1. Старинное монгольское сказание о Чингис-хане. Описание путешествия таосского монаха Чан-Чуна на Запад /Перевод с китайского арх. Палладия //Труды членов Российской духовной миссии в Пекине. СПб., 1866. Т. IV.
2. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. История Монголов. История Чингис-хана. В 3-х чч. /Перевод с персидского профессора Н. И. Березина. СПб., 1888.
3. Алтан тобчи. Монгольская летопись /Перевод ламы Галсан Гомбоева (2 и 3 источники в Трудах Восточного отделения Императорского Археологического общества. T. VI, XIII, XV).
4. Владимирцов Б. Я. Чингиз-хан. Пг. -М. -Берлин, 1922.
5. Lamb Н. Genghis Khan. The Emperor of All Men. London, 1928.
6. Erdmann Fr. fon. Temudchin der Unerschutterliche. Leipzig, 1862.
7. Бартольд В. В. Образование империи Чингис-хана. СПб., 1897 (Вступительная лекция).
8. Krause F. E. A. Cingis Han. Die Geschichte seines Lebens nech den chinesischen Reichsaunalen. Heidelberg, 1922.
9. Иванин М. И.. О военном искусстве и завоеваниях монголо-татар и среднеазиатских народов при Чингис-хане и Тамерлане. СПб., 1875.
10. И. P. (Трубецкой Н. С. ) Наследие Чингиз-хана. Берлин, 1925.
11. Трубецкой Н. С. К проблеме русского самопознания. Прага, 1927.
12. Котвич В. Л. История Монголии. Лекции (литогр. ).
13. Rinck. Le Panasiatisme au XIII siecle sous ie Tchingis-Khan et ses generaux (литогр. ).
14. Вернадский Г. В. Начертание русской истории. С приложением " Геополитических заметок" П. Н. Савицкого. Прага, 1927. Ч. 1.
15. Вернадский Г. В. Монгольское иго в русской истории //Евразийский временник. 1927. Т. V.
16. Савицкий П. Н. Геополитические заметки по русской истории // Вернадский Г. В. Начертание русской истории. Прага, 1927. Ч. 1.
17. Иванов Bc. Мы. Харбин, 1926.
18. Бунаков. Пути России //Современные записки. 1923.
19. Грумм-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Л., 1927. Т. II.
20. Рязановский В. Л. Обычное право монгольских племен. Харбин, 1924.
21. Klaie V. Povjest Hrvata. Zagreb, 1899.
22. Лиричек К. Историjа Срба. Београд, 1911.
23. Ников, доц. Татаро-болгарские отношения в средние века во время царствования Смилеца //Годишник Софийского университета. София, 1919-1920.
Примечания
[†1] l. e colonel Rinck. Le Panasiatizme au XIII siecle sous ie Tchingis Khan et les generaus (Подполковник Рэнк. Паназиатизм в XIII веке при Чингис-хане и его полководцах. Рукопись, с. 1-3).
[†2] П. Н. Савицкий. О задачах кочевниковедения,
[†3] Н. Толль. Скифы и гунны. Прага, 1928.
[†4] См. схему Монгольской империи.
[†5] В русском переводе: " Сокровенное сказание о Чингис-хане", в китайском переводе: " Юань-чао би-ши".
[†6] Со времени основания Монгольской мировой империи.
[†7] l. J. Korostovetz. Von Cingis Khan zur sowiet repablik. Berlin und Leipzig, 1926 (И. Я. Коростовец. От Чингис-хана к советской республике, с. 12.
[†8] В начале ХIII века
[†9] Так профессор Эрдман называет Чннгис-хана.
[†10] Proffessor D-r Franz von Erdmann. Temudschin des Uner schutter liche. Leipzig, 1862 (Профессор д-р Франц фон-Эрдман. Темучин Непреклонный. Лейпциг. 1862. с. 163-! 64). Доктор Эрдман был профессором в Казанском университете.
[†11] А также Восточной Европы.
[†12] Под влиянием раздела империи на уделы после смерти Чингис-хана.
[†13] D-r F. E. Krauze. Cingis Han. - Die Geschichte seines Lebens nach den chinesischen Reichsannalen. Heidelberg (Д-р Ф. Э. Краузе. Чингис-хан - История его жизни по китайским государственным летописям, с. 3-4). Слова " идею всемирного владычества" и " одной цели" подчеркнуты мною. Как показывает заглавие, труд этот основывается на китайских источниках, между тем как предшествующие Краузе европейские писатели, кроме русских, которые имели перевод этих же источников о. Иакинфа, свои сведения о Чингис-хане черпали преимущественно у персидско-арабских писателей той эпохи.
