Совместная деятельность логопеда и воспитателя
Стр 1 из 6Следующая ⇒ I. Речевое развитие 1. Развитие импрессивной речи: • развитие пассивного словаря; • формирование и совершенствование грамматического • развитие фонематической системы речи; • формирование умения вслушиваться в речь, развитие по 2. Развитие экспрессивной речи: • развитие экспрессивного словаря; • формирование и совершенствование грамматического • развитие фонематической системы речи; • развитие фонетической стороны языка;" • формирование разговорной (диалогической) речи и рече II. Познавательное развитие • Сенсорное развитие; • развитие психических функций (развитие слухового и зри ознакомление с окружающей действительностью; ознакомление с художественной литературой; формирование пространственных, временных и элементарных математических представлений. III. Креативное развитие Развитие мелкой моторики и конструктивного праксиса; художественно-творческая деятельность; музыкальное развитие; игровая и театрализованная деятельность. IV. Физическое здоровье и развитие Всестороннее полноценное развитие двигательных способностей, обогащение двигательного опыта детей; укрепление здоровья, закаливание организма; развитие выносливости, быстроты, силы, координации движений, двигательных умений с целью укрепления и развития мышц; профилактика плоскостопия; формирование правильной осанки. V. Нравственное воспитание Формирование навыков адекватного поведения в различных ситуациях;
воспитание доброжелательного отношения к окружающим; воспитание вежливости. VI. Трудовое воспитание формирование навыков самообслуживания. Занятия с детьми
Организация развивающей среды и проведение коррекционно-развивающей работы Занятия с детьми В логопедической группе для детей младшего дошкольного возраста проводится всего 13 занятий в неделю продолжительностью 10—15 минут: • ознакомление с окружающим ~- 1 занятие; • развитие элементарных математических представлений — • рисование (чередуется с аппликацией, конструированием, • физкультурные — 2 занятия; • музыкальные — 2 занятия; • лечебная физкультура (для нуждающихся) — 2 занятия; • подгрупповые логопедические — 4 занятия. При этом занятия лечебной физкультурой можно считать лечебными процедурами и вынести за сетку занятий. Примерный режим дня Прием детей, игры, утренняя гимнастика.............................. 7.30—8.20 Подготовка к завтраку.......................................................... 8.20—8.30 Завтрак................................................................................ 8.30—8.50 Подготовка к занятиям........................................................ 8.50—9.00 11ервое занятие воспитателя и первое логопедическое занятие (Проводятся по подгруппам)................................................ 9.00—9.15 Второе занятие воспитателя и второе логопедическое занятие (проводятся по подгруппам)................................................. 9.25—9.40 Третье мод1 рупповое логопедическое занятие, индивидуальная работа логопеда с детьми, игры, подготовка к прогулке 9.40—10.20 Прогулка, индивидуальная работа логопеда с детьми 10.20—12.00 Возвращение с прогулки. Подготовка к обеду. Обед. 12.00—12.45 Подготовка ко сну. Сон................................................ 12.45—15.10 Подъем. Бодрящая гимнастика.................................... 15.10—15.30 Подготовка к полднику. Полдник................................ 15.30—16.00 Индивидуальная работа по заданию логопеда, игры и свободная деятельность, подготовка к прогулке..... 16.00—16.40
Прогулка. Уход домой................................................. 16.40—18.00
В младшей логопедической группе особое внимание следует уделять сбалансированности занятий и свободного времени малышей. Дети должны получать возможность играть и отдыхать в специально организованной предметно-пространственной развивающей среде и в первой, и во второй половинах дня. Для игр и отдыха в первой и второй половинах дня выделяется по 40 минут. В это время воспитатель осуществляет наблюдение за детьми, оказывает им необходимую помощь, становится партнером по играм, а во второй половине дня еще и проводит индивидуальные занятия по заданию логопеда. В первой половине дня в этой деятельности может принимать участие и логопед, если он решит заменить индивидуальные занятия живым общением с детьми. Занятия логопеда с подгруппами из 3—4 человек в младшей логопедической группе проводятся по понедельникам, вторникам, четвергам и пятницам. Продолжительность занятия составляет 10—15 минут. Каждое занятие содержит 2—3 задания или игры продолжительностью 4—5 минут. По средам логопед проводит только индивидуальные занятия с детьми в утренние часы или индивидуальные занятия с детьми с одновременным консультированием родителей в вечернее время. Примерное расписание работы логопеда Первое подгрупповое занятие.............................................. 9.00—9.15 Втрое подгрупповое занятие................................................ 9.25—9.40 Третье подгрупповое занятие.............................................. 9.50—10.05 Индивидуальная работа с детьми...................................... 10.05—12.30 Участие логопеда в режимных моментах.......................... 12.30—13.00 Индивидуальная работа логопеда с детьми занимает все остальное время. Логопед проводит ее с детьми и во время Прогулки. Продолжительность индивидуального занятия не Превышает 10 минут. Чтобы восполнить ушедшее на индивидуальные занятия время утренней прогулки, в логопедической Группе выход на вечернюю прогулку происходит на 10 минут раньше, чем в младшей группе массового типа1. Иногда, по 11рогр;шма воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой — М., Мозаика-Синтез, 2005. Организация развивающей среды и проведение...
