субъекта РФ;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|