Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кое-что из личной практики




Прошло полтора года. За это время нам довелось своими глазами увидеть, как «милая сказка» влияет на психику детей. Уже не раз к нам приводили мальчиков и девочек, патологическое поведение которых было прямо связано с «Гарри Поттером» – книгой или фильмом. Приведем всего несколько случаев.

Алик В. до пяти с половиной лет был нормальным ребенком, не имел никакой склонности к страхам, не боялся темноты, спокойно засыпал без взрослых. После просмотра фильма о Гарри Поттере появились сильные страхи, энурез. Ребенок перестал засыпать с погашенным светом и даже днем не желал ни на минуту оставаться один в комнате. Мать отмечает нехарактерную для него раньше плаксивость, капризность, раздражительность. Несмотря на фобические симптомы, мальчик будто заворожен тематикой «Гарри Поттера»: часто говорит о нем, просит купить товары с его изображением, доходит до истерики, требуя вновь и вновь показать ему по видео фильм или почитать книгу. Если он все-таки добивается своего, то после просмотра или прочтения страхи и энурез усиливаются. Однако ребенка это не останавливает. Налицо так называемый «виктимный комплекс» («комплекс жертвы»), который в дальнейшем может привести к серьезной сексопатологии – мазохизму – и изуродовать судьбу ребенка. Такие дети входят в группу риска по наркомании, чаще становятся объектами преступлений. Сломленная психика всегда тянет за собой сломленную судьбу.

Восьмилетний Валя Г., увлекшись «Гарри Поттером», стал проявлять такую агрессивность, что его хотели выгнать из школы, причем мальчика явно притягивало зло. Он с удовольствием, сверкая глазами, рассказывал о своих драках, смеялся, вспоминая, как он причинил кому-то боль, с гордостью говорил взрослым, что он, затеяв драку, ловко сваливает вину на других. Очень показательными были его ответы на диагностическом приеме. Из большого количества предложенных кукол Валя выбрал Бабу-Ягу, которую часто берут дети с повышенной агрессивностью, возбудимые психопаты или шизофреники с повышенной агрессивностью, причем диагностичен не только выбор куклы, но и что и каким тоном ребенок говорит от ее лица, отвечая на наши вопросы.

Поначалу ответы были обычными: живет Баба-Яга в лесу в избушке на курьих ножках. Живет одна.

– А где же твои родители, Баба-Яга? – задали мы очередной вопрос.

Как правило, дети отвечают что-то уклончивое: «Я уже старая», или «А у меня их и не было», или «Живут в соседнем лесу». В крайнем случае, ребенок может сказать, что родители умерли. Последнее встречается нечасто, ибо детям свойственно отождествлять себя с кукольным персонажем, и, даже если у них есть психическое отклонение, им все равно безумно страшно говорить о смерти родителей.

Такого же ответа, какой дал Валя, мы не слышали никогда.

Цитируем дословно:

– Когда я была маленькая, – все больше распаляясь, принялся рассказывать он от лица Бабы-Яги, – ко мне прилетела ведьма. Это было во сне, вернее, не совсем во сне, вообще-то по правде... Она предложила научить меня злым чарам, а я за это буду ей служить. Я согласилась, узнала ее колдовские секреты и... прикончила своих родителей!

Последние слова мальчик прокричал в каком-то неистовом восторге, будто упиваясь своим жутким сообщением.

Да, такое и от шизофреника не услышишь...

Но у Вали, судя по результатам детального психоневрологического обследования, как раз никакого психиатрического диагноза не было! Что полностью подтвердило и наше дальнейшее общение с ним. Валя оказался вовсе не злым, а, наоборот, добрым, впечатлительным ребенком, нежно любящим своих родителей. А еще он мечтал о подвигах и самопожертвовании – мечты, довольно редкие для современных мальчишек, – воодушевленно, со слезами на глазах рассказывал о партизанах. Это был мальчик времен Великой Отечественной войны или Петя Ростов, каким-то чудом попавший в такой неромантический век, как наш. Знакомство с «Поттером» нанесло ему психическую травму. Хорошо, что помощь была оказана своевременно. Иначе завороженность злом могла бы не сойти, как наваждение, а стать привычной, врасти в душу и навсегда ее исковеркать.

