(зейн-аль-'абидин)
Мне никогда не случалось видеть курайшита лучшего, чем 'Али ибн аль-Хусейн. Аз-Зухри
В этот особенный год была перевёрнута последняя страница в истории персидских царей. Йездигерд, последний персидский царь, погиб бездомным и гонимым. Его полководцы, стража и члены его семьи попали в плен к мусульманам. Их отвезли в пресветлую Медину. Пленников было много, и ценность их была велика. Медина никогда не видела такое огромное количество пленных, причём столь важных. Среди пленных были и три дочери Йездигерда.
Люди подошли к пленникам и за несколько часов раскупили всех. Вырученные деньги были отправлены в казну мусульман. Остались только дочери царя Йездигерда. Они отличались красотой и свежестью и были юными девушками. Когда их выставили на продажу, они стояли, потупив взоры — такое это было унижение для них. Опечаленные, они тихо плакали. 'Али ибн Абу Талиб почувствовал жалость к ним и пожелал, чтобы их купил тот, кто относился бы к ним хорошо и заботился бы о них. И это неудивительно. Ведь Посланник Аллаха Он подошёл к 'Умару ибн аль-Хаттабу и сказал: — О повелитель верующих... Поистине, к дочерям царей требуется особое отношение — не такое, как к остальным.
'Али ибн аль-Хусейн ибн 'Али (Зейн-аль-'Абидин) 255
'Умар сказал: — Ты прав... Но что же с ними делать? 'Али сказал: — Нужно назначить высокую цену за них, а потом предоставить им самим выбрать одного из тех, кто готов заплатить за них такую цену. 'Умар согласился с предложением 'Али.
Одна из царских дочерей выбрала 'Абдаллаха, сына 'Умара ибн аль-Хаттаба. Вторая выбрала Мухаммада, сына Абу Бакра ас-Сыддика. А третья, по имени Шах-Зинан, выбрала аль-Хусейна, сына 'Али ибн Абу Талиба, внука Посланника Аллаха
Шах-Зинан приняла ислам, став искренней мусульманкой. Она обрела религию истины, освободилась из рабства. Она стала женой после того, как была невольницей, и обрела свободу. Она решила порвать все связи со своим языческим прошлым. Она отказалась от своего прежнего имени Шах-Зинан, и её стали называть Газаля. Девушке достался прекрасный муж, человек, достойный царской дочери. Только одна мечта оставалась неисполненной — мечта о ребёнке. И Аллах почтил её, и она родила аль-Хусейну красивого мальчика. Она назвала его 'Али в честь 'Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах и да сделает Он его довольным). Однако радость Газали продлилась недолго. У нее началась послеродовая горячка, и она покинула этот мир, не успев насладиться общением со своим ребёнком...
Заботы о младенце взяла на себя невольница аль-Хусейна, которая полюбила мальчика больше, чем любит мать собственного
256 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
Стоило 'Али ибн аль-Хусейну достигнуть того возраста, с которого человек уже способен приобретать полезное знание, как он прикипел душой к этому достойному занятию. Первой его школой стал его дом. Ах, что это был за дом!.. Его первым учителем стал его отец — аль-Хусейн ибн 'Али. Ах, какой это был учитель!.. Второй школой 'Али ибн аль-Хусейна стала мечеть Посланника Аллаха
И те, и другие открывали свои сердца для множества сыновей благородных сподвижников и учили их правильно читать Книгу Всевышнего Аллаха, пересказывали им хадисы Посланника Аллаха
Но сердце 'Али ибн аль-Хусейна ни к чему не было привязано так, как привязалось оно к Книге Всевышнего Аллаха, и ничто так не потрясало его чувства, как благие обещания и угрозы, содержащиеся в Коране. Когда он читал аят,
'Али ибн аль-Хусейн ибн 'Али (Зейн-аль-'Абидин) 257
в котором упоминался Рай, сердце его готово было выскочить из груди — так оно стремилось в Рай. А когда ему доводилось слышать аят, в котором упоминался Адский огонь, он вздыхал так тяжко, словно пламя Геенны полыхало у него внутри.
Когда 'Али достиг расцвета молодости и приобрёл много знания, праведное мединское общество обрело а его лице одного из самых усердно поклоняющихся Аллаху и богобоязненных представителей бану Хашим. Он был одним из самых достойных н благонравных, добродетельным и благочестивым и обладал глубокими знаниями. Он с таким усердием поклонялся Всевышнему и был настолько богобоязненным, что в период между омовением и началом молитвы его нередко охватывала дрожь. Он дрожал так, что окружающие замечали это. Когда с ним заговорили об этом, он сказал: — Горе вам! Как будто вы не знаете, перед кем мне предстоит сейчас стоять, и как будто вам неведомо, с кем я собираюсь вести тайную беседу.
