Тема 5. Социальный педагог как психотерапевт
Социальный педагог — своеобразный режиссер «жизненного спектакля». Основные требования к специалисту, использующему методу психотерапии. Значение психотерапии в работе социального педагога. Применение психотерапии в улучшении психического здоровья личности, совершенствовании личностных качеств, гуманизации окружающей среды. Использование психотерапии с целью оздоровления социальных отношений, психокоррекции, эмоционального состояния ранних проявлений психической неустойчивости, освоения методов психической саморегуляции и психологической защиты личности, преодоления ложной ущербности и повышения социальной активности. «Классификация» отрицательных конфликтных переживаний, осложняюших жизненный путь человека. Многообразие переживаний чека значение неожиданности, неподготовленности человека к любым волнующим событиям. Социальные и жизненные ситуации, оказывающие стрессовое воздействие на человека. Опыт преодоления конфликтных ситуаций, стрессовых воздействий. Зависимость исцеления человека от его эмоционального тонуса и характера, темперамента. Роль эмоциональных стимулов в процессе борьбы человека с болезнью и жизненными трудностями. Социальные установки социального педагога. Искусство убеждения. Психотерапевтические беседы. Роль психотерапевтической информации Значение самовнушения как средства психотерапевтического воздействия Значение самовоздействия человека. Роль внушаемости человека в процессе психотерапевтических воздействий. Неврозы. Природа неврозов. Виды неврозов. Профилактика и психотерапия неврозов у детей, взрослых. Многообразие психотерапевтических воздействий. Психотерапия, перестраивающая установки. Внимание, успокоение, дружеское участие, советы — изменение обстановки, окружения, переключения на новые знакомства и встречи как психотерапевтические педагогические средства.
Методы психотерапии. Групповая психотерапия. Индивидуальная психотерапия. Библиотерапия. Трудотерапия. Смехотерапия. Эстетопси-хотерапия. Музыкальная терапия. Методика проведения занятий. Семейная психотерапия. Социальный педагог как объективный исследователь семейных конфликтов. Определенные ритмы отношений людей. Семейная терапия как метод социальной работы. Аутогенная тренировка как метод психической саморегуляции. Источники аутогенной тренировки. Показания и противопоказания. Основные базовые упражнения. Техника релаксации. Методика проведения занятий по аутогенной тренировке. Особенности применения в подростковом и юношеском возрасте, среднем и старшем возрасте. Литература 1. Алексеев, А.В. Психомышечная тренировка/ А.В. Алексеев. - М., 1979. 2. Буль, П.И. Психотерапия, гипноз и внушение в современной медицине/ П.И. Буль. - Л., 1985. 3. Васильева, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога/ Ю.В. Васильева.- М.,2001. 4. Вольперт, И.Е. Психотерапия/ И.Е. Вольперт. - Л., 1972. 5. Динейка, К.В. 10 уроков психофизической тренировки/ К.В. Динейка. - М., 1987. 6. Динейка, К.В. Движение, дыхание, психическая тренировка/ К.В. Динейка. - М., 1986. 7. Карвасарский, БД. Психотерапия / Б.Д. Карвасарский. - М., 1985. 8. Леви, В.Л. Искусство быть собой/ В.Л. Леви. - М., 1977 9. Лобзин, В.С., Решетникова, ММ. Аутогенная тренировка / В.С. Лобзин, М.М. Решетникова. - Л., 1986. 10. Некрасов, В.П. Всегда в хорошем настроении / В.П. Некрасов.- М., 1986. 11. Рудестам, К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. - М., 1990. 12. Эйдмиллер, Э.Г., Юстицкий, В.В. Семейная психотерапия / Э.Г. Эйдмиллер, В.. Юстицкий. - Л., 1990.
