Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка эффективности организации хозяйственных связей с поставщиками товаров в ООО «Альтернатива»

Источниками поступления потребительских товаров в ООО «Альтернатива» являются:

-сельскохозяйственные предприятия, местная перерабатывающая промышленность, индивидуальные производства;

-оптово-посреднические структуры;

-оптовые и оптово-розничные склады.

Особенностью деятельности рассматриваемого предприятия является, то, что оно расположено в северных районах республики Коми и поэтому круг местных поставщиков достаточно узок, так как в городе Усинск практически отсутствует перерабатывающая промышленность. Основными местными поставщиками продукции для ООО «Альтернатива» являются:

-ЧП Сазонов г. Усинск (пиво, сигареты, вода).

-ООО «Ассорти» г. Усинск (пиво, соки, сигареты, консервы).

-ООО «Алко – С» г. Усинск (пиво, соки, вода).

-ЧП Поляков г. Усинск (овощи, фрукты).

-ОАО «Хлебокомбинат» г. Усинск (хлебобулочные изделия).

-ООО «Усасельторг» г. Усинск (майонез, колбаса, копчености).

Источники товарного обеспечения определяются исходя из структуры конкретного рынка товаров, контингента покупателей, ассортимента товаров, товарооборачиваемости и финансовых возможностей торгового предприятия.

Так как, местный товарный рынок не может обеспечить предприятие всеми, необходимыми для его работы товарами, то основная часть поставок товаров, для обеспечения хозяйственной деятельности ООО «Альтернатива», приходится на иногородних поставщиков.

Выделим наиболее значимых из них:

-ООО «Торговая фирма Символ – С» г. Сыктывкар (алкогольная продукция).

-ООО «Ресурс» г. Ухта (алкогольная продукция).

-ООО «Ресторснаб» г. Москва (мясо и рыба глубокой заморозки).

-ООО «Ветком – Трейдинг» г. Москва (полуфабрикаты и сыры).

-ООО «Сухаревка» г. Москва (посуда, оборудование, инвентарь).

-ЗАО «КМК» г. Киров (молочные продукты».

-ЗАО «Кировский маргариновый завод» г. Киров (маргарин, жиры, растительное масло, майонез, горчица).

Так как транспортные расходы предприятия велики, то сегодня достаточно отчетливо прослеживаются растущие требования к рынку закупок, который представляют поставщики продукции. При рыночных отношениях соответствующим образом соединено воедино приобретение нужного товара, требуемого качества, в установленные сроки поставки, по приемлемой цене и у надежного поставщика. Определенное воздействие на рынок закупок оказывает переход от рынка продавца к рынку покупателя, сопровождающийся существенными изменениями в стратегии производства и реализации продукции. Приспособление к спросу покупателей в условиях рыночной конкуренции потребовало радикальных перемен в производстве товаров предприятиями-изготовителями. Это также отразилось на повышении качества обслуживания торговой сферы, прежде всего в сокращении времени выполнения заказов и соблюдении согласованных графиков поставки товаров. Фактор времени наряду с качеством и ценой товара становится определяющим в деятельности торгового предприятия.

Рост требований к реализации продукции вызывает адекватные требования к источникам закупки товаров. Непременным условием организации закупочной деятельности торгового предприятия является изучение рынка закупок. Для оценки реальных и потенциальных возможностей поставщиков в ООО «Альтернатива» используются следующие критерии:

- характер деятельности и возможности поставщика;

- конкурентное положение поставщика на рынке закупок товаров;

- процедура и порядок исполнения коммерческих сделок;

- вероятность обеспечения, необходимых, номенклатуры и объема продукции;

- условия, гарантирующие качество приобретаемого товара;

- адекватное сочетание цены и потребительских свойств товара;

- условия поставки товара: стабильность, периодичность, сроки;

- предусматриваемая форма платежа и способы расчетов.

Анализ поставщиков по приведенным критериям позволяет установить оправданные требования по закупке и поставке товаров в торговое предприятие.

Характеристика основных поставщиков предприятия были приведены выше.

Как видно из данных, ресторан ООО «Альтернатива» закупает почти все основные гастрономические продукты питания напрямую у иногородних поставщиков – изготовителей (кроме хлебобулочных изделий), а основную часть бакалейных товаров у оптовых фирм и частных предпринимателей, так же в основном иногородних.

Большое значение имеет проверка соблюдения договоров поставки товаров отдельными поставщиками.

Таблица 5

Анализ структуры поставок в ООО «Альтернатива»

(руб.)

