Философия и правовые взгляды Фомы аквинского
Фома́ Акви́нский (иначе Фома Аквинат, Томас Аквинат, лат. Thomas Aquinas, итал. Tommaso d'Aquino; родился примерно в 1225, замок Рокказекка, близ Аквино — умер 7 марта 1274, монастырь Фоссануова, около Рима) — итальянский[1][2] философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, Doctor Angelicus, Doctor Universalis, «princeps philosophorum» («князь философов»), основатель томизма, член ордена доминиканцев; с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля. Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум — в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, — в сверхъестественном откровении. В Средневековье праву, зависящему от человеческой воли (волеустановленному), противопоставляются неизменные установления божественного и естественного права. Естественное право отождествляется с действующим правом. Сомнения касались лишь вопроса, сливается ли оно с понятием божественного права или сопоставляется с ним. Бесспорным было признание естественного права обязательным и существующим выше всякого другого законодательства. С позиции христианской теологии оригинальная философско-правовая концепция была разработана Фомой Аквинским (1226-1274 гг.), наиболее крупным авторитетом средневекового католического богословия и схоластики, с чьим именем связано влиятельное до настоящего времени идейное течение – томизм (или неотомизм). Его философско-правовые воззрения изложены в трактатах «Сумма теологии», «О правлении государей», а также в комментариях к «Политике» и «Этике» Аристотеля.
Фома родился 25 января 1225 года в замке Рокказекка близ Неаполя и был седьмым сыном графа Ландольфа Аквинского. Мать Фомы Теодора происходила из богатого неаполитанского рода. Отец мечтал, чтобы он со временем стал аббатом бенедиктинской обители Монтекассино, расположенной неподалеку от их родового замка. В 1239—1243 годах учился в университете Неаполя. Там он сблизился с доминиканцами и решил вступить в доминиканский орден. Однако семья воспротивилась его решению, и его братья заточили Фому на два года в крепости Сан-Джовани. Обретя свободу в 1245 году, он принял монашеские обеты Доминиканского ордена и отправился в Парижский университет. Там Аквинат стал учеником Альберта Великого. В 1259 году папа Урбан IV вызывает его в Рим. В течение десяти лет он преподает богословие в Италии — в Ананьи и Риме, одновременно пишет философско-богословские сочинения. В 1269 году он вернулся в Париж, где возглавил борьбу за «очищение» Аристотеля от арабских толкователей и против ученого Сигера Брабантского. Проблематика права и закона трактуется Фомой Аквинским в контексте христианских представлений о месте и назначении человека в божественном миропорядке, о характере и смысле человеческих действий. Освещая эти вопросы, он постоянно апеллирует к теологическим положениям античных авторов о естественном праве и справедливости, учения Аристотеля о политике и о человеке как «политическом существе» (у Фомы речь идёт и о человеке как «общественном существе»). Проблема взаимоотношения светского государства и церкви является центральной для Фомы Аквинского. Он становится на сторону церкви и провозглашает: «Вся власть от Бога». Согласно труду Фомы Аквинского «Сумма теологии», «человек соотнесён с богом как с некоторой своей целью». Также бог по трактовке Фомы, - первопричина всего, в том числе человеческого бытия и человеческих действий. Вместе с тем человек – существо разумное и обладающее свободной волей, причём его разум является корнем любой свободы. Согласно концепции Фомы свободная воля – это добрая воля. Он считает, что свобода — способность человека действовать в соответствии с разумно познанной необходимостью, вытекающей из божественного статуса, характера и целей порядка мироздания и обусловленных этим законов. Эти положения он конкретизирует в своем учении о законе и праве. Закон у него выступает как общее правило. Он должен выражать общее благо всех членов общества и устанавливаться всем обществом или теми, кому оно доверило попечение о себе. Важная характеристика закона — его обнародование. Без обнародования он не может быть ни правилом, ни мерилом человеческого поведения.
