Из «Книги правителя области Шан»
Одно из важнейших произведений легизма, приписывается традицией Шан Яну (390 — 338 гг. до н.э.), с именем которого связаны реформы в царстве Цинь.Перевод Л.С.Переломова. Печатается по кн: «Хрестоматия по истории Древнего Востока. – М.: изд. фирма Восточная литература РАН, 1997, с. 361 – 364. Дополнительная литература: Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. – М.: 1981. Глава 17 Награды и наказания Совершенномудрый, управляя государством, устанавливает единые правила наград, единые правила наказаний, единые правила наставлений. Если установить единые правила наград, то армия не будет иметь себе равных; если установить единые правила наказаний, то приказы будут выполняться; если установить единые правила наставлений, то низшие будут подчиняться высшим. Если награды ясны, правитель не будет тратить зря средства; если наказания ясны, их не придется менять, а люди будут знать, на чем им следует сосредоточить усилия, и в стране не будут придерживаться разных обычаев. Когда установится четкое представление о наградах, исчезнет потребность в самих наградах; когда установится ясное представление о наказаниях, исчезнет потребность в самих наказаниях, когда установится представление о наставлениях, исчезнет потребность в самих наставлениях. То, что называют «установить единые правила наград», означает: все привилегии и жалованья, чиновничьи должности и ранги знатности должны даваться лишь за службу в войске, иных путей не должно быть. Ибо только таким путем можно из умного и глупого, знатного и простолюдина, храброго и труса, достойного и никчемного – из каждого из них выжать все знания, всю силу их мышц и заставить рисковать жизнью для правителя. И когда за ними, как потоки воды, хлынут со всей Поднебесной выдающиеся люди, способные и достойные. Поэтому армия такого правителя не будет иметь себе равных, а приказам его станет внимать вся Поднебесная …
То, что называют «установить единые правила наказаний», означает: ранги знатности не спасают от наказаний. Всякий, кто ослушается приказов царя, нарушит государственный запрет либо выступит против порядков правителя, должен быть казнен, и к нему нельзя проявлять ни малейшего снисхождения, будь он первым советником царя, полководцем, сановником в ранге дафу или простолюдином. Если человек, имевший заслуги в прошлом, провинится, нельзя смягчать наказание только потому, что у него были заслуги; если человек, известный своими добродетельными делами в прошлом, совершит какой-нибудь проступок, нельзя преступать закон, даже если в прошлом человек совершал добродетельные поступки. Если преступление совершит преданный сановник или примерный сын, он должен быть судим без малейшего снисхождения в соответствии с тяжестью преступления. Если среди чиновников, которые обязаны соблюдать закон и нести служебные обязанности, найдутся невыполняющие царские законы, им не избежать смертной казни, более того, наложенное на них наказание распространяется на три категории их родственников … То, что называют «установить единые правила установлений», означает: нельзя стать богатым и знатным, нельзя надеяться на смягчение наказаний и нельзя высказывать собственное мнение и докладывать его своему правителю только потому, что обладаешь обширными знаниями, красноречием, остротой ума, являешь пример честности и бескорыстия, соблюдаешь ли, знаешь хорошо музыку, совершенствуешь поступки, принадлежишь к какой-либо группировке единомышленников, способствуешь выдвижению на должности достойных или слывешь человеком чистым или порочным …
Совершенномудрый дарует должности и ранги знатности согласно заслугам, поэтому людям достойным нет нужды волноваться. Совершенномудрый не прощает проступков и не отменяет наказаний, поэтому преступления не совершаются. Когда совершенномудрый управляет государством, он направляет свои усилия на достижение Единого, и только.
Приложение: Дафу – в табели о рангах, введенной Шан Яном, - пятый ранг, в чжоуское время - второй. Три категории родственников – все родичи по отцу и по матери, а также все родичи жены. Ли – правила ритуала На достижении Единого – т.е. на то, чтобы заставить все население страны заниматься земледелием и воевать.
Вопросы для изучения документов №8 1) Какие цели преследовал Шан Ян, предлагая реформы в княжестве Цинь? 2) В чем суть нововведений Шан Яна? Какие аргументы приводил реформатор в защиту своих реформ?
9. Из Циньского уложения о наказаниях Документ относится ко второй половине 3 в. до н.э. Публикуется по кн: Крашенинникова Н. А. История права Востока: Курс лекций. М.:1994.; Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Под ред. Н.А.Крашенинниковой, М.: 2003, с.128 – 131. А совершил кражу, стоимость украденного составляет 1000 монет. Б знал о краже, но полученная им доля не составляет и 1 монеты. Какому наказанию должен быть подвергнут Б? Такому же, что и А. А и Б первоначально не были знакомы. А отправился, чтобы обокрасть В, но, прибыв на место, увидел, что туда же с той же целью прибыл Б. Договорившись, они украли имущества на 400 монет каждый, после чего разошлись, унеся с собой украденное. Если бы они договорились о краже предварительно, то каждому полагалось бы наказание, соответствующее общей сумме стоимости украденного. Если же сговора не было, каждый отвечает за кражу своей доли. Простолюдин А украл козу, на шее которой была веревка стоимостью 1 монету. Какому наказанию должен быть подвергнут А? А крал козу, а веревка помимо его желания оказалась привязанной к ее шее. Поэтому наказание не должно превышать того, которое полагается за кражу козы. А донес на Б о том, что тот украл быка. В действительности Б украл козу, а не быка. Какое наказание полагается А? Он должен отвечать за неподтвердившийся донос.
А донес на Б о том, что тот украл быка и со злодейским умыслом ранил человека. В действительности Б не крал быка и не ранил человека. Какое наказание полагается А? Если бы он сделал это умышленно, то должен отвечать как за клевету; если же злого умысла не было, он должен отвечать за неподтвердившийся донос. Нанесение ранения со злодейским умыслом с помощью дубинки. Что называется дубинкой? Любой деревянный предмет, с помощью которого можно нанести увечье, считается дубинкой. А ранил человека со злодейским умыслом, а чиновник вынес решение о наказании его за нанесение ранения в драке. Должен ли понести наказание чиновник? Он должен получить порицание. А донес на Б о том, что тот со злодейским умыслом ранил человека. В действительности Б со злодейским умыслом убил, а не ранил. А полагается вознаграждение, чему оно должно быть равно? Вознаграждение должно быть равно 2 лянам. Некто донес на раба и рабыню, принадлежавших другому человеку, о том, что они украли 110 монет, и задержал их. От кого он должен получить вознаграждение – от казны или от хозяина? Он должен получить вознаграждение от казны. Должен ли чиновник, занимающий должность в управе, привлекаться к ответственности за преступления, совершенные людьми из его пятка? Нет, не должен. Если отец украл у сына, это не рассматривается в качестве кражи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|