Специфика методики обучения разделу «Животные».
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Задачи радела: 1) обручающие – способствовать формированию системы знаний о внешнем и внутреннем строении животных, о процессах их жизнедеятельности, взаимосвязи со средой обитания, о их индивидуальном и историческом значении, о роли животных в природе, умения определять связь строения и функции, связь организма и среды, видовую принадлежность. 2) развивающие – способствовать интеллектуальному развитию, развитию критического и творческого мышления 3) воспитательные – воспитание ценностного отношения к природе, осуществление экологического, эстетического, этическое воспитания, научного мировоззрения Особенности содержания: 1786 – естествознание включено в школьную программу, вышел первых учебник В.Ф.Зуева «Начертание естественной истории». Раздел «Животное царство»: краткое анатомическое и физиологическое описание, классификация – ноготные, копытные, ластные). Основная идея – полезность. Учебник Семашко – «Зоология животных и человека» включает описание 400 семейств и 200 родов животных. До середины 19 века курс зоологии строится в нисходящем порядке. Герд А.Я. – идея об изучении животных в восходящем порядке, о важности реализации требования принципа типичности. Принципы обучения: типичности и краеведения, системности. ГОСТ определяет содержание школьного курса зоологии. Основные авторские программы: Андреева, Трайтак, Пономарева, Пасечник, Сонин. Простейшие животные, кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Понятия: систематические, эмбриологические, палеонтологические, эволюционные. Основные идеи: связь строения и функции, организма и среды, ценность биологического разнообразия.
Методы и методические приемы в разд еле: -преобладание наглядныхметодов -живые объекты заменяются фиксированными -практические опыты заменяются на демонстрационные Оптимально: 14% учебного времени практика, 57% наглядность, 29% словесность. На выбор методов влияют возрастные особенности школьников, решающую роль играет содержание -анатомо-морфологические: практические, наглядные, словесные -экологическое – наглядные и словесные -эволюционные – словесные Методы изложения материала: рассказ и беседа К основным методам самостоятельной работы относятся: наблюдение, эксперимент, работа с литературой. Средства обучения: Натуральные: живые объекты, влажные препараты, препарированные, остеологические, таксодермические, микропрепараты, части животных Изобразительные пособия: муляжи(точная копия), модели (схема), географические карты. Приборы для опытов, лабораторное оборудование Формы: урок, экскурсия. Особенности экскурсии: - разнообразие объектов -материал непостоянен в своем составе -маленькие размеры большинства объектов -встреча единичных экземпляров -скрытный образ жизни Чтобы справиться с этим должно быть ограниченное число объектов. Он должен быть интересен в хозяйственном и биологическом отношении. Методика ведения экскурсии -предварительная подготовка -составленный путевой маршрут -говорить только про то, что можно показать -объект желательно вручить каждому -активность учащихся на экскурсии -закрепление материала экскурсии
Методика обучения разделу «Человек и его здоровье». Целевой компонент История: 1852 в некоторых гимназиях включают раздел анатомии человека. 1 класс - общий обзор о природе 2 часа, 2 и 3 зоология 3 и 2 часа, 4 и 5 ботаника 2 и 1 час, 6 класс минералогия 1, 7 класс-анатомия и физиология человека 1 час. Недопустим разрыв между зоологией и анатомией. 1864 - обязательное введение курса во все школы (Сеченов, Павлов). 1866 - Учебник Герда: неорганическая природа, растительный, животный мир, человек, история земли. 1868- курс изъят как наиболее опасный, подрывающий религиозные взгляды. К 1917 снова ввели курс: снова ввели курсы: неживая природа, ботаника, зоология (с элементами человека). В 20-е годы - программы по биологии, где главный труд, производственные процессы. 1931 - программы создать полный систематизированный курс: ботаника, зоология, человек и его здоровье, эволюционное учение.
Задачи раздела: 1. Обучающие – способствовать формированию у учащихся системы знаний о строении, жизнедеятельности человеческого организма, о единстве формы и функции, об организме человека, как едином целом, объединении нервной и гуморальной регуляции, связи человека с окружающей средой, об обмене веществ и энергии, которыми обладает человек. Способствовать формированию системы умений: определять связь строения и функций, связь организма и среды, умение оказывать первую медицинскую помощь, укрепление и сохранение здоровья, правильная организация труда и отдыха. 2 Развивающие - способствовать развитию интеллектуальных умений, аналитического, творческого мышления 3. Воспитательные – способствовать формированию научного мировоззрения, гигиеническое, физическое, медицинское, экологическое, эстетическое воспитание. Жизнь-это абсолютная ценность, а здоровье – наивысшая ценность Принципы построения раздела: - связь организма с внешними условиями - согласованность в работе органов - связь строения и функции - ведущее значение НС в организме - историческое развитие организмов Построение программы ГОСТ определяет содержание школьного курса. Курс начинается одночасовым введением о задачах, предмете, значении наук анатомии, физиологии, гигиены. Затем проводится общее знакомство с организмом человека, на уровне клетки, ткани, систем органов. Заканчивается курс темой «Развитие человеческого организма». Структура курса включает в себя отдельные части организма, но вместе с тем преследуется изучение человека, как отдельной системы.
Структура содержания тем, в которых рассматриваются системы органов сходна: после указания общего значения системы или органов, дается морф и анатом сведения, необходимых для выявления физиологической функции. Деятельность каждого органа рассматривается на основе нервной и гуморальной регуляции. Вопросы строения и функций рассматриваются с учетом отличия человека от животных, с учетом социальных условий, благодаря чему исключается возможность одностороннего биологического подхода. Состав содержания: курс объединяет основы анатомии, цитологии, гистологии, эмбриологии, медицины, истории науки. Понятия общебиологические (обмен веществ и энергии, единство формы и функции), специальные (гистологические, эмбриологические), прикладные (медицины, истории науки) Наглядные методы доминируют. Их специфика: 1. искусственные объекты доминируют над натуральными. 2. используются кинофильмы и видео 3. приобретает значение самонаблюдения. 4. демонстрация опытов и их результаты Имеют значение практические работы санитарно-гигиенического характера. Система средств обучения 1. натуральные: - не монтированные (разд. материал, кости, органы), - монтированные (минипрепараты, скелет) 2. изобразительные: муляжи, модели, киноф, графич. 3. лабораторное оборудование. Межпредметные связи с химией (кровообращение, дыхание), физикой (оптика глаза), физической культурой
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|