Принцип действия спутниковой радионавигационной системы.
Спутниковой называют радионавигационную систему, в которой роль опорных радионавигационных точек выполняют искусственные спутники Земли, снабженные специальной навигационной аппаратурой. В состав системы входят навигационные спутники, выполняющие функции опорных станций, судовая навигационная аппаратура и система наземного обеспечения, включающая космодром, командно-измерительный комплекс и центр управления. Космодром обеспечивает выполнение всех операций по подготовке навигационных спутников и выводу их на орбиту. Командно-измерительный комплекс с помощью системы телеметрии контролирует состояние спутников, управляет их работой, определяет параметры движения и снабжает всей информацией, необходимой для функционирования в качестве средства радионавигации. Центр управляет деятельностью всей системы в целом. Для того чтобы по навигационному спутнику можно было определять место, надо с высокой степенью точности знать место спутника в момент обсервации. В принципе эту задачу можно решить разными способами. Например, зная параметры движения спутника, можно на судне с помощью судовой ЭВМ вычислять место спутника на заданный момент. Однако этот путь наталкивается на серьезные препятствия: на судне надо иметь ЭВМ с широкими возможностями, учет ряда факторов, воздействующих на спутник, весьма сложен. Второй путь — решение задачи пред- вычисления места на самом спутнике — требует наличия на нем сложного вычислительного комплекса. В настоящее время наземный обеспечивающий комплекс решает задачу предвычисления координат и параметров движения спутника с некоторой дискретностью, вся эта информация передается на спутник и запоминается его устройством памяти. Затем, через определенные промежутки времени, эта информация частями передается спутником для использования потребителями. Информация, содержащаяся в памяти спутника, периодически, по команде наземного комплекса, обновляется. Таким образом, спутник сам передает информацию о своих координатах и, кроме того, излучает сигнал, позволяющий на судне определить радионавигационный параметр.
Знание места спутника и величины радионавигационного параметра позволяет определить поверхность положения, на которой находится судно. Несколько таких измерений в разные моменты времени по одному спутнику или одновременно по разным позволяют определить несколько поверхностей положения и в итоге — место судна. В зависимости от вида системы могут измеряться различные радионавигационные параметры. Как уже указывалось ранее, в системе первого поколения «Транзит» измеряется допле- ровская частота или ее изменение; в системе второго поколения «Навстар» производятся дальномерные и доплеровские измерения. Вычислительные задачи, связанные со спутниковыми обсервациями, в достаточной мере сложны и требуют наличия в составе судовой аппаратуры электронно-вычислительной машины. Итак, при работе навигационной спутниковой системы происходят следующие основные процессы. Наземный комплекс обеспечивает спутник периодически обновляющейся информацией о его координатах и параметрах движения. Спутник с определенной дискретностью передает эту информацию и навигационный сигнал. Судовая навигационная аппаратура принимает информацию о месте спутника, одним из способов измеряет радионавигационные параметры и, используя эти данные, вычисляет место судна. Орбиты и зоны радиовидимости навигационных ИСЗ. Орбита спутника в значительной мере определяет как возможности, так и методы его навигационного использования.
При движении спутника по круговой орбите его линейная скорость Скорость, при которой спутник движется по окружности над поверхностью Земли, называется первой космической скоростью и равняется 7,91 км/с. Конкретная величина скорости спутника и время его обращения зависят от высоты. Так, при высоте орбиты 1 ООО км время обращения 105,7 мин. Время обращения равняется 24 ч при высоте орбиты 35 870 км. Если спутник запущен на экваториальную орбиту с такой высотой, он будет неподвижен относительно Земли и носит название стационарного. В общем случае спутник движется по эллиптической орбите. Такая орбита представляет собой эллипс, один из фокусов которого совпадает с центром масс Земли. Положение ИСЗ на орбите относительно Земли может быть определено шестью кеплеров- скими элементами, пять из которых характеризуют положение орбиты и направление движения ИСЗ, а шестой — положение спутника на орбите. К этим шести элементам относятся: наклонение плоскости орбиты относительно плоскости экватора; долгота восходящего узла орбиты; аргумент перигея; эксцентриситет орбиты; большая полуось орбиты; время прохождения спутника через перигей. Орбиты в зависимости от наклонения относительно плоскости экватора подразделяются на экваториальные, полярные и наклонные. По высоте их делят на низкие (высотой до 5000 км), средние (высотой от 5 000 до 20 000 км) и высокие (высотой более 20 000 км). Выбор орбиты зависит от метода навигационного использования. В системах первого поколения применяются доп- плеровские методы измерения. Чтобы эффект Доплера был хорошо выражен, необходима большая скорость изменения расстояния, то есть малая высота. Но на малых высотах существенно проявляется динамическое торможение. Выбирается компромиссное значение высоты орбиты около 1 100 км. Однако на системы с низкоорбитальными спутниками значительно влияют аномалии гравитационного поля и сопротивление атмосферы. Оптимальными с этой точки зрения считают в настоящее время орбиты со средними высотами (около 20 000 км). Зона радиовидимости. Зоной радиовидимости называется область пространства, в которой с судна виден спутник, причем под видимостью понимается радиовидимость. Радиовидимость отличается от оптической, так как радиогоризонт отличается от оптического горизонта минимальным углом радиовидимости б, находящимся в пределах от 5 до 10°. Радиус зоны радиовидимости
