Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психодиагностика социальной адаптации личности




ВНИМАНИЕ

Для нас представляет большой интерес разработанная в данном труде аналитическая профессиограмма руководителя — начальника отдела кадров производственного предприятия, которая может быть использована как нормативно-критериальная модель, отражающая успешное завершение процесса управленческой адаптации. Отметим, что в аналитической профессиограмме для данной руководящей должности в структуре профессионально важных качеств выделяются когнитивные (свойства мышления, памяти, внимания), коммуникативные (эмпатия, социальная перцепция, особенности речи) и эмоционально-волевые качества личности (прежде всего эмоциональная стабильность).

Адаптация к потере работы. Весьма важную роль играют личностные механизмы адаптации в ситуации, связанной с потерей работы. Подобного рода кризис как бы «накладывается» на кризисы личностного развития и определяет, таким образом, широкий спектр жизненных проблем, побуждая человека с какими-то из них активно бороться и противостоять, к другим активно приспосабливаться и самосовершенствоваться, наконец, третьи просто учитывать при построении планов и поведения в будущем.

Как показывают исследования А. К. Осницкого и Т. С. Чуйковой (1999), личностный уровень преодоления ситуации потери работы включает в себя не только изменения в Я-концепции или переживания стрессового состояния, но и «включение» такого личностного механизма, как опыт волевой саморегуляции при столкновении с различными жизненными трудностями.

С нашей точки зрения, механизмы преодоления кризисной ситуации следует искать в иной плоскости. Помимо изменений в личностных ценностях и последствий стрессогенных переживаний они определяются во многом опыт ом саморегулирования активности, опытом преодоления жизненных трудностей при решении разнообразных задач. Поэтому для того, чтобы описать индивидуальные стратегии совладания с ситуацией потери работы, дать им объяснение, целесообразно, по нашему мнению, обратиться к анализу опыта субъектной активности человека, анализу его личностной и деятельностной осознанной саморегуляции (А К. Осницкий, Т. С. Чуйкова, 1999, с. 96).

Установлено, в частности, что безработные, реализующие стратегию активного поиска (учитывают возможности переориентации, используют различные направления поиска, оптимистично относятся к перспективе найти работу и т. д. ), обнаруживают значимую связь между отрефлексированностью личностно-стилевых особенностей саморегуляции активности и степенью адаптированности к сложившейся ситуации.

Рассматривая основные групповые процессы в ходе системного анализа личности в проблемном поле социальной психологии, В. А. Богданов выделяет и такой процесс, как адаптация. Показано, как в этом внутригрупповом процессе участвуют так называемые основные психологические координаты, выступающие опосредованными характеристиками личностного взаимодействия. В качестве основных психических структур личности автор выделяет также характер, темперамент, интеллект, опыт, способности и сознание (В. А. Богданов, 1987, с. 29-45).

В интересной работе Ю. Н. Егорова и В. В. Кормачева при помощи 16-факторного личностного опросника Р. Кеттелла, СМИЛ и ориентационной анкеты В. Смекала исследовались личностные качества руководителей подразделений судопроизводства. Одним из основных диагностируемых показателей была социально-психологическая адаптивность руководителей. Показано, что адаптивность руководителей подразделений судопроизводства статистически значимо связана с такими качествами личности, как «смелость общения», самодостаточность, самоконтроль, уверенность в себе, некоторая зависимость от группы и невысокая направленность на себя.

Процесс профессиональной адаптации выпускников педагогического вуза с точки зрения взаимосвязей его с индивидуально-психологическими особенностями адаптантов был исследован Л. Н. Захаровой. Ей удалось выявить положительные взаимосвязи между успешностью профессиональной адаптации и такими свойствами личности, как эмоциональная уравновешенность, выраженность мотивации в профессиональной сфере, сила мотива личностного самоутверждения.

В целом, проблема социальной адаптации личности является одной из сложнейших проблем психологии. Данная проблема чрезвычайно актуальна для многих областей психологической науки. Она ставится (и в рамках собственной специфики рассматривается там) в таких разделах психологии, как психология личности, педагогическая психология, юридическая психология, психология труда, медицинская психология и психология зрелости.

Психодиагностика социальной адаптации личности

Проблемы, связанные с психодиагностикой социальной адаптации личности, очень разнообразны и сложны. В настоящее время, пожалуй, нет какой-либо специальной методики, которая бы надежно решала задачу комплексного изучения социальной адаптации личности. При этом необходимо отметить, что, конечно, существуют методики, связанные с проблематикой социальной адаптации. Но все они направлены на диагностику только какой-то одной составляющей социальной адаптации, хотя в описании методик это важное обстоятельство вовсе не всегда оговаривается. Сложность же проблемы состоит в том, что комплексная психодиагностика социальной адаптации должна быть одновременно направлена на диагностику общего уровня социальной адаптации личности, на диагностику адаптированности как конкретного состояния личности, на диагностику адаптационного потенциала личности. Разработка адекватного психодиагностического инструментария в этой области затрудняется к тому же и существованием ряда проблем в рамках самой теории социальной адаптации личности. Обратимся к рассмотрению некоторых из них.