[†14] Harold Lamb. Gengis Khan, Emperor of All Men. London, 1928 (Гарольд Лэм. Чингис-хан, Император всех людей. Лондон, 1928), с. 11-16.
Комментарии
[*1] Арабский хронист Ибн ал-Асир (1160-1234), долго состоявший на службе у эмира Моссула, использовал частые служебные поездки для собирания исторических материалов. Главный труд его называется " Полная история" (ал-Камил фит-т'арих) и доведен до 1231 г. Трехтомная " Та-рих-и-джахан гушан" (История Завоевателя Мира) персидского историка и государственного деятеля Ала ад-Дина Ата-Малика Джувейни повествует о событиях 1226-1283 гг. Историю Чингис-хана и его потомков он описывает в положительном свете - по этой причине труд Джувейни в советской историографии был практически неизвестен. Везир Рашид ад-Дин (ок. 1247- 1318) возглавил группу ученых - китайцев, монголов, индийцев и европейцев, которые составили историю всех известных на Востоке народов от китайцев до " франков". Рашид ад-Дин широко пользовался летописями и устными преданиями всех этих народов, рассказами знатоков монгольской истории Пулад-Ченсяна и Газан-хана (1295-1304), официальной монгольской историей " Юань ши". Из большого труда Рашид ад-Дина полностью сохранилась лишь " Тарих-и-Газани" (Газанова летопись).
[*2] Более точное название - " Сокровенное сказание о монголах" или " Тайная история монголов". См.: Козин С. А. Указ. соч.
Часть 1
I. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О МОНГОЛАХ
Монгольские племена в XII веке, как и сейчас, занимались скотоводством и охотой на зверя; жили они тогда, как живут и теперь, в кошемных кочевых кибитках. Кочевать заставляет их необходимость перемены пастбищ для их скота, точно так же, как принуждены кочевать современные нам скотоводы-англичане в Канаде и Южной Африке, американцы в прериях Дальнего Запада, аргентинцы в степях Ла-Платы.
Монголы живут родовым бытом. Делятся они на роды, племена и улусы (народы) [*1]. Монгольское общество XII века делилось на три класса: степную аристократию, простолюдинов и рабов, которых, однако, не продавали. В то время монголы исповедовали шаманизм; в буддизм в толковании Цзонхавы, т. е. в ламаизм, они перешли окончательно во второй половине XVI века при Алтан-хане, начало же проникновения относится ко времени Хубилай-хана, внука Чингис-хана.
Профессор В. Л. Котвич различает следующие монгольские народы, оговариваясь, что название " монгол" известно приблизительно с половины Х века [+1] и что первоначально присвоено оно было частью народа, занимавшего пространство от Великой китайской стены до Байкала; южную часть монголов, соприкасающуюся с границей собственно Китая, т. е. Великой стеной, китайцы называли " белыми татарами". Они же назывались " онгутами". Южные монголы подверглись сильному влиянию китайской образованности. В отличие от южных, культурных монголов, китайцы северных монголов называли " черными (или лесными) татарами".
Что это был за народ и откуда он появился? Во второй половине XII века в районе озер Далай-нур и Буир-нур кочевали татары, принадлежавшие к монгольскому племени [+2]. К западу от них по реке Толе жил народ под названием " кераит". К западу от них, по хребту Алтайскому, жило племя " найман". Севернее от татар, кераитов и найманов, по реке Онону, жило племя под названием собственно монголов. К западу от монголов, к горам Хангай и озеру Байкал жили " мергеты" (мергиты, меркиты). Между Табан-ула, Саянами и озером Байкал жило племя под названием " ойраты". Джунгария была населена уйгурами, народом тюркского, родственного монголам, происхождения, принявшим культуру и письменность, но не от китайцев, а с запада.
Громадное пространство, состоящее из Восточного Туркестана, большей части Джунгарии и Семиреченской области и из района озера Балхаш, составляло государство под названием Хара (Кара)-Китай, населенное тюркскими племенами. Сары, кара-китаи были, вероятно, монгольского происхождения и переселились на запад в 1 половине XII века [+3]
По характеристике полковника Рэнка, все эти степные народы были " суровой расой всадников и воинов": " Тюрко-монголы не могли не быть всадниками, как жители средиземноморских стран не могли не быть моряками, а именно, под давлением необходимости, так как бедность и обширность степей заставляли человека гнать свое стадо от пастбища к пастбищу в непрестанном круговороте. Воинами они должны были стать потому, что хорошие пастбища редки и принадлежат сильнейшему.
Если земледелие вырабатывает у народов мирный характер, то скотоводство, а главное, охота воспитывают воинственный дух. Находчивость, выдержка, удаль, храбрость у монголов вырабатывались под влиянием главного их занятия - звериной охоты.