А вот шестилетняя Алина С. Ребенок как ребенок. Сразу даже непонятно, с чего это вдруг мама привела ее на консультацию. Только игры у нее довольно необычные, мистически окрашенные. И в глазах, когда она говорит о своем любимом Гарри Поттере и о том, как она тоже мечтает обрести сверхспособности, научиться колдовать и стать магом, вспыхивают какие-то искорки. А девочка как будто знает о них и отводит глаза в сторону. Такое странное мерцание и косящий взгляд мы видели у детей, показанных в фильме об оккультной секте Бронникова. Они могли читать с черной повязкой на глазах любой текст, в том числе на незнакомом языке. А потом, сняв повязку, объясняли журналисту, что им все подсказывает компьютер, находящийся в голове.

Впрочем, маму меньше всего волновали игровые интересы дочери. – Да у них в детском саду все девочки играют в мистику. Одна игра даже так и называется – «Зачарованные». Знаете, сейчас такой мистический сериал по телевизору показывают...

Алина, правда, телевизор не смотрит. А «Гарри Поттер» – да, у нее любимая книжка. Все время просит ей почитать. Что, она и вам уже рассказала? Она и всех кукол переименовала в учеников школы волшебства.

Волновало маму, как ей казалось, совсем другое. Полгода назад (позже выяснилось, что примерно в это время Алина увлеклась «Гарри Поттером») девочка ни с того ни с сего начала буквально бесноваться.

– Представляете? Только что все было хорошо: обнималась, говорила: «Мамочка, ты моя самая любимая!». И вдруг лицо перекашивается, ногами топает, иногда даже на пол плюет. «Ненавижу! – кричит. – Я вас всех ненавижу!». Потом в себя придет – такое впечатление, что ничего не помнит. Опять ласкается, целует меня, нежным голосочком разговаривает. В общем, делается прежней.

– Вы ее в храм водите? Причащаете? – спросили мы.

– Раньше водила, а в последнее время ей прямо плохо становится в церкви. И от Причастия норовит уклониться: то колбасы перед уходом из дома съест, то надо идти, а у нее живот заболит, то перед выносом Чаши начинает ныть, что устала, что стоять больше не может, хотя пришли-то всего минут пятнадцать назад. Ну, я ее увожу домой, не дождавшись, иначе скандал затеет. А раньше так ждала воскресенья!..

Предположим, кто-то возразит: «Где тонко, там и рвется. Значит, у этих детей была аномалия, только в скрытой форме, а благодаря “Гарри Поттеру” все вылезло наружу».

А даже если и так? Почему тонкую психику надо рвать на части, а не оберегать и укреплять? Или нездоровые дети недостойны заботы и на них стоит махнуть рукой, втайне пожалев, что мы живем не в древней Спарте, где с неполноценными по тогдашним меркам младенцами не церемонились?

И все же приведем в ответ на возможное возражение случай с тринадцатилетним Андреем М. Он впервые прочитал «Поттера» в двенадцать, а в тринадцать его привели к нам. Как правило, в этом возрасте даже самые что ни на есть латентные психические заболевания уже так или иначе себя обнаруживают. За Андреем же ни родители, ни педагоги ничего не замечали. Но по прочтении четырех книг о Гарри Поттере мальчик начал, как он сам выражался, видеть в темноте «сущности». И это настолько его пугало, что маме пришлось перебраться на ночевки к нему в комнату. Но, несмотря на это, Андрюша перестал спать, его работоспособность упала, учителя стали поговаривать о необходимости поменять школу.

