Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специфика методики обучения разделу «Животные».




Задачи радела:

1) обручающие – способствовать формированию системы знаний о внешнем и внутреннем строении животных, о процессах их жизнедеятельности, взаимосвязи со средой обитания, о их индивидуальном и историческом значении, о роли животных в природе, умения определять связь строения и функции, связь организма и среды, видовую принадлежность.

2) развивающие – способствовать интеллектуальному развитию, развитию критического и творческого мышления

3) воспитательные – воспитание ценностного отношения к природе, осуществление экологического, эстетического, этическое воспитания, научного мировоззрения

Особенности содержания:

1786 – естествознание включено в школьную программу, вышел первых учебник В.Ф.Зуева «Начертание естественной истории». Раздел «Животное царство»: краткое анатомическое и физиологическое описание, классификация – ноготные, копытные, ластные). Основная идея – полезность.

Учебник Семашко – «Зоология животных и человека» включает описание 400 семейств и 200 родов животных.

До середины 19 века курс зоологии строится в нисходящем порядке.

Герд А.Я. – идея об изучении животных в восходящем порядке, о важности реализации требования принципа типичности.

Принципы обучения: типичности и краеведения, системности.

ГОСТ определяет содержание школьного курса зоологии. Основные авторские программы: Андреева, Трайтак, Пономарева, Пасечник, Сонин.

Простейшие животные, кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

Понятия: систематические, эмбриологические, палеонтологические, эволюционные.

Основные идеи: связь строения и функции, организма и среды, ценность биологического разнообразия.

Методы и методические приемы в разд еле:

-преобладание наглядныхметодов

-живые объекты заменяются фиксированными

-практические опыты заменяются на демонстрационные

Оптимально: 14% учебного времени практика, 57% наглядность, 29% словесность.

На выбор методов влияют возрастные особенности школьников, решающую роль играет содержание

-анатомо-морфологические: практические, наглядные, словесные

-экологическое – наглядные и словесные

-эволюционные – словесные

Методы изложения материала: рассказ и беседа

К основным методам самостоятельной работы относятся: наблюдение, эксперимент, работа с литературой.

Средства обучения:

Натуральные: живые объекты, влажные препараты, препарированные, остеологические, таксодермические, микропрепараты, части животных

Изобразительные пособия: муляжи(точная копия), модели (схема), географические карты.

Приборы для опытов, лабораторное оборудование

Формы: урок, экскурсия.

Особенности экскурсии:

- разнообразие объектов

-материал непостоянен в своем составе

-маленькие размеры большинства объектов

-встреча единичных экземпляров

-скрытный образ жизни

Чтобы справиться с этим должно быть ограниченное число объектов. Он должен быть интересен в хозяйственном и биологическом отношении.

Методика ведения экскурсии

-предварительная подготовка

-составленный путевой маршрут

-говорить только про то, что можно показать

-объект желательно вручить каждому

-активность учащихся на экскурсии

-закрепление материала экскурсии

 

Методика обучения разделу «Человек и его здоровье».

Целевой компонент

История: 1852 в некоторых гимназиях включают раздел анатомии человека. 1 класс - общий обзор о природе 2 часа, 2 и 3 зоология 3 и 2 часа, 4 и 5 ботаника 2 и 1 час, 6 класс минералогия 1, 7 класс-анатомия и физиология человека 1 час. Недопустим разрыв между зоологией и анатомией. 1864 - обязательное введение курса во все школы (Сеченов, Павлов). 1866 - Учебник Герда: неорганическая природа, растительный, животный мир, человек, история земли. 1868- курс изъят как наиболее опасный, подрывающий религиозные взгляды. К 1917 снова ввели курс: снова ввели курсы: неживая природа, ботаника, зоология (с элементами человека). В 20-е годы - программы по биологии, где главный труд, производственные процессы. 1931 - программы создать полный систематизированный курс: ботаника, зоология, человек и его здоровье, эволюционное учение.

Задачи раздела:

1. Обучающие – способствовать формированию у учащихся системы знаний о строении, жизнедеятельности человеческого организма, о единстве формы и функции, об организме человека, как едином целом, объединении нервной и гуморальной регуляции, связи человека с окружающей средой, об обмене веществ и энергии, которыми обладает человек. Способствовать формированию системы умений: определять связь строения и функций, связь организма и среды, умение оказывать первую медицинскую помощь, укрепление и сохранение здоровья, правильная организация труда и отдыха.

2 Развивающие - способствовать развитию интеллектуальных умений, аналитического, творческого мышления

3. Воспитательные – способствовать формированию научного мировоззрения, гигиеническое, физическое, медицинское, экологическое, эстетическое воспитание.

Жизнь-это абсолютная ценность, а здоровье – наивысшая ценность

Принципы построения раздела:

- связь организма с внешними условиями

- согласованность в работе органов

- связь строения и функции

- ведущее значение НС в организме

- историческое развитие организмов

Построение программы

ГОСТ определяет содержание школьного курса. Курс начинается одночасовым введением о задачах, предмете, значении наук анатомии, физиологии, гигиены. Затем проводится общее знакомство с организмом человека, на уровне клетки, ткани, систем органов.

Заканчивается курс темой «Развитие человеческого организма».

Структура курса включает в себя отдельные части организма, но вместе с тем преследуется изучение человека, как отдельной системы.

Структура содержания тем, в которых рассматриваются системы органов сходна: после указания общего значения системы или органов, дается морф и анатом сведения, необходимых для выявления физиологической функции.

Деятельность каждого органа рассматривается на основе нервной и гуморальной регуляции.

Вопросы строения и функций рассматриваются с учетом отличия человека от животных, с учетом социальных условий, благодаря чему исключается возможность одностороннего биологического подхода.

Состав содержания: курс объединяет основы анатомии, цитологии, гистологии, эмбриологии, медицины, истории науки. Понятия общебиологические (обмен веществ и энергии, единство формы и функции), специальные (гистологические, эмбриологические), прикладные (медицины, истории науки)

Наглядные методы доминируют. Их специфика:

1. искусственные объекты доминируют над натуральными.

2. используются кинофильмы и видео

3. приобретает значение самонаблюдения.

4. демонстрация опытов и их результаты

Имеют значение практические работы санитарно-гигиенического характера.

Система средств обучения

1. натуральные: - не монтированные (разд. материал, кости, органы),

- монтированные (минипрепараты, скелет)

2. изобразительные: муляжи, модели, киноф, графич.

3. лабораторное оборудование.

Межпредметные связи с химией (кровообращение, дыхание), физикой (оптика глаза), физической культурой

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...