Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воспитание в процессе биологического образования.




Воспитание - целенаправленное и организованное влияние воспитателя на воспитанника.

Основные направления в выделении понятия воспитание:

1. Целенаправленное воздействие воспитателя на воспитанника

2. Создание условий для формирования и развития личности

3. Управление процессом формирования и развития личности

В - целенаправленный процесс всестороннего и гармоничного развития личности. В - целенаправленный процесс, в ходе которого осуществляется изменение сознания, отношения, знаний, умений, способов д-ти и других сторон личности под влиянием внешней среды и воспитателей. В. заключается в переходе знаний в убеждения, отношения, суждения, привычки и идеалы личности.

В настоящее время в понимании воспитания 2 тенденции:

1. Изменение смысла воспитания с акцентом на создание условий для создания целенапр. развития личности и индивидуальности каждого человека.

2. Рассмотрении воспитания как части процесса социализации личности, которое осуществляется через образование и организацию жизни испытуемых.

Воспитание в целостном образовательном процессе осуществляется через: содержание, методы и средства обучения. В процессе обучения биологии формируются взгляды, суждения, поступки учащихся по отношению к окр. миру, природе, самому себе и месту человека в мире. Осуществляется: воспитание миррозоззрения, нравств., труд., экологич., гигиенич., патриотич. и гражданское.

Воспитание научного мировоззрения. М - система принципов, взглядов, суждений, определяющих направление деятельности человека и его отношение к действительности. В проц обуч биологии нм фор-ся на основе понимания объективных закономерностей строения, развития и функционирования живых систем, в их взаимосвязи с окр средой.

Условия формирования НМ

1. Глубокое осознание учителем ведущих биологических идей и их значение для формирования М. 2. Понимание роли каждой учебной темы, урока, вида д-ти в ф-ии М. 3. Согласование содержания мир-х вопросов, изучаемых в рамках биологии и др предметов. 4. Обоснование и доказательность общебиологич. Выводов. 5. Активная позиция деят-ти учащихся. 6. Систематич. диагностика кач-ва усвоения осн. М вопросов. 7. Развитие у учащихся потребности применять общебиол. знания в учебной и практич. деятельности.

Нравственное воспитание. На основе этических требований, принятых в обществе.1. Накопление положительного нравственного опыта и знания о правилах поведения, принятых в обществе. 2. Организация разумного использования времени, свободного от учебных занятий. 3. Развитие нравственных качеств: внимательное и заботливое отношение к людям, честность, деликатность. Воспитание интеллигентности, гуманистическое, этическое, эстетическое воспитание

Трудовое воспитание. Формир. психологич. готовности к труду добросовестного, ответственного отношения к разным видам трудовой деятельности и развитие навыков учебного труда.

Экологич. воспитание. Формир. заботл. и береж. отн-ия к природе, разв. поним. ценности жизни, формир. эк. культуры - часть общей культуры, которая проявляется в поступках, в отношении к природе, понимание ценности жизни, природы.

Гигиеническое воспитание. Формир. ценностного отношения к здоровью и стремление вести здоровый образ жизни.

Патриотическое и гражданское. Формир. любви к Родине, стремление беречь, защищать. Воспитание чувства гражданина своей страны, ответственного за судьбу своего народа.

Методы, средства, приемы воспитателя в процессе обучения биологии:

1. Непосредственное влияние воспитателя на воспитанника: убеждения, нравоучения

2. Методы создания специальных условий, которые вынуждают воспитанника изменить отношение

Приемы воспитания - мотивация, использование аксеологического материала, высказывание учителем личной позиции, анализ поступков

Особенности методики обучения разделам «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»

Целевой компонент

Задачи радела:

1. Обучающие

а) способствовать формированию систематических знаний о внешнем и внутреннем строении растений, процессах их жизнедеятельности, о росте и развитии растений, о многообразии растений, о значении их в природе и жизни людей, и взаимоотношении их со средой обитания, сформировать знания о систематике и классификации растений

б) способствовать формированию умений: распознание, определение видов, принадлежности, выращивать и ухаживать за растениями.

2. Развивающие: способствовать развитию общеучебных интеллектуальных умений, предметных умений: распознавать органы растения, пользоваться увел приборами, готовить микропрепараты, ухаживать за растениями, проводить наблюдение

3. Воспитательные: способствовать формированию научного мировоззрения, этическое, эстетическое, экологическое, патриотическое воспитание.

Содержательный компонент

Знания по ботанике, а также практические умения и навыки служат фундаментом для изучения последующих курсов. Понятия школьного курса ботаники имеют сложный состав, развиваются от простых к сложным. Понятия: анатомические, морфологические, физиологические, экологические, агротехнические, общебиологические.

Изучение раздела начинается с темы Общее знакомство с цветковыми растениями, учащиеся должны получить представление о целостном растительном организме. В дальнейшем на основе анализа сведений в темах: клетка, корень, лист, стебель, семя, цветок и плод раскрываются основные признаки и функции каждого органа. Далее основные группы растений изучаются согласно этапам развития органического мира на основе филогенетического принципа. Тем самым обеспечивается развитие систематических умений. Изучение растительных сообществ. Важно установить взаимосвязь между растениями и окружающей средой.

Основные идеи

-взаимосвязь строения и функции

-идея целостности растительного организма

-идея многоуровневой организации

-идея взаимосвязи организма со средой

-идея эволюции

-идея влияния организма на живую природу

-идея связи теории с практикой

-идея региональности

Оптимальные формы методов и средств обучения:

На выбор методов обучения оказывает влияние специфика содержания курса, возрастные и индивидуальные особенности уч-ся, материальной базы, личности учителя

Наиболее приемлемыми методами являются практические и наглядные. Обилие натуральной наглядности в данном разделе дает возможность для широкого применения практических методов обучения.

К основным методам самостоятельной работы относятся: наблюдение, эксперимент, работа с литературой.

Учитывая возраст учащихся необходимо производить смену методов обучения в течении урока и смену видов деятельности.

Средства: живые растения, гербарии, коллекции плодов и шишек, законсервированные плоды, цветки, корневые системы

Основной формой обучения является урок, но важное значение имеет экскурсия в природу. Экскурсия должна быть приурочена к времени года и программному материалу. Важным является летнее задание (внеурочная), которые нацеливают учащихся на изучение видового состава растений.

Проверка знаний должна происходить быстро, мобильно, разнообразными методами и приемами. При оценке учитывать знание материала, характер изложения, выводы и обобщения

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...