Город как машина и город машин
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 483 Из всех разбираемых здесь метафор ассоциация города и машины получила, наверное, самое богатое выражение в кинематографе — от «Метрополией» Фрица Ланга до «Матрицы» братьев Вачовски. И в том и в другом культовом фильме обыгран разрыв между теми, кто создает и планирует, и теми, кто встроен в результаты планирования, нередко против собственной воли. И в том и в другом машины используют людей в своих целях: дьявольская кукла подбивает рабочих на бунт, разрушивший хрупкое равновесие города, а машины, создавшие Матрицу, получают энергию из людей и «зомбируют» обитателей корпоративного мира. Одна из самых предсказуемых и банальных, эта связь сложилась еще в допромышленные времена. Как пишет Анри Лефевр, под напором капиталистической механизации город бы полностью исчез, как исчезли его феодальные черты - крепостные стены, гильдии ремесленников, контролируемые территории, ограниченные рынки, не представляй он собой от века «огромную машину, автомат, захватывающий природные энергии и продуктивно их потребляющий» [Lefebvre, 1991: 344-345]. 483 Однако именно промышленный город середины XIX столетия способствовал быстрому утверждению механистических, машинных метафор. 483 От мотора как метафоры производительного труда к машине как метафоре эффективного преобразо-484-вания природных веществ и энергии в полезные людям продукты — этот путь использования метафор был пройден социальной теорией XIX века за считанные десятилетия. 484 Полезность продуктов работы машин для всех — этот ход мысли был настолько популяризован «прогрессистской» идеологией, что долгое время автоматически переносился на образ города-машины.
484 Последний, в частности, мыслился как «динамо-машина», вращающаяся для блага всех горожан [Ganz, O'Brien, 1973]. Но не происходит ли так, что разговоры властей об общем благе используются для того, чтобы «динамить» горожан, если воспользоваться грубоватым позднесоветским жаргоном, то есть уклоняться от выполнения обещаний? Риторику роста, используемую городскими властями, разобрал в 1970-е Харви Молоч — американский городской социолог и автор метафоры «город — машина роста» (см, об этом подробнее в главе о городской политике). «Машина роста» — это не город как таковой, а коалиция элит, нацеленная на извлечение прибыли из городской земли и всего, что на ней возведено. 484 Добавим, что разговоры о том, что город растет и развивается, ведутся сегодня в каждом российском городе, и нередко они ведутся так, чтобы за уподоблением города агенту — соревнующемуся с другими и опять же развивающемуся — скрыть тот факт, что городская жизнь принципиально фрагментарна и сложна, что нет развития без конфликта, что элита и ее интересы — это далеко не весь город. Немаловажно и то, что «машина роста», продвигающая экономический рост, объе- диняет в коалицию не только административную элиту и мас- смедиа, но и местных интеллектуалов. 484 Не этим ли объясняется отсутствие у нас сколько-нибудь внятной рефлексии последствий стремительного роста дорогой жилой и торговой недвижимости в большинстве российских городов? Политические технологи и эксперты в марксистской риторике, как правило, не нуждаются. 484 Превалирующий сегодня дискурс технократического экономического менеджмента с его двумя главными «кричалками» — «оптими-485-зацией» и «эффективностью», а теперь еще и «инновациями» — предопределяет весьма избирательное прочтение марксистского текста Молоча как источника «правильной» риторики. 485 Ее без помех можно включать в процветающее сегодня дискурсивное обслуживание интеллектуалами не столько городских элит, сколько федеральных национальных интересов; «Активная экономическая политика не только предотвратит сползание в рецессию, но и сделает Россию притягательной для стран-партнеров.
485 Превратив Россию в региональную "машину роста", мы сможем изменить ее восприятие в мире и усилить ее международное влияние» [Магометов, 2009]. 485 В более поздних своих текстах Молоч и его соавтор Логан еще более определенно описывают махинации городского истеблишмента, указывая, в частости, на «бесконечное лоббирование, манипулирование и задабривание» как на ключевые ресурсы, из которых сделаны большие города [Logan, Molotcb, 1987: 293]. 485 Сопоставимую со сквозящей здесь исследовательскую свободу, с какой вещи называются своими именами, в наших экспертизе и аналитике не найти: они нередко мыслятся, увы, как полностью безоценочные. 485 Справедливости ради надо сказать, что, когда речь идет о национальной коалиции элит, в нашей литературе есть достаточно нелицеприятные описания того, какими именно средствами они сплачиваются; «Механизмом консолидации элит в России стало исключение несогласных и устрашение колеблющихся, обеспеченное серией показательных процессов над лидерами крупного бизнеса и публичной сферы» [Щербак, Эткинд, 2005]. 485 Большинство российских городов успешно превращены за последние десятилетия в «машины роста», и пока трудно сказать, какое именно метафорическое выражение этот процесс получает. 485 Сейчас он проявляется в циркулировании метафорических выражений, далеких от «города как машины» лексически, но связанных с дискурсивным выражением именно тех социальных и политических тенденций, что эта метафора фиксирует.