Отдельные люди и образованные из нескольких людей группы живут только для войны; семейные связи уступают первенство военному братству. У них нет... укрепленных городов, но составляются воинственные, вечно кочующие дружины; несколько таких дружин, случайно собравшихся около какого-нибудь прославившегося знамени, кладут основание временному государственному образованию. У этих людей нет ни семейств, ни оседлости, но у них есть вождь и знамя. К этому можно еще прибавить коня - истинного боевого товарища; на нем они живут и с ним умирают. Это раса, состоящая исключительно из воинов несравненных и никем не превзойденных" [+4]. Еще за много веков до Чингис-хана эта степная раса из Средней Азии, составлявшей ее колыбель, распространилась по широкой полосе материка, приблизительно заключающейся между 50-й и 35-й параллелями северной широты, от Ляодунского залива до Дуная, по временам образуя обширные государственные образования, впоследствии распадавшиеся. Одним из таких образований на крайнем Востоке явилось в 1125 г. по Р. X. могущественное государство Цзинь-" Золотое царство" (по-монгольски Алтан), в состав которого входили современная Маньчжурия и завоеванный Северный Китай с южной границей, иногда доходившей до Голубой реки, - государство, которое, естественно, в значительной степени усвоило китайскую культуру.
Из истории государства Цзинь впервые узнаем о монголах, но эти сведения о них, предшествующие появлению на сцене Чингис-хана, имеют все-таки характер легенд, не поддающихся точной расшифровке ни по персидско-турецким, ни по китайским и монгольским источникам последующих эпох. Так же трудно разобраться и в имеющихся сведениях о борьбе между отдельными монгольскими и тюркскими племенами, предшествующей слиянию их в один народ. В биографии самого Чингис-хана, как она изложена в различных сохранившихся первоисточниках, встречается довольно много противоречий. и полную историческую достоверность события его эпохи приобретают лишь со времени провозглашения его императором на курултае в 1206 г.
Однако при отсутствии точных сведений о многих подробностях эпохи, предшествующей Чингис-хану, общий характер се все-таки может быть восстановлен. Таким образом, например. известно, что со времени своего основания государство Цзинь подвергалось частым набегам соседних кочевых воинственных племен. По отношению к ним цзиньцы употребляли единственное верное средство, выработанное долгим опытом искусной китайской политики: одно племя натравлялось на другое и таким образом подавлялось могущество отдельных племен и устранялась возможность их объединения.
Эта политика оказалась надежнее Великой Китайской стены, сооруженной против кочевников к югу от пустыни Гоби и по горам [+5].
В XII веке, действуя согласно этой политике, цзиньцы подняли татар против монголов, и могущество последних (достигшее наибольшей высоты при Хабул-кагане, объединившем племена, называвшиеся черными татарами) пало. Но к моменту появления у монголов Чингис-хана сами татары уже становились опасными для цзиньцев, почему последние стали всячески помогать монголам для того, чтобы подавить могущество татар.
В такой политической обстановке суждено было появиться на исторической арене человеку, который, начав с восстановления значения своего родного племени монголов, сумел распространить его господство далеко за пределы его прежнего влияния.
Примечания
[+1] Несколько позднее оно пришло, по-видимому, в забвение; как общее название для всех монгольских племен возобновилось и утвердилось навсегда лишь при Чингис-хане.
[+2] Название этого племени китайцами было распространено и на остальные монгольские народы.
[+3] История Монголии // Лекции профессора В. Котвича. Рукопись, с. 1-3. По Краузе и др. источникам, племя собственно монголов носило также название " беде" или " биде" до их общего наименования " монгол" при Чингис-хане.
[+4] Рэнк, с. 4.
[+5] Если египетские пирамиды служат предметом восхищения и удивления ученых перед культурой Древнего Египта и считаются одним из семи чудес Древнего мира, то Великая Китайская стена, возводившаяся с III в. до Р. X. по 1260 г. по Р. X,, длиною 1300 миль, высотою 24 фута, толщиною 13 футов, с башнями через каждые 100 шагов, проходящая через пустыни, горные хребты и реки, построенная без помощи железных дорог, из громадных каменных кубов, своей величиной, массивностью, господствует над всеми пирамидами, вместе взятыми: из 300 млрд. куб. м. камня Китайской стены можно построить 120 Хеопсовых пирамид.
Комментарии
[*1] Дословный перевод слова " улус" - люди.
