Тема 9. Стили и направления в культуре нового времени 19 век. Стили и направления в культуре нового времени конец 19-начала 20 века.
Западноевропейское искусство первой половины XIХ века. Политические события в Европе в первой четверти ХIХ векаЖивопись эпохи романтизма. Творчество назарейцев, прерафаэлитов, символистов в изобразительном искусстве середины XIX века – попытка поисков эстетического идеала вне реальной действительности. Творчество Беклина. Реалистическое искусство в Англии и Франции середины XIX века; творчество Констебля, Домье, Коро, барбизонцев. Русское искусство XIX века.Новые направления в русской живописи первой половины XIX века (сентиментализм, романтизм, критический, реализм) и их особенности. Творчество А. Венецианова, О. Кипренского, В. Тропинина, К. Брюллова. Создание «Товарищества передвижных художественных выставок». Принципиальные особенности «передвижничества». Особенности жанровой живописи.Стили и направления в культуре нового времени конец 19-начала 20 века.ии за прогресс в искусстве. Зарождение импрессионизма. «Салон отверженных». Особенности импрессионистского искусства в живописи и скульптуре. Русское искусство конца XIX – начала ХХ века. Кризис «Товарищества передвижных художественных выставок»; его раскол и образование «Московского товарищества художников». Петербургская группа молодых художников: А. Бенуа, Л. Бакст, Е. Лансере и др. «Мир искусства». «Союз русских художников». Импрессионизм в русской живописи; творчество И. Грабаря, К. Коровина.Символизм в русском искусстве начала XX века. «Голубая роза». Экспрессионизм в русской живописи.Достижения русских художников в области книжной графики и театрально-декорационной живописи в начале XX века.
Направления в культуре новейшего времени 20 век.Культура кон. 20-нач.21 века. Современные тенденции в культуре.
Западноевропейское искусство XХ века. Политические события в Европе и особенности ее развития в XX веке. Формалистические поиски в искусстве в 1900-1920 годов: экспрессионизм, кубизм, футуризм; творчество Штука, Мунка, Пикассо, Матиса, Сезана и др. Идея искусства в теоретической мысли и искусстве XX века. Основные течения и направления в искусстве Западной Европы XX века. Ведущие представители европейского искусства.Русское искусство 1917 – 1930 гг. Приоритет идеологических задач над собственно художественными – характерная черта советского искусства. Культура кон. 20-нач.21 века. Современные тенденции в культуре.Некоторые тенденции в развитии современного изобразительного искусства. Многообразие художественных направлений и стилей. 6. ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Раздел 1. Основные понятия и категории культурологии Тема 1. Культурология как область гуманитарного знания. Понятие культуры. Культурологические концепции. Структура культуры. Культура и цивилизация. Культура и природа (интерактивное занятие). Вопросы к теме– «Мир культурологии» круглый стол. - Культура как полифункциональная система. - Основные функции культуры и их характеристика: адаптационная, гносеологическая, информативная, коммуникативная, регулятивная, аксиологическая, функция социализации. - Исторические представления о культуре. - Анализ истории культурологических концепций направлений и подходов – выполнение втабличном варианте. - Развитие представлений о структуре культуры. Культура и цивилизация. Культура и природа. - Многообразие смыслов понятия «культура», «цивилизация» в современной науке. -Составляющие понятия «культура»: «природное», «социальное», «психическое». Проблемы обсуждения.: 1. Почему долгое время человек представлял себе окружающий мир и себя в нем в мифологической форме, с чем это было связано?
2. Верно ли, что культура противостоит природной основе человека? 3. Как вы понимаете предмет культурологии? 4. Почему в культурологии существует множество различных теоретических подходов, направлений и школ? 5. Какие основные этапы в своем развитии прошла культурология как наука? 6. В чем, на ваш взгляд, состоит актуальность культурологического знания сегодня? 7. В чем причина многообразия подходов к определению культуры и «цивилизация»? 8.Почему понятия «природное», «социальное» и «психическое» являютсясоставляющими понятия «культура»? 9. В чем состоит различие механизмов адаптации к среде животных и человека? 10. Как связаны природные процессы с культурой? Подготовьте тезисы, на основе которых вы сможете показать значимость культурологии для решения современных проблем в мире и в России.
Тема 2. Типологии культуры Восточные и западные культуры.Семинар – круглый стол по базовымкультурологическим проблемам(интерактивное занятие). Вопросы к теме 1. Основы построения типологии культуры. 2. Феномен субкультуры в современном мире. 3. Восток и Запад как основное типологическое различие культур. Проблемные для обсуждения А. 1. В чем состоит сущность метода типологии культур? 2. Чем определяется конкретный выбор основания типологии культуры? 3. Что объединяет этническую и национальную культуры и чем они отличаются? 4. Существует ли взаимосвязь между элитарной и массовой культурой? 5. Чем обусловлено появление в современном мире культуры множества различных субкультур? 6. Каковы основные типологические различия восточной и за западной культур? 7. Проявляется ли культурная универсализация в восточных и западных типах культуры? Г. Восточные и западные культуры 1. Описательный и дихотомический подход к сопоставлению культурных явлений. 2.Дихотомия «Запад-Восток» как первичная типология мировой культуры. Мифологические и философские корни дихотомии «Запад-Восток». 3. Особенности мышления и восприятия мира в западных и восточных культурах. 4. Сравнительная характеристика западных и восточных культур по способу исторического развития, по отношению к природе, к традиции, к религии, к свободе и человеку. 5. Универсализм и западоцентризм дуалистических обобщений. 6. Историческая динамика Запада и Востока. 7. Положение русской культуры между Востоком и Западом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|