 

Товарные группы

2004 г.

2005 г.

Отклонения

План

Фактически

Выполнение плана, %

От плана, руб.

От 2004, %

1

2

3

4

5

6

7

1. Алкогольная продукция

1199140,72

1403756,0

1414986,1

100,8

11230,0

215845,3

2. Пресса

15601,3

20943,7

18409,53

87,9

-2534,2

2808,2

3. Детское питание

8869,4

9977,0

10465,89

104,9

488,9

1596,5

4. Драже, ирис, зефир

79329,27

104125,2

93608,54

89,9

-10516,6

14279,3

5. Кетчупы, соусы

158694,7

180927,3

187259,75

103,5

6332,5

28565,1

6. Колбасные изделия

1937090,05

2062965,9

2285766,3

110,8

222800,3

348676,2

7. Кондитерские товары

349800

327850,7

412764

125,9

84913,3

62964,0

8. Конфеты в коробках

231618,1

287694,1

273309,36

95

-14384,7

41691,3

9. Конфеты весовые

301697,58

350742,0

356003,14

101,5

5261,1

54305,6

10. Кофе (в зернах)

1788,5

2791,6

2110,43

75,6

-681,1

321,9

11. Кофе (растворимый)

920287,8

1042168,5

1085939,6

104,2

43771,1

165651,8

12. Крупы весовые

69216,24

80468,1

81675,16

101,5

1207,0

12458,9

13. Крупы фасованные

16214,9

18757,0

19133,58

102,01

376,5

2918,7

14. Лимонады

211594

243549,5

249680,92

102,52

6131,4

38086,9

15. Макароны весовые

38562,89

44165,9

45504,21

103,03

1338,3

6941,3

16. Макароны фасованные

136088,2

155085,9

160584,08

103,55

5498,2

24495,9

17. Масло подсолнечное

145433,4

164911,1

171611,41

104,06

6700,3

26178,0

18. Молоко

372605,7

420406,2

439674,73

104,58

19268,5

67069,0

19. Молочные продукты

1313233,84

1474333,0

1549615,9

105,11

75282,9

236382,1

20. Мясные консервы

289367,4

323248,9

341453,53

105,63

18204,6

52086,1

21. Мясные п/ф

1046647,47

1163380,6

1235044

106,16

71663,4

188396,5

22. Мясо птицы замороженное

537622,46

594610,7

634394,5

106,69

39783,8

96772,0

23. Овощные консервы

178176,59

196083,0

210248,38

107,22

14165,4

32071,8

24. Орешки, чипсы,сухарики

177856,61

194757,1

209870,8

107,76

15113,7

32014,2

25. Печенье, крекер, вафли

323740,59

352739,7

382013,9

108,30

29274,2

58273,3

26. Пиво

982653,9

1065348,5

1159531,6

108,84

94183,1

176877,7

27. Посуда, упаковка

120098,99

129558,0

141716,81

109,38

12158,8

21617,8

28. Приправы, кубики, супы в пакетах

204978,5

220022,6

241874,63

109,93

21852,0

36896,1

29. Продукты б/п

201518,7

215232,7

237792,07

110,48

22559,4

36273,4

30. Рыба св/морож.

94999,75

100960,0

112099,71

111,03

11139,7

17100,0

31. Рыба х/к, сол, рыбн.деликатесы, пресервы

282167,27

298378,4

332957,38

111,59

34578,9

50790,1

34. Рыбные консервы

244390,47

257145,5

288380,75

112,15

31235,2

43990,3

35. Сахар весовой

365391,2

382548,7

431161,62

112,71

48612,9

65770,4

36. Сигареты

905567

943372,5

1068569,1

113,27

125196,6

163002,1

37. Соки, Кола, Пепси

473153,17

490454,0

558320,74

113,84

67866,7

85167,6

38. Торты, пирожное

29023,18

29934,7

34247,35

114,41

4312,6

5224,2

39. Фруктовая консервация

19145

19648,1

22591,1

114,98

2943,0

3446,1

40. Фрукты- овощи

154134,54

157397,7

181878,76

115,55

24481,1

27744,2

41. Хлеб

389771,45

396043,0

459930,31

116,13

63887,3

70158,9

42. Чай

195155,9

197309,5

230283,96

116,71

32974,5

35128,1

43. Яйцо

70306,59

70728,8

82961,78

100,30

12233,0

12655,2

44. Итого.

