Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философско-правовые воззрения аристотеля




Аристо́тель (др.-греч. Ἀριστοτέλης; 384 до н. э., Стагира, Фракия — 322 до н. э., Халкида, остров Эвбея) — древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335/4 г. до н. э. основал Ликей (др.-греч. Λύκειο Лицей, или перипатетическую школу). Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из диалектиков древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления.

Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.

Аристотель - великий гений. Он жил в далеком IV веке до нашей эры, однако, его учения и идеи актуальны и сегодня. Так, созданный им понятийный аппарат до сих пор пронизывает философский лексикон. Аристотель является создателем самой обширной научной системы из существовавших в античности. Он является основателем формальной логики, создателем логической конструкции силлогизма. Более того, немало работ посвящено вопрсам души, анатомии человека, математики, естественной философии и политико-правовым вопросам. «Этика», «Политика», «Афинская полития», «Поэтика», «Риторика» - это те работы Аристотеля, в которых рассматриваются проблемы общества, государства, права, исторические, политические, этические и эстетические вопросы.

Правопонимание Аристотеля является важнейшим в его трудах. Аристотель разделяет положение Сократа и Платона о совпадении справедливого и законного. Право олицетворяет собой политическую справедливость и служит нормой политических отношений между людьми. Право - это мерило справедливости, регулирующая норма политического общения.

Право в целом как явление политическое Аристотель называет «политическим правом». Это, в частности, означает невозможность неполитического права, отсутствие права вообще в неполитических (деспотических) формах общения, общественного устройства и правления. Аристотель выступает против сведения всего права к праву волеустановленному (условному, установленному людьми). Та часть политического права, которую Аристотель называет естественным правом, естественна прежде всего потому, что она адекватна политической природе человека и выражает вытекающие отсюда требования и представления о политической справедливости в человеческих взаимоотношениях. Аристотель отмечает необходимость соответствия условного права праву естественному, необходимость учета принципов и требований политической справедливости при принятии закона, в процессе установления правил условного права.

Аристотель придерживается принципа верховенства законов. Политическое правление - это, по Аристотелю, правление закона, а не людей: правители, даже лучшие, подвержены чувствам и аффектам, закон же - «уравновешенный разум». Законы и остальной распорядок общественной и государственной жизни должны исключить должностным лицам возможность наживаться. В таком случае граждане, отстраняемые от участия в государственном управлении, довольны и получают возможность спокойно заниматься своими частными делами. Аристотель утверждал, что должны существовать законы, касающиеся воспитания, и «последнее должно быть общим». Воспитание граждан в духе соответствующего государственного строя есть самое важное средство сохранения государственности. Самые полезные законы не принесут пользы, если граждане не будут приучены к государственному порядку, т.к. «если недисциплинирован один, недисциплинированно и все государство».

Неотъемлемой частью творчества Аристотеля являются его воззрения на развитие и организацию общества и учение о государстве, изложенное в трактате «Политика». Он опровергает проект «идеального государства» Платона и предлагает свою теорию государства, основанного на рабовладении. Это государство, по мнению Аристотеля, представляет собой лучшую форму сообщества. В этом государстве власть должна принадлежать не богатым и бедным, а среднему слою рабовладельцев. Он говорит, что некоторые существа с самого рождения предопределены к подчинению, а другие – к господству.

«В каждом государстве мы встречаем три класса граждан: очень зажиточные, крайне неимущие и третьи, состоящие в середине между теми и другими. Так как по общепринятому мнению, умеренность и середина – наилучшее между двумя крайностями, то, очевидно, и средний достаток из всех благ всего лучше» - говорил Аристотель.

Сущность государства он видит в политическом сообществе людей, которые соединились для достижения определенного блага. Аристотель различает три хорошие и три дурные формы государства, последние возникают как деформация хороших. Здесь речь идет об определенной классификации изученных им законов. Хорошими он считает монархию, аристократию и политию. Плохими – тиранию (возникающую как деформация монархии), олигархию (деформация аристократии) и демократию (деформация полития). Основными задачами государства Аристотель считает предотвращение чрезмерного накопления имущества граждан, чрезмерного роста политической власти личности и удержание рабов в повиновении. Идеальным он считает такое государство, которое обеспечивает максимально возможную меру счастливой жизни для наибольшего числа рабовладельцев. Рабов и свободную бедноту он считает политически бесправными. Остальные свободные граждане (состоятельные) обязаны принимать участие в делах государства. Идеал государства, по Аристотелю,- общество, которое опирается на частную собственность, на орудия труда, земли и рабов.

В «Политике» Аристотель анализирует взаимоотношения господина и раба и уделяет специальное внимание вопросу о том, «присуща или нет насилию идея права».

