Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Темы практических и семинарских занятий




Тема 2. Социальный педагог как специалист по психолого-педагогическому общению

Форма проведения - практическое занятие.

Техника общения: тренинговые задания по развитию коммуникативных умений.

Приемы создания положительного эмоциональ­ного климата общения.

Доброжелательность обращения. Зона комфорта. Приемы установления контакта. Диалог как основа взаимоуважения и взаимопонимания. Приемы снятия психологического напряженности в беседе. Контроль за поведенческими реакциями. Распоряжение инициа­тивой. Искусство вести переговоры. Практические рекомендации по ве­дению переговоров. Традиционное ведение переговоров. Основные труд­ности общения. Технические приемы, облегчающие ведение перегово­ров.

Литература

1.Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М., 1980.

2.Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев.- М., 1982.

3.Бодалев, А.А. Личность и общение/ А.А. Бодалев. - М., 1983.

4. Добрович, А.Б. Общение: наука и искусство/ А.Б. Добрович.- М., 1980.

5. Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения/ А.Б. Добрович. - М. 1987.

6 Карнеги, Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей/ Д. Карнеги. - М., 1980.

7. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении/ В.А. Кан- Калик. -М., 1987.

8.Ильин, Е. Л. Искусство общения/ Е.Л. Ильин. - М.. 1982.

9. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова.- М.,2001.

10. Петровская, Л.А. Компетентность в общении/ Л.А. Петровская. - М., 1989.

11. .Прутченков, А.С. Тренинг коммуникативных умений. Методические раз­работки занятий/ А.С. Прутченков.- М.: Новая школа, 1993.

12 .Фишер, Р., Юри, У. Путь к согласию или переговоры без поражения. / Р. Фишер, У. Юри. - М., 1992.

1 3. Шмидт, Р. Искусство общения. Практикум делового человека/ Р. Шмидт.- М: СП «Интеэксперт», 1992.

Тема 3. Педагогическая культура социального педагога

Практическое занятие: Встреча с социальным педагогом-новато­ром и разработка и обсуждение индивидуальных программ повышения уровня педагогической культуры студентов

Исследовательское задание: Составить творческий пор­трет одного из социальных педагогов.

 

Тема 4. Социальный педагог как конфликтолог

Форма проведения - практическое занятие.

Проводится в форме тренинга. Технология педагогического разрешения конфликта: шутка, не­жность, перенос внимания, компромисс, анализ ситуации, принужде­ние, временное расставание, временный отказ от своего требования, наказание, ультиматум.

Решение ситуаций по разрешению конфликтов «учитель - ученик», «ученик- ученик», «родители - учитель», «родители – ребенок».

Литература

1. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекции / О.Н. Громова.- М.,2000.

2.Джини Г.Скотт. Способы разрешения конфликтов. Выпуск II. ГИИМ. - Киев. Издательское общество «Верзилин и К°, ЛТД», 1991.

3.Роджер, Фишер, Уильям, Юри. Путь к согласию/ Фишер Роджер, Уильям Юри.- М.: Наука, 1990.

4.Социальные технологии урегулирования конфликтов: Учеб. пособие / Под ред. А. Б. Белинской. – М., 2000.

5.Хелена Корнелиус, Шошана Фэйр. Выиграть может каждый. Как разрешить конфликты. Перевод П.Е.Патрушева. М.: Стрингер, 1992.

6.Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога/ М.В. Шакурова. - М., 2002.

Тема 5. Социальный педагог как психотерапевт

Практическое занятие проводится с целью отработки психотерапевтических техник: психотерапия, перестраивающая установки, внимание, успокоение, дружеское учас­тие, советы — изменение обстановки, окружения, переключения на новые знакомства и встречи как психотерапевтические педагогические средства.

Тема 6. Актуальные проблемы методики социально-педагогического иссле­дования.

Форма проведения занятия -семинар.

Вопросы:

1.Объективные критерии результативности социально-педагогической работы.

2. Изучение мотивов поведения, уровня социальной активности жи­телей, уровня отношений к базовым социальным ценностям.

3. Специфика изучения социальных проблем, интересов, потребнос­тей разных категорий населения. Методы изучения личности, среды, общины.