14792733,32

16194521

17455425

107,79

1260903,8

2662692,0

 

Согласно данным таблицы 5 в ООО «Альтернатива» имеются следующие данные о поступлении товаров. План поступления выполнен по всем товарным группам, кроме групп «Пресса», «Конфеты в коробках» и «Кофе в зёрнах». В целом перевыполнение составило по сравнению с планом на 1260903,8 рублей или на 7,8 %. По сравнению с прошлым годом соответственно на 2662292,0 рублей или на 18%.

Особенно высокие темпы роста достигнуты по поступлению товарной группы "Кондитерские штучные товары" – 125,9% и прочие бакалейные и сопутствующие товары - (это товары длительного хранения, такие как сахар, крупа, сухофрукты, макаронные изделия, сигареты и др.), что привело к увеличению их остатков.

Для оценки поступления товаров в натуральном выражении в ООО «Альтернатива» составляют специальные аналитические таблицы, по данным которых можно изучить степень удовлетворения спроса покупателей на отдельные товары.

Большое значение имеет проверка соблюдения договоров поставки товаров отдельными поставщиками. Нарушений в выполнении договоров поставки по вине поставщиков (несвоевременное заключение договоров, нарушение договорных обязательств по объему, ассортименту, качеству товаров, нарушения графиков завоза товаров и другим условиям поставки) за отчетный год в ООО «Альтернатива» не наблюдалось.

Рынок закупок товаров отражает коммерческие интересы всех его участников. Закупки товаров торговым предприятием происходят у различных поставщиков и под влиянием большого числа переменных. В этой связи важное значение имеют расширение контактов и установление коммерческих связей между торговым предприятием и поставщиками. Суть их сводится к взаимовыгодным коммерческим сделкам и товарообменным операциям при купле-продаже товаров. Коммерческие сделки рассчитаны на закупаемую продукцию и определяются под влиянием конкретных признаков: традиционная или модифицированная продукция, степень ее новизны, стадия жизненного цикла товара, рыночная ситуация. Следовательно, сделки при закупке не являются неизменными и зависят от множества воздействующих факторов.

Оперативное управление товарными запасами позволяет решать вопросы формирования и поддержания ассортимента товаров на определенном уровне. При поиске ответов на эти вопросы большое значение имеет размер заказываемых партий товаров и периодичность заказов.

Перечислим основные факторы, влияющие на размер заказа:

- характеристика и величина спроса на определенный товар;

- правила размещения и хранения товарных запасов;

- ограничения, касающиеся финансовых расходов и системы
складирования;

- стратегия управления запасами.

Для рациональной организации товароснабжения в ООО «Альтернатива» необходимо четко соблюдать порядок представления заявок (приложение 3) и обоснование в них количества и ассортимента товаров. Ответственность за своевременное составление и представление заявки несет главный товаровед. Он осуществляет ежедневный контроль за наличием товаров на предприятии и соблюдением обязательного ассортиментного перечня.

Заявки составляются по установленной форме в двух экземплярах. В заявке указываются: наименование товара и краткая характеристика товара, единицы измерения, количество товаров к завозу, остаток единиц товара в ресторане, отметка базы об исполнении заявки. Заявку, составленную в двух экземплярах, подписывает директор ООО «Альтернатива», затем ее заверяют печатью и направляют в отдел снабжения для исполнения.

Частоту и оптимальные размеры завозимых партий товара определяют для того, чтобы обеспечить бесперебойную торговлю товарами соответствующего ассортимента при минимальных размерах товарных запасов. При определении частоты завоза товаров учитывают физико-химические свойства товаров, предельные сроки их реализации, среднедневной объем продажи, размеры установленных неснижаемых товарных запасов и другие факторы. Так, хлебобулочные изделия завозятся в ресторан, принадлежащий предприятию ежедневно, включая праздничные и выходные дни. Другие продовольственные товары, имеющие небольшие предельные сроки реализации - не реже чем через два-три дня. Продовольственные товары с длительными сроками реализации завозятся один раз в семь-десять дней.

Рациональное количество заказываемых товаров полностью обеспечивает устойчивость ассортимента и бесперебойную их реализацию до очередного завоза и вместе с тем, исключает образование излишних запасов. При определении этого количества учитывают частоту завоза товаров и среднедневную их реализацию, неснижаемые запасы и остатки товаров на день завоза.

Если составляется заявка на завоз товаров сложного ассортимента, то количество изделий заказывается с учетом в продаже их удельного веса, выявленного по данным изучения спроса.

Определяя потребность в завозе скоропортящихся товаров учитывается емкость имеющегося в ресторане холодильного оборудования.

