Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Надписи на бронзовых сосудах




Томский политехнический университет

____________________________________________________________

 

История Китая

Хрестоматия

 

Часть I

Методическое пособие

Для студентов Гуманитарного факультета

По специальности «Регионоведение»

 

 

Томск 2006

 


ББК: Т3(0)Я7

История Китая. Хрестоматия. Часть I. Методическое пособие для студентов Гуманитарного факультета по специальности «Регионоведение» / Сост. доцент, канд. ист. наук Н. И. Гузарова – Томск: Изд. ТПУ, 2006. – 122 с.

 

Рекомендовано к печати Редакционно-издательским советом Томского политехнического университета

 

 

Рецензенты

Профессор, доктор исторических наук ТГАСУ

В.П. Андреев

 

Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и регионоведения ТПУ

А.Н.Першиков

 

© Томский политехнический университет, 2006

© Оформление. Издательство ТПУ, 2006


Уважаемый студент!

Вы держите в руках методическое пособие для самостоятельной подготовки к лекциям и практическим занятиям по курсе «История Китая». Это пособие подготовлено в «жанре» хрестоматии, в которой размещены все необходимые для практических занятий тексты по истории древнего и средневекового Китая. Анализ представленных документов позволит Вам глубже понять историю формировния китайской социальной, политической, культурной традиции, выяснить особенности складывания менталитета китайцев.

Как использовать Хрестоматию? Всякий раз начинайте подготовку к практическому занятию с внимательного ознакомления с его планом. Затем повторите лекционный материал по соответствующей теме, прочтите разделы учебника и рекомендованную литературу. Затем приступайте к изучению текстов хрестоматии.

Китай периода Шан - Инь и Си - Чжоу

(вторая половина 2 тысяч. – 7 в. до н.э.)

Надписи на гадательных костях.

Древнейщие тексты китайской цивилизации. Печатаются по кн.: История Древнего Востока. Тексты и документы. Под ред. В.И.Кузищина. – М.: Высшая школа, 2002, с. 541–542.

1. Окажет ли нам помощь Верховное божество?

2. Уничтожит ли Верховное божество этот город?

3. Если ван построит город, то Верховное божество одобрит это?

4. Причинит ли Верховное божество вред нашему урожаю?

5. Верховное божество не в этой ли Луне прикажет грому греметь?

6. В день цзи-хай гадали: «если ван поедет на охоту в «Х», то следует ли ему принести жертву предку – Земле, предку – Носорогу, предку – Реке и предку – Холму, каждому по собаке?

7. Принести ли жертву реке Хуань?

8. В день и-вэй совершали жертвоприношения: Шан-цзя принесли десять животных, Бао-и - три, Бао-дину - три, Ши-жэню - три, Ши-гую - три, Да-и - десять, Да-дину - десять, Да-гэну - десять.

9. В день цзи-чоу гадали: «Совершать ли различные жертвоприношения в малом храме предков в честь предков, начиная с Да-и?»

10. В день гуй-вэй гадали: «Принести ли в жертву в честь сановника Хуана одного хряка, одного барана, разрезать рех быков, разрубить 50 быков?»

11. Гуань не нанесет поражения Чжоу?

12. Был задан вопрос: «Приказать ли военноу отряду и Цюань-хоу пойти походом против Чжоу?»

13. Приказать ли Фу-хао вмсете с Чжи-«Х» пойти походом против племени ба-фан?

14. В день синь-чоу был задан вопрос: «Вану приказать ли «Х» принести в жертву цзы-фаней в Бин?»

15. Приказать ли простому народу выращивать просо; повести ли простой народ в поход против племени гу-фан?»

16. В тот день вечером будет ли затмение луны?

Надписи на бронзовых сосудах

Тексты надписей (инскрипций) взяты, в основном, из коллекции, составленной Го Мо-жо (1892–1978), крупным специалистом по китайской эпиграфике. Данные тексты печатаются по кн.: История Древнего Востока. Тексты и документы. Под ред. В.И.Кузищина. – М.: Высшая школа, 2002, с. 543–546

 

1. Шу Сы-цзы дин

В день бин-у (шан-иньский ван) подарил шускому Сы-цзы двадцать связок раковин в огражденном храме предков. Сы-цзы воспользовался (этим случаем и) изготовил драгоценный трипод дин (в честь своего отца) Фу-гуя. Ван вошел в большую залу храма в девятой луне. Собака, рыба.

