Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Таблица 1.1. Характеристики. Мобилизация (уровень активности). Адаптация и решение прикладных задач социальной психологии




Таблица 1. 1

Феномен адаптации личности к трудностям

(по Л. В. Куликову, 1997)

 

Характеристики

Мобилизация (уровень активности)

Недостаточная Адекватная Избыточная
Отношение к ситуации, доминирующий мотив Эмоциональное неприятие цели без адекватной когнитивной оценки Согласованность эмоциональной и когнитивной оценки; стремление найти путь к цели Эмоциональный компонент отношения доминирует над когнитивным; часто принятие цели до адекватной когнитивной оценки; стремление достичь цели немедленно
Характер адаптации Адаптация неполна без достаточной активности Адаптация укрепляется активностью Адаптация ослабляется излишней активностью
Поведение Пассивное (капитуляция) Активное организованное Активное дезорганизованное
Продуктивность — ориентировочной активности — волевой активности   Отсутствует   Отсутствует   Наличествует   Наличествует   Наличествует   Отсутствует
Энергетическая характеристика физиологических процессов Снижение расходования энергии или трата ее на торможение Адекватное, устойчивое расходование энергии Избыточное расходование энергии
Преобладающая фаза стресса Фаза истощения Фаза резистентности Фаза мобилизации (фаза тревоги)
Главная характеристика состояния Апатия Активация Высокое напряжение
Настроение Сниженное настроение, уныние Ровное настроение, бодрость Неровное настроение, беспокойство
Вероятный исход Гипотимия, депрессивный синдром Сохранение или повышение психологической устойчивости, удовлетворенность самореализацией Астения

 

Изучение комплексной проблемы индивидуального развития человека (индивида, личности, индивидуальности), которая основывается на успешной социальной адаптации, привело Б. Г. Ананьева к выводу о функционировании двух контуров в ходе развития человеческой индивидуальности (правда, при этом используется более широкое понятие «регулирование»). По его мысли, внутренний контур регулирования интегрирует разнообразные и противоречивые роли субъекта различных деятельностей, а внешний контур объединяет систему видения человеком его взаимодействия с миром, его самосознание (Б. Г. Ананьев, 1980, с. 170-171).

Адаптация и смысл жизни. Взаимодействие человека с окружающей социальной средой, в ходе которой разворачиваются различные адаптационные процессы, делает чрезвычайно важной проблему смысловой идентификации личности. Как и при анализе феномена адаптации, здесь также выделяются конечные (результативные), операциональные (временные и инструментальные) аспекты. В. Франкл указывает:

На самом деле нормальное ощущение счастья не выступает в качестве цели, к которой человек стремится, а представляет собой скорее просто сопутствующее явление, сопровождающее достижение цели (В. Франкл, 1990, р. 30).

Одним из личностных механизмов поиска смысла жизни может быть последовательность относительного освобождения (эмансипации) от внешней детерминации и внутренних природных особенностей, на что обращает внимание В. Э. Чудновский:

Суть смысла жизни как психологического феномена в том, что, возникая в результате взаимодействия «внешнего» и «внутреннего», он вместе с тем эмансипируется от того и другого и начинает действовать как «буферный механизм», как «система сдержек и противовесов», не допускающих одностороннего подчинения «внешнему» и вместе с тем препятствующих превращению человека в раба собственных потребностей, влечений, своих непосредственных сиюминутных интересов (В. Э. Чудновский, 1995, с. 19).

Представляется, что психологический феномен адаптации также не может быть сведен только к «внешнему» (социальному) или только к «внутреннему» (эмоционально-психофизиологическому) и поэтому тоже может рассматриваться как известная эмансипация от этих взаимодействующих факторов.

Адаптация и решение прикладных задач социальной психологии

Адаптационная проблематика имеет не только большое методологически-теоретическое значение, но и занимает важную проблемную область с точки зрения решения прикладных задач социальной психологии личности. Одной из таких областей, приобретающих все возрастающее научно-практическое значение, является адаптация сотрудников современных организаций к новым и изменяющимся условиям их профессиональной деятельности (см., например, Н. Е. Водопьянова, 1998).