Товары-новинки, которыми предприятие ранее не реализовывало и возможная среднедневная реализация которых неизвестна, для начала заказываются небольшими пробными партиями.

В основу расчетов потребности в транспортных средствах положены данные об объемах заявок розничных торговых точек, грузоподъемности используемых транспортных средств и среднем количестве рейдов.

ООО «Альтернатива» осуществляет закупку товаров или берет их на комиссию у оптовых продавцов, а также у производителей продукции. Взаимоотношения с ними оформляются договорами поставки, купли-продажи, комиссии. Как правило, торговые отношения ООО «Альтернатива» с контрагентами, расположенными вне территории одного региона (города), носят длительный характер и оформляются договором поставки. (Приложение 4). В договоре оговариваются условия и порядок промежуточных поставок (график поставок).

Приемка товара на складе осуществляется назначенными материально ответственными лицами.

Персоналу, ответственному за приемку товаров, сообщаются условия договора поставки товаров по прямым, длительным хозяйственным связям и передается согласованный график поставок. Если поставки товара осуществляются на основании заявок, то персонал информируется о заказанных товарах и сроках их поставки.

По договорам, оформляющим разовую сделку, персонал ставится в известность о наименовании товаров, которые необходимо принять, их количестве, качестве и комплектности, сроках приемки, виде сопроводительных документов. Собственно перечень этих сведений достато­чен для приемки товара.

Приемка товаров может осуществляться на территории (складе, базе) поставщика, на территории перевозчика (если перевозку осуществляет независимая транспортная организация) или на территории супермаркета.

Приемку товара на складе поставщика осуществляет материально ответственное лицо по доверенности, которая является подтверждением права на получение товаров.

Товары на территории предприятия имеют право принимать: заведующий складом (секцией, отделом) или кладовщик.

Обязанности этих работников по приемке товаров и условия ответственности закрепляются в договорах о материальной ответственности, должностных инструкциях и т. д.

Перед каждой поставкой товаров в ООО «Альтернатива» материально-ответственное лицо должно организовать подготовку подъездных путей, разгрузочных площадок, складских площадей под товары, а также необходимых документов.

Прием товаров осуществляется в соответствии с действующими нормативными актами, сопроводительными документами поставщика и др.

В основе приема товаров — сопроводительные документы. К таковым в первую очередь относится накладная (товарно-транспортная накладная и счет фактура).

Количественная и качественная приемка товаров, проверка их комплектности и маркировки, правильности цены, актирование недостач и дефектов и заявление рекламации поставщикам производятся в порядке и в сроки, предусмотренные законодательством РФ или договорами поставки.

При приемке товара в первую очередь проверяется соответствие количества товаров, указанных в договоре поставки и фактически поставленных.

Проверка количества товара в зависимости от того, в каких единицах оно выражается — весовых или объемных, — производится различными способами.

Если товар в сопроводительных документах выражен в весовых единицах, его количество устанавливается взвешиванием (установлением веса брутто и веса нетто). Проверка производится установлением соответствия отгруженного веса товара (установленного в пункте отправления и указанного в сопроводительном документе) и выгруженного (установленного в пункте назначения).

Если же товар выражен в договоре в объемных единицах, то проверка количества производится подсчетом числа выгруженных мест и его сопоставлением с отгруженным.

Следует отметить, что если в сопроводительных документах количество товаров указано в весовых и в объемных единицах, то при приемке проверяется и то, и другое.

Если товар находится в ненарушенной таре, то приемка может проводиться по количеству мест, массе брутто или по количеству товарных единиц и маркировке на таре.

Если проверка фактического наличия товара в таре не проводится, то об этом делается соответствующая отмет­ка в сопроводительном документе.

Приемка товара по качеству в настоящее время не отменена законодательством. Однако постепенно само по­нятие «качество» отходит в прошлое: концепция реформы торговли предполагает введение нового определения — «безопасность товаров».

Именно безопасность товаров и будет являться главным критерием их качества.

Пока же приемка по качеству осуществляется двумя способами:

-на основе документа, подтверждающего соответствие качества товара;

-путем проверки качества фактически поставленного товара в месте приемки.

Для продовольственных товаров обязательным является проверка сроков годности и реализации поставленных товаров — просроченные товары небезопасны для здоровья потребителей.