2. Дафэн гуй

В день и-хай ван совершил дафэн. Ван обратился к трем сторонам света. Ван совершил жертвоприношение в честь покойного отца вана, мудрого Вэнь-вана и жертвоприношение (в честь) Верховного божества, ибо Вэнь-ван наблюдает за нами, находясь на небесах. Мудрый ван взял в качестве примера достижения своих предков, могучий ван подражал и Чэн-тану, поэтому смог прекратить жертвоприношения иньских ванов.

В день дин-чоу ван устроил пир. Было совершено великое жертвоприношение. Ван подарил Тянь У поздравительный кубок для вина и вознаграждающий винный рог. При этом ван сказал: «Это у меня сегодня праздник!» Тянь У прилежно восхвалил милость вана в надписи на почитаемом сосуде.

6. Лу-бо Дун гуй

В первом месяце вана, когда пятый день месяца пришелся на день гэн-инь, ван так сказал: «Лу-бо Дун. Начиная с твоих дедов и покойного отца, твои предки имели заслуги перед царством Чжоу, помогали расширить его границы на все четыре стороны света, считали милостью волю Неба и возвеличивали её. Ныне ты наследуешь им … Я дарю тебе кувшин ароматного вина из черного проса, колесницу (украшенную металлом и к ней) боковые перекладины с разукрашенным покрывалом, орнаментированную переднюю стенку, алую кожаную попону для лошади, тент для колесницы из тигровой шкуры с алой подкладкой, металлические колокольчики, расписанные тяжи, украшенный металлом хомут, расписной кожаный хомут, четверку лошадей, поводья и узды»

Лу-бо Дун осмелился встать на колени, отвесить земной поклон и, прославляя, выразить благодарность Сынк Неба за необычайную милость: «Я воспользуюсь этим случаем, чтобы изготовить драгоценный жертвенный сосуд гуй (в честь) моего достосславного покойного отца Си-вана. Я буду вечно, (в течение) десяти тысяч лет пользоваться (этим сосудом как) драгоценностью. Мои дети и внуки, беря с меня пример, получат такие же милости».

8. Ху (Яо?) дин

I

В день и-хай периода цзиван шестой луны первого года правления Сяо-вана (909 или 897 г. до н.э.) ван находился в столице Чжоу, в большом зале Му-вана. Ван так сказал: «Ху! Приказываю тебе прийти на смену твоему деду и покойному отцу и заведовать делами, связанными с гаданием. Дарю тебе красный передник и знамя. Используй их при ведении дел».

Ван находился в Цзин-шу подарил Ху медь … Ху получил милость …вана. Я, Ху, использую этот металл, чтобы изготовить в честь моего просвещенного отца Цзю-бо сосуд дин для совершения жертвоприношений мясом. Я, Ху, буду им пользоваться при жертвоприношениях десять тысяч лет. Мои дети и внуки будут вечно почитать его как драгоценность

II

В период цзишэнпо четвертого месяца вана, когда пятый день месяца пришелся на день дин-ю, Цзин-шу находился в И, делая Ху послал своего младшего сына А подать Цзин-шу жалобу на Сяня, (В ней говорилось: «Я купил пять твоих (т.е. Сяня) рабов у Сяо-фу, использовав в качестве оплаты лошадь и кусок шелка. Сянь, соглашаясь, сказал: Гуа заставил меня вернуть лошадь, а Сяо-фу заставил вернуть кусок шелка, Гуа и Сяо-фу согласились с В и сказали: «В воротах Саньмэнь (у дворца) вана … (находится) деревянная доска (для оповещений). (В согласии с новым договором я) воспользовался металлическими деньгами (?), (чтобы) купить этих пять человек, использовав (для этой цели) сто люэ. (Если) пять человек не будут переданы … доложить. И вот Гуа вновь предстал перед судом и вернул металл». Цзин-шу сказал: «Сянь является человеком правителя и не должен отказываться выплатить Ху (по контракту о) продаже с использованием …. Не должен заставлять Гуа быть двуличным». Ху низко поклонился земным поклоном и, получив этих пять (человек), (имена которых) звучат: Пэй, Хэн, Ли (?), С, Шэн, послал Люя сообщить об этом Гуа. Затем приказал взять вино, барана и три люэ шелка, (принадлежавших) Ху, и использовать (их в качестве подношения, чтобы) привлечь (к Ху) этих людей. Затем Ху (стал) наставлять Гуа, говоря: «Ты пожертвуй А пять связок стрел». (И ещё) сказал: «Необходимо ещё побудить А жить в своем владении, обрабатывать свою землю». И тогда Гуа был вынужден доложить об исполнении приказа и сказать: «Согласен!»