А еще у нас недавно состоялся интересный разговор с девушкой из подмосковного города. Во время лекции она прислала записку с вопросом о «Гарри Поттере». А после подошла со словами:

– Я не вам первой задаю этот вопрос, но никто пока еще не сказал всей правды. «Гарри Поттер» не просто знакомство детей с оккультизмом, – это приобщение к сатанизму. Видите ли... – тут она немного замялась, – я сама в подростковом возрасте попала в сатанинскую секту. Потом, когда у меня родился ребенок, я поняла, что не смогу его вырастить, не порвав с сатанизмом. И пришла в церковь. Так вот, я хочу вам сказать, что, заинтересовавшись полемикой вокруг «Гарри Поттера», я решила прочитать все книги. И увидела те же самые ходы, те же самые приманки, на которые когда-то попалась я сама. Те, кто рассуждают о «Поттере», очень часто делают несколько умозрительные заключения. И это понятно. У них, к счастью, нет того страшного опыта, который есть у меня. Нет узнавания. Можете не сомневаться: автор «Гарри Поттера» действует очень грамотно. Она точно знает, на какие кнопки нажать, чтобы разжечь гордыню, жажду власти и сверхспособностей. Кстати, особенно опасны такие книги для детей тонких, чувствительных, духовно одаренных.

Для таких, как Валя, – лучших детей нашего времени.

Есть люди, то ли наделенные полемическим даром, то ли распаляемые полемическим жаром, которые всегда найдут, что ответить, так как им важнее всего отстоять свою правоту. Но мы пишем не для них, а обращаемся к родителям, для которых важно другое – вырастить нравственно и психически сохранных детей. Им мы и хотим напоследок сказать: в нынешней печальной ситуации, когда государство попустительствует, а то и активно содействует духовному растлению детей, защита полностью ложится на ваши плечи. И последствия психической и нравственной порчи (кстати, далеко не всегда поправимые) тоже придется расхлебывать только вам. Не полемистам и даже не специалистам, которые в отличие от Гарри Поттера не оканчивали школу волшебства.

 

Задержка развития души

 

В современных детях все чаще наблюдается какое-то странное несоответствие внешней взрослости и внутреннего инфантилизма. Смотришь порой на подростка: кажется, ты уже ничему его не можешь научить, такой он бывалый, многоопытный, знающий, «почем в городе овес». А чуть копнешь – и такая незрелость обнаружится, что впору ставить диагноз «задержка психического развития». Чем взрослее, тем дурее. Порой эта дисгармоничность повергает в состояние шока.

 

Юный «крутяк»

Вспоминается один четырнадцатилетний мальчик, которого и мальчиком-то с трудом можно было назвать: так он выглядел и такие у него были повадки. Мать привела его на психологическую консультацию с жалобами на прогулы, хамство, запредельное своеволие и, как это обычно бывает, на запредельную безответственность.

Ясно, что такому взрослому парню нелепо предлагать детские игровые тесты. Но сразу вступать с ним, таким «крутым», в задушевную беседу было уж и вовсе бесперспективно. Поэтому мы для начала попросили его письменно перечислить качества хорошего и плохого человека. Задание, в общем-то, простое, но с виду серьезное.

Результат нас ошеломил: мало того, что парень с трудом наскреб по три эпитета, так еще выбор качеств говорил сам за себя. Хороший – красивый, добрый, умный. Плохой – некрасивый, злой, глупый. А ведь ребенок уже в пять лет понимает, что красивый необязательно хороший, а некрасивый совсем не всегда бывает плохим. Любимая бабушка может быть старой, морщинистой, беззубой, а красивая ведьма в мультфильме не просто плохой, но даже отвратительной. Знает дошкольник и про умных злодеев, так что наш четырнадцатилетний «крутяк» тянул максимум на три-четыре года. Столь незрелые понятия о жизни и людях не могли не отразиться на его поведении. Отсюда и безответственные поступки, которые так пугали мать. Какая там ответственность у малыша-дошкольника?!

