Темы практических и семинарских занятий
Тема 2. Социальный педагог как специалист по психолого-педагогическому общению Форма проведения - практическое занятие. Техника общения: тренинговые задания по развитию коммуникативных умений. Приемы создания положительного эмоционального климата общения. Доброжелательность обращения. Зона комфорта. Приемы установления контакта. Диалог как основа взаимоуважения и взаимопонимания. Приемы снятия психологического напряженности в беседе. Контроль за поведенческими реакциями. Распоряжение инициативой. Искусство вести переговоры. Практические рекомендации по ведению переговоров. Традиционное ведение переговоров. Основные трудности общения. Технические приемы, облегчающие ведение переговоров. Литература 1.Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М., 1980. 2.Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев.- М., 1982. 3.Бодалев, А.А. Личность и общение/ А.А. Бодалев. - М., 1983. 4. Добрович, А.Б. Общение: наука и искусство/ А.Б. Добрович.- М., 1980. 5. Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения/ А.Б. Добрович. - М. 1987. 6 Карнеги, Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей/ Д. Карнеги. - М., 1980. 7. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении/ В.А. Кан- Калик. -М., 1987. 8.Ильин, Е. Л. Искусство общения/ Е.Л. Ильин. - М.. 1982. 9. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова.- М.,2001. 10. Петровская, Л.А. Компетентность в общении/ Л.А. Петровская. - М., 1989. 11. .Прутченков, А.С. Тренинг коммуникативных умений. Методические разработки занятий/ А.С. Прутченков.- М.: Новая школа, 1993. 12 .Фишер, Р., Юри, У. Путь к согласию или переговоры без поражения. / Р. Фишер, У. Юри. - М., 1992.
1 3. Шмидт, Р. Искусство общения. Практикум делового человека/ Р. Шмидт.- М: СП «Интеэксперт», 1992. Тема 3. Педагогическая культура социального педагога Практическое занятие: Встреча с социальным педагогом-новатором и разработка и обсуждение индивидуальных программ повышения уровня педагогической культуры студентов Исследовательское задание: Составить творческий портрет одного из социальных педагогов.
Тема 4. Социальный педагог как конфликтолог Форма проведения - практическое занятие. Проводится в форме тренинга. Технология педагогического разрешения конфликта: шутка, нежность, перенос внимания, компромисс, анализ ситуации, принуждение, временное расставание, временный отказ от своего требования, наказание, ультиматум. Решение ситуаций по разрешению конфликтов «учитель - ученик», «ученик- ученик», «родители - учитель», «родители – ребенок». Литература 1. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекции / О.Н. Громова.- М.,2000. 2.Джини Г.Скотт. Способы разрешения конфликтов. Выпуск II. ГИИМ. - Киев. Издательское общество «Верзилин и К°, ЛТД», 1991. 3.Роджер, Фишер, Уильям, Юри. Путь к согласию/ Фишер Роджер, Уильям Юри.- М.: Наука, 1990. 4.Социальные технологии урегулирования конфликтов: Учеб. пособие / Под ред. А. Б. Белинской. – М., 2000. 5.Хелена Корнелиус, Шошана Фэйр. Выиграть может каждый. Как разрешить конфликты. Перевод П.Е.Патрушева. М.: Стрингер, 1992. 6.Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога/ М.В. Шакурова. - М., 2002. Тема 5. Социальный педагог как психотерапевт Практическое занятие проводится с целью отработки психотерапевтических техник: психотерапия, перестраивающая установки, внимание, успокоение, дружеское участие, советы — изменение обстановки, окружения, переключения на новые знакомства и встречи как психотерапевтические педагогические средства. Тема 6. Актуальные проблемы методики социально-педагогического исследования.