Юноша-хашимит так поклонялся Аллаху и столь тщательно совершал каждое предписанное Им действие, что люди даже прозвали его Зейн-аль-'Абидин — «украшение поклоняющихся». Они забыли или почти забыли его настоящее имя и заменили его этим прозвищем.
Он подолгу и с упоением совершал земные поклоны, так что жители Медины стали называть его Саджжад — «совершающий много земных поклонов». И его душа и сердце были так чисты, что его прозвали также Закий — «чистый».
258 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
— Господи, Ты дал мне вкусить милость Твою и пролил на меня блага Твои, и я стал взывать к Тебе, чувствуя себя в безопасности и не испытывая страха, и просить Тебя, ощущая близость Твою и не опасаясь... Господи, поистине, я прошу Тебя так, как просит тот, кто бесконечно нуждается в милости Твоей и чьих сил не хватит, чтобы соблюдать права Твои в полной мере... Прими же от меня мольбу утопающего странника, который не может найти иного спасителя, кроме Тебя, о Щедрейший!
Однажды Тавус ибн Кейсан увидел, как Зейн-аль-'Абидин стоял в тени Каабы, бормотал что-то, словно погибающий, и плакал, как плачет тяжело больной, и обращался к Аллаху с такой мольбой, с которой обычно обращается попавший в беду. Тавус подождал, пока он перестанет плакать и завершит свою мольбу, после чего подошёл к нему и сказал: — О потомок Посланника Аллаха Зейн-аль-'Абидин спросил: — Какие же, о Тавус? Тот ответил: — Одно из них заключается в том, что ты — потомок Посланника Аллаха Зейн - аль-' Абидин сказал:
'Али ибн аль-Хусейн ибн 'Али (Зейн-аль-'Абидин) 259
— О Тавус, поистине, моё родство с Посланником М не может гарантировать мне спасение, после того как я слышал слова Всевышнего Аллаха: «А в тот день, когда затрубят в Рог, между ними не останется родственных связей» (23: 101). Что же до заступничества моего прадеда за меня, то ведь Аллах — возвышенны слова Его! — говорит: «Они заступаются только за тех, кем Он доволен» (21: 28). Что же до милости Аллаха, то Всевышний Аллах сказал: «Поистине, милость Аллаха близка к творящим добро» (7: 56).
Богобоязненность воспитала в Зейн-аль-'Абидине многие достойные качества, благородство и кротость. Сборники жизнеописаний полны историй о его благородных поступках и достойном поведении. Аль-Хасан ибн аль-Хасан рассказывает такую историю: «Как-то раз мы с моим двоюродным братом Зейн-аль-'Абидином поссорились и я пришёл к нему разъярённый. А он в это время сидел в мечети вместе со своими товарищами. Я высказал ему всё, что у меня накопилось. Он сидел молча, ничего не говоря. Потом я ушёл. Когда настала ночь, кто-то постучал в дверь. Я встал, чтобы посмотреть, кто пришёл. Оказалось, что это Зейн-аль-'Абилин. Я не сомневался, что он пришёл для того, чтобы отплатить мне за обиду, которую я нанёс ему. Однако он сказал: «Брат мой, если то, что ты сказал мне, правда, то да простит Аллах меня. А если ты сказал неправду, то да простит Аллах тебя». Сказав это, он попрощался и ушёл. Тогда я догнал его и сказал: «Клянусь, я никогда больше не сделаю ничего из того, что неприятно тебе! » Он смягчился и сказал: «Можешь забыть о том, что ты сказал мне».