4. Специфика комплексного изучения социокультурного потенциала региона.

5. Различные технологии социального диагностирования, проектиро­вания, прогнозирования в социальной сфере.

Литература

1. Бадя, Л.В., Дробижев, В.З. Выбор темы и библиографический поиск: мето­дические рекомендации по спецкурсу «Организация и методика науч­ного студенческого исследования»/ Л.В. Бадя, В.З. Дробижев. - М., 1984.

2.Битинас, Б.П. Многомерный анализ в педагогике и педагогической пси­хологии / Б.П. Битинас. - Вильнюс, 1971.

4. Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении. М., 2000.

5. Гречихин, В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследо­ван

ий/ В.Г. Гречихин. - М., 1988.

7.Журавлев, В.И. Введение в исследование/ В.И. Журавлев. - М.: Педагогика, 1990.

8.Загвязинский, В.И. Учитель как исследователь/ В.И. Загвязинский. –

9. Кочетов, А.И. Диагностика в педагогическом творчестве: Сб. науч. трудов. – Мн., 1996.

10. Кухарчук, А.М. и др. Психодиагностика в профессиональном самоопределении учащихся / А.М. Кухарчук. – Мн. 2000..

Тема 8. Этнокультурная диагностика социальной среды

Форма проведения занятия- семинар

Вопросы:

1. Признаки этнокультурного неблагополучия человека (взрослого, ребенка) в социуме. Социально-психологические и социально-педагоги­ческие истоки возникновения «сбоев» в механизме трансляции наци­онального этикета от поколения к поколению.

2. Социально-классовые отличия в национальном этикете внутри одной этнокультурной общ­ности. Этикет «элитарных групп», этикет «простого люда» и др.

3. Усло­вия сглаживания обострившихся внутри- и межнациональных проти­воречий и способы устранения социальных «помех» и заслонов в этно­культурной самореализации отдельной личности или социальной груп­пы.

4. Роль школы, семьи, социальных служб этнокультурной помощи населению в восстановлении, обогащении и продуктивном творчес­ком развитии этикетных форм поведения в современных условиях села и города.

5. Основные психолого-педагогические механизмы ус­воения ребенком этикетных форм и способов поведения.

6. Технология формирования привычных форм поведения с использованием прогрес­сивных идей народной педагогики.

 

Литература

1.Афанасьев. А.И. Древо жизни: избранные статьи/ А.И. Афанасьева. - М.: Современник, 1983

2. Афанасьев, А.Н. Народ-художник. Миф. Фольклор, Литература/ А.Н. Афанасьев. - М.: Сов Россия, 1986.

3.Бернштам, Т.А. Будни и праздники: поведение взрослых в русской крес­тьянской среде (XIX -начало XX вв.) //Этнические стереотипы поведе­ния/ А.Н. Афанасьев.- Л., 1985.

4. Белов, В.И. Лад: Очерки о народной эстетике/ В.И. Белов.- М.: Молодая гвардия, 1982.

5. Желобовский, А.А. Семья по воззрениям русского народа, выраженным в пословицах и других произведениях народнопоэтического творчества Историко-литературный очерк/ А.А. Желобовский. - Воронеж, Типография В.И. Исаева, 1992.

6. Карамзин, И.М. Предания веков: сказания, легенды, рассказы из «Исто­рии государства Российского»/ И.М. Карамзин.- М.: Изд-во Правда. 1988. Глава: О физи­ческом и нравственном характере славян древних.

7.Лихачев, Д.С. Заметки о русском/ Д.С. Лихачев.- М: Сов.Россия, 1984.

8. Лазарев, А.И. Уральские посиделки/ А.И. Лазарев. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1977.

9. Лосский, НО. Условия абсолютного добра/ Н.О. Лосский.- М.: Политиздат, 1991. Глава: Характер русского народа.

10. Некрылова, А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII — начало XX вв. / А.Ф. Некрылова.- М.; Л., 1984.

11. Троцкий, Е.С Русская нация: социалистическое преобразование и обнов­ление/ Е.С. Троцкий. - М.: Сов. Россия. 1989.

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...