Кстати, о дошкольниках. В последнее время попадаются «крутяки» и среди них. Они снисходительно, а то и с презрением смотрят на кукол и другие детские игрушки. Мультики типа «Простоквашина» или «Кота Леопольда» для них – малышовое развлечение. То ли дело боевики, фильмы ужасов... А как хвастаются эти шестилетние Лолиты и Шварцнегеры тем, что сегодня принято называть «качеством жизни» и фиксация на чем маленьким детям несвойственна просто по их природе! На что всегда сетовали матери мальчишек (да нередко и девчонок)? «Я ему такой дорогой костюмчик надела – и тут же изгваздал!» или «В новых итальянских туфлях – и прямо в лужу! Совершенно не умеет ценить хорошие вещи!».

А ребятня доперестроечных времен действительно не ценила и не знала критериев оценки дорогих вещей. Максимум, на что обращалось внимание, красивый ли цвет. А красивым, как правило, считался яркий. И колечко из фольги восхищало дошкольницу ничуть не меньше, чем настоящее, из «драгметалла». А может, и больше: ведь его так легко смастерить: еще одну конфету съела – вот тебе и новое колечко. А потеряешь – никто не заругает. Ну а уж дорогая стрижка или престижная мебель из каталога вообще находились вне поля интересов ребенка. Он любил шкаф за то, что в него можно было залезть, когда играешь в прятки. А стрижку ненавидел, потому что в парикмахерской заставляли сидеть не шевелясь, да еще закрывать глаза, когда стригли челку.

Теперь же «продвинутые» родители с умилением рассказывают, как «крошка сын к отцу пришел» и... посоветовал, в каком пункте сегодня выгодно совершить валютный обмен. «Умный парень растет», – умиляется папаша. А умник не владеет элементарными нравственными понятиями, без которых невозможно становление человеческой личности. В его душе бурлит почти младенческий хаос. Он не умеет организовать сюжетно-ролевую игру, между тем как именно в подобных играх дети лучше всего осваивают мир и нюансы человеческих отношений. Ему невозможно объяснить, почему надо делиться с другими детьми сладостями и почему не надо мстить. Но практические познания такого ребенка (умен не по годам!) настолько восхищают взрослых, что обратную сторону медали они будто и не видят.

 

Песочница для взрослых

Однако чем взрослее становится ребенок, тем обыденнее выглядит его практичность. Она тускнеет, поскольку соответствует возрастной норме. А вот душевное недоразвитие высвечивается все ярче, потому что оно все больше перестает соответствовать возрасту, причем выражается это не только в отсутствии высоких потребностей. Да, такой подросток равнодушен к поэзии, живописи или классической музыке и не испытывает романтических чувств по отношению к существам противоположного пола. Но, в конце концов, и раньше было достаточно много людей приземленного склада, ничем, кроме хлеба насущного, не интересовавшихся. Нет, у современных инфантилов и приземленность какая-то особая. Это не хлопотливая Марфа, которая в Евангелии противопоставлена любящей Божественную премудрость Марии[114]. И даже не мелкий лавочник с его маленьким мирком и вечными заботами о выживании. Лавочник хоть и не поэт, но в отличие от инфантила совсем не лодырь. И мирок у него пусть маленький, но все же в него вписана семья, ради которой он просиживает в лавке с утра до ночи, то есть практичность в классической системе понятий очень тесно связана с развитым чувством ответственности.

У современных инфантилов абсолютно иные особенности. Практичность их какая-то неполноценная, ущербная. И это тоже все ярче высвечивается по мере взросления. Прекрасно понимая что почем, они вовсе не настроены напрягаться для достижения благ. Но, с другой стороны, не собираются себе в чем-либо отказывать. С присущей им инфантильностью они уверены, что родители точно так же должны обеспечить им «достойное качество жизни», как обеспечивали кормежку и красочные конструкторы в малышовом возрасте.

