Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к структурным элементам




КУРСОВОЙ РАБОТЫ

I. По дисциплине «Общая психология»

 

Курсовая работа по дисциплине «Общая психология» носит теоретический характер и должна представлять собой анализ различных подходов к пониманию сущности и характеристик предмета исследования, как в отечественной, так и в зарубежной психологии.

Основными целями курсовой работы по общей психологии являются:

Ø овладение студентами методикой теоретического анализа психологической литературы;

Ø приобретение навыков самостоятельного литературного поиска при решении конкретных исследовательских задач;

Ø формирование умения обобщения при анализе теоретических взглядов, теорий и концепций.

Объем курсовой работы по общей психологии должен составлять 25-30 машинописных страниц (компьютерный набор).

Примерная тематика курсовых работ по общей психологии представлена в Приложении А.1.

Во введении дается общая характеристика курсовой работы: анализ современного состояния исследуемой проблемы, обоснование актуальности темы, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования.

Обоснование актуальности темы исследования

Кратко описывается состояние исследуемых психологических фактов и явлений по данным литературных источников. Частью введения является обзор литературы по теме исследования, в который включают наиболее ценные, актуальные работы. Закончить обзор необходимо кратким выводом о степени освещения в литературе основных аспектов темы. Определяется круг нерешенных, слабо освещенных или требующих уточнения в рамках данной проблемы вопросов. На основе этого выявляется противоречие, устранение которого может быть осуществлено с помощью решения вытекающей из него проблемы исследования.

Проблема, которую студент предполагает решить в своей работе, является основным критерием актуальности намеченного исследования.

К примеру, исследуются подходы к пониманию сущности темперамента в общей психологии. В результате проведенного литературного анализа можно выделить следующее противоречие: противоречие между существующими различными подходами к пониманию сущности темперамента в отечественных и зарубежных психологических школах, с одной стороны, и отсутствием единых критериев его анализа, – с другой.

Исходя из отмеченного противоречия, вытекает проблема исследования: возможны ли единые критерии анализа сущности темперамента в современной психологической науке.

Актуальность и различные подходы к исследованию темперамента определяют выбор темы исследования: «Проблема темперамента в общей психологии».

2. Цель исследования. Цель исследования формулируется, исходя из проблемы, которую следует разрешить в процессе выполнения курсовой работы, например, анализ критериев исследования темперамента в различных психологических школах отечественной и зарубежной психологии.

3. Объект исследования. Объект отражает ту или иную сторону действительности. Это сфера психической реальности, данная исследователю до начала работы. Определяя объект, следует найти ответ на вопрос: что изучается?

4. Предмет исследования должен быть четко обозначен с тем, чтобы «принадлежность» его к объекту не вызывала сомнения. Предмет определяет аспект изучения, дает представления о содержании объекта исследования, о том, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта раскрываются. Другими словами, объектом выступает то, что исследуется, а предметом - то, что в этом объекте имеет научное объяснение.

Так, например, если объектом исследования является темперамент, как свойство личности, то предметом исследования могут стать подходы к пониманию сущности темперамента в отечественной и зарубежной психологии.

5. В соответствии с целью и предметом исследования определяются задачи исследования. Такими задачами, в рассматриваемом нами примере, могут быть:

1. Провести анализ критериев исследования темперамента в отечественных психологических школах.

2. Изучить особенности подходов зарубежных психологов и критерии исследования темперамента.

3. Обобщить критерии исследования темперамента различных психологических школ.

Задачи, выдвигаемые в теоретическом исследовании, могут быть решены с помощью метода теоретического анализа литературы;

Основная часть работы

На основе изучения отечественной и зарубежной психологической литературы дается анализ исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к ее решению. В работе должны быть раскрыты основные понятия и сущность изучаемого явления или процесса, уточнены формулировки.

Текст курсовой работы может состоять из одной (или двух) глав и параграфов как логически завершенных блоков содержательной части работы. Количество глав и параграфов определяется, исходя из содержания темы и логики научного исследования и согласуется с научным руководителем.

Например, логика исследования может быть следующей:

Ø Отражение подходов к пониманию и решению проблемы в западной и отечественной психологии;

Ø Отражение подходов к пониманию и решению проблемы в различных отечественных психологических школах;

Ø История возникновения проблемы и современное состояние её решения.

При написании работы надо строго отделять свои мысли от заимствованных или уже известных в науке. При этом необходимо делать ссылки на использованную литературу и другие источники. Ссылки на литературный источник в тексте курсовой работы сопровождается порядковым номером, под которым этот источник включен в список использованных источников. Ссылка заключается в прямые скобки, где второе число обозначает номер страницы, из которой взята цитата. Например,

Б. Г. Ананьев пишет: "Личность есть объект и субъект исторического процесса, объект и субъект общественных отношений, субъект и объект общения, наконец, что очень важно, субъект общественного поведения — носитель нравственного поведения " [4, с.52]. В данном случае подразумевается, что эта работа находится под номером четыре в списке использованных источников и цитата приводится с 52 страницы.

Или:

В работах ряда ученых-психологов освещаются результаты теоретических исследований по проблеме деятельностного подхода в психологии [8;11;13;14]. В этом случае просто перечислены источники по нумерации списка использованных источников в курсовой работе.

В конце курсовой работы необходимо дать оценку степени разработанности изучаемой проблемы и соотнести ее с целью и задачами исследования в рамках курсовой работы.

В конце курсовой работы необходимо сделать краткие выводы по каждой главе и проделанной работе в целом (обычно 2-3 вывода в конце главы и 5-6 выводов в заключении). В них автор подводит итог проделанной работы, оценивает степень достижения целей и задач, которые он ставил перед собой. Качество сделанных выводов характеризует эрудицию студента, его умение анализировать и обобщать информацию. Выводы в заключение должны соответствовать задачам исследования.

Список использованных источников. В список включают все использованные в работе источники в алфавитном порядке или в порядке появления ссылок на них в тексте. Сведения о книгах (монографиях, справочниках и т.п.) должны включать: фамилию, инициалы автора (авторов), заглавие, данные о последующих изданиях, место издания, издательство, год издания и объем в страницах. Название места издания приводится полностью, допускаются сокращения только нескольких названий:

Москва — М.. Ленинград — Л., Санкт-Петербург — СПб., Киев – К.

В сведения о статье из периодической печати включают: фамилию и инициалы автора (авторов), заглавие статьи, наименование издания (журнала), наименование серии (если она обозначена), место издания, издательство, год выпуска, том, номер издания (журнала), страницы, на которых помещена статья. Образец оформления списка использованных источников представлен в Приложении И.

Всего список литературы при написании курсовой работы по «Общей психологии» должен включать не менее 20 источников.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...