Развивающая среда
решению специалиста, возможна замена индивидуальных занятий во время прогулки на живое общение с детьми, проведение разученных ранее игр на свежем воздухе. Присутствие логопеда в групповом помещении с 12.30 до 13.00 позволяет ему участвовать в «оречевлении» режимных моментов, живом общении с малышами, что позволяет специалисту быстрее вызвать каждого ребенка на контакт, построить с ним доверительные отношения. Обучение в младшей логопедической группе можно условно разделить на три периода: I период — сентябрь, октябрь, ноябрь; II период — декабрь, январь, февраль; III период — март, апрель, май, июнь. В сентябре проводится обследование состояния речи и неречевых психических функций детей для определения этиопа-тогенеза нарушения формирования речи; заполняются схемы обследования на каждого ребенка.
В октябре начинаются индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми. Вся дальнейшая работа в младшей логопедической группе строится на материале следующих лексических тем.
«Семья»; — “Игрушки «Туалетные принадлежности»; — Одежда «Обувь»; — —у детей зимние каникулы,проводится только индивидуальная работа,
«Продукты питания»; «Посуда». Февраль: 1-я неделя — «Посуда»; 2—3-я недели — «Домашние птицы»; 4-я неделя — «Домашние животные». Март: 1-я неделя — «Мамин праздник»; 2-я неделя — «Домашние животные»; 3—4-я недели — «Дикие птицы». Апрель: 1—2-я недели — «Дикие животные»; 3—4-я недели — «Транспорт»; Май: 1-я неделя — у детей весенние каникулы, проводится только индивидуальная работа; 2-я неделя — «Лето. Цветы»; 3-я неделя — «Лето. Насекомые»; 4-я неделя — «Лето. Летние игры {с водой и песком)». В июне логопедом проводится только индивидуальная работа с детьми, по возможности на свежем воздухе. В этот период закрепляется и повторяется весь материал, пройденный за учебный год. В конце июня логопед дает индивидуальные рекомендации родителям каждого ребенка на лето.
Развивающая среда При формировании высших психических функций у ребенка с проблемами в развитии очень важное значение имеет правильная организация предметно-пространственной развивающей среды как в кабинете логопеда, так и в групповом помещении. Известно, что предметно-пространственная разбивающая среда создает возможности для расширения опыта эмоционально-практического взаимодействия дошкольника со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для ребенка сферах жизни и позволяет включить в активную познавательную деятельность одновременно всех детей группы. В ней они реализуют свои способности. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе. Организация развивающей среды и проведение... Развивающая среда
В групповом помещении она должна представлять собой хорошо оборудованные полузамкнутые микро пространства для игр детей поодиночке или небольшими подгруппами. Не следует перегружать уголки оборудованием, так как это затрудняет выбор игр ребенком, — лучше менять оборудование раз в неделю. Неформальное общение со сверстниками и педагогом при игровом взаимодействии положительно влияет на развитие речи ребенка и его интеллектуальное развитие в целом, так как осуществляется в форме игры, интересной ребенку, предоставляющей ему полную свободу действий. При организации предметно-пространственной развивающей среды в младшей группе нужно учитывать, что дети младшего дошкольного возраста плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность (Полякова М. Н.), -поэтому не следует часто переставлять мебель в группе, менять местоположение и количество развивающих центров. На четвертом году жизни резко возрастает двигательная активность малышей. Причем у детей с тяжелой речевой патологией движения плохо скоординированы, дети моторно неловки, не обладают быстротой реакции. Поэтому пространственная организация среды должна одновременно и обеспечивать безопасность, и стимулировать двигательную активность. В центре группового помещения рекомендуется оставлять свободное место для езды на трехколесном велосипеде, катания в большом грузовике, катания кукол в коляске, сооружения модульных конструкций. С учетом того, что в этом воз- расте у детей формируются сенсорные способности (в первый период работы акцент делается на развитие слухового и зрительного восприятия), в групповом помещении должно быть достаточное количество постоянно заменяемых звучащих игрушек и предметов-заместителей.