Относительно проверки комплектности товара следует отметить следующее. Понятие комплектности применяется по большей части к технически сложным изделиям, в частности к бытовой технике. Как уже отмечалось, такие товары редко предлагаются к реализации в ресторане ООО «Альтернатива». Однако если они все же там продаются, то, принимая товар, материально ответственное лицо обязано удостовериться, что поставленный товар соответствует этим условиям. Комплектность, как правило, проверяется путем установления наличия перечисленных составных частей товара (комплектующих изделий или узлов, пр.), указанных в договоре поставки, стандарте, техническом регламенте и т.п.

Проверка количества, качества и комплектности товара осуществляется двумя основными способами: сплошным и выборочным. Сплошной проверке обычно подвергают товары, поставляемые в таре или упаковке. Выборочной — товары, поставляемые навалом, а иногда — упакованные.

Как правило, выборочная проверка производится с условием распространения ее результатов на всю партию. Возможность или обязательность такой проверки должна быть предусмотрена условиями договора, стандартами, техническими условиями, иными обязательными правилами. Договором, в частности, устанавливается процентное соотношение партии товара, подвергающейся проверке.

В случае несогласия поставщика товаров с результатами проверки производится рассортировка и перевешива­ние всей партии.

Приемка товара может осуществляться:

-сторонами или их представителями совместно;

-сторонами или их представителями совместно с третьими лицами;

-указанной в договоре незаинтересованной третьей стороной.

В том случае, когда стороны определили, что приемка будет производиться в их присутствии, и одна из сторон не явилась, приемка может производиться в ее отсутствие, но в присутствии третьей, согласованной стороны.

Следует помнить, что при нарушении правил приема и сроков получатель товаров лишается возможности предъявления претензий поставщикам или транспортным организациям при недостаче или снижении качества товаров.

В случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонения по качеству, установленному в дого­воре, или данным, указанным в сопроводительных документах, дальнейшая приемка товара приостанавливается и составляется акт, а в сопроводительных документах проставляется отметка об актировании, а поставщику направляется претензия.

Возврат товара поставщику при обнаружении брака в процессе реализации товара, при несоответствии товара стандарту или согласованному образцу по качеству, некомплектности товаров, осуществляется путем оформления расходной накладной. Условия возврата товара поставщику могут быть различны и оговариваются в договоре поставки.

Необходимо отметить, что если при приемке товаров выявлены излишки, по сравнению с указанным в сопроводительных документах количеством, то получатель вправе по своему усмотрению либо принять большее количество и оплатить его, либо принять и оплатить предусмотренное количество, отказавшись от излишков. О выявленных излишках также делается отметка в акте.

Приемка товаров оформляется по утвержденным унифицированным формам первичной учетной документации.

Транспорт играет важную роль для ООО «Альтернатива». Своего транспорта предприятие не имеет, поэтому для перевозки грузов на свой склад используется транспорт поставщика. Перевозка товаров на предприятие от иногородних поставщиков осуществляется исключительно железнодорожным транспортом.

Железнодорожный транспорт используется предприятием при поступление товаров с далёкого расстояния в контейнерах, то есть для транспортирования товаров в больших количествах. Главное достоинство железнодорожного транспорта в том, что средняя себестоимость железнодорожных перевозок значительно ниже, чем на автомобильном транспорте.

Основным документом, регламентирующим порядок перевозки грузов на железнодорожном транспорте, а также возникающие при этом хозяйственные отношения между органами транспорта, грузоотправителем и универмагом, является Устав железных дорог. Товары перевозятся грузовыми и пассажирскими поездами (грузобагаж).

На отправку груза грузоотправителем составляется железнодорожная накладная, которая является основным перевозочным документом. Грузы должны доставляться железной дорогой в установленные сроки, при исчислении которых основываются на нормативных скоростях доставки грузов. За просрочку доставки товара железная дорога уплачивает грузополучателю штраф. При определении стоимости перевозки груза пользуются тарифами на грузовые железнодорожные перевозки. В железнодорожный тариф входят платы, взимаемые за перевозку товара, а также сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой груза. Тарифная система предусматривает также штрафы за простой вагонов и задержку контейнеров.

При приемке груза от железной дороги в ООО «Альтернатива» проверяют прибывший товар, но при обнаружении неисправности вагона или повреждение пломбы, предприятие требует от станции составления коммерческого акта.

Для перевозки товаров от местных поставщиков в ООО «Альтернатива» используется транспорт поставщиков. Автомобильный транспорт используется для перевозки товаров преимущественно на короткие расстояния в пределах г. Усинска.

 Главное преимущество автомобильного транспорта - скорость, хотя себестоимость его достаточно высока.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...