Этапы адаптационного процесса. Описывая закономерности явления социально-психологической адаптации в организации с точки зрения практической психологии, группа авторов под руководством А. А. Деркача делает акцент на процессуальном аспекте адаптации (Рабочая книга практического психолога, 1996, с. 85-95).

Выделяют пять этапов адаптации.

Подготовительный этап адаптации, состоящий преимущественно в аккумулировании релевантной информации о предметных и социальных условиях предстоящей деятельности. В зависимости от индивидуально-психологических свойств и мотивационной сферы личности этот этап может протекать или в активно-целенаправленной, или в пассивной форме.

Этап стартового психического напряжения связан с состоянием нервно-психического переживания подготовительных действий (событий) и первоначального вхождения в новые условия профессиональной деятельности. Здесь происходит внутренняя мобилизация психических ипсихофизиологических ресурсов человека, обеспечивающая необходимые предпосылки для функционирования в новых условиях.

Следующим этапом адаптации является этап острых психических реакций входа, на котором адаптант начинает ощущать на себе воздействие изменившихся факторов предметной и социальной среды (например, впервые столкнувшись с необходимостью принятия решения в новых условиях). Характерным для данного этапа адаптационного процесса является переживание состояния фрустрации, вызывающее конструктивные (например, адекватное замещение способа удовлетворения потребности, переоценка ситуации) или деструктивные реакции (агрессивность или бегство от ситуации).

В случае благоприятного развития адаптационного процесса наступает этап завершающего психического напряжения, характеризующийся своеобразной подготовкой психики человека к актуализации прежних режимов функционирования, привычных способов поведения в связи с предстоящим возвращением к привычной жизни.

Завершающая стадия процесса адаптации, получившая название этапа острых психических реакций выхода, состоит из комплекса эмоциональных и поведенческих реакций, связанных с вхождением в уже знакомую среду обитания и профессиональной деятельности. В контексте рассматриваемой нами проблематики процесса адаптации вновь назначенного руководителя описанная выше временная схема адаптации может быть применена для удовлетворительного описания процесса временного замещения тем или иным сотрудником руководящей должности.

Адаптация и диагностика психических нарушений. Другим положительным моментом приведенной выше процессуальной модели профессиональной адаптации является выделение такого ее аспекта, который связан с психологическим здоровьем либо определенным неблагополучием в психической сфере. Так, исследования Т. В. Барлас показывают, что необходимо изучать широкий круг личностных факторов при выявлении специфики социально-психологической адаптации при различной степени нарушения здоровья.

Другими словами, социально-психологическая адаптация имеет различную специфику при анализе симптоматики лиц с невротическими и психосоматическими нарушениями. Например, при психосоматических нарушениях этот комплекс характеризуется такими затруднениями социально-психологической адаптации, которые проявляются в сфере межличностных отношений на работе, а также снижением общего уровня удовлетворенности в отношениях с окружающими. Этот комплекс включает в себя повышение роли материального фактора в качестве мотивировки социально значимого поведения.

В отличие от этого при невротических нарушениях в симптомокомплекс изменений входят затруднения в сферах семейных отношений и неформального общения, рост чувства неудовлетворенности от межличностных конфликтов, а также природно-климатических условий, мотивировка социально значимого поведения как не зависящего от воли и желания испытуемых.

Рассматривая, как и в предыдущем исследовании, прежде всего аспекты адаптации, связанные с нервно-психическими расстройствами, А. В. Сухарев и его соавторы обнаружили, чтоУ больных шизофренией происходит увеличение процента этнофункциональных рассогласований по типу питания и отношению к ландшафтно-климатическим условиям; у больных маниакально-депрессивным психозом возрастает доля этнофункциональных рассогласований по отношению к мировоззрению (то есть осознанному и самостоятельному высказыванию основных мировоззренческих положений). Показано также, что этнофункцноналыюе рассогласование отношений индивидов к различным группам этнических параметров связано с ростом у них «плавающей» тревоги как психологического показателя адаптационной активности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...