Помня о том, что развитие речи непосредственным образом связано с развитием мелкой (пальцевой) моторики, педагогам следует оснащать развивающую среду в младшей логопедической группе большим количеством игр и пособий для развития мелкой моторики. Дети младшего дошкольного воз- раста предпочитают крупные яркие игрушки, которые должны быть сделаны из различных материалов чистых цветов и несложных форм. При этом в логопедической группе не должно быть неестественно окрашенных игрушек, так как у детей формируются первичные представления об окружающем. Дети четвертого года жизни с общим недоразвитием речи, в отличие от своих нормально развивающихся сверстников, предпочитают игры не «вместе», а «рядом», для чего также должны быть созданы все условия. При этом начинающееся формирование коммуникативных навыков в игре предполагает создание обстановки для сюжетно-ролевых игр. Также особое значение в младшей логопедической группе необходимо уделять играм-драматизациям и театрализованным играм, проводимым, конечно, пока на самом элементарном уровне. Это требует должного оборудования (костюмы, маски, атрибуты) для обыгрывания сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Волк и козлята». В младшей логопедической группе обязательно оборудуется уголок «Учимся говорить». Организация развивающего пространства в логопедическом кабинете, как правило имеющем небольшие размеры, является очень сложной задачей. Во-первых, в кабинете должны быть созданы комфортные, обеспечивающие безопасность детей условия для занятий. Во-вторых, создавая развивающую среду, логопед обязан учитывать такой фактор, как эмоциональное благополучие ребенка. Кабинет логопеда должен быть местом, куда малыш идет с радостью и удовольствием. А значит, особое инимание следует уделять цветовой гамме, в которой будет выдержан интерьер, оформлению мест для занятий за столом и у зеркала. Пастельные тона в оформлении интерьера, достаточный уровень освещенности, удобная мебель, яркие картинки и интересные игрушки — немаловажные детали для создания комфортного состояния и детей, и логопеда. Помимо эстетической и психологической составляющих для правильного оснащения кабинета рекомендуется соблюла и, и следующие технические условия. Так, логопедический кабинет должен представлять собой хорошо освещенное по- мощение площадью не менее 10 м2. На одной из стен кабинета Крепится большое зеркало с лампой дополнительного местно- го ос вещения. Под зеркалом располагается полка для картотек Организация развивающей среды и проведение... Совместная деятельность логопеда и воспитателя
предметных картинок и речевого материала (уточнение произношения в звукоподражаниях, произношения гласных и согласных раннего онтогенеза). Перед зеркалом устанавливается скамеечка, рассчитанная на подгруппу детей. Для проведения артикуляционной и мимической гимнастики, а также для того, чтобы приучить детей к занятиям у зеркала и сделать эти занятия привлекательными, следует иметь набор игрушек. Малыши с удовольствием учатся широко открывать рот вместе с заводной собачкой, распластывать язычок вместе с меховой кошечкой, показывать зубы вместе со смешным ди-нозавриком. С такими одной-двумя игрушками-«помощница~ ми» для выполнения каждого упражнения артикуляционной и мимической гимнастики логопеду быстрее удастся добиться от детей точности выполнения движений. Пол логопедического кабинета обязательно должен быть покрыт ковром или ковровым покрытием, т. к. работу над дыханием рекомендуется начинать с положения лежа. Кроме того, в младшей группе на ковре можно проводить большую часть подгрупповых занятий, уложив детей на животики или посадив их по-турецки. Для занятий с подгруппой детей в логопедическом кабинете должна быть пара детских столиков и несколько детских стульчиков. Игры, игрушки и пособия размещаются в шкафах или на стеллажах. Причем полки на уровне роста детей должны быть открытыми, с тем чтобы на них размещался сменный материал по разным разделам работы для свободной деятельности детей. Материал обновляется по мере изучения каждой новой лексической темы. Это и позволяет организовать развивающую среду в стенах логопедического кабинета. Этому же способствует размещение на стенах кабинета или на дверцах шкафов магнитной доски, наборного полотна, коврографа, на которых малыши могут рисовать, складывать разрезные картинки или плоские сборные игрушки. В кабинете логопеда младшей логопедической группы рекомендуется создать особую