Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подготовка учителя к внеклассной и внеурочной работе




Экскурсия как форма обучения биологии. Признаки экскурсии. Классификация экскурсий по биологии. Методика подготовки и проведения экскурсий на природу.

Экскурсия – форма обучения биологии, организованная с познавательной целью вне школы при передвижении учащихся к объектам изучения в их естественной среде или искусственно созданных условиях.

Значение:

1. Изучение природных объектов в естественном окружении, наблюдение за природными явлениями, что содействуетпониманию учащимися природы, как системы.

2. Содействует эстетическому, экологическому, природоохранительному воспитанию.

3. На экскурсии происходит систематизация знаний и обобщение, а так же усвоение способов действия в природе.

4. Предоставляет условия для формирования у учащихся исследовательских умений.

5. В ходе выполнения практических работ чувство коллективизма, ответственности

До 20 века э эпизодическое явление в школьной практике.

А Я Герд в сер 19 в говорит о том, что изучать живые организмы нужно обязательно в природе. Э-форма дополняющая урок-начальный этап познания детей живой природы. В нач 20 в идеи Герда развивались Половцевым, Райковым.В 20 г в нашей стране стало активно развиваться экскурсионное дело. Кайгородов разработал программу по естествознанию, где осн форма-э.Он предложил все раст изучать по сообществам: луг, лес. В 20 сторонники экскурсионного метода считали его универсальным. А в 30 – э дополнительная форма обучения.

Признаки экскурсии как формы обучения биологии.

Теоретическое обоснование дал Райков

-Моторность

- э предполагает познавательную работу

- э должна быть педагогически оправдана т.е. изучаемый объект должен быть экскурсионным

Признаки э посредством анализа уч-восп задач дал Зверев

1 Лишение специальных уч-восп задач

2 Организация познавательной д-ти учащихся

3 Ведущие методы в проведении э наблюдение и практическая работа учащихся

4 Э предполагает значительную подготовку и организацию

5 Экскурсанты идут сами к объекту исследования

Классификация экскурсий по биологии.

- По содержанию (ботанические, зоологические, анатомо-физиологические, общебиологические, экологические и комплексные с учетом учебного содержания отдельных курсов биологии); по месту в теме (вводные, заключительные); по времени года, месту проведения и т.д.

Методика подготовки и проведения экскурсий в природу. Подготовка к экскурсии.

Заранее определить тему экскурсии. Сформировать цели и задачи

Произвести выбор места проведения. Определить маршрут, важно уточнить места остановок для объяснения, наблюдения, выполнения практической работы, для сбора природного материала

За 1-2 дня до экскурсии учитель должен пройти по маршруту

Уточнение содержания э. Осуществляется выбор методов обучения, составляются задания для практической работы учащихся.

Произвести отбор оборудования и экскурсионного снаряжения.

5. Составления плана или конспекта экскурсии

Провести подготовительную работу с учащимися. Познакомить учеников с целью, темой, провести инструктаж, технике безопасности. Заранее разделить учащихся на группы по 3-5 чел. Определить форму отчетности по результатам экскурсии.

Проведение экскурсии в природу.

Начинать с характеристики места проведения (лес, болото, ландшавт, типичные виды растений, освещение)

Объяснение учебного содержания на местах остановок с демонстрацией изучаемых объектов или явлений. 3. Организация самостоятельной работы учащихся, включающей наблюдение и практическое выполнение заданий

4. Оказание консультативной помощи учащимся при выполнении самостоятельной работы.

Результаты работы учащихся должны быть оформлены в виде гербария, коллекции, отчета.О результатах учащиеся докладывают на ближайшем уроке, где подводятся итоги проведенной экскурсии.

Внеклассная и внеурочная работа по биологии. Основные виды внеклассной и внеурочной работы по биологии, их характеристика.

Значение внеклассных занятий.

Внеклассные занятия есть форма раз­личной организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя для возбуждения и проявления их познава­тельных интересов и творческой самодеятельности.

Цель ее — удовлетворить запросы детей, особо интересующихся биологией

В процессе внеклассных занятий учащиеся развивают творчес­кие способности, инициативу, наблюдательность и самостоятель­ность, приобретают трудовые умения и навыки, развивают интеллектуальные, мыслительные способности, вырабатывают на­стойчивость и трудолюбие, углубляют знания о растениях и жи­вотных, развивают интерес к окружающей природе, учатся при­менять полученные знания на практике, у них формируется есте­ственно-научное мировоззрение. Расширение кругозора, углубление знаний.

Виды внеклассной работы по биологии.

С учетом количества участников выделяют массовые, групповые и индивидуальные.

Массовые:

- внеклассные биологические экскурсии(однодневные, многодневные), научные вечера и конференции. Их цель заинтересовать и проявить внимание к проблеме.

-выставки работ учащихся (коллекции, гербарии, приборы, модели, муляжи, творческие работы)

-натуралистические компании (день птиц, день земли)

Групповые: кружки, факультативы, работа ассистентов кабинета биологии

-Кружки-как вид групповой внеклассной работы. Цель развить интерес учащихся к биологии, выработать навыки коллективной работы, сформировать практические умения по уходу за растениями и животными. Работа проводится систематически, по определенному плану и программе, разработанной учителем. Тематика свободная, определяется интересами учащихся. Состав учеников постоянный, но добровольный.

Виды, которые предложил Верзилин: юннатский 5, юных ботаников 6, юных зоологов 7, юных физиологов 8. Количество учащихся не превышает 15-20 человек. Занятия 1 раз в неделю или 2 в месяц. Экспериментальная работа и с литературой. Кружки предназначены для среднего звена, свободное посещение!

Факультативные занятия

Проводятся в старших классах в связи с введением профильного обучения, с ними конкурируют элективные курсы. Обычно теоретическая тематика(физиология ФНД, изучение основ генетики, биотехнологии, селекции) Направлены на углубление, расширение знаний и формирование исследовательских умений.

Группа учащихся стабильная, занятия по утвержденной программе. Занятия, темы, посещаемость фиксируется в журнале. Проведение оплачивается учителю. Оценки не ставят.

Внеурочная работа – это форма организации учащихся для выполнения вне урока обязательных, связанных с изучением курса практических работ по индивидуальным и групповым заданиям учителя. Ее содержание тесно связано с уроками, результаты оценивает учитель.

Подготовка объектов для наблюдения. Работа с отстающими.

В кабинете биологии, уголке живой природы, на учебно-опытном участке, в природе. Внеурочная работа обязательна и оценивается

Внеурочные работы имеют большое значение для формирова­ния личности учащегося. Они развивают самостоятельность, при­вивают интерес к изучаемым биологическим объектам и явлениям; школьники овладевают исследовательскими умениями.

Подготовка учителя к внеклассной и внеурочной работе

1. Планирование-фиксируется при составлении перспективного годового плана или тематического

2. Составление специальных планов и программ к внеклассной и внеурочной работе, их форма-удобная для учителя.

3. Изучение лит-ры школьной библиотеки и составление списка литературы для внеклассного чтения учащихся.

4. Осуществить сбор краеведческой литературы

5. Определить формы, виды и тематику занятий

6. Определить возможности применения результатов на уроках биологии

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...