где Р — сферический радиус зоны радиовидимости, град; R—радиус Земли, км; Лп — высота полета спутника, км. При движении относительно Земли спутник создает полосу обзора шириной 2р, симметричную относительно трассы. Для наблюдателя, находящегося в полосе обзора, спутник восходит над радиогоризонтом, угловая высота его достигает максимума, называемого углом кульминации, после чего он заходит. Время от восхода до захода определяет возможную длительность измерений, которая максимальна в случае, если в момент кульминации ИСЗ проходит через зенит наблюдателя. Методы определения места с использованием НИСЗ. Методы, применяющиеся в системе «Транзит». Для определения радионавигационного параметра используется эффект Доплера. Возможны три метода определения места с использованием эффекта Доплера: дифференциальный, траверзный и интегральный. Дифференциальный доплеровский метод. Допустим, что судно, на котором установлена судовая навигационная аппаратура, неподвижно. Передатчик, находящийся на спутнике, перемещается, удаляясь от судна. При этом за время At расстояние от судна до спутника изменилось на величину AR. Изменение фазы за счет перемещения спутника Время измерения на судне М будет складываться из времени перемещения спутника Ati=AR/Vp (где УР—радиальная составляющая скорости спутника) и времени прохождения радиоволной дополнительного расстояния Ah=ARic\ ,xx,-4> Так как Vpто, пренебрегая Vp в знаменателе, получим приближенное значение fд: Учитывая, что Kp^KcosfS, где р— угол между орбитальной скоростью спутника V и радиальной скоростью Fp, перепишем выражение для fд еще раз в виде Из этого выражения следует, что Полагая частоту передатчика спутника f и скорость спутника V известными и измерив доплеровскую частоту, можно определить угол р между вектором скорости спутника и вектором радиальной скорости, т. е. направлением на судно.
Из этого следует, что поверхностью положения будет конус, осью которого является направление вектора скорости спутника. Сечение конуса с поверхностью Земли — кривая линия, получившая название изодопы, т. е. линии постоянной величины доплеров- ской частоты. Если бы измерения не сопровождались погрешностями, изодопы пересекались бы в точке местонахождения судна. В силу симметричности изодоп точек пересечения было бы две, но двузначность можно было бы разрешить путем использования счислимого места. Описанный метод получил название дифференциального допле- ровского. Траверзный метод. Частный случай дифференциального. В момент ti, когда спутник проходит точку кратчайшего расстояния RKP до судна (рис. 167), угол р = 90°, доплеровская частота /д=0. Этот момент называют траверзом, причем под траверзом понимается кратчайшее расстояние до спутника. Если следить за изменением доплеровской частоты и отметить момент перехода ее через нуль, то в этот момент судно будет находиться в плоскости, перпендикулярной вектору скорости спутника. Траверзное расстояние будет определяться скоростью изменения доплеровской частоты в момент траверза. В настоящее время метод не нашел существенного применения в судовождении и подробнее рассматриваться не будет. Интегральный доплеровский метод. Основан на измерении числа биений между колебаниями судового опорного генератора и сигналом, принятым от спутника, за определенный заданный интервал времени. Обозначим частоту опорного генератора /г, а частоту принятого от спутника сигнала /п. Тогда частота биений где Af — разность частот опорного генератора и передатчика спутника. Подставив значение из формулы, получим Число биений за интервал времени от ti до /2 Из соотношения видно, что число биений тесно связано с разностью расстояний. Преобразуя уравнение, находим, что Таким образом, разность расстояний до двух положений спутника от судна выражается через измеренное число биений, известные два параметра системы [f— частоту передатчика спутника и (t2—t1) —время интегрирования] и разность частот опорного генератора судна и передатчика спутника Δf. Значит, интегральный метод можно трактовать как метод, позволяющий измерять разность расстояний между судном и точками местонахождения спутника в моменты времени t2 и t1 В результате число биений определяет поверхность положения — гиперболоид вращения, фокусами которого являются места спутника в моменты t1 и t2. Сечением гиперболоида с поверхностью Земли будет изолиния, форма которой близка к сферической гиперболе. Измерив число биений за два промежутка времени, можно получить две изолинии, необходимые для опредения места судна. Однако на судне неизвестна разность частот своего опорного генератора и передатчика спутника, и для ее определения необходимо еще одно дополнительное измерение. Дальнейшее увеличение числа измерений позволяет повысить точность определения вероятнейшего места судна путем статистической обработки избыточной информации.
Методы, применяющиеся в системе «На в стар». В этой системе измеряемые радионавигационные параметры — задержка и доплеровское смещение частоты принимаемого сигнала относительно его модели, формируемой в судовой навигационной аппаратуре. Задержка позволяет определить расстояние, доплеровское смещение — радиальную скорость. Для создания в судовой навигационной аппаратуре модели сигнала спутника необходим генератор с очень высокой стабильностью частоты. Так как в системе по одному и тому же сигналу спутника необходимо определять два радионавигационных параметра, возникла проблема характера сигнала спутника. Для повышения точности дальномерных измерений необходимо увеличивать эффективную ширину спектра; для повышения точности измерения скорости надо увеличивать эффективную длительность сигнала. Одновременное удовлетворение этих требований для простых сигналов невозможно, в связи с чем в системе применяются сигналы сложной формы, так называемые шу- моподобные. Такие сигналы можно получить путем дополнительной фазовой манипуляции простых. При этом ширина полосы будет определяться уже не длительностью сигнала, а длительностью элементарного символа фазовой манипуляции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|