сенсорную зону, содержащую игрушки и пособия для развития слухового и зрительного восприятия, формирования первичных представлений о цвете и форме предметов, а также уголок с пособиями для развития моторной сферы. Здесь же обязательно должны быть оборудованы отдельные уголки с развивающими играми и игрушками для мальчиков и девочек. Организуя места для свободной деятельности детей, следует учитывать особенности их развития и не перегружать уголки оборудованием. На закрытых полках в шкафах в специальных папках или коробках хранится сменный материал по всем изучаемым лексическим темам. В каждой папке или коробке должны быть крупные предметные и сюжетные картинки, настольно-печат-ные дидактические игры и пособия для уточнения и расширения словаря, формирования и совершенствования грамматического строя речи, фонетико-фонематических представлений, связной речи, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, неречевых психических функций. Кроме того, в кабинете должны быть наборы муляжей, крупные и мелкие игрушки по всем лексическим темам, конструкторы, мозаики, кубики, пирамидки, матрешки и другие сборные игрушки, настольный материал для обыгрывания предусмотренных программой сказок. Составляя еженедельные задания воспитателям, логопед может давать им не только методические рекомендации, но и обеспечивать их необходимыми играми и пособиями из своего кабинета, что позволит эффективно осуществлять преемственность в работе и закреплять с детьми пройденный материал. На двери кабинета или на отдельном стенде логопед помещает график и расписание работы, список детей по под-группам (который регулярно обновляется), советы и методи- ческие рекомендации родителям. Совместная деятельность логопеда и воспитателя Взаимосвязь специалистов в логопедической группе имеет очень важное значение и является залогом успешности коррекционно-развивающей работы. Особенно значимым является ежедневное взаимодействие логопеда и воспитателя. В младшей логопедической группе оно осуществляется при 20 Организация развивающей среды и проведение... участии специалистов в режимных моментах, при обсуждении планов работы на неделю, месяц, период, при совместном выборе приемов и методов работы. Одним из средств осуществления взаимосвязи специалистов являются задания логопеда воспитателю. Задания должны соответствовать плану-про грамме работы группы и иметь следующие составляющие: логопедические пятиминутки, подвижные игры и упражнения, рекомендации по индивидуальной работе с детьми, а также список литературы, рекомендуемой для чтения детям. Задания даются воспитателям раз в неделю, и только рекомендации по индивидуальной работе логопед предлагает им ежедневно. Логопедические пятиминутки служат для логопедизации занятий воспитателя и содержат игры, упражнения и задания для закрепления материала, отработанного с логопедом. Они способствуют развитию всех компонентов речевой системы, а также неречевых психических функций у детей. В играх и упражнениях, рекомендуемых логопедом, развивается импрес-сивная и экспрессивная речь: формируется, расширяется и t уточняется словарь; формируется и совершенствуется грамматический строй речи; развиваются фонематическая и фонетическая системы речи, развивается понимание речи, а затем формируются диалогическая речь, развивается речевое общение. Логопед предлагает воспитателям игры и упражнения для развития слухового и зрительного внимания и восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, памяти, подвижные игры. Логопедом подвижные игры и упражнения проводятся на подгрупповых занятиях, воспитателями — на занятиях в качестве физкультминуток или в свободное время, родителями — во время домашних занятий, что позволяет усилить их кор-рекционное воздействие и осуществлять взаимосвязь между всеми участниками педагогического процесса. Подвижные игры и упражнения, приведенные в приложении к Программе, разрабатывались специально для детей четвертого года жизни с речевой патологией. Они способствуют всестороннему полноценному развитию двигательных способностей малышей, обогащают их двигательный опыт, развивают координацию
