Политико-правовые взгляды джона Локка
Джон Локк (англ. John Locke; 29 августа 1632, Рингтон, Сомерсет, Англия — 28 октября 1704, Эссекс, Англия) — британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Способствовал распространению сенсуализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии и политической философии. Он широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма. Письма Локка произвели воздействие на Вольтера и Руссо, многих шотландских мыслителей Просвещения и американских революционеров. Его влияние также отражено в американской Декларации независимости. Теоретические построения Локка отметили и более поздние философы, такие как Давид Юм и Иммануил Кант. Локк первым из мыслителей раскрыл личность через непрерывность сознания. Он также постулировал, что ум является «чистой доской», то есть, вопреки декартовской философии, Локк утверждал, что люди рождаются без врождённых идей, и что знание вместо этого определено только опытом, полученным чувственным восприятием. В 1688 г. Англия отмечена печальными государственными событиями в виде переворота. Король Яков II Стюарт, проводивший абсолютистскую политику, был вынужден бежать из страны. Королевский престол занял Вильгельм Оранский, согласившийся установить конституционную монархию, что открывало и закрепляло реальный доступ крупной буржуазии и обуржуазившемуся дворянству к управлению делами государства. Между земельной и денежной аристократией, т. е. верхами дворянства и верхами буржуазии, был заключен компромисс: произведен дележ публичной власти. Этим компромиссом закончилась полоса революционных преобразований английского общества из феодального в капиталистическое и наступил период его эволюционных изменений.
Идеологом социального компромисса стал Дж. Локк изложил в труде «Два трактата о государственном правлении». Эта работа появилась как ответ на идеи Т. Гоббса о неограниченном характере государственной власти. Дж. Локк занял позицию тех общественных групп, которые добились, наконец, гарантированного участия в руководстве обществом, что побудило его отмежеваться, прежде всего, от радикальных воззрений эпохи революции. Он раскритиковал махрово-реакционный опус Р. Фильмера и твердо отклонил концепции абсолютности и неограниченности власти государства. Равным образом им были сочтены неприемлемыми республиканско-демократическая программа левеллеров и социалистическая утопия диггеров. Дж. Локк, однако, полностью разделял идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, неотчуждаемых свобод личности, сбалансированности властей, законности восстания против тирана и т. д. Но он, разумеется, не просто воспроизводил подобного рода идеи, высказанные до него другими. Дж. Локк развил их, видоизменил, дополнил новыми и интегрировал в целостное политико-правовое учение -доктрину раннебуржуазного либерализма. Либерализм в период своего становления никогда не был синонимом демократии: он был компромиссом между буржуазией и аристократией. Первые его теоретики – Дж. Локк и Ш. Л. Монтескье – были озабочены вовсе не обеспечением всем гражданам равных политических прав, они стремились только к тому, чтобы оградить класс собственников от произвола со стороны монарха, устранить феодальные привилегии и путы, препятствующие предпринимательской деятельности. Либерализм стал основой формирования гражданского общества. Он ассоциируется с уже привычными для современного общественно-политического лексикона понятиями и категориями: идея частной собственности, как необходимого условия индивидуальной свободы; принципы свободного рынка; равенства возможностей; система разделения властей; идея правового государства с принципами равенства всех граждан перед законом и т.д. На его основе были сформулированы политическая, юридически-правовая система и государственно-политическая концепция, в которой право было превращено в инструмент гарантирования отдельному индивиду свободы выбора морально-этических ценностей, форм деятельности. В политической сфере они нашли отражение в идеях «государства – ночного сторожа» и правового государства, демократии и парламентаризма.
Суть идеи «государства – ночного сторожа» состояла в обосновании достаточности так называемого минимального государства, наделенного ограниченным комплексом самых необходимых функций по охране порядка и защите страны от внешней опасности. Здесь приоритет отдавался гражданскому обществу перед государством, которое рассматривалось как необходимое зло. Из воззрений Локка можно сделать вывод: верховный государственный орган можно сравнивать не с головой, увенчивающей общество, а с шляпой, которую можно безболезненно сменить. Иначе говоря, общество – постоянная величина, государство производное от него. По принятому тогда обыкновению и эта доктрина начиналась с вопроса о возникновении государства. Строго говоря, сам по себе действительный генезис государственности во всей его специфичности и конкретности Дж. Локка прямо не интересовал. Историко-фактологическая проблема (происхождение государства) ставилась им как форма решения проблемы иной, нормативно-теоретической: какими должны быть организационные, этические и юридические основания государства. Социально-политическая доктрина Локка подводила итог предшествующему развитию политико-правовой мысли и также основывалась на идеях естественного права и общественного договора, получивших у него существенно иное воплощение. До возникновения государства люди, полагал Локк, пребывали в естественном состоянии, но не «войны всех против всех» (как у Т. Гоббса), а, наоборот, в состоянии полной свободы и равенства.