II. ТЕМУЧИН
" Если взглянуть на карту Старого Света, то видно, что между двумя полюсами цивилизации - Китаем с Индией на Востоке и греко-романским миром на Западе - простирается связующая лента в виде длинной полосы тюркско-монгольских народностей... "
" Стоит только образоваться государству, которое... соберет воедино эти... народы, и оно станет для цивилизации и для международных сношений обязательным посредником между Востоком и Западом".
" Итак, великие собиратели монгольской расы будут иметь в виду две цели: во-первых, объединить в одно государство все единокровные народы - от тюркских племен... бассейна реки Ляо до мадьяр Дунайской равнины; во-вторых, связать между собою цивилизации восточную и западную, организовать и охранять пути обмена, от которых они же первые будут извлекать выгоды; быть верховными арбитрами и посредниками между двумя половинами Старого Света".
" Об этом мечтал еще Александр Великий; несомненно, тот же план лелеял и Аттила... может быть, таковы же были планы Бонапарта; наверное, к той же цели стремились и русские самодержцы XVIII-XIX веков".
" Приступить к этой исполинской задаче и " железом и огнем" довести ее до конца суждено было в XIII веке Чингис-хану" [+6].
Темучин, будущий Чингис-хан, родился в феврале 1155 г. [+7] на берегу реки Онона, в урочище Делюн-Болдох [+8] носящем и по сие время это имя. Отцом его был Есугей-багадур, относительно биографии которого имеющиеся источники расходятся в подробностях, будучи, впрочем, согласны в том, что он был человеком знатного рода - степным аристократом, пользовавшимся в своем народе известным значением и репутацией храбреца (как показывает само прозвище его " багадур" - богатырь [+9]
По Рашид ад-Дину и Санан-Сэчэну, Есугей-багадур был избран своими друзьями и двоюродными братьями главой рода Кият-Борджигин и родственного главного рода Нирун. Он имел еще трех братьев, их общим отцом был Бартан-багадур, который был сыном славного Хабул-хана. Родоначальником Чингис-хана в двенадцатом колене считался Буртэ-чино (что значит " бурый волк" ), женатый на Гоа-Марал (" прекрасная лань" ). Знание своей генеалогии до седьмого колена и выше в обычае монголов и по сие время, что понятно при родовом быте; малыми детьми из уст родителей они знакомятся с происхождением и историей своего рода и племени. Есугей-багадур был храбрый удалец, вел много войн с другими монгольскими племенами, особенно с татарами, а также и с войском цзиньским. Слава о нем распространилась широко; имя его было почитаемо и произносилось с уважением во всей Монголии [+10].
Рождение Темучина, первенца в семье, сопровождалось замечательными предзнаменованиями. Вот что говорится по этому поводу в монголо-китайской официальной летописи Юань-ши (" Сокровенное Сказание" ) [*2].
Есугей-багадуром был предпринят поход против племен Та-та-эр (китайская транскрипция слова татар), причем взят в плен глава этого племени Те-му-чэн. Одновременно его главная жена родила " императора" (так называет летопись Чингис-хана во все периоды его жизни). У него в руке оказался крепко зажатым ком крови, подобный красному камню... В память одержанного успеха (совпавшего с днем его появления на свет) родившийся ребенок был назван именем взятого в плен Те-му-чэна" [+11].
Когда Темучину исполнилось 9 лет, Есугей с сыном поехали, по обычаю монголов, сватать ему невесту в дальний род (во избежание браков в близких степенях родства). По пути они повстречались с другим вождем племени, Дай-Сэчэном [+12], который, узнав цель их поездки, предложил заехать в его стойбище и посмотреть его дочь, красавицу Бортэ. Причем Дай-Сэчэн сказал Есугей-багадуру следующее: " Нынешнюю ночь приснилось мне, будто я в виде белого (общего) кречета держу ворона, изображающего сульдэ [*3]Кият-Борджигин (т. е. видел родовое знамя Чингис-хана), пойдем ко мне, у меня есть девятилетняя дочь Бортэ, я ее отдам (если понравится). У нас ведется издревле такой обычай" [+13].
Родителям взаимно понравились их дети, и они обменялись, по обычаю, подарками; после этого оставалось только ожидать их совершеннолетия (14-17 лет) для свадьбы в предположении, что за это время обрученные успеют хорошо узнать друг друга и обдумать предстоящий им шаг [+14].
На обратном пути Есугей-багадур был отравлен татарами, коварно заманившими его к себе под предлогом какого-то пиршества. Отрава подействовала не сразу, и он умер несколько времени спустя по возвращении домой. Темучин остался 9 лет в семье с матерью и двумя братьями. Ввиду такого малолетства наследника Есугей-багадура подвластные последнему люди бросили Темучина и откочевали. Умная и энергичная мать его, Оэлун-экэ (" мать-облако" ), схватила знамя своего покойного мужа и, погнавшись с немногими оставшимися ей верными людьми за ушедшими, большинство их уговорила вернуться, но ненадолго, так как у монголов не дано владеть родом женщине.