260 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
Один из слуг Зейн-аль-'Абидина рассказывает: «Я был рабом 'Али ибн аль-Хусейна и как-то раз он отправил меня куда-то с поручением. Я задержался, а когда я вернулся, он ударил меня кнутом. Я заплакал и сильно разозлился на него, потому что до этого он никогда никого не бил. И я сказал ему: " Побойся Аллаха, о 'Али ибн аль-Хусейн. Ты отправляешь меня с поручением, а когда я выполняю его для тебя, ты бьешь меня?! " Он заплакал и сказал: " Иди в мечеть Посланника
'Али ибн аль-Хусейн ибн 'Али (Зейн-аль-'Абидин) 261
Всевышний Аллах дал Зейн-аль-'Абидину щедрый удел. У него была очень прибыльная торговля и прекрасные пашни. За имуществом следили его слуги. Земледелие и торговля приносили ему большие доходы, однако богатство не сделало его высокомерным, и от обилия благ он не стал надменным и горделивым. Он использовал имущество в мире этом, чтобы преуспеть в мире вечном, и его богатство было прекрасным богатством праведного человека. Больше всего из дел благочестия он любил подаваемую тайно милостыню. Когда на землю опускалась ночная мгла, он взваливал на свою слабую и худую спину мешки с мукой и выходил из дома, пока другие люди спали. И он ходил по кварталам Медины, подавая милостыню тем нуждающимся, которые стыдились досаждать людям своими просьбами. В Медине было немало людей, которые жили, не зная, откуда и каким путём приходит к ним их обильный удел. И только когда 'Али ибн аль-Хусейн Зейн-аль-'Абидин скончался и удел этот перестал появляться у них, они поняли, кто приносил им его. Когда тело покойного Зейн-аль-'Абидина положили на стол для омывания покойных, омывавшие его обнаружили на его спине тёмные следы и спросили: — Что это? Люди ответили им: — Это следы от мешков с мукой, которые он приносил в сотню мединских домов. Эти дома лишились своего кормильца с его смертью.
Также известно множество случаев освобождения рабов Зейн-аль-'Абидином — так много, что в это даже трудно поверить.
262 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
Зейн-аль-'Абидин занимал в сердцах людей такое место, какого не удостоился никто из его современников. Люди искренне любили и почитали его. Они были очень привязаны к нему и постоянно искали встречи с ним, стремясь увидеть его, когда он выходил из дома или входил в него, шёл в мечеть или возвращался оттуда.
Рассказывают, что однажды Хишам ибн 'Абд-аль-Малик прибыл в Мекку для совершения хаджа. В то время он был наследником халифа. Он отправился совершать обход вокруг Каабы, собираясь прикоснуться к Чёрному камню. Окружавшая его стража принялась окрикивать людей, чтобы они разошлись и освободили Хишаму путь. Но никто не подвинулся и не отреагировал на крики солдат, потому что это был Дом Аллаха, и все люди — Его рабы. В это время послышались слова «Нет божества, кроме Аллаха» и такбиры, доносящиеся изда-
'Али ибн аль-Хусейн ибн 'Али (Зейн-аль-'Абидин) 263
лека. И люди повернулись в ту сторону, откуда слышался голос. Появился человек в окружении небольшой группы людей. Он был красивым и худым. На нём был изар и накидка. Между глаз у него виднелся след от земных поклонов. И люди разом расступились перед ним, выстроившись в два ряда. Исполненные искренней симпатии и любви взоры встретили его и проводили до самого Чёрного камня, к которому он подошёл и припал. Один из приближённых Хишама ибн 'Абд-аль-Малика спросил Хишама: — Что это за человек, к которому люди отнеслись с таким почтением и которому выказали такое уважение? Хишам сказал: — Я не знаю его. А поэт аль-Фараздак присутствовал при этом. Он сказал: — Если Хишам его не знает, то я-то точно его знаю... И весь мир его знает. Это 'Али ибн аль-Хусейн, да будет доволен Всевышний Аллах им, его отцом и его дедом. Потом он продекламировал:
Он тот, чьи шаги знает Батха, И Дом, и простая, и святая земля... Потомок лучшего из всех рабов Аллаха, Он сердцем чист и пред Аллахом преисполнен страха. Потомок Фатымы, коль ты его не знаешь, И дед его сделан Всевышним печатью пророков. Вопрос твой: «Кто он? » не вредит ему. Не знаешь? И пусть... Арабам, неарабам — всем известен он. Руки его благодатны, щедры и всем пользу приносят. Люди идут к нему, и руки его не бывают пустыми. Открыт и радушен, бояться его нет причины. Украшают его благой нрав и благие деяния.
264 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
И если б не это, он всем только «да» говорил бы... Добром окружил он людей, им помог, и рассеялся Мрак вокруг них, и бедность ушла и лишения. И завидев его, курайшиты уверенно скажут: Великодушия предел — его великодушие. Стыдливо он взор опускает, и люди тоже — почтение! С ним говорят, только если ои улыбается. И палка в руках его такой аромат источает, Благоухает, и нос его столь благороден Он от Посланника Аллаха род ведёт свой. Прекрасны корни, качества, деянья...
Да будет доволен Аллах правнуком Посланника Аллаха Это был уникальный образец человека, который боится Аллаха тайно и явно и до самозабвения страшится Его наказания и стремится к Его награде.
* Подразумеваются слова свидетельства о том, что нет божества, кроме Аллаха, произносимые во время ташаххуда.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||