Форма проведения занятия -семинар. Вопросы: 1.Объективные критерии результативности социально-педагогической работы. 2. Изучение мотивов поведения, уровня социальной активности жителей, уровня отношений к базовым социальным ценностям. 3. Специфика изучения социальных проблем, интересов, потребностей разных категорий населения. Методы изучения личности, среды, общины. 4. Специфика комплексного изучения социокультурного потенциала региона. 5. Различные технологии социального диагностирования, проектирования, прогнозирования в социальной сфере. Литература 1. Бадя, Л.В., Дробижев, В.З. Выбор темы и библиографический поиск: методические рекомендации по спецкурсу «Организация и методика научного студенческого исследования»/ Л.В. Бадя, В.З. Дробижев. - М., 1984. 2.Битинас, Б.П. Многомерный анализ в педагогике и педагогической психологии / Б.П. Битинас. - Вильнюс, 1971. 4. Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении. М., 2000. 5. Гречихин, В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследован ий/ В.Г. Гречихин. - М., 1988. 7.Журавлев, В.И. Введение в исследование/ В.И. Журавлев. - М.: Педагогика, 1990. 8.Загвязинский, В.И. Учитель как исследователь/ В.И. Загвязинский. – 9. Кочетов, А.И. Диагностика в педагогическом творчестве: Сб. науч. трудов. – Мн., 1996. 10. Кухарчук, А.М. и др. Психодиагностика в профессиональном самоопределении учащихся / А.М. Кухарчук. – Мн. 2000.. Тема 8. Этнокультурная диагностика социальной среды Форма проведения занятия- семинар Вопросы: 1. Признаки этнокультурного неблагополучия человека (взрослого, ребенка) в социуме. Социально-психологические и социально-педагогические истоки возникновения «сбоев» в механизме трансляции национального этикета от поколения к поколению. 2. Социально-классовые отличия в национальном этикете внутри одной этнокультурной общности. Этикет «элитарных групп», этикет «простого люда» и др. 3. Условия сглаживания обострившихся внутри- и межнациональных противоречий и способы устранения социальных «помех» и заслонов в этнокультурной самореализации отдельной личности или социальной группы. 4. Роль школы, семьи, социальных служб этнокультурной помощи населению в восстановлении, обогащении и продуктивном творческом развитии этикетных форм поведения в современных условиях села и города.
5. Основные психолого-педагогические механизмы усвоения ребенком этикетных форм и способов поведения. 6. Технология формирования привычных форм поведения с использованием прогрессивных идей народной педагогики.
Литература 1.Афанасьев. А.И. Древо жизни: избранные статьи/ А.И. Афанасьева. - М.: Современник, 1983 2. Афанасьев, А.Н. Народ-художник. Миф. Фольклор, Литература/ А.Н. Афанасьев. - М.: Сов Россия, 1986. 3.Бернштам, Т.А. Будни и праздники: поведение взрослых в русской крестьянской среде (XIX -начало XX вв.) //Этнические стереотипы поведения/ А.Н. Афанасьев.- Л., 1985. 4. Белов, В.И. Лад: Очерки о народной эстетике/ В.И. Белов.- М.: Молодая гвардия, 1982. 5. Желобовский, А.А. Семья по воззрениям русского народа, выраженным в пословицах и других произведениях народнопоэтического творчества Историко-литературный очерк/ А.А. Желобовский. - Воронеж, Типография В.И. Исаева, 1992. 6. Карамзин, И.М. Предания веков: сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского»/ И.М. Карамзин.- М.: Изд-во Правда. 1988. Глава: О физическом и нравственном характере славян древних. 7.Лихачев, Д.С. Заметки о русском/ Д.С. Лихачев.- М: Сов.Россия, 1984. 8. Лазарев, А.И. Уральские посиделки/ А.И. Лазарев. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1977. 9. Лосский, НО. Условия абсолютного добра/ Н.О. Лосский.- М.: Политиздат, 1991. Глава: Характер русского народа. 10. Некрылова, А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII — начало XX вв. / А.Ф. Некрылова.- М.; Л., 1984. 11. Троцкий, Е.С Русская нация: социалистическое преобразование и обновление/ Е.С. Троцкий. - М.: Сов. Россия. 1989.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|