Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Модель коммуникации в ПР.




Коммуникация – это обмен информацией между двумя и более людьми.

Самая простая модель коммуникации – это ИСП, где И – источник, С – сообщение, П – получатель. И и П соединяет обратная связь.

 

ИСТОЧНИК СООБЩЕНИЕ ПОЛУЧАТЕЛЬ

 

обратная связь

Источник – это лицо или организация, генерирующая сообщение. Воспринимаемый статус, надежность и квалифицированность источника определяют весомость сообщения для получателя, а также изначальную восприимчивость получателя к сообщению данного источника.

Кодирование – это представление идеи, которую стремится донести до получателя источник в кодах, или символах. Коды – это символы, или знаки, переводящие идею на язык, понятный получателю.

Сообщение – это закодированная идея, то что хотел сообщить источник получателю. Поскольку коммуникация – целенаправленное действие, то важно знать ведущие компоненты сообщения:

1) содержание сообщения – что оно содержит – мысли, аргументы, доводы, факты.

2) средство передачи сообщения

3) личность, делающая сообщение.

Декодирование – это перевод его на язык понятный получателю.

Получатель – лицо, или группа лиц, принимающих сообщение.

ТЕМА 5. МАРКЕТИНГ И ПР

 
 

 

 


Маркетинг – это процесс разработки концепции, ценообразования, распространения и продвижения идей, товаров, услуг, обеспечивающих удовлетворительные отношения обмена.

 
 

 


Маркетинговые коммуникации – это обмен маркетинговой информацией между двумя и более людьми.

 

Процессы, которые в течение последнего десятилетия меняют саму природу бизнеса, заставляют пересматривать содержание многих успевших стать обыденными и, как казалось многим, прочно устоявшихся понятий. Это затрагивает и такую сферу деятельности, как развитие связей с общественностью, и прежде всего такое актуальное сейчас понятие, как "интегрированные маркетинговые коммуникации.

И действительно, если всего три года назад ведущие мировые специалисты говорили об ИМК, как о грядущей перспективе в области продвижения продуктов, то в настоящее время компании-лидеры из различных стран активно и с успехом внедряют в свою практическую деятельность механизмы интегрированных маркетинговых коммуникаций.

Идея объединения маркетинговых инструментов не является абсолютно новой, ИМК пробовали применять еще в начале 50-х годов, но в то время не нужен был новый подход, т.к. хорошо работал старый – на основе телевизионной рекламы. Актуальность же ее проявляется именно сейчас, когда многие специалисты стали замечать, что традиционные маркетинговые схемы утрачивают свою эффективность.

В 1999-2000 годах большинство лидеров рынка в различных отраслях произвело объединение отделов, отвечающих за рекламу, PR, прямые продажи, продвижение и внутрифирменные отношения в объединенные Департаменты коммуникаций, подчиненные, как правило, ведущему исполнительному директору. "Старые традиционные решения - тратить мегабюджеты на массовую рекламу, проводить нескончаемый промоушн и направлять армии продавцов - больше не работают, - считает хорошо известный в России Филипп Котлер. - Стремительно растет число компаний использующих ИМК.

Но для того, чтобы применять эту концепцию на практике, необходимо знать теоретические основы. В ходе работы была рассмотрена сущность данного подхода, причины создания ИМК, а также проблемы, возникающие при их создании.

По моему мнению, механизмы ИМК найдут широкое применение в практике работы российских компаний, т.к. они являются эффективными и, что не мало важно, малозатратными технологиями продвижения продукции.

 

Сущность ИМК

 

Массовый сбыт сделал массовую рекламу центром маркетинговых усилий. В эту эпоху корпорации были озабочены увеличением сбыта за счет привлечения самой широкой потребительской аудитории. Однако времена, когда массовая реклама была ключевым элементом маркетинговой стратегии, похоже, уходят. Прежде всего, меняется структура потребления: на смену массовому потребителю пришел представитель узкой целевой группы, который совершает покупки, руководствуясь, в первую очередь, культурными и вкусовыми мотивами.