III

В прошлом, в неурожайный год, люди (рабы?) Куана и его слуги (в количестве) 20 человек украли у Ху 50 снопов хлеба. (Ху) подал Дун-гуну жалобу на Куан Цзи. Дун-гун тогда сказал: «Разыщи твоих людей. Если мы их не получим, ты, Куан, будешь строго наказан». Тогда Куан поклонился Ху земным поклоном, (признавая свою вину), и передал ему (в качестве компенсации) пять полей, одного человека поимени Е и трех слуг по имени Ши, Фэй и Дянь и сказал: «Я употребил этих четырех человек, (чтобы) искупить свою вину». И добавил: «У меня нет ничего из того, что было украдено. Справедливый (?) … не …я».

Ху снова подал жалобу на Куан Цзи. Ху сказал: «Необходимо возместить (мне) за мой (потерянный) хлеб». И тогда Дун-гун сказал: «Куан Цзи! Возьмести Ху 50 снопов хлеба и еще 50 снопов, а всего 100 снопов. Если в следующем году не возместишь, то отдашь 200 снопов». Поэтому Куан Цзи еще раз пошел навстречу Ху, использовав для этого два поля и одного слугу. Итого он передал Ху семь полей и пять человек. Ху требовал у Куана 150 снопов хлеба.

 

Вопросы для изучения документов №№1-2

1) Каковы религиозные представления китайцев ранней эпохи?

2) Какие надобщинные структуры описаны в текстах?

3) Каковы функции правителя – вана?

4) Какую роль в жизни раннего китайского общества играл культ предков?

5) На каких принципах строились отношения вана и общества?

6) Какие социальные группы выделлись в китайском обществе? Как складывались отношения между ними?

7) Чем занимались люди?

 

И-Цзин

Китайская «Книга перемен» насчитывает почти три тысячи лет. Главной идеей книги является идея изменчивости. Наблюдения над природой позволили древним китайцам сделать открытие, что мир состоит из темного и светлого начала. На основе этой идеи была построена теория гадания о деятельности человека: идет ли эта деятельность вразрез с ходом мирового свершения, или она гармонически включается в мир. В данной хрестоматии приведены отрывки из «Книги Перемен», которая сложилась при династии Чжоу. Тексту «Книги перемен», который выделен жирным шрифтом, предпослан комментарий. Книга содержи 64 символа. Каждый символ состоит их шести черт. Черты бывают двух видов: цельные (сильные) – символизируют активное состояние, свет, напряжение, а вторые, прерванные посередине (слабые) – пассивное, тьму, податливость. «Книга перемен» является ценным источником для изучения древнекитайского общества.Печатается по кн.: «И-Цзин. Древняя китайская «Книга Перемен». Перевод Ю.К.Шуцкого. – М.: Эксмо-пресс, 2001, с. 9–112.

№1. Цянь. Творчество

Здесь творчество рассматривается в его самом чистом виде. Это прежде всего – акциденция неба как олицетворения творческой силы, которая лежит в начале всего существующего. Она, как универсальная сила, принципиально не может иметь никаких препятствий в своем развитии, которому благоприятствует то, что эта сила является совершенно стойкой.

Совершенный человек может в своей деятельности полностью проявить такое творчество, которое благотворно отражается на всем его окружении. Вот почему в тексте сказано:

 

 

Творчество.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...