Так, исходя в целом из представления о рабстве по природе — «одни люди, по своей природе, — свободны, другие — рабы, и этим последним быть рабами и полезно, и справедливо». Однако продолжает Аристотель, данная точка зрения (рабство по закону) тоже вызывает возражение. Эта точка зрения, по оценке Аристотеля, предполагает, что добродетель может до известной степени прибегать к насилию и что, следовательно, насилию присущ в какой-то мере элемент добродетели. Сторонники рассматриваемой точки зрения приходят к выводу, что рабство как результат войны покоится на основах права. Возражая против такого заключения, Аристотель пишет: «Но уже в одном этом утверждении заключается противоречие. В самом деле, самый принцип войн можно считать противным идее права, и никоим образом нельзя было бы утверждать, что человек, недостойный быть рабом, все-таки должен стать таковым». Таким образом, насилие само по себе, согласно трактовке Аристотеля, не создает права. Такая трактовка соотношения права и насилия направлена в учении Аристотеля на отрицание неполитического (несправедливого и антиправового) использования силы, характерного для деспотизма, где отсутствуют политические (следовательно, и правовые) формы и отношения.

В «Этике» Аристотель исследует, наряду со специфически этической темой, также и ряд собственно политико-правовых проблем. Соотношение этики и политики отчетливо проявляется при освещении проблемы справедливости. С одной стороны справедливость является величайшей из добродетелей и относится к предмету этики. А с другой, справедливость выражает отношение одного человека к другим и, таким образом, представляет всю добродетель в человеческих отношениях и относится к предмету политики. Политика, право и законы под справедливостью имеют в виду всю добродетель, т. е. политическую справедливость. Аристотель (Этика, V, 2) пишет: «Итак, понятие «справедливость» означает в одно и то же время как законное, так и равномерное, а несправедливость — противозаконное и неравномерное (отношение к людям)». Неравномерное и противозаконное — не одно и то же; они отличаются друг от друга, как часть от целого: «ибо все неравномерное противозаконно, но не все противозаконное неравномерно"» (Этика, V, 5).

Также Аристотель пишет о необходимости деления соответствующих общих для всех граждан благ по достоинству (принцип распределяющей справедливости). Что означает распределение благ пропорционально вкладу или взносу в общее дело того или иного гражданина. В этой связи следует сказать об уравнивающей справедливости — середине ущерба и выгоды, ограничивающей произвол. Отход от такой середины есть неравенство. Судья, к которому прибегают спорящие, путем наказания вновь восстанавливает равенство, отнимая выгоду у соответствующего лица.

Основным выводом этических исследований Аристотеля, существенным для политики, права и законодательства, является положение о том, что политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми, принадлежащими к одному общению, и имеет целью их самоудовлетворенность и как право политического способа организации отношений между людьми.

В целом политика (государство) и право являются, по Аристотелю, формами свободы, формами общения свободных людей, но никак не зависимых индивидов, находящихся в деспотическом подчинении или в рабском состоянии. А вся философско-правовая концепция Аристотеля предстает как определенный синтез и дальнейшее развитие предшествующих подходов. Так, софисты в той или иной форме склонялись к неизбежной субъективизации и релятивизации представлений о справедливости, праве, законе. А Сократ и Платон в противоположность софистам — стали апеллировать к богу как мере всех вещей. В концепции Аристотеля эти два направления соединяются и синтезируются благодаря представлению о политической природе человека. И все-таки Аристотель совершил новый поворот в истории античной философско-правовой мысли. А его труды и сегодня имеют важное значение для теории государства и права.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. EN — Никомахова этика; текст дается по изданию: Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1983.

2. Pol. — Политика; текст дается по изданию: Там же.

3. MM — «Большая этика»; текст дается по изданию: Аристотель. Соч.

4. Rhet. («Риторика»); текст дается по изданию: Античные риторики. М., 1978.

5. Асмус В. Ф. Античная философия. 3-е изд. М., 1998. С. 223.

6. Нерсесянц В. С. Право и закон: Из истории правовых учений. М., 1983.

7. Кечекьян С. Ф. Учение Аристотеля о государстве и праве. М.; Л., 1947.

8. Политология: учебник. / Под общ. ред. А.Г. Грязновой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2010.

9. Хёффе О. Политика, право, справедливость. Основоположения критической философии права и государства. М.: Гнозис, 1994.

 

 

Д.Г. Малыхина

магистрант юридического факультета

Алтайского государственного университета

В.В. Русанов

к.и.н., доцент кафедры теории и истории государства и права

Алтайского государственного университета

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...