Окончательно брошенная семья оказалась в тяжелом положении. Почти весь принадлежавший ей скот был угнан неверными вассалами. Темучин с братьями для пропитания семьи охотился на сурков и барсуков. Часто приходилось питаться и растительной пищей, не имея мяса на варево, что у монголов считается крайней бедностью. Но в такой бедственной обстановке закалялся характер будущего воина и великого завоевателя. Впрочем, и при жизни его отца весь быт семьи монгольского кочевника, хотя бы и аристократа, отнюдь не способствовал развитию изнеженности.
" Выносливость была первым наследством, полученным Чингис-ханом... На молодом Темучине лежало много обязанностей. Мальчики в семье должны были ловить рыбу в реках во время перекочевок от летних к зимним пастбищам. Табуны находились под их попечением, и они обязаны были, носясь верхом по степи, разыскивать отбившихся животных, а также разведывать новые места, пригодные для пастьбы. Они же несли сторожевую службу, зорко следя, не появляется ли на горизонте шайка мародеров, и при этом не одну ночь проводили без огня в снегу. По необходимости они приучались оставаться в седле по нескольку суток подряд - нередко без пищи" [+15].
Как повествует нам " Сокровенное Сказание", мать Темучина знала много " древних слов". Наступившее для семьи после смерти мужа убожество не подорвало ее душевных сил. Она поняла, что будущность ее детей зависит от воспитания их соответственно их происхождению и положению среди степной аристократии. Она воспитывала их на богатырском эпосе, на ближайших историях монгольских ханов: их прадеда, славного Хабул-хана, и его сына, знаменитого Хутула-хана, которому Есугей-багадур приходился племянником. Она внушала своему первенцу, что его настоящее скромное положение только временное, что, когда подрастет, он обязан вернуть семье ее прежний блеск, что он должен готовиться отомстить роду тайджиут [+16], который покинул семью Есугея после его смерти, а также что он обязан воздать должное и татарам, убийцам его отца.
Все это ложилось на душу Темучина, обратившегося тем временем в молодцеватого и даровитого юношу; его враги начали опасаться, что из него выйдет в будущем багадур, способный отплатить им за перенесенные в детстве унижения. И в самом деле, Темучин уже начинал сознавать растущую в нем силу. Он твердо помнил, что отец его был властелином 40 000 кибиток, что, по преданию предков его, Хабул-хан не побоялся дернуть китайского (цзиньского) императора за бороду, а также что Есугей-багадур был названым братом находящегося еще в живых Тогрул-хана, могущественного вождя кераитов [+17].
Тайджиуты решают, что этого подрастающего опасного соперника необходимо, пока еще не поздно, устранить. Их вождь Таргултай, тоже потомок рода Борджигин, объявляет себя властелином земель, когда-то занятых Есугеем (это были лучшие земли для пастбищ-между реками Керуленом и Ононом), и начинает безжалостно преследовать молодого Темучина.
Началось это с внезапного нападения вооруженной толпы на его стойбище; Темучину удалось было бежать, но он был настигнут и взят в плен, из которого спасся только чудом. На него была надета тяжелая колодка, охватывавшая шею и запястья обеих рук, и в таком беспомощном состоянии он был оставлен в поле под присмотром часового. Ночью, воспользовавшись оплошностью последнего, Темучин оглушает его ударом колодки по голове и, добежав до Онона, скрывается по шею в воде, пока погоня его не миновала. Один из преследовавших, по имени Сорган-Шира, отстав от остальных, заметил торчавшую в камышах голову Темучина и сказал ему: " Вот именно за такие-то твои способности тайджиуты ненавидят и боятся тебя, говоря, что у тебя огонь в глазах и свет в лице. Ты посиди так, я тебя не выдам". Когда опасность миновала, этот преданный человек разбил колодку и отпустил Темучина домой.
Однажды у семьи Темучина воры угнали восемь лошадей-аргамаков, составлявших почти все ее богатство; он пустился в погоню и по пути встретил молодого человека, который с большой охотой присоединился к нему. Им вдвоем удалось благополучно отбить ночью украденных лошадей. Когда на обратном пути Темучин заехал к отцу своего нового знакомого Наху-Байану, чтобы поблагодарить его за оказанную его сыном услугу, Наху-Байан сказал: " Вы оба молоды, будьте всегда друзьями и впредь никогда друг друга не покидайте". Темучин исполнил завет старика. Этим первым вассалом был Боорчу, впоследствии один из первых полководцев и вернейших сподвижников будущего Чингис-хана; так ценил Темучин верность и преданность в людях. Вообще же способность его быстро приобретать друзей сослужила ему большую службу в деле его возвышения.