Типы адаптационного процесса. Под социальной адаптацией обычно понимают: а) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и б) результат этого процесса. При этом выделяют следующие основные типы адаптационного процесса:

1) тип, характеризующийся преобладанием активного воздействия на социальную среду;

2) тип, определяющийся пассивным, конформным принятием целей иценностных ориентации группы.

Нам трудно согласиться с такими представлениями о типах адаптационного процесса. Свои критические замечания и, главное, конструктивные построения, в самом лаконичном виде, мы можем представить так. Типы адаптационного процесса на самом деле различаются не по критерию «активный-пассивный». Второй из названных выше типов тоже активный. Но здесь речь идет об активном приспособлении личности, об активном самоизменении, самокоррекции в соответствии с требованиями среды. Просто пассивного принятия ценностных ориентации среды без активного самоизменения быть не может, если речь действительно идет о процессе адаптации.

В связи со сказанным критерием различения типов адаптационного процесса мы предлагаем считать не «активность-пассивность», а вектор активности, его направленность.

1. Направленности вектора активности «наружу» соответствует один тип адаптационного процесса. Он характеризуется активным влиянием личности на среду, ее освоение И приспособление к себе.

2. Направленности вектора активности «внутрь» соответствует другой тип адаптационного процесса. Он связан с активным изменением личностью себя, с коррекцией собственных социальных установок и привычных инструментальных, поведенческих стереотипов. Это тип активного самоизменения и активного самоприспособления к среде.

И в общем-то еще не известно, что дается легче с энергетической (физической) и с эмоциональной (психологической) точки зрения: изменение среды или изменение себя. Во всяком случае, ясно, что ни о каком пассивном процессе адаптации речи быть не может.

Конформное, пассивное принятие требований, норм, установок и ценностей социальной среды без включения активного процесса самоизменения, самокоррекции и саморазвития — это всегда не адаптация, а дезадаптация. Это практически всегда (только лишь в различной степени выраженности) переживание дискомфорта, неудовлетворенности, ощущение собственной малости И, возможно, неполноценности.

Истинная адаптация — это всегда активный процесс, будь то активное изменение социальной среды или активное изменение себя. Причем это активное изменение себя, оставаясь процессом адаптации (приспособления) и решая задачи адаптации, может объективно протекать как процесс развития личности.

3. В случае неприемлемости для личности по каким-либо причинам двух рассмотренных вариантов адаптационный процесс протекает по типу активного поиска в социальном пространстве новой среды с высоким адаптивным потенциалом для данной личности. Последнее обстоятельство («для данной личности») является принципиально важным, потому что понятие адаптационный потенциал среды всегда должно рассматриваться в субъективном контексте.

4. В действительности существует еще один тип адаптационного процесса. Причем этот тип как раз и является наиболее распространенным и наиболее эффективным с точки зрения адаптации. Этот тип мы называем вероятностно -комбинированным. Вероятностно-комбинированный тип основан на использовании всех вариантов вышеприведенных «чистых» типов. Выбор того или иного варианта осуществляется в результате оценки личностью вероятности успешности адаптации при разных типах адаптационной стратегии (вектор активности «внутрь» или «наружу»). При выборе стратегии личностью оцениваются:

а) требования социальной среды — их сила, степень враждебности, степень ограничения потребностей личности, степень дестабилизирующего влияния и т. п.;

б) потенциал личности в плане изменения, приспособления среды к себе;

в) цена усилий (физические и психологические затраты) при выборе стратегии изменения среды или стратегии изменения себя.

Ясно, что оценка всех этих параметров часто (а может быть, и в большинстве случаев) происходит в свернутом виде или даже на неосознаваемом, интуитивном уровне.

Распространенным и, молено сказать, хрестоматийным является утверждение о том, что основные типы адаптационного процесса формируются в зависимости от структуры потребностей и мотивов индивида. Это утверждение представляется нам, во-первых, неполным, во-вторых, неточным. Оно неполно, так как типы адаптации формируются, конечно, не только в зависимости от структуры потребностей и мотивов, но и от индивидуально-психологических (дифференциально-психологических) особенностей личности, например даже от уровня сензитивности, ранимости личности. Или в зависимости от уровня застревания аффекта как особенности личности. Или, например, в связи с такой особенностью, как эмотивная акцентуация личности. Данное утверждение является и терминологически не вполне точным, так как лучше говорить в нем не об индивиде, а о личности, если уж речь идет о социальной адаптации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...