Также изменилась сама коммуникационная среда. До появления промышленного производства личные контакты и рекламные вывески были, чуть ли не единственным средством работы с потребителем. Потом появились газеты и журналы, и рекламные объявления в печатных СМИ стали неотъемлемой частью продвижения товара на рынок. В течение нашего столетия возникли радио и телевидение, последнее стало образцом массовой рекламы. Впрочем, развитие спутникового и кабельного телевидения создает множество локальных рыночных сегментов. Наконец, сегодня мы наблюдаем, как Интернет завоевывает сердца самых активных и платежеспособных потребителей. Интернет сочетает в себе индивидуальную форму взаимодействия потребителя с глобальными масштабами информационной среды.

Этот обзор развития средств коммуникации необходим для обозначения двух важных тенденций в маркетинге и рекламе. Первая - это глубокая сегментация потребительских групп и изменение мотивов потребления. Вторая - появление разнообразных каналов маркетинговых коммуникаций, через которые потребитель получает сообщения о компании и ее продукции. 1 Важно наладить такое управление маркетинговыми коммуникациями, чтобы сообщения, распространяемые по контролируемым каналам коммуникации, были непротиворечивыми, ясными и эффективными. Одновременно необходим постоянный мониторинг сообщений по неконтролируемым каналам для того, чтобы своевременно и адекватно реагировать на неблагоприятные сообщения. Таким образом, очевидно, что управление маркетинговыми коммуникациями превращается в самостоятельную важную функцию продвижения товара на рынок.

Каким же образом наладить успешное управление маркетинговыми коммуникациями? Ответ находится в двух плоскостях. Во-первых, организация профессионального управления маркетинговыми коммуникациями. Во-вторых, создание такой модели маркетинговых коммуникаций, которая в наибольшей степени учитывает произошедшие изменения на рынках.

Таким образом, ощущается потребность в новом типе исследовательской и PR-организации, которая способна реализовать стратегию интегрированных маркетинговых коммуникаций. Коммуникационное агентство нового типа помогает своим партнерам разрабатывать неотразимые рекламные концепции, которые служат в качестве пусковых установок для широкого диапазона имеющихся в их распоряжении инструментов маркетинга. Неполный перечень этих инструментов включает работу над упаковкой, рекламную поддержку и акции стимулирования сбыта, direct-mail, социальные исследования, телефонные опросы, непосредственную реакцию потребителей, размещение рекламы в СМИ.

Задача Коммуникационного агентства - создать такую управленческую оболочку, которая увеличивает потенциал коммуникаций на двух уровнях:

1. на уровне корпорации-заказчика делает прозрачными коммуникации между ее подразделениями, а также между подразделениями и внешними партнерами.

2. на уровне отношений потребителей и корпорации позволяет максимизировать эффективность всех возможных каналов коммуникации.

Таким образом, с помощью коммуникационного агентства, специализирующегося на анализе эффективности и управлении всеми каналами коммуникации, возможно превращение продвижения товара из хаотичного процесса в единую стратегию управления маркетинговыми коммуникациями.

Итак, что собой представляет ИМК? ИМК не просто еще одна технология продвижения товара - это новая философия маркетинга, которая сводит воедино все составляющие продвижения товара, т.е. объединяет управление каналами массовой коммуникации с действиями PR, посредством которых сообщения о товаре и компании достигают всех представителей целевой аудитории.

Несмотря на настоятельную потребность в прямом выходе на посредников и конечных покупателей, многие компании используют минимум коммуникационных средств. Для повышения эффективности как системы маркетинга, так и деятельности компании в целом, необходимо проанализировать: какие маркетинговые коммуникации предоставляют возможность воздействия на степень лояльности потребителей и показатели сбыта продукции. Большинство уже осознает перспективы от внедрения полномасштабных систем коммуникации. Эту деятельность называют по-разному: интегрированные маркетинговые коммуникации (Шульц), интегрированный прямой маркетинг (Роман), макси-маркетинг (Рапп и Коллинз).