Приведенные эпизоды оказали большое влияние на развитие характера Темучина. Он почувствовал себя уже мужчиной, способным защищать свое добро от разбойников, а себя от обиды, а потому имеющим право на положение главы семьи, в которой до тех пор главенствовала его мать. Он уже не был всеми брошенным отщепенцем; богатства, правда, еще не было, но зато были признавшие его авторитет удальцы-братья: стрелок Хасар и силач Бельгутей, а также новый вассал - Боорчу, что создавало ему положение степного аристократа, влиятельного удальца, хотя пока без людей и рабов.
Темучин стал юношей высокого роста, крепкого телосложения, с большими блестящими глазами; в нем уже определились черты характера: выдержка; он умел ждать, и терпеть, и настойчиво стремиться к достижению поставленной себе цели, что уже показал в свои молодые годы. Черта властности также выявлялась ярко в нем. Нрав у него был крутой, но эта черта уравновешивалась обаятельностью личности, создавшей преданных ему людей. При всем том он не был словоохотлив и начинал говорить не иначе, как по зрелому размышлению.
Вот как характеризует Темучина и его окружение этого периода Гарольд Лэм: " Ни Темучин, ни преданные ему молодые храбрецы не были людьми мелкой души. В характере самого Темучина было глубоко заложено великодушие и чувство благодарности к тем, кто ему верно служил... Он был приучен к тому, чтобы хитростью уравновешивать коварство своих врагов, но слово, данное им кому-нибудь из своих, никогда им не нарушалось. " Несдержание своего слова, - говаривал он в позднейшие годы, - со стороны правителя является гнусностью" [+18].
К данной характеристике можно еще добавить, что Тему-чин был чужд порочных наклонностей. Самой сильной страстью его была охота, влечение к которой выявилось у него еще смолоду и которой он предавался в обществе братьев и сверстников. Эта страсть сохранилась у него до самой смерти. При дележе добычи после охоты он обнаруживал строгую справедливость и требовал того же и от других [+19].
Примечания
[+6] Рэнк, с. 7.
[+7] По другим источникам, в 1162 г., но дата 1155 г. представляется более достоверной по следующим соображениям: у знаменитого персидского историка Рашид ад-Дина, писавшего в самом начале XIV века в Персии при дворе монгольского хана Газана самую подробную достоверную историю Чингис-хана, значится: " В средине лета " гаха" (Свиньи) он появился на свет, и в тот же год гаха 15-го числа (по лунному счислению) месяца гаха он скончался". Эта запись, быть может малопонятная даже специалисту, вполне ясна для каждого монгола. И по сие время у монголов-калмыков не запоминается год рождения в цифрах, и не всякий ответит сразу на вопрос об этом, но всякий знает название года своего рождения, и по нему легко точно вычислить возраст данного лица, руководствуясь монгольским летосчислением. Двенадцать месяцев, носящих каждый название определенного животного, составляют один год, а двенадцать лет, названных именами тех же животных и в том же порядке, составляют один " цикл". Новый год начинается с месяца " Барса" и соответствует обычно концу ноября европейского календаря. При условии знакомства каждого монгола со своим календарем у них в общежитии не принято приводить цифровых дат, а упоминается лишь, в год какого животного был факт, о котором идет речь, так что всякий, зная название текущего года, легко может вычислить, сколько лет с тех пор прошло. Ошибка при вычислении годов жизни Чингис-хана могла бы быть, если бы спорная разница была равна двенадцати годам. Между тем разница эта, по различным источникам, составляет всего семь лет, причем нет ни одного источника, который год рождения Темучина относил бы позднее 1162 года. Но так как по записи Рашид ад-Дина жизнь Чингис-хана продолжалась целое число 12-летних периодов, а дата его смерти-15-е число в полнолуние месяца гаха (сентябрь по нашему календарю) 1227 г. -известна достоверно, то дата его рождения должна быть отнесена к тому из годов спорного периода 1155-1162 гг., который соответствует такому числу, а именно к 1155 г., дающему ровно шесть 12-летних периодов, т. е. 72 года жизни. Эта цифра подтверждается большинством персидских и монгольских источников, почему основанная преимущественно на данных китайских летописей версия о кончине Чингис-хана на 66-м году жизни должна быть отвергнута. Об этом способе счисления писал Вл. Л. Котвич в журнале " Recnik Orient", т. III.
