Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория социального научения. ВНИМАНИЕ




Теория социального научения

Описывая процесс подобной адаптивной активности субъекта, другие авторы необихевиористской ориентации — А. Бандура и Р. Уолтерс (1984) образно сравнивают приспособительное реагирование и формирующееся в результате поведение с тем, как скульптор отсекает лишнее у глыбы мрамора для того, чтобы получить в итоге скульптуру. Развивая так называемую теорию социального научения, эти авторы высказывают сомнение, что процесс формирования социального адаптивного поведения был бы успешным, если бы происходил только по классической схеме оперантного подкрепления и последовательного приближения к более адаптивному поведению.

Вот почему, с одной стороны, уделяется большое внимание феномену имитация в ходе социального научения. Здесь одним из способов формирования более адаптивных поведенческих реакций выступает наблюдение за адекватным поведением других, которое играет роль так называемого замещающего под-

крепления. С другой стороны, большое значение имеет интенсивность подкрепляемых ответов (поведенческих реакций), а также сама схема подкрепления: либо подкрепление отдельных реакций по какому-то правилу (например, подкреплять каждый второй ответ) либо подкрепление (отсутствие подкрепления) в определенные временные интервалы.

Понятие «самоэффективности» по А. Бандуре. Дальнейшее рассмотрение психологических механизмов, обеспечивающих адаптивное поведение, позволило А. Бандуре ввести понятие «самоэффективность» {self-efficacy). В соответствии с этим подходом успешность формирования адаптивного поведения, его длительность во многом зависит от того, насколько сам субъект адаптации уверен в своих способностях и верит в успешность своих действий. В ходе многочисленных исследований установлены корреляционные связи самоэффективности с уровнем общих способностей, успешностью обучения, степенью мотивации к осуществлению активных действий (особенно в трудных жизненных ситуациях).

Для формирования необходимой самоэффективности А. Бандура выделяет четыре источника поведенческого и когнитивного плана: конкретный успех в решении той или иной задачи, наблюдение за адекватным поведением других людей, вербально-логическое воздействие на рациональную сферу со стороны других, воспринимаемое эмоциональное (позитивное или негативное) возбуждение.

Повышение самоэффективности. На основе этой теоретической концепции Р. Шварцер и М. Ерусалем разработали специальную измерительную шкалу, адаптированная версия которой была использована нами в серии экспериментов по исследованию личностных факторов адаптации руководителей (Р. Шварцер, М. Ерусалем, В. Ромек, 1996). Большую практическую значимость представляют методические приемы, позволяющие повысить уровень самоэффективности у субъекта и тем самым закладывающие основы для успешной адаптации.

ВНИМАНИЕ

Для нас в этой связи большой интерес представляют результаты исследования изменения самоэффективности в группе руководителей (менеджеры крупной фирмы, работающей в сфере научно-технических и внедренческих услуг). В ходе четырехчасового курса управленческого тренинга, состоявшего в генерировании инновационных решений производственных проблем (улучшение работы с заказчиками и совершенствование управления фирмой), участники получали возможность взаимно обогащать идеи друг друга. По результатам управленческого тренинга проводилось измерение уровня самоэффективности, которая была выше, чем в контрольной группе.

Большое внимание зарубежные авторы уделяют поведенческим аспектам производственной адаптации как основного элемента в деятельности службы по развитию персонала. Так, в концепции «поведенческого управления кадрами» описываются четыре поведенческие техники управления:

—инструктирование в сочетании с моделированием;

—подкрепление адекватного производственного поведения;

—наказание за нарушение производственных правил и процедур;

—самоуправление (активное и самостоятельное производственное поведение).

Указывается, что необходимость использования той или иной поведенческой техники управления определяется исходя из частоты положительных подкреплений поведения заказчика, числа успешно решенных задач и оценок коллег. В результате многофакторных экспериментов показано, что наибольшей адаптивной эффективностью обладают управленческие техники, предполагающие менее активное вмешательство руководства, — инструктирование в сочетании с моделированием, а также самоуправление.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...