Работа логопеда с родителями движений, подражательность, совершенствуют чувственный опыт. Короткая строка и простая лексика речевого материала позволяют малышам сначала договаривать, а потом и проговаривать вместе с педагогом текст игры, что способствует и развитию памяти, и развитию речи. Индивидуальная работа воспитателя предполагает занятия с тремя детьми. Логопед дает подробные методические рекомендации по проведению индивидуальных занятий, указывает, какие приемы может использовать коллега. Список рекомендуемой литературы помогает воспитателю выбирать соответствующие возрасту и уровню развития детей произведения для слушания и договаривания детьми. Еженедельные задания даются логопедом начиная с первой недели октября, когда завершено обследование детей, проведена диагностика, утвержден план коррекционной работы группы. Работа логопеда с родителями В последнее время в дошкольном воспитании все больше Внимания уделяется вопросу взаимосвязи детского сада и семьи. Современная наука пришла к выводу, что личность ребенка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях. В дошкольных учреждениях проводится большая работа по привлечению родителей к образовательно-воспитательному процессу, участию в занятиях, спортивных праздниках, викторинах, исчерах досуга. Учителя-логопеды уже давно пытаются привлечь к коррек- ционно развивающей работе с дошкольниками их родителей через систему домашних занятий. Педагоги могут оказать мето- ическую помощь родителям, желающим заниматься со своими детьми, но не имеющими для этого необходимых знаний. За- ниматься дома с детьми, имеющими недоразвитие речи, нужно обязательно, чтобы как можно скорее ликвидировать отстава- ние как в речевом, так и в общем развитии ребенка. Методи- ческие рекомендации, которые даются логопедом родителям, позволяют объединить усилия педагогов и родителей в воспи- тании гармонично развитой личности. * Работа логопеда с родителями
Для младшей логопедической группы разработана тетрадь с методическими рекомендациями для родителей «Занимаемся вместе»1. Занятия, приведенные в этой тетради, подскажут родителям, чем и как следует заниматься с ребенком, помогут организовать совместную деятельность. Родители смогут предложить ребенку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают стихи, помогут научиться лепить и рисовать. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление. Играя с ребенком, взрослый должен занимать лидирующую, но не доминирующую позицию, менять стратегию в зависимости от уровня развития ребенка, быть не только организатором и режиссером, но и партнером и консультантом. Использование русских народных потешек в пересказах Л. Завальнюка, Н. Колпаковой, И. Бурсова, а также авторских стихов и подвижных игр обогатит речь малышей, сделает ее более образной. Кроме того, дети лучше воспринимают ритмически организованную речь и, услышав потешку несколько раз, пытаются проговаривать ее вместе со взрослым, что способствует и развитию речи, и развитию памяти. Материалы домашних занятий подобраны в соответствии с изучаемыми в младшей логопедической группе лексическими темами. Материал каждого занятия рассчитан примерно на десять дней: столько времени необходимо малышу, чтобы усвоить новую лексическую тему. Родителям даются рекомендации, как правильно выбрать время для занятий, чтобы ребенок не был усталым или возбужденным; говорится о том, что не стоит принуждать ребенка к занятиям, лучше постараться заинтересовать его, используя такие приемы: «Давай посмотрим, что интересного есть в нашей тетради. Давай немного поиграем. Мне хочется поиграть. Может быть, ты составишь мне компанию?» В тетради указано рекомендуемое время для занятий:.10—15 минут —■ оптимальная временная нагрузка для ребенка данного 1 Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Младшая группа. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. возраста. Родители должны знать, что, если у малыша возникают трудности при выполнении задания, не стоит показывать своего огорчения или разочарования, а следует предложить ребенку помощь, дать образец выполнения задания или вернуться к нему через пару дней. Очень важной для формирования словаря является работа по рассматриванию предметных картинок. Разглядывая картинки, малыш вспоминает названия знакомых предметов и объектов, учится соотносить картинки с реальными предметами и объектами, с удовольствием называет их. По сюжетным картинкам родители могут провести более сложную работу, направленную на формирование диалогической речи. Для этого в тетради даны рекомендации по организации этой работы, приводятся примерные диалоги с ребенком при рассматривании картин. Подчеркивается активная роль взрослого при проведении пальчиковой гимнастики и подвижных игр. Кфослый должен рассказывать и показывать, как