По определению Американской ассоциации рекламных агентств,

Интегрированные маркетинговые коммуникации (ИМК) – это концепция планирования маркетинговых коммуникаций, исходящая из необходимости оценки стратегической роли их отдельных направлений (рекламы, стимулирование сбыта, паблик рилейшенз и др.) и поиска оптимального сочетания для обеспечения четкости, последовательности и максимизации воздействия коммуникационных программ посредством непротиворечивой интеграции всех отдельных обращений.

Дон Шульц, Стэнли Танненбаум и Роберт Лаутеборн определили ИМК как «новый способ понимания целого, которое нам видится составленным из таких отдельных частей, как реклама, связи с общественностью, стимулирование сбыта, материально-техническое снабжение, организация взаимоотношений с сотрудниками и т.д.». ИМК перестраивает маркетинговые коммуникации для того, «чтобы увидеть их такими, какими они видятся потребителю – как поток информации из единого источника.

В своих усилиях по налаживанию коммуникации с фрагментированными целевыми сегментами маркетологи используют все богатство инструментов продвижения и рекламы. В результате потребители вовлекаются в широкий спектр маркетинговых коммуникаций, которые позволяют, с одной стороны, повысить конкурентоспособность товара, а с другой, превращают потребителя из пассивного покупателя в активного участника процесса маркетинга.

Важным правилом ИМК является то, что взгляд на коммуникации должен быть максимально широким. Одна из главных задач ИМК - получить как можно более полную информацию о реальном потребительском поведении. Поведение здесь рассматривается как раскрытие коммуникации, которое находит свое отражение в потребительских установках, торговой марке или категориях изменения потребительских сетей. Эффективное решение этой задачи невозможно без аналитического подхода к результатам исследования всей совокупности каналов коммуникации. ИМК помогает нам переосмыслить результаты различных маркетинговых исследований исходя из общей программы интегрированной коммуникации.

ИМК предусматривает выработку стратегии коммуникации после работы с аналитическим материалом. Так, цели маркетинга увязываются с общим процессом коммуникации. Стратегия коммуникации обозначает тот отклик, который ее создатели желают получить от потребителя. При этом стратегия коммуникации реализуется с привлечением широкого диапазона маркетинговых контактов. Например, если коммуникационная стратегия опирается на позиционирование относительно конкурентов, то она может быть направлена на решение нескольких задач:

- генерирование обсуждения потребителями наших товаров;

- оценка нашей продукции относительно продукции конкурентов;

- позиционирование нашего брэнда относительно других торговых марок;

Таким образом, цель ИМК - это развитие такой программы коммуникации, которая связывает воедино все усилия подразделений компании и внешних партеров для успешного достижения корпоративных целей.

Работа в режиме ИМК предполагает постоянное генерирование маркетинговых идей и их последующее воплощение посредством коммуникационных бизнес-технологий.

Самостоятельные исследовательские стратегии в формате ИМК могут развиваться по нескольким траекториям. Под траекториями подразумевается направления развития исследований в ходе реализации стратегии ИМК. В зависимости от характера целей и задач ИМК можно обозначить следующие исследовательские траектории:

Управленческая траектория связана с изучением и оценкой внутриорганизационных ресурсов в контексте реализации ИМК. В рамках управленческой траектории преимущественно исследуются и оцениваются цели, миссия и структура организации, выявляются каналы формальных и неформальных коммуникаций. Следование управленческой траектории позволяет оценить существующие организационные барьеры на пути реализации ИМК, соотнести идею маркетинговых коммуникаций с целями и ресурсами организации. Результатом воплощения управленческой траектории является гармонизация стратегии ИМК с целями и возможностями организации. При этом следует иметь в виду, что корректируются не только ИМК, но и каналы внутриорганизационных коммуникаций приводятся в соответствие с изменившейся маркетинговой стратегией.