Тема 6. Социальный педагог как исследователь
Структура исследования и технология исследовательской работы. Составные элементы исследования: предмет, объект исследования, цель исследования, задачи исследования, исходная концепция исследователя, научная гипотеза, методика исследования, получение и анализ научных фактов, разработка научной концепции, внедрение в практику результатов исследования. Виды индивидуального научного поиска. Метод проб и ошибок. «Мозговой штурм». Метод контрольных вопросов. Научное руководство. Саморегулирование творческого мышления. Требования к структурным компонентам исследования. Организация научно-исследовательской работы. Изучение практического состояния проблемы. Ознакомление с основными научными работами в исследуемой области. Изучение участников коллективного научного поиска. Подготовка общественного мнения к исследовательской работе. Уточнение основных направлений исследования. Проведение исследования. Отработка критериев. Отработка методов и приемов исследования. Получение и обработка сравнимых, сопоставимых результатов (фактов, цифр). Обобщение педагогического опыта. Оформление результатов исследования. Оформление результатов исследовательской работы. Структура научного исследования: введение, главы и параграфы (разделы). Описание опытной и экспериментальной работы, их анализ и обобщение. Заключение. Библиография — список источников и литературы. Приложения (таблицы, отдельные документы, фотографии, графики, диаграммы, карты и т.п.). Научно-справочный аппарат и правила его оформления (ссылки, примечания, комментарии, библиография и др.). Правила цитирования. Требования к тексту научной работы. Литература 1. Бадя, Л.В., Дробижев, В.З. Выбор темы и библиографический поиск: методические рекомендации по спецкурсу «Организация и методика научного студенческого исследования»/ Л.В. Бадя, В.З. Дробижев. - М., 1984. 2. Битинас, Б.П. Многомерный анализ в педагогике и педагогической психологии/ Б.П. Битинас. - Вильнюс, 1971. 3. Гречихин, В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований/ В.Г. Гречихин. - М., 1988. 4. Журавлев, В.И. Введение в исследование/ В.И. Журавлев. - М.: Педагогика, 1990.
5. Загвязинский, В.И. Учитель как исследователь/ В.И. Загвязинский. - М., 1980. 6. Криворученко, В. Диссертационное историческое исследование в современных условиях: Методологические и методические рекомендации аспирантам/ В. Криворученко. - М., 1991. 7. Кухарчук, А.М. и др. Психодиагностика в профессиональном самоопределении учащихся/ А.М. Кухарчук. – Мн., 2000 8. Методы педагогического исследования /Под ред. В.И.Журавлева. М.: Просвещение, 1972. 9. Методы педагогических исследований /Под ред. А.И.Пискунова„ Г.В.Воробьева. - М., 1979. 10. Методы системного педагогического исследования /Под ред. Н.В.Кузь- миной. - М., 1980. 11. Новикова, Л.И. Педагогический эксперимент. — В кн.: Проблемы теории воспитания / Под ред. А.Г.Куракина, И.С. Марьенко, Л.И. Новиковой/ Л.И. Новикова. - М., 1974.- Ч. 2. 12. Психодиагностика в профессиональном самоопределенрии учащихся – Мн., 2000. Рабочая книга социолога. М., 1982. 13. Словарь по социальной педагогике. Авт.- сост. Л.В. Мардахаев.- М.,2002. 14. Шишковец, Т.А. Словарь социального педагога/ Т.А. Шишковец. - М., 2005. 15. Ядов, В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В.А. Ядов. - М., 1987.
Тема 7. Социальный педагог как реабилитатор Роль личности социального педагога при психолого-педагогической реабилитации. Значение личных качеств воспитателя. Содержание, способы общения; голос, мимика, жесты, улыбка, внешний облик, одежда. Богатая эмоциональность. Волевые качества личности. Сущность психологической и педагогической реабилитации. Опре-деления «реабилитации». Цель психологической реабилитации. Необходимость в психологической и педагогической реабилитации Основания реабилитации: социально-экономические, психологические. Комплексное решение вопросов психолого-педагогической реабилита-ции. Взаимосвязь и взаимодействие дефектологии, лечебной педагогики, медицинской психологии, патопсихологии, психопрофилактики и психогигиены. Литература 1.. Мардахаев, Л.В. Словарь по социальной педагогике/ Л.В. Мардахаев.- М.,2002. 2. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М.,2001.
3. Рычкова, Н.А. Дезадаптированное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика / Н.А. Рычкова. – М., 2000. 4. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2001. Тема 8. Социальный педагог как хранитель опыта национального этикета. Этнокультурная диагностика социальной среды.
