Требования к уровню освоения дисциплины
Стр 1 из 4Следующая ⇒ В результате изучения курса студент должен:
Знать: - основы профессионального мастерства социального педагога и пути его совершенствования.
Уметь: - «входить» в многообразие социальных ролей социального педагога; - выполнять определенные социальные роли, предопределенные самой должностью, а также его особенностями как индивида; - использовать свои индивидуальные возможности, комплексное знание о человеке в повседневной социальной практике, прежде всего, в работе с семьей, личностью, средой. - анализировать конкретные социальные ситуации, а также вести поиск механизмов адаптации, взаимодействия со средой и ее преобразования. Иметь представление о профессиональном самосовершенствовании социального педагога в роли специалиста: - по психолого- педагогическому общению; - психолого-педагогической реабилитации; - адаптации личности к условиям окружающей среды; - воспитателя, организатора социально значимой деятельности; - помощника, защитника интересов и прав своих подопечных; - конфликтолога; - семейного психотерапевта; - исследователя, эксперта. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля Объем дисциплины и виды учебной работы
Распределение часов по темам и видам учебной работы
Форма обучения – очная
Форма обучения – заочная (сокращенная образовательная программа)
Содержание курса
Тема 1. Компоненты профессионального мастерства социального педагога. Гуманистические ценности личности социального педагога. Любовь к жизни, любовь к людям как нравственная основа профессиональной деятельности социального педагога. Христианские заповеди и деятельность социального педагога. Этические традиции народа и деятельность социального педагога. Ментальность, духовность нации и деятельность социального педагога. Искусство любить и понимать людей. Миропонимание человека как нравственная основа деятельности социального педагога. Общинность, соборность, коллективное начало как духовные начала в его работе. Социальное служение как духовная основа деятельности социального педагога. Потребность помогать людям как основа личностной ориентации и жизненная ценность социального педагога, основа его профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность. Профессиональные знания социального педагога: методологические, теоретические, методические, прикладные. Антрополого-генетический подход к личности. Комплексное изучение человеческого организма. Базовые профессиональные умения социального педагога. Коммуникативные. Прикладные. Организаторские. Аналитические. Педагогические. Умения морально-волевой саморегуляции. Прикладные: социально-медицинские, социально-педагогические, творческие, спортивные, социально-правовые, социально-экологические, социально-психологические, социокультурные, социально-экономические. Умение работать с личностью и со средой как ключевые умения социального педагога. Практические приемы по оказанию помощи индивиду, социальной группе. Взаимодействие, групповая работа со специалистами социальных сфер как основа профессионального успеха.
Мастерство коммуникативной культуры. Мастерство педагогического творчества. Искусство убеждения. Ораторское мастерство. Искусство делать людей счастливыми. Мастерство организаторской деятельности. Мастерство общественной защиты. Социальное творчество как неотъемлемая часть деятельности социального педагога. Мастерство социально-педагогического анализа, проектирования, прогнозирования. Искусство исцеления. Мастерство индивидуальной работы с подопечными, организации группового взаимодействия, социальной работы в общине. Основы компьютерной грамотности Мастерство индивидуального творчества. Мастерство самосовершенствования, самопознания, самообразования. Элементы актерского мастерства. Культура педагогического взаимодействия. Искусство познания жизни и людей. Вариативность способов. Участие в разнообразной социально полезной деятельности — основное условие познания. Широта интересов как источник познания жизни. Стремление к разнообразным социальным контактам. Литература 1. Елканов, СБ. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя/ С.Б. Елканов. - М.: Просвещение, 1989. 2. Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя / В.И. Загвязинский. - М., 1987. 3. Кан-Калик, В.А., Никандров, Н.Д. Педагогическое творчество/ В.А. Кан- Калик, Н.Д. Никандров. - М.: Педагогика, 1990. 4. Кузьмина, ЕВ. Очерки психологии труда учителя/ Е.В. Кузьмина. - Л., 1967. 5. Мудрик, А.В. Учитель: мастерство и вдохновение/ А.В. Мудрик. - М., 1986. 6. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М, 2001. 7. Основы педагогического мастерства / Под редакцией И.А. Зязюна. - М.: Просвещение, 1989. 8. Профессиональная деятельность социального работника: содержание и организация. – М.: Изд-во Института молодежи, 1993. 9. Программы высших учебных заведений для специальности № 03.11.00 «Социальная педагогика». Кодекс этики социального педагога и социального работника. М., 1991. 10. Станиславский, К.С. Работа над собой в творческом процессе переживаний/ К.С. Станиславский. - М., 1954.
11. Социально-психологический диагностико-коррекционный инструментарий. М.: Редакционно-издательский центр Консорциума. «Социальное здоровье России». 1993. 12. Шишковец, Т.А. Справочник социального педагога/ Т.А. Шишковец. – М..2005. 13. Энциклопедия социальной работы. Т. 1. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. Тема 2. Социальный педагог как специалист по психолого-педагогическому общению Культура речи как неотъемлемая часть профессиональной деятельности социального педагога, важнейший метод педагогического воздействия, неоценимый инструментарий социальной работы, средство общения, развития национальной культуры. Введение в понятие культура речи. Секреты хорошей речи. Информационная насыщенность речи. Логичность речи. Точность, ясность и простота речи. Богатство речи. Многообразие значений слова. Синонимические богатства русского языка. Контрастные слова. Разнообразие способов словообразования. Стилистические различия в формообразовании имен и глаголов. Многообразие синтаксических конструкций. Чистота речи. Уместность речи. Правильность речи. Правильный выбор слов. Как правильно употреблять части речи. Зачем нужны параллельные формы имен существительных. Какую роль играют разные формы имен прилагательных. Как используются имена числительных. В чем секреты местоимений. Особенности употребления глаголов. Трудности произношения. Нормативность речи как важнейшее условие ее действенности. Нормы произношения и ударения. Стили произношения. Особенности произношения безударных гласных звуков, согласных звуков, иностранных слов, имен и отчеств. Образность речи. Какую речь называют образной. Художественные определения. Образные сравнения. Метафорические образы. Метонимия. Синекдоха. Переименование. Олицетворение. Преувеличение и преуменьшение в образной речи. Иносказание. Ирония. Перефразы. Живость, эмоциональность, выразительность речи. Экспрессивный синтаксис. Благозвучие речи. Что создает красоту звучания речи. Тайны звукозаписи. Звукообразы. Как передаются голоса природы. Резервы речевой культуры. Литература 1. Головин, Б.Н. Основы культуры речи/ Б.Н. Головин: Учебное пособие. - М., 1980. 2. Введенская, Л.А., Павлова, Л.Г. Культура и искусство речи/ Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. - М.: Знание, 1984. 3. Козаржевский, А. Ч. Мастерство устной речи/ А.Ч. Козаржевский. - М.: МГУ, 1984.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|