486 Пешеходы остановились перед сияющим макетом Москва-Сити - гордости московской «машины роста* 487 Я имею в виду совокупность метафор, связанных с коммодификацией городов. ГЬрод — в лице городских властей — поэтому занимается «маркетингом» самого себя как товара, на который стоит потратиться, вложив в него средства. 487 Дискурсивный напор продвигающих свои товары на российском рынке субъектов сегодня столь силен, что метафорическая природа позиционирования города как товара далеко не очевидна. Брендинг городов осложняется сохраняющимся индустриальным и советским обликом большинства из них, что подмечено в метафоре российского города как машины времени. Вот студенты нижегородской «Вышки® совершают образовательную экскурсию, в ходе которой, весьма предсказуемо и типично для почти любого города, «старинные здания сменялись постройками советской эпохи, а последние уже современными громоздкими торговыми центрами и домами. Наверное, поэтому маршрут захотелось бы назвать как Старый Нижний — Город Горький — Нижний Новгород нового поколения» \Apxu?ioea, 2008]. «Да, город динамично изменяется, стремительно меняет свой облик», — хорошо знакомыми нам заклинаниями завершает автор свой репортаж, совпадающий по тону с тем, как мэры и девелоперы, отчитываясь о построенном, словно не видят, что их гордость — все новые и новые объекты — одиноко возвышаются над давно сложившейся городской средой, которую не изменишь, по крайней мере «стремительно». А вот на сайте российских командированных та же метафора приходит на ум побывавшему в печально известном северном городе:
487 «Воркута — это город машина времени. Да. Попадете Вы в середину 1980-х годов. Город напичкан советской символикой по самое горло. Что смотрится забавно. Домишки хоть и раскрашены в разные цвета, по все же выглядит все нерадостно. Жил в гостинице "Воркута". Бронировал номер по телефону за день до приезда, за что пришлось заплатить 50 % от стоимости номера!!! Как мне сказали — северные расценки у них, шутников. Номер нормальный достался, 2500 р., но полчаса из крана будет стекать ржаво-угольная вода <..,> 488 В гостинице не знают что такое Интернет. Гулять в городе негде, поесть тоже туго» [Викинг, 2008]. 488 Скудость, с какой «город как машина» представлен в российской Сети, объясняется, вероятно, весом десятков миллионов реальных машин, что подчинили себе городскую жизнь за последние десятилетия. Картина, нарисованная В. Высоцким в «Песне о двух красивых автомобилях»: «Без запретов и следов, об асфальт сжигая шины, Из кошмара городов рвутся за город машины, — И громоздкие, как танки, "Форды", "Линкольны", "Селены", Элегантные "мустанги", "Мерседесы", "Ситроены"», стала реальностью. Вот и кишит наша Сеть рассказами о «Городе машин» (крупнейшем автомагазине под Москвой), советами, как утилизовать старый автохлам, поэтичными маркетинговыми зарисовками под заголовками «Прелесть маленькой машины». Вот и отмечена она активнейшей коммуникацией автовладельцев, которые и на городских улицах периодически демонстрируют вызывающую сильное уважение сплоченность, противостоя неиссякаемой изобретательности городских и федеральных элит.
Некоторые итоги 488 Представленные читателю наблюдения и соображения показывают проницаемость границ между социологическим и популярным дискурсами, свидетельствуя о широкой распространенности классической урбанистической метафорики. 488 Сложившиеся более века назад метафоры продолжают управлять пониманием и обрамлять восприятие городов. Если одни метафоры (джунгли прежде всего) употребляются в основном для выражения тех же смыслов и оценок, что сложились во времена классической социологии, то сегодняшнее функционирование других метафор сильно отличается от описанного Лангером прежде всего в том отношении, что они почти не употребляются позитивно — для выражения возможностей, 489 разнообразия и целостности города. 489 Как это можно объяснить? Хотя классическая социология отдавала себе отчет в сложностях репрезентации социальной (городской) жизни посредством теоретического языка, только в последние десятилетия стала ясной его принципиальная непрозрачность, выражающаяся в том, что его понятия могут жить своей жизнью, все больше отдаляясь от усложняющейся социальной динамики. Возможно, поэтому позитивные смыслы метафор базара и организма применительно к городу больше не подкрепляются противоречивым опытом городского существования, Сдругой стороны, метафоры реифицируются и конденсируются, особенно в официальном и сориентированных на него дискурсах, не столько репрезентируя, сколько пряна реальные процессы. С разговорами о том, что пора прекратить делать из города базар, проще перераспределять собственность, а поэтичными ссылками на растущий город-организм удается оправдывать деятельность альянсов девелоперов и отцов города. 489 «Своя» жизнь метафор проявляется и в том, что они сталкиваются и сливаются, а иногда и исчезают, и, по-моему, этим можно объяснить судьбу «машинной» метафоры в постсоветском дискурсе: сегодняшний город — это город автомашин, которые, несмотря на сложности перемещения, дают свободу, исключавшуюся индустриальным «городом-машиной».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|