По Локку, состояние полной свободы означает свободу действий и распоряжения своим имуществом и собой как личностью в соответствии с тем, что он считает подходящим для себя в границах закона природы, не спрашивая разрешения у какого-либо другого лица и не завися от чьей-либо воли. Состояние равенства означает, что все люди от рождения имеют одинаковые права, получают одинаковые природные преимущества, должны быть равны между собой без какого-либо подчинения или подавления. Тем самым, Локк обосновывает идею прав и свобод человека, существующих в догосударственном, естественном состоянии. Но в естественном состоянии, рассуждал Локк, отсутствуют органы, гарантирующие соблюдение прав и свобод, обладающие властью охранять законы, обуздывая нарушителей, способные беспристрастно разрешать споры между людьми. Чтобы создать такой орган и с его помощью обеспечить естественные права, равенство и свободу, защиту личности и собственности, люди соглашаются образовать политическое сообщество, учредить государство. Локк определяет государство как совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебные инстанции, правомочные улаживать споры и наказывать преступников. Отличие государства от других организаций состоит именно в полноте его публичной власти, в праве, действовать во имя общего блага и с этой целью издавать законы, применять силу сообщества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне. Добровольно создавая государство, люди определяют тот объем прав и полномочий, который они затем передают государству. Но о каком-либо полном отказе индивидов от всех принадлежащих им естественных прав и свобод в пользу государства (что имело место в учении Т. Гоббса) Локк речи не ведет. Государство, по Локку, имеет столько власти, сколько ему нужно, чтобы обеспечить основные права граждан (вытекающие из сущности естественного права) и политические свободы подданных: право на жизнь, свободу, собственность и др. Но чтобы государство не вышло за отведенные ему рамки, оно должно быть организовано так, чтобы носитель власти тоже был под властью закона, ибо главная опасность для естественных прав и законов проистекает прежде всего из привилегий носителей властных полномочий.
В качестве механизма, препятствующего узурпации власти и предотвращающего возможность её деспотического использования, Локк высказал мысль о проведении разделения властей. Это было новаторство в политической мировой практике. Локк предложил разграничить прерогативы между разными ветвями власти. Верховная, законодательная власть должна была принадлежать парламенту, который решает все вопросы по воле большинства. Законодательная власть должна стоять на страже буржуазных свобод и частной собственности и сама подчиняться созданным ею законам. Исполнительная власть (Локк включал сюда также судебную, военную и федеративную, т.е. сношения с другими государствами) передавалась кабинету министров и лишь отчасти королю. Все эти полномочия четко определялись и регулировались законами и строго контролировались парламентом. Ни один министр или сам король не имели права преступить законные рамки. Народ при этом сохраняет за собой право на сопротивление, ибо суверенитет народа выше суверенитета государства. Такие условия, считал Локк, наилучшим образом достигаются в конституционной монархии. Представления Локка о принципах распределения, связи и взаимодействия отдельных слагаемых единой государственной власти составили основу рождавшейся в XVII веке доктрины буржуазного конституционализма и парламентаризма. Обоснование Локком естественных прав – права на жизнь, свободу и собственность – принесло ему славу основателя либерализма. Его тройственная правовая формула вошла во многие раннебуржуазные конституции, из нее развилось более дифференцированное содержание «прав и свобод человека», сформировался новый политико-юридический идеал: идеал общества, в котором каждый человек с самого начала признается в качестве труженика-собственника. А стремление Локка ограничить деятельность государства охранительными функциями положило начало идеям правового государства. В отношении правителей, которые осуществляют над своим народом деспотическую власть, у людей остается лишь одна возможность- «воззвать к небесам», применить силу «против несправедливой и незаконной силы». По закону, «изначальному и превосходящему все людские законы», народ «обладает правом судить о том, имеется ли у него достаточный повод обратиться к небесам». Суверенитет народа, по Дж. Локку, в конечном счете (и это ясно обнаруживается в кризисных ситуациях) выше, значительнее суверенитета созданного им государства. Если большинство народа решает положить предел наглости нарушивших общественный договор правителей, то вооруженное народное восстание с целью вернуть государство на путь свободы, закона, движения к общему благу будет совершенно правомерным. Тезис о праве народа на восстание -- не случайный в либерально-буржуазной доктрине Дж. Локка. Провозглашая его, мыслитель как бы реабилитировал уже произведенную государственным переворотом 1688 г. смену формы правления и прямо предостерегал королевскую власть на будущее от посягательств на завоевания английской революции.
Учение Дж. Локка о государстве и праве явилось классическим выражением идеологии раннебуржуазных революций со всеми ее сильными и слабыми сторонами. Оно вобрало в себя многие достижения политико-юридического знания и передовой научной мысли XVII в. В нем эти достижения были не просто собраны, но углублены и переработаны с учетом исторического опыта, который дала революция в Англии. Таким образом, они стали пригодными для того,.чтобы ответить на высокие практические и теоретические запросы политико-правовой жизни следующего, XVIII столетия - столетия Просвещения и двух крупнейших буржуазных революций нового времени на Западе: французской и американской.
А.И. Назырова магистрант юридического факультета Алтайского государственного университета В.В. Русанов к.и.н., доцент кафедры теории и истории государства и права Алтайского государственного университета
Читайте также: ВЗГЛЯДЫ КОМАНДОВАНИЯ АРМИЙ США НА БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ АРМЕЙСКИХ БРИГАД И БАТАЛЬОНОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|