Раздел 2. История культуры
Рабочая программа
Направление (специальность)_____________________________________________________ (код направления (специальности), полное наименование) Дата введения в учебный процесс УлГУ: «_____»____________________20____г.
Программа актуализирована на заседании кафедры: протокол №__ от ___ 20___г.
Программа актуализирована на заседании кафедры: протокол №__ от ___ 20___г.
Программа актуализирована на заседании кафедры: протокол №__ от ___ 20___г.
Программа актуализирована на заседании кафедры: протокол №__ от ___ 20___г.
Сведения о разработчиках:
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Цели освоения дисциплины: формированиеу студентов целостного представления -опредмете, методе и содержании культурологии; - осознание студентами смысла и значения культурологиикак общегуманитарной и учебной дисциплины; - усвоение содержания базовых концепций происхождения, развития и сущности культуры с применением историко-хронологического, компаративного и проблемного подходов; Задачи освоения дисциплины: - научить студентов выявлять закономерности в историческом процессе, прослеживать влияние различных факторов на функционирование культуры;
- развить умение свободного и корректного оперирования культурологической терминологией; - создать условия для формирования у студентов терпимого и уважительного отношения к различным мировоззренческим и идеологическим системам; - привитие студентам интереса к культулогическимпроблемам. 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП: Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в рамках дисциплин по выбору бакалавриата по направлению подготовки «Психология». Учебная дисциплина «Культурология» является дисциплиной гуманитарного направления. Культурология - одна из важнейших дисциплин в системе подготовки она является продолжением развития компетенций, начатых в курсах «Культуры повседневности», «Межкультурных коммуникаций»,: «Иностранного языка». Компетенции, усвоенные по этой дисциплине, продолжают формироваться в курсах: «Риторики», «Социологии», «Религиоведения», «Социальной психологии», «Психологическое обеспечение развития организаций».В связи с этим формирование знанийумений и навыков в области культурного развития приобретает особое значение. 3. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СОТНЕСЕНЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Курс направлен на развитие у студентов следующих компетенций: · способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранных языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия. (ОК-5); способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6); В результате освоения дисциплины студент: знать: - закономерности становления, функционирования и эволюции культуры; -о сущности культуры как феномена социального бытия.; - роль культуры в развитии общества, иметь представление о единстве и многообразии культур, диалоге культур, об универсальном взаимодействии и взаимозависимости культур.
уметь: - ориентироваться в разнообразии форм и типов культур, основных культурных ценностях; - понимать культуру как единство материального и духовного, ее социальные детерминанты и место в общественной системе. владеть: - основами анализа мировой культуры как целостной системы; - приемами ведения дискуссии, полемики, диалога по проблемам культуры. - оценивания достижения культуры на основезнания исторического контекста их создания, а так же быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу. 4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ Общая трудоемкость дисциплины составляет3 зачетных единиц (180 часов) По видам учебной работы (в часах 180) Вид учебной работы |
Количество часов (форма обучения очная) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Всего по плану | В т.ч. по семестрам | ||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Контактная работа обучающихся с преподавателем | 54 | 54 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Аудиторные занятия: |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
Лекции | 18 | 18 | |||||||||||||||||||||||||||||||
практические и семинарские занятия | 36 | 36 | |||||||||||||||||||||||||||||||
лабораторные работы (лабораторный практикум) | - | - | |||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа | 54 | 54 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Текущий контроль (количество и вид: конт.работа, коллоквиум, реферат) | 1. Устный опрос 2. Задачи 3. Тестирование | 1. Устный опрос 2. Задачи 3. Тестирование
| |||||||||||||||||||||||||||||||
Виды промежуточной аттестации (экзамен, зачет) | зачет | зачет | |||||||||||||||||||||||||||||||
Всего часов по дисциплине | 108 | 108 | |||||||||||||||||||||||||||||||
4.3. Содержание дисциплины (модуля.) Распределение часов по темам и видам учебной работы:
Форма обучения очная
Название и разделов и тем |
Всего |
Виды учебных занятий | ||||||
Аудиторные занятия | Занятия в интерактивной форме |
Самостоятельная работа | ||||||
лекции | практические занятия, семинар | лабораторная работа | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
Раздел 1. Основные понятия и категории культурологии | ||||||||
1. Культурология как область гуманитарного знания. Понятие культуры. Культурологические концепции. Структура культуры Культура и цивилизация. Культура и природа | 11 | 2 | 4 | 2 | 5 | |||
2.Типологии культуры Восточные и западные культуры. Инкультурация и социализация. | 9 | 2 | 2 | 2 | 5 | |||
3. Языки культуры Искусство в системе культуры. Виды искусства. | 9 | 4 | 2 | 5 | ||||
4.Динамика культуры. Содержательные элементы духовной жизни общества. Ментальное поле культуры Массовая и элитарная культуры | 9 | 2 | 2 | 2 | 5 | |||
Раздел 2. История культуры
| ||||||||
5. Культура первобытного искусства и Древнего мира. | 11 | 2 | 4 | 5 | ||||
6. Культура Средневековья – Византия, Западная Европа, Древняя Русь. | 11 | 2 | 4 | 2 | 5 | |||
7. Культура эпохи Возрождения. Северное искусство Возрождения. | 12 | 2 | 4 | 2 | 6 | |||
8. Стили и направления в культуре нового времени 17 -18 века. | 12 | 2 | 4 | 2 | 6 | |||
9. Стили и направления в культуре нового времени 19 век. Стили и направления в культуре нового времени конец 19-начала 20 века | 12 | 2 | 4 | 2 | 6 | |||
10. Направления в культуре новейшего времени 20 век. Культура кон. 20-нач.21 века. Современные тенденции в культуре. | 12 | 2 | 4 | 2 | 6 | |||
Итого | 108 | 18 | 36 | 18 | 54 |
5. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Основные понятия и категории культурологии
|
|