[+8] Делюн-Болдох-кочковатая местность; по изысканию покойного Бан-зарова, - на реке Онон, немного выше крепости Чиндан, на правом берегу, против селения Ихе-Арал, около 50° с. ш. и 132° в. д. "
[+9] Таково было первоначальное значение этого слова, но впоследствии оно иногда приобретало значение главы или вождя небольшого племени. Глава более крупной племенной группы назывался " нойоном" - князем, а властелин многих племен - " ханом".
[+10] По Рашид ад-Дину в переводе профессора И. Н. Березина. СПб., 1888.
[+11] Краузе, с. 11.
[+12] Племена не представляли резкоограниченных групп и иногда назывались по именам своих вождей.
[+13] Алтаи тобчи. Монгольская летопись. Белый кречет, как видно из этой беседы Дай-Сэчэна с Есугей-багадуром, был нарисован на родовом знамени Чингис-хана. Кречет же считался духом-хранителем, полагаю, потому, что, как повествует Алтаи тобчи, один из ближайших предков Чингис-хана, Бодончар, покинутый всеми, жил исключительно охотой с белым кречетом.
[+14] Несмотря на легкость процедуры расторжения брака у монголов, такие случаи у них очень редки.
[+15] Лэм, с. 19-21.
[+16] По " Сокровенному Сказанию", тайджиуты-родичи Есугея, стало быть, одно из монгольских племен.
[+17] По Лэмч, с. 22. Цифру 40 000 кибиток, подвластных Есугею, приводит и Эрдман, с. 255-256.
[+18] Лэм, с. 33.
[+19] Чингис-хан только на 2 месяца смог бросить звериную охоту после предупреждения об опасности для его жизни знаменитым даосским монахом Чан Чунем, описавшим следующий случай в своем " Путешествии по Западу". Когда он прибыл к Чингис-хану по его приглашению с Ляодун-ского полуострова (Желтое море) через Монголию на границу Индии в 1 221 г. на почтовых лошадях, совершив путь в десять тысяч ли (ли-1/2 версты), чтобы дать великому хану совет бессмертия, то во время охоты, когда Чингис-хан стрелял в вепря, его лошадь испугалась и он упал; к удивлению, бегущий на него вепрь тогда остановился, пока не подошла свита. Спрошенный ханом Чан Чунь следующим образом растолковал этот случай: " Небо хочет, чтобы мы (Чингис-хан) берегли свою жизнь; теперь у святого (обращение к Чингис-хану) лета уже преклонны. Надо поменьше охотиться. Падение с лошади есть указание Неба; а то, что вепрь не смел подвинуться вперед, есть знак покровительства Неба". Хан ответил ему: " Я сам понял так. Твой совет весьма хорош; мы, монголы, с ранних лет привыкли стрелять верхом и не можем вдруг оставить эту привычку. Впрочем, слова твои я вложил в сердце".
Комментарии
[*2] Известны две монгольские летописи - официальная хроника " Юань ши" (Истории династии Юань) и неофициальная " Юань чао би ши" (Сокровенное Сказание), по-разному трактующие историю Чингис-хана.
[*3] Сульдэ - бог или, точнее, дух войны. Считалось, что сульдэ вселился в девятихвостое знамя Чингис-хана и придавал ему божественную силу
III. ЖЕНИТЬБА ТЕМУЧИНА И ЕГО МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Возмужав телом и духом, Темучин решил жениться. Несмотря на происшедшую в положении его семьи со времени смерти отца перемену, он поехал с братом за сосватанной ему еще его отцом, Есугеем-багадуром, невестой Бортэ. Брак действительно состоялся, причем в качестве свадебного дара молодая привезла мужу шубу из черных соболей, представлявшую для неимущего Темучина чуть ли не целое состояние.
Он признал эту минуту удобной для возобновления дружеских сношений с Тогрул-ханом, названым братом (андой) своего отца. Подвластные Тогрул-хану племена занимали в то время земли в бассейне реки Толы (или Тулы), на которой стоит современная Урга. Темучин в сопровождении братьев отправился в ставку этого могущественного по тому времени повелителя кераитов, напомнил ему об узах, связывавших его с покойным Есугеем, просил разрешения, в память тех отношений, называть себя сыном Тогрул-хана и в заключение поднес ему, по монгольскому обычаю, подарок. Подарок этот состоял из той самой собольей шубы, которая так кстати была подарена ему самому молодой женой.
Тогрул-хан остался доволен вниманием, согласился признавать себя названым отцом Темучина и обещал ему свое содействие в случае нужды. С помощью нового покровителя Темучину удалось постепенно собрать под свою власть значительную часть людей, покинувших его после смерти Есугея и, таким образом, стать во главе небольшой дружины.