Сами же инфантильные подростки никому ничего не должны. Они и о себе-то толком не могут позаботиться, потому что не умеют рассчитывать на шаг вперед. Такой недоросль может украсть все деньги, имеющиеся в доме, – именно все, а не малую толику на мороженое: потребности-то у нынешних инфантилов непомерно раздуты! – нисколько не заботясь о том, что завтра ему же самому будет нечего есть.

– А меня это не колышет! Это ваши проблемы, – заявит он растерянным «предкам». И, ужасая их какой-то патологической бессовестностью, еще и затребует на следующий день после воровства «сбалансированного питания». «Ваши проблемы», – он заявит родным и в том случае, если его будут исключать из школы за неуспеваемость, и тогда, когда мать попросит его сходить на собеседование в другую школу, где она уже договорилась с директором. А в ответ на предложение взрослых, раз он не хочет учиться, хотя бы устроиться на работу, этот здоровый лоб поднимет их на смех. Да еще напомнит о правах ребенка, которые родители обязаны соблюдать по закону.

– Что я с ним сделаю? – устало жалуется женщина. – Из дома не выгонишь: он здесь прописан, грозит в милицию пожаловаться. Мне говорят: «Не корми»... А как? Замок, что ли, на холодильник повесить? А ростом он уже со взрослого мужика. Мне с ним не справиться. Вы спрашиваете, что он делает целыми днями? Полдня спит, потом встает, в компьютерные игры играет, телевизор смотрит. Хорошо хоть девочки его пока не интересуют, он в этом плане у нас еще ребенок...

А вот юноша более старшего возраста, причем не такой «отвязанный», а более благополучный. Он и школу закончил, и даже в институте отучился. Устроился на работу, прилично зарабатывает. Казалось бы, можно вздохнуть с облегчением: вывели в люди... Но «люди» – это в данном случае громко сказано. Не очень-то похож инфантильный юноша на... есть соблазн сказать «на взрослого», но скажем более откровенно – на человека. Он живет с родителями на всем готовом и при этом не считает нужным отдавать им хотя бы часть зарплаты. Они, впрочем, тоже не настаивают, чтобы не обострять отношений.

– У молодых сейчас совсем другие потребности. Машина нужна. Одежда модная диких денег стоит. А в кафе с девушкой зайти? Вы только посмотрите, какие цены! И отдохнуть нужно по-человечески, в цивилизованном месте, так что ему на себя-то не хватает. Где уж тут на хозяйство давать?

Вскоре у сына появляется девушка. Они находятся в близких отношениях, это может длиться год, другой, третий. Но женой он ее не считает. А на робкий вопрос родителей, когда же наконец они вступят в брак, отвечает, что на свадьбу нет денег. Ведь нужно, чтобы всё было на уровне: и ресторан, и платье, и свадебное путешествие. А уж про детей нечего и заикаться! Какие дети в наше время? Сперва надо пожить для себя, ведь в жизни так много интересного: пиво, дискотеки, клубы, кино, Интернет, роликовые коньки, бассейн, яхта, теннис. Жизнь похожа на большую песочницу, в которой появляются все новые формочки и совочки. А работать приходится для того, чтобы их оплачивать, поскольку родители этот взрослый набор игрушек обеспечить уже не в состоянии.

Зато они в состоянии морально поддержать и оправдать своих отпрысков:

– Куда им детей заводить? Они сами еще дети! Да, мы, конечно, в двадцать пять лет и семью имели, и ребенка. Но теперь-то всё по-другому, – тут на родительских лицах обычно появляется растроганная улыбка. – Сейчас в этом возрасте еще никакой ответственности.

Но где основания полагать, что она когда-нибудь появится? Что это вообще такое – «ответственность»? Когда человек отвечает за свои поступки? – Да, но такое определение пахнет тавтологией. Когда у него развито чувство долга? – Безусловно, но тогда надо бы поточнее определить, что такое долг. Лучше, наверное, не спешить с определениями, а вдуматься в смысл.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...