Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ЭКСПЕРИМЕНТ. Таблица 1.3. Показатели. Тип профессии. Общая структура профессиональных интересов в группе . Тип профессии Человек -природа Человек — техника Человек -человек Человек — знаковая система Чел




ЭКСПЕРИМЕНТ

Результаты одного из наших исследований хорошо иллюстрируют то, как уже только самое простое изучение профессиональных интересов, но осуществленное своевременно, могло бы повлиять на удовлетворенность профессией и адекватный ее выбор. В специально отобранной группе учащихся полиграфиче-

ского училища, общей характерной особенностью которых оказалась низкая удовлетворенность избранной профессией, была проведена диагностика профессиональных интересов. Обобщенные результаты исследования приведены в табл. 1. 3 и 1. 4. Как видим, низкую удовлетворенность избранной профессией вполне

Таблица 1. 3

Общая структура профессиональных интересов в группе

Показатели

 

Тип профессии

Человек -природа Человек — техника Человек -человек Человек — знаковая система Человек — художественный образ
Сумма рангов 156, 5 148, 5
Итоговый ранг III V II IV I

Примечание. Результаты каждого листа ответов дифференциально-диагностического опросника ранжировались, затем находиласьсумма рангов для вcей группы. Итоговый ранг есть результат вторичного ранжирования.

Таблица 1. 4

Полярные выборы (максимальная привлекательность и отрицательное отношение) в профессиональных интересах учащихся с низкой удовлетворенностью профессией

Показатели

Тип профессии

Человек — природа Человек — техника Человек — человек Человек — знаковая система Человек — художественный образ
Доминирование интересов (число случаев)
Доминирование интересов (в процентах) 12, 5 5, 0 30, 0 5, 0 50, 0
Отрицательное отношение к профессии (число случаев)
Отрицательное отношение к профессии (в процентах) 35, 0 55, 0 12, 5 60, 0 5, 0

надежно можно было бы прогнозировать у этих учащихся еще до поступления в училище. Действительно, ведущими в данной группе оказались профессии типа «человек — художественный образ» и «человек — человек», то есть интересы учащихся лежат вне сферы избранной ими профессии, которая по типу относится к профессии «человек — знаковая система» и «человек — техника» (наборщики: машинные и ручные, печатники и т. д. ). Вместе с тем как раз оба типа этих профессий оказались в данной группе наименее привлекательными. Причем профессии, связанные с техникой, у 55% учащихся группы вызывают активное неприятие. Было выявлено лишь два учащихся, доминирующие интересы которых связаны с техникой; столько же имеют преимущественную ориентацию на профессии типа «человек — знаковая система». Таким образом, у 90% учащихся доминирующие профессиональные интересы лежат вне сферы избранной и осваиваемой ими профессии. Совершенно очевидно, что это скажется и на уровне профессионального обучения и, впоследствии, — на эффективности профессиональной деятельности.

В ходе проведения данного исследования, в процессе бесед и интервью выяснилось, что во многих случаях выбор был осуществлен при очень слабом представлении о профессии. Показательно в связи с этим почти курьезное высказывание учащейся М.: «Я думала, что профессия печатника связана с работой на пишущей машинке». Такое понимание профессии делало ее выбор субъективно обоснованным, так как профессия секретаря-машинистки относится одновременно и к типу «человек — знаковая система» и к типу «человек—человек». Интересы, связанные с последним типом профессий, как раз и оказались ведущими у М. Но, к сожалению, профессия печатника-полиграфиста имеет мало общего с профессией секретаря-машинистки.

Личностные особенности и профориентация. В настоящее время уже проведены исследования, из которых следует, что между профессиональными интересами и характерологическими особенностями личности существует определенная связь.

Так, установлено (Т. В. Кудрявцев, Л. В. Сухарев, 1985), что учащиеся, проявляющие интерес к сфере «человек — человек» (по опроснику ДДО Е. А. Климова), обнаруживают большую потребность в общении (фактор Л по опроснику Р. Кеттелла), лучше работают в группе, чем индивидуально (фактор Q2).

Проявляющие интерес к сфере «человек — техника» имеют более высокую стойкость и ригидное поведение, более реалистичны и независимы (фактор I), более радикальны и склонны к экспериментам (фактор Q1).

Для выбравших сферу «человек — художественный образ» характерны большая лабильность эмоции и потребность в общении, высокая импульсивность, большая эмоциональная чувствительность.

Для сферы «человек — знаковая система» характерны высокая ригидность поведения и стойкость эффекта, реалистичность и независимость.

У выбравших сферу «человек — природа» высоко выраженной оказалась сензитивность, высокая эмоциональная чувствительность в сочетании с большой уравновешенностью.

Эти и подобные им данные, на наш взгляд, позволяют утверждать, что за результатами диагностики по ДДО стоят не только осознаваемые профессиональные интересы, но и другие личностные образования: склонности, способности, соответствие характерологических особенностей личности требованиям профессии. Профессиональные интересы кристаллизуются и четко определяются в определенной степени по механизму позитивною подкрепления. Успешность личности в определенных видах деятельности способствует развитию и закреплению интереса к этим видам деятельности.

Именно в связи с такими представлениями, думается, трудно согласиться с существующей рекомендацией о том, что в процессе профконсультации для прогноза успешности будущей профессиональной деятельности следует в большей мере опираться на изучение характерологических особенностей личности, чем на результаты диагностики профессиональных интересов. Вообще мы бы с осторожностью подходили к утверждению, что характерологические особенности всегда доминируют над профессиональными интересами. С одной стороны, характерологические особенности в целом действительно более ригидны, чем интересы. Но с другой стороны, ярко выраженные профессиональные интересы, как элемент в общей структуре мотивации личности, часто оказываются чрезвычайно устойчивыми и всегда существенным образом влияют на удовлетворенность профессией, а также на успешность деятельности, в том числе и в процессе обучения профессии.

Отношение к профессии, мотивы ее выбора (отражающие потребности, интересы, убеждения, идеалы) являются чрезвычайно важными (а при некоторых условиях и определяющими) факторами в отношении успешности профессионального обучения. Принципиально важно поэтому замечание В. Д. Шадрикова о том, что «принятие профессии порождает желание выполнить ее определенным образом, порождает определенную детерминирующую тенденцию и служит исходным моментом формирования психологической системы деятельности». При этом понятно, что и отрыв интересов от возможностей не оптимален. Неслучайно поэтому в процесс принятия профессии включаются как анализ мотивов, так и анализ собственных способностей. Дело облегчается тем, что профессиональные интересы и характерологические особенности личности, как мы только что видели, вполне определенным образом связаны друг с другом.

Формирование положительного отношения к профессии. Проблема формирования устойчивого позитивного отношения к профессии является одним из актуальных вопросов педагогической психологии. Внутри нее еще немало нерешенных задач. Однако в силу предъявляемых к личности, в современных условиях динамичного развития профессионального знания, требований о непрерывном профессиональном образовании, постоянном профессиональном совершенствовании дальнейшая разработка указанной проблемы приобретает все большую значимость.

Решение этой проблемы во многом зависит от совместных усилий педагога и психолога, как на стадии профориентационной работы в школе, так и в процессе профессионального обучения. Усилия эти в основном сводятся к оказанию личности компетентной психолого-педагогической помощи в ее поиске профессии для себя и себя в профессии. Конечно, задача эта не из легких, но зато важная и благородная, ибо ее успешное решение позволит человеку в будущем не превратить свою профессиональную судьбу в дорогу без цели.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...