Но еще до этого, вскоре после вступления Темучина в брак, его стойбище подверглось нападению трех родов северного племени меркитов, сородичей того вождя, у которого восемнадцать лет тому назад была похищена Есугеем его жена Оэлун-экэ, мать Темучина. Нападение было так внезапно, что сам Темучин едва избежал плена, но Бортэ оказалась в руках налетчиков. Немного времени спустя с помощью названого отца ему удалось отбить ее, и хотя он не мог быть уверен, что рожденный ею после похищения ребенок был в действительности его сыном, почему этот первенец его, Джучи, не пользовался особенным расположением отца, но к жене своей Бортэ он в течение всей своей жизни относился с чувством неизменной преданности и привязанности. У него были дети и от других жен, но все сыновья от Бортэ были действительными спутниками его исторической жизни, в то время как остальные жены и дети являются, по остовам Г. Лэма, не более как " пустыми именами в летописи" [+20].
Как было указано выше, государство Цзинь старалось ослаблять своих кочевых соседей, сея между ними раздоры и междоусобия. В исторический момент, о котором идет речь, цзиньский император., признав, что в результате означенной политики его северо-западные соседи, когда-то могущественные татары, достаточно ослаблены, решил окончательно сокрушить их вооруженной рукой, пригласив к участию в предстоящем походе Тогрул-хана, с тем чтобы он ударил в тыл татарскому войску, в то время как с фронта оно будет связано цзиньской ратью.
Темучин, рассчитывая воспользоваться этим случаем для отмщения татарам за смерть своего отца, сумел склонить Тогрул-хана к согласию на сделанное цзиньцами предложение, приняв сам, в качестве союзника кераитского вождя, деятельное участие в открывшейся кампании.
Татары были разбиты наголову цзиньцами и монголами; вожди их были захвачены и перебиты, а племя окончательно лишено самостоятельности и поделено между монгольскими племенами. Татары остались навсегда в подчинении у монголов и дошли до России в монгольских войсках Батыя [+21].
внука Чингис-хана, откуда и пошли ходячие выражения: " нашествие татар", " татарское иго" и т. п.
В числе причин, содействовавших этому первому крупному военному успеху Темучина, необходимо отметить тщательную тайную разведку, заблаговременно по его распоряжению произведенную во вражеской земле и войске. С этого времени такая разведка становится неизменным элементом успехов монголов во всех последующих веденных ими войнах.
За помощь, оказанную цзиньцам в походе на татар, Тогрул-хан и Темучин получили почетные звания; первый - от цзиньского императора титул " Ван-хан"; второй - от цзиньского министра Ченсяна, ведавшего пограничными делами, звание " Чжаохури", что, по объяснению комментаторов древних источников, означает: " полномочный степной комиссар на границе". По этому поводу необходимо заметить, что род Темучина номинально всегда признавал над собой суверенную власть цзиньского императора и что сам он, как дальновидный политик, до поры до времени мирился с этим подчинением, будучи доволен и тем, что в данном случае разом сделал два дела: оказал услугу своим мнимым, но все же сильным повелителям и покончит с заклятым и опасным врагом.
В походе против татар Темучин познакомился со многими вождями и, начальствуя над организованным уже, хотя и немногочисленным войском, имел случай проявить свои военные дарования. К этому же периоду его жизни относится его вторичная встреча со своим сородичем и другом детства Джамухой. Еще с того времени они считались назваными братьями. Джамуха был человек умный, энергичный, пользовавшийся немалым влиянием среди своих сородичей. После этой встречи дружба молодых людей возобновилась, и они решили жить в одном стойбище, что и продолжалось полтора года.
За это время из обмена мыслями со своим другом и иными видными представителями монгольской аристократии у будущего Чингис-хана окончательно выработалось в основных чертах его мировоззрение. В то время как Джамуха интересовался судьбами простого монгольского народа и все больше проникался демократическими идеями, у Темучина сложилось строго аристократическое мировоззрение. Его властная натура стремилась к владычеству, почету и авторитету среди монголов, которых он, правда, мечтал возвеличить и прославить победами, но под водительством лучших людей народа и с ним самим во главе, как преемников славных Хабул- и Хутула- ханов. [+22].
Эти его мечты явились не по внезапному наитию: они были издавна взлелеяны в тайниках его души. Надо заметить, что Темучин был человеком глубоко религиозным, верующим в предопределение Вечно Синего Неба-Менкэ-Кеке-Тенгри. Он видел перст провидения в том, что жизнь его два раза была спасена, по его мнению, чудом. Первый раз это случилось, как мы видели, при избавлении его из рук тайджиутов, другой раз он таким же чудесным образом спасся при вышеупомянутом нападении, произведенном на его стойбище меркитами, когда была уведена его жена. Он тогда уска