Концентрическо - круговая схема-модель социализации ребенка в эт-нокультурной традиции. Непрерывное социально-развивающее движение ребенка по «кругам-этапам» социализации, поэтапное его вхождение в открытый социум: этикетная адаптация за пределами дома, семьи. Накопление опыта внеродственных этикетных отношений в открытом социуме: личностное самоутверждение в играх со сверстниками, при встречах с малознакомыми и незнакомыми людьми и др. Национальные традиции внеродственного общения: употребление этикетных клише в ситуации знакомства, при поддержании или прекращении диалога, группового общения, в случае проводов, прощания в условиях необходимости обратиться с просьбой, вопросом к старшему, сверстнику, младшему, при ситуации благопожелания, поздравления, благословения, при необходимости извинения-прощения. Вербальные и невербальные формы выражения одобрения или осуждения отдельного человека или группы людей. Место и роль поклонов, мимики, улыбки, жеста в национальном этикете. Обрядность и этикет, связанные с рождением ребенка. Реакция и этикетные формы выражения радости в общине, социальной группе. Свадебный этикет и национальные концепции становления сексуальности. Социальный контроль со стороны общины за сексуальным поведением детей и молодежи. Свадьба как особо интенсивно наполненное этикетом социально развернутое театрализованное действие. Песня, танец в структуре праздничного этикета. Этикетное выражение сочувствия и взаимопомощи в общине в случае несчастья. Тактичные формы и приемы эмоциональной поддержки, сопереживания. Учет возрастных особенностей в применении национальных стандартов благопристойности поведения человека в миру, на людях. Открытая этнокультурная среда как референтно значимый фактор для любого семейного коллектива, составляющего социум. Владение детьми и взрослыми нормами традиционного национального этикета как предпосылка завоевания высокого социального статуса семьи. Утверждение традиций своего рода в социуме. Общая заинтересованность этнокультурной общности в нормативно здоровом поведении всех детей: национальный опыт воспитания детей «всем миром». Традиционное моральное право любого взрослого члена сообщества на социальный контроль и оценку поведения любого ребенка.
Инвариантные модели идеально воспитанного ребенка в различных этнокультурных традициях. Опыт сравнительно-сопоставительной характеристики нескольких национальных вариантов таких моделей. Методика выявления меры выраженности национальных стандартов этикетного поведения в современной сельской и городской среде. Приверженность к стандартам национального этикета как один из наиболее важных показателей (коэффициента этнической протяженности) к той или иной этнокультурной традиции. Литература: 1. Афанасьев, А.Н. Народ-художник. Миф. Фольклор, Литература/ А.Н. Афанасьев. - М., 1986. 2. Бернштам, Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины (XIX-начала XX вв.). Половозрастной аспект традиционной культуры/ Т.А. Бернштам. - Л., 1988. 3. Бернштам, Т.А. Будни и праздники: поведение взрослых в русской крестьянской среде (XIX -начало XX вв.) //Этнические стереотипы поведения/ Т.А. Бернштам. - Л., 1985. 4. Белов, В.И. Лад: Очерки о народной эстетике/ В.И. Лад. - М.: Молодая гвардия, 1982. 5. Желобовский, А.А. Семья по воззрениям русского народа, выраженным в пословицах и других произведениях народнопоэтического творчества Историко-литературный очерк/ А.А. Желобовский. -Воронеж, Типография В.И. Исаева, 1992. 6. Карамзин, ИМ. Предания веков: сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского»/ И.М. Карамзин. - М.: Изд-во Правда. 1988. Глава: О физическом и нравственном характере славян древних. 7. Лихачев, Д.С. Заметки о русском/ Д.С. Лихачев. -М: Сов.Россия, 1984. 8. Лихачев, Д.С. Культура Руси времен Андрея Рублева и Епифания Премудрого/ Д.С. Лихачев. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1962. 9. Лазарев, А.И. Уральские посиделки/ А.И. Лазарев. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1977. 10. Некрылова, А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII — начало XX вв./ А.Ф. Некрылова.- М.; Л., 1984. 11. Рожков, М.И., Байбородова, Л.В. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.И. Рожков, Л.В., Байбородова. - М..2004. 12. Рыбакова, Б.А. Из истории культуры Древней Руси/ Б.А. Рыбакова. - М., 1984.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|