Рыночная траектория позволяет определить точные координаты организации-заказчика относительно других корпоративных акторов (деятелей). При этом акцент делается, с одной стороны, на объективные показатели (объем рынка; рыночный сегмент, занимаемый данной фирмой; объемы продаж в долгосрочном и краткосрочном периодах, сезонные колебания), а с другой, на субъективные показатели качества маркетинговых коммуникаций (отношения с партнерами и поставщиками; основные конкуренты и их позиция). Здесь следует сразу оговориться, что с точки зрения управления интегрированными коммуникациями взаимодействие с потребителем целесообразней выделить в самостоятельную траекторию, поскольку данный аспект требует особо внимательного подхода. Используя рыночную траекторию, можно успешно адаптировать универсальные технологии ИМК к специфическим условиям конкретной отрасли. Развивая исследования по рыночной траектории, получаем "топографическую карту" сегмента, в котором работает организация. Отслеживая перемещения организации по ее карте рыночного сегмента можно оперативно оценивать успешность реализации ИМК.

Потребительская траектория включает в себя весь спектр исследований целевых аудиторий. Сочетание классических инструментов исследования потребительского поведения и самых продвинутых PR-технологий создает уникальную возможность для выстраивания двухсторонних коммуникаций с потребителем. Потребительская траектория исследований представляет особую ценность, так как опирается на непрерывные прямые коммуникации с потребителями. Уже сам момент коммуникации оказывает влияние на потребительское поведение в будущем, а потому даже обычный массовый опрос с точки зрения ИМК может рассматриваться не только как сбор первичной информации, но и как один из видов коммуникационного promotion.

Экономико-аудиторская траектория нацелена на анализ данных с помощью статистических и экономико-математических методов. В данном случае анализируется экономическое состояние фирмы: рассчитываются основные экономические показатели, определяются финансовые ресурсы. Особое значение данный вид исследовательской траектории приобретает, когда с помощью ИМК компания осуществляет экспансию на новые рынки сбыта и в этом случае необходима четкая и достоверная информация об экономическом "запасе прочности" в случае возникновения форс-мажорной ситуации.

Коммуникационная траектория направлена на проведение комплексного анализа общественных коммуникаций, участником которых является компания. В частности, оценивается существующая рекламная политика фирмы, анализируется позиция компании в медиа-пространстве (в частности, ожидаемый имидж компании соотносится с реальным, реконструируемым посредством медиа-анализа), определяется наличие либо отсутствие продуманной PR-стратегии, выявляются незадействованные каналы маркетинговых коммуникаций. Полностью реализуемая коммуникационным агентством эта траектория составляет главное содержание исследовательской части ИМК. Остальные исследовательские стратегии могут быть активизированы в случае необходимости.

Появление новой стратегии было вызвано снижением эффективности применения старых подходов. Специалисты отмечают сразу несколько причин, почему именно во второй половине 90-х годов перестали эффективно работать традиционные маркетинговые системы:

Причина первая – изменение потребителя. В 90-е гг. западное общество сильно изменилось, изменился тип потребителя, его отношение к рекламной информации. Для потребителя 90-х стало характерным стремление к интерактивному двустороннему общению с производителем, к более полной информированности о нем. Такой потребитель предпочитает компании с более выраженной социальной позицией. Одновременно он больший индивидуалист и рационалист, он считает потребление самоценным видом деятельности. Кроме того, для потребителя стало свойственно особое внимание к лидерам мнений.

Причина вторая – телереклама стала дорогой и неэффективной. «ТВ, когда-то мощнейшее из средств массовых коммуникаций, стало настоящим импотентом», - писал Ричард Физдейл из «Лео Бернетт». Поколение, выросшее в эпоху доминирования видеообраза, научилось декодировать телевизионные послания и перестало столь же активно, как раньше, реагировать на них. Появилось огромное количество каналов с возможностью мгновенного переключения, что позволяет не смотреть рекламу. Стоимость ТВ-рекламы постоянно растет, а ее эффективность неуклонно снижается. Резкий спад эффективности массовой рекламы в свое время стал шоком для западных рекламистов. Видимо, российскому рынку, на котором ТВ по-прежнему играет определяющую роль, еще предстоит пережить это в ближайшее время.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...