Свои характеристики закона Фома суммирует в следующем определении: «Закон есть известное установление разума для общего блага, обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе» (Сумма теологии, I,q.90). Фома Аквинский классифицирует законы на вечные (lex aeterna), естественные (lex naturals), человеческие (lex humana) и божественные (leх divina). Вечный закон представляет собой всеобщий закон миропорядка, выражающий божественный разум в качестве верховного общемирового направляющего начала, абсолютного правила и принципа, который управляет всеобщей связью явлений в мироздании (включая естественные и общественные процессы) и обеспечивает их целенаправленное развитие. Вечный закон как закон всеобщий является источником всех Других законов, носящих более частный характер. Непосредственным проявлением этого закона выступает естественный закон, согласно которому вся богосотворенная природа и природные существа (в том числе и человек), в силу прирождённо присущих им свойств, движутся к реализации целей, предопределённых и обусловленных правилами (законами) их природы. Следует отметить, что идея взаимосвязи свободы и необходимости с антитеологических позиций разрабатывалась Спинозой и Гегелем. Смысл естественного закона для человека как особого существа, одарённого богом душой и разумом состоит в том, что человек по самой своей природе наделён способностью различать добро и зло, причастен к добру и склонен к действиям и поступкам свободной воли, направленной к осуществлению добра и цели. Таким образом, в сфере практического поведения человека действую правила и веления, естественно определяющие порядок человеческих взаимоотношений в силу прирождённых человеку влечений, склонностей, инстинктов (к самосохранению, к общежитию, к деторождению, богопознанию и т.п). Для человека как разумного природного существа действовать по естественному закону означает вместе с тем действовать по велению и указанию человеческого разума. Различие в естественных свойствах и качествах разных людей, разнообразие жизненных обстоятельств и т.п. приводят к неодинаковому пониманию и применению требований естественного закона и различному отношению к ним. Эта неопределённость связана с неконкретизированностью велений естественного закона. Из существа самого естественного закона, вытекает необходимость человеческого закона, который с учётом потребности в определённости и дисциплине в человеческих отношениях к правилам и принципам естественного закона, берёт их под защиту и конкретизирует их применительно к разнообразным обстоятельствам человеческой жизни.
Человеческий закон определяется Фомой Аквинским как положительный закон, который обеспечен принудительной санкцией против его нарушений. Человеческим (положительным) законом считает он лишь установления, соответствующие естественному закону (веления физической и нравственной природы человека). В противном случае такие установления не закон, а искажение его. С этим связывается разграничение им справедливого и несправедливого человеческого (положительного, позитивного) закона. Цель человеческого закона — общее благо людей. Положительный закон должен устанавливать правила, посильные для выполнения обыкновенными, несовершенными в своем большинстве людьми. С этим связана одинаковость (равенство) требований, которые предъявляются положительным законом ко всем людям во имя общего блага. Фома различает два вида несправедливых законов. Несправедливые законы первого вида (в них отсутствуют те или иные обязательные признаки закона, например, вместо общего блага имеют место частное благо законодателя, превышение им полномочий и т.д), хотя и необязательны для подданных, но их соблюдение не запрещается в видах общего спокойствия и нежелательности культивировать привычку не соблюдать закон… Ко второму виду относятся те, что противоречат естественному закону и божественным законам. Такие законы не должны соблюдаться и исполняться.
