Подготовка учителя к внеклассной и внеурочной работе
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Экскурсия как форма обучения биологии. Признаки экскурсии. Классификация экскурсий по биологии. Методика подготовки и проведения экскурсий на природу. Экскурсия – форма обучения биологии, организованная с познавательной целью вне школы при передвижении учащихся к объектам изучения в их естественной среде или искусственно созданных условиях. Значение: 1. Изучение природных объектов в естественном окружении, наблюдение за природными явлениями, что содействуетпониманию учащимися природы, как системы. 2. Содействует эстетическому, экологическому, природоохранительному воспитанию. 3. На экскурсии происходит систематизация знаний и обобщение, а так же усвоение способов действия в природе. 4. Предоставляет условия для формирования у учащихся исследовательских умений. 5. В ходе выполнения практических работ чувство коллективизма, ответственности До 20 века э эпизодическое явление в школьной практике. А Я Герд в сер 19 в говорит о том, что изучать живые организмы нужно обязательно в природе. Э-форма дополняющая урок-начальный этап познания детей живой природы. В нач 20 в идеи Герда развивались Половцевым, Райковым.В 20 г в нашей стране стало активно развиваться экскурсионное дело. Кайгородов разработал программу по естествознанию, где осн форма-э.Он предложил все раст изучать по сообществам: луг, лес. В 20 сторонники экскурсионного метода считали его универсальным. А в 30 – э дополнительная форма обучения. Признаки экскурсии как формы обучения биологии. Теоретическое обоснование дал Райков -Моторность - э предполагает познавательную работу - э должна быть педагогически оправдана т.е. изучаемый объект должен быть экскурсионным
Признаки э посредством анализа уч-восп задач дал Зверев 1 Лишение специальных уч-восп задач 2 Организация познавательной д-ти учащихся 3 Ведущие методы в проведении э наблюдение и практическая работа учащихся 4 Э предполагает значительную подготовку и организацию 5 Экскурсанты идут сами к объекту исследования Классификация экскурсий по биологии. - По содержанию (ботанические, зоологические, анатомо-физиологические, общебиологические, экологические и комплексные с учетом учебного содержания отдельных курсов биологии); по месту в теме (вводные, заключительные); по времени года, месту проведения и т.д. Методика подготовки и проведения экскурсий в природу. Подготовка к экскурсии. Заранее определить тему экскурсии. Сформировать цели и задачи Произвести выбор места проведения. Определить маршрут, важно уточнить места остановок для объяснения, наблюдения, выполнения практической работы, для сбора природного материала За 1-2 дня до экскурсии учитель должен пройти по маршруту Уточнение содержания э. Осуществляется выбор методов обучения, составляются задания для практической работы учащихся. Произвести отбор оборудования и экскурсионного снаряжения. 5. Составления плана или конспекта экскурсии Провести подготовительную работу с учащимися. Познакомить учеников с целью, темой, провести инструктаж, технике безопасности. Заранее разделить учащихся на группы по 3-5 чел. Определить форму отчетности по результатам экскурсии. Проведение экскурсии в природу. Начинать с характеристики места проведения (лес, болото, ландшавт, типичные виды растений, освещение) Объяснение учебного содержания на местах остановок с демонстрацией изучаемых объектов или явлений. 3. Организация самостоятельной работы учащихся, включающей наблюдение и практическое выполнение заданий
4. Оказание консультативной помощи учащимся при выполнении самостоятельной работы. Результаты работы учащихся должны быть оформлены в виде гербария, коллекции, отчета.О результатах учащиеся докладывают на ближайшем уроке, где подводятся итоги проведенной экскурсии. Внеклассная и внеурочная работа по биологии. Основные виды внеклассной и внеурочной работы по биологии, их характеристика. Значение внеклассных занятий. Внеклассные занятия есть форма различной организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя для возбуждения и проявления их познавательных интересов и творческой самодеятельности. Цель ее — удовлетворить запросы детей, особо интересующихся биологией В процессе внеклассных занятий учащиеся развивают творческие способности, инициативу, наблюдательность и самостоятельность, приобретают трудовые умения и навыки, развивают интеллектуальные, мыслительные способности, вырабатывают настойчивость и трудолюбие, углубляют знания о растениях и животных, развивают интерес к окружающей природе, учатся применять полученные знания на практике, у них формируется естественно-научное мировоззрение. Расширение кругозора, углубление знаний. Виды внеклассной работы по биологии. С учетом количества участников выделяют массовые, групповые и индивидуальные. Массовые: - внеклассные биологические экскурсии(однодневные, многодневные), научные вечера и конференции. Их цель заинтересовать и проявить внимание к проблеме. -выставки работ учащихся (коллекции, гербарии, приборы, модели, муляжи, творческие работы) -натуралистические компании (день птиц, день земли) Групповые: кружки, факультативы, работа ассистентов кабинета биологии -Кружки-как вид групповой внеклассной работы. Цель развить интерес учащихся к биологии, выработать навыки коллективной работы, сформировать практические умения по уходу за растениями и животными. Работа проводится систематически, по определенному плану и программе, разработанной учителем. Тематика свободная, определяется интересами учащихся. Состав учеников постоянный, но добровольный. Виды, которые предложил Верзилин: юннатский 5, юных ботаников 6, юных зоологов 7, юных физиологов 8. Количество учащихся не превышает 15-20 человек. Занятия 1 раз в неделю или 2 в месяц. Экспериментальная работа и с литературой. Кружки предназначены для среднего звена, свободное посещение!
Факультативные занятия Проводятся в старших классах в связи с введением профильного обучения, с ними конкурируют элективные курсы. Обычно теоретическая тематика(физиология ФНД, изучение основ генетики, биотехнологии, селекции) Направлены на углубление, расширение знаний и формирование исследовательских умений. Группа учащихся стабильная, занятия по утвержденной программе. Занятия, темы, посещаемость фиксируется в журнале. Проведение оплачивается учителю. Оценки не ставят. Внеурочная работа – это форма организации учащихся для выполнения вне урока обязательных, связанных с изучением курса практических работ по индивидуальным и групповым заданиям учителя. Ее содержание тесно связано с уроками, результаты оценивает учитель. Подготовка объектов для наблюдения. Работа с отстающими. В кабинете биологии, уголке живой природы, на учебно-опытном участке, в природе. Внеурочная работа обязательна и оценивается Внеурочные работы имеют большое значение для формирования личности учащегося. Они развивают самостоятельность, прививают интерес к изучаемым биологическим объектам и явлениям; школьники овладевают исследовательскими умениями. Подготовка учителя к внеклассной и внеурочной работе 1. Планирование-фиксируется при составлении перспективного годового плана или тематического 2. Составление специальных планов и программ к внеклассной и внеурочной работе, их форма-удобная для учителя. 3. Изучение лит-ры школьной библиотеки и составление списка литературы для внеклассного чтения учащихся. 4. Осуществить сбор краеведческой литературы 5. Определить формы, виды и тематику занятий 6. Определить возможности применения результатов на уроках биологии
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|