правильно выполнять движения, делать упражнения вместе с ребенком. Материалы пособия помогают родителям правильно организовать домашние занятия с детьми, сделать их увлекательными, веселыми и интересными, научить детей говорить красиво И правильно, закрепить и повторить все, что они узнали В детском саду. Благодаря домашним занятиям, организованным таким образом, родители оказываются вовлеченными в Процесс коррекционно-развивающей работы, превращаются in сторонних наблюдателей в его участников. Еженедельные вечерние приемы логопеда, проводимые с целью консультирования родителей, позволяют им быть по- гоянно в курсе того, чем занимается с детьми педагог. Как правильно провести занятия у зеркала, организовать проведе- ние артикуляционной и дыхательной гимнастики в игровой форме, какие книги почитать малышу, куда сводить его в выходные дни, а потом побеседовать по прочитанному или увиденому – вот вопросы, которые решаются на этих встречах. Логопед не просто отвечает на вопросы родителей, а в ходе индивидуального занятия с ребенком показывает, какие приемы и методы могут быть использованы в домашних занятиях с детьми. il В старших группах логопеды обычно проводят для родителей открытые занятия во второй половине дня. Эффективность такого вида работы с родителями неоспорима. Каждому родителю интересно увидеть и услышать, как работает его ребенок на занятии, понимает инструкцию взрослого, взаимодействует со сверстниками. Именно открытые занятия помогают педагогам убедить родителей в необходимости домашних занятий с ребенком, так как во время занятия родители видят, в чем ребенок отстает от сверстников, чем с ним нужно позаниматься дополнительно. В младшей логопедческой группе родителям можно предложить по очереди присутствовать на занятиях в первой половине дня, так как занятия во второй половине дня не проводятся, и присутствие нескольких родителей в кабинете сразу невозможно. Еще одной формой работы с родителями являются совместные приемы логопеда и невролога, которые позволяют родителям понять необходимость назначенного лечения и проводимых в учреждении коррекционных мероприятий. Присутствие родителей на праздничных утренниках и чаепитиях позволяет педагогам установить с ними более тесные, доверительные отношения. При оформлении развивающей среды в раздевалке группы логопед должен подумать о создании групповой библиотеки методической литературы для родителей, о месте, где ежемесячно будет появляться новая информация для родителей. Это может быть стенд «Уголок логопеда», «Советы логопеда», «Логопед советует». На стенде родители могут прочитать о том, какие лексические темы будут изучать дети в наступившем месяце, каков примерный лексикон по новой теме, какие задачи ставятся педагогами на данный период работы и в какой форме они будут решаться. Обязательно указывается список литературы, которую необходимо приобрести и прочитать ребенку, какие вопросы можно задать по прочитанным произведениям. Обычно логопед дает родителям советы по выбору приобретаемых игрушек, игр и дидактических пособий. Все перечисленное позволяет родителям стать полноправными участниками педагогического процесса. Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы, учебно-дидактический материал РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Развитие импрессивной рети Развитие пассивного словаря Работать над накоплением пассивного словаря, усвоением слов, обозначающих части тела и лица человека, предметы ближайшего окружения, простейшие игровые и бытовые действия, признаки предметов. Формировать умение соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением. Учить понимать обобщающие слова (игрушки, туалетные принадлежности, одежда, обувь, мебель, продукты питания, по-гуда, домашние птицы, дикие птицы, животные, цветы). Уточнять понимание личных местоимений (я, мы, ты, вы, он, она, они), определительного местоимения такой же, при- гяжательных прилагательных (мамин, папин) и местоимений ной, наш. Учить различать глаголы и прилагательные, противопо- иожные по значению (надевать — снимать, завязывать — раз вязывать, большой — маленький, длинный — короткий, широ кий узкий, высокий — низкий). Учить понимать предлоги и наречия, выражающие пространственныеотношения (в, на, у, здесь, вот, тут, туда, вверху, внизу, впереди, сзади, высоко, низко, слева, справа). Формировать различение количественных числительных один, два, три).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|