Божественный закон — закон (правила исповедания), данный людям в божественном откровении (Ветхом и Новом Завете). Он необходим как дополнение к человеческим правилам: для указания на конечные цели человеческого бытия; как высший и безусловный критерий для руководства в спорах о должном и справедливом, о человеческих законах; для направления внутренних (душевных) движений человека; для искоренения всего злого и греховного, в том числе и того, что не запрещается человеческим законом. Необходимо сказать, что свою трактовку законов Фома Аквинский дополняет учением о праве. Право – это, согласно Фоме, действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития. Справедливость же предполагает отношение человека к другим людям, а не к себе и состоит в воздаянии каждому своего. Разделяет он представление Аристотеля о двух видах справедливости – уравнивающей и распределяющей. В соответствии с этим право характеризуется Фомой как известное действие, уравнённое в отношении к другому человеку в силу определённого способа уравнения. При уравнении по природе вещей речь идёт о естественном праве, при уравнении по человеческому волеустановлению – о цивильном, положительном праве. Причём право, по Фоме Аквинскому, распределяется по трём уровням: 1)Божественное право: установления, данные Богом человеку как «твари Божьей», и нормы церкви как представительницы Божьей власти на земле; 2) право народов, понимаемое как естественное право в его аристотелевской трактовке; 3) человеческое право как писанное, позитивное право светского государства. Следует отметить, что Фома Аквинский разработал весьма последовательный и глубокий христианско-теологический вариант юридического правопонимания. Его философско-правовые взгляды получили дальнейшее развитие в томистских и неотомистских концепциях естественного права. Главная особенность философских учений христианского Средневековья состоит в их теоцентрическом характере. Принцип теоцентризма, последовательно проводимый Фомой Аквинским, утверждал Бога как центр мироздания и главного хранителя мирового и социального порядка. Бог выступал как законодательное первоначало, из которого исходят все религиозные, моральные и правовые нормы. Благодаря божественному покровительству социальная жизнь людей не превращалась в хаос, а сам человек успешно боролся с дьявольскими искушениями, толкавшими его к порокам и преступлениям.
Необходимо отметить, что труды Фомы Аквинского анализируются многими современными учёными. Так, например в свой статье Исаев И.А. исследует состояние двух правовых систем, сформировавшихся еще в эпоху Средневековья. Также он указывает, что проблема "естественного закона" была порождена историческими обстоятельствами и повлияла на древнейшее становление правовых институтов и систем европейского права. Кроме того в его статье анализируются некоторые социально-психологические и религиозные основания этой проблемы, указывает на связи схоластической школы права и правовых традиций античности. Следует отметить позицию учёного Полдникова Д.Ю, который указал, что знаменитый учитель Церкви не был правоведом, но в его основном трактате "Сумма теологии" можно найти ряд важных высказываний и о договорной теории, и о методологии ее разработки, которые со временем все-таки нашли применение в области юриспруденции. Он утверждает, что Фома первым в средневековой Европе ясно продемонстрировал, что этические принципы можно отнести к праву и что это будет способствовать ответам на такие значимые вопросы, как обязательность исполнения данных обещаний, понятие справедливости в договорном праве и то, как договоры могут эту справедливость нарушать, как можно классифицировать отдельные договоры в соответствии с философской идеей справедливости или щедрости и их целью, как из одного определения договора можно вывести права и обязанности сторон. Таким образом, философия права в трудах Фомы Аквинского имеет большое значение для современной юриспруденции, формирование основных человеческих добродетелей справедливости и щедрости. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК: 1. Алексеев, П.В. Философия // П.В. Алексеев: учеб.-4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.- 592 с. 2. Данильян, О.Г. Философия права // О.Г Данильян, Л.Д. Байрачная, С.И. Максимов. – М.: Эксмо, 2005. – 416 с. 3. Исаев, И.А. Право «естественное» и право государственное: «зеркало в зеркале» / И.А. Исаев // История государства и права. – 2013. - №6. С. 36-42. 4. История философии: учебник для высших учебных заведений/ под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. 3-е изд.- Ростов н/Д.: Феникс, 2005 – 736 с. 5. Иконникова, Г.И. Философия права // Г.И. Иконникова, В.П. Лященко. – М.:Юрайт, 2011. – 351 с. 6. Нерсесянц, В. С. Философия права.Учебник для вузов // В.С. Нерсесянц. — М.: Издательская группа ИНФРА - M — НОРМА, 1997. — 652 с. 7. Полдников, Д.Ю. Фома Аквинский как теоретик договорного права // История государства и права / Полдников Д.Ю - 2011.- № 11. С. 24 - 27. 8. Фома Аквинский «Сумма теологии» // Фома Аквинский. – Киев.: Эльга, 2002. – 1472 с. 9. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: А.Л. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов – М.: Сов. Энциклопедия, 1983.- 840 с.
Читайте также: A) форма систематизации, при которой нормативно - правовые акты дорабатываются, дополняются и объединяются в новый нормативно-правовой акт Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|