Наша речь строится из предложений, предложения строятся из слов, а из чего состоит слово?
На этот вопрос мы должны найти ответ.
III. Подготовка к восприятию нового материала.
Беседа.
Вы все любите сказки. Назовите самую любимую из сказок.
Есть сказки, на которых выросло много поколений и одна из них – «колобок».
Вспомните, прослушав фонограмму.
- Кто испек колобок?
- Как вы представляете себе колобка?
- Куда покатился колобок?
-Кого он встретил?
Кого колобок встретил первым?
- Что вы произнесли?
- Сколько слов в предложении?
- Составьте схему предложения
-Сколько полосок положили? Почему?
_ Покажите первую полоску. Какое слово оно обозначает? (и т. д.)
Ответы:
- Колобок встретил зайца.
- это предложение.
Дети раскладывают полоски на фланелеграфе.
V. Работа с иллюстративным планом.
Рассмотрите иллюстрации и разложите в правильной последовательности.
- Объясните, почему в такой последовательности?
Первоклассники рассматривают иллюстрации и раскладывают в правильной последовательности.
VI. Деление слов на слоги.
Вывод.
- Произнесите слово лиса хором. Обозначьте слово полоской на планшете.
- Послушайте, как произнесу его я по слогам.- Произнесите так же вместе со мной (хором).
- Сколько частей в этом слове?
- Разделите на две части, положив на неё палочку.
-Какая первая часть?
Назовите её.
- Какая вторая часть?
- Части, на которые делятся слова, называются слогами.
- Сколько слогов в слове лиса?
Аналогично проводится деление на слоги слов заяц, волк.
Итог.
-Как называются части, на которые делятся слова?
- Как на схеме изображали деление слов на слоги?
Урок обучения грамоте учащихся с ТНР. Основной период.
Цели
Структура
Методы
Содержание работы
Дидактические:познакомить учащихся со звуками и буквами, научить читать слова различной слоговой структуры
Коррекционно-развивающие: развивать фонематическое восприятие учащихся, способствовать коррекции дефектов звукопроизношения, совершенствовать зрительное восприятие учащихся на материале изучаемых букв, развивать мышление и речь, обогащать чувственный опыт, развивать представления об окружающем мире.
Воспитательные: прививать интерес к родному языку, воспитывать личностные качества,
1. Подготовительная работа к выделению нового звука.
2. Выделение звука из слова.
3. Знакомство с новым звуком.
4. Определение места звука в слове.
5. Знакомство с печатной буквой, обозначающей заданный звук
6. Работа с разрезной азбукой.
7. Чтение индивидуальных карточек.
8. Чтение страницы букваря.
Звуковой аналитико-синтетический метод предполагает изучение звуков и слогов разных типов в последовательности, обусловленной степенью трудности их усвоения
Отгадывание загадок, слушание стихотворений, рассказ учителя, беседа и т.п. с целью введения учащихся в речевой материал урока, коррекции и развития представлений об окружающем мире.
Слого-звуковой анализ слова, договаривание слов, заканчивающихся новым звуком, перечисление предметов, окружающих детей или изображенных на картинках, в названии которых есть заданный звук, выполнение логических упражнений, отгадывание загадок.
Анализ артикуляции звука, уточнение правильной артикуляции, анализ акустических характеристик звука.
Звуковой анализ слов (выделение изучаемого звука из потока речи, определение места звука в слове).
Анализ строения буквы: кол-во и характер элементов ее составляющих, расположение их относительно друг друга, приемы запоминания зрительного образа буквы (конструирование буквы), сравнение сходных по начертанию букв.
Составление слогов, слов с использованием тщательного звукового анализа и синтеза. Опора на проговаривание.
Текст для чтения составляется с постепенным усложнением: чтение отдельных слогов – чтение слов, разделенных на слоги – чтение слов без деления на слоги.
Научить ориентироваться на странице букваря.
Содержательная организация письма (перенос слышимых образов на письмо, понимание грамматических отношений, смысла написанного
Гигиеническая организация письма (положение корпуса, головы, рук)
Обучение письму учащихся с тяжелыми нарушениями речи
О
Обучение письму в школе для детей с ТНР
Содержание работы по обучению письму в школе для детей с ТНР органично вплетены в структуру уроков обучения грамоте
Цели
Направления работы
Содержание работы
Дидактические:познакомить учащихся с прописными заглавными и строчными буквами, научить их писать;
Коррекционно-развивающие: совершенствование зрительного анализа, развитие глазомера и ориентировки в малом пространстве (на листе бумаги), коррекция недостатков пространственного восприятия;
Воспитательные: прививать интерес к родному языку, воспитывать личностные качества (аккуратность, трудолюбие).
Подготовительная работа к написанию буквы
Запись буквы в тетради.
Работа по дифференциации оптически сходных букв
Написание новой буквы в соединении с ранее изученными
Рассматривание новой буквы, анализ начертания: из каких элементов состоит и как они расположены в пространстве, разъяснения учителем того, как пишется буква (детям объясняют движения руки, совершаемое пером; акцентируют внимание на наиболее трудных поворотах, на особенностях формы буквы).
Руководство рукой ученика при объяснении начертания буквы;
Прописывание буквы в воздухе, на парте (без следа), обведение образца в тетради без следа), написание буквы на доске, повтор объяснения учителя.
Одна строка делится на несколько частей;
После написания каждой части анализ: выявляются и объясняются допущенные ошибки, выделяется лучшая буква;
Рассмотрение образцов начертания смешиваемых букв;
Выяснение их сходства и различия;
Упражнения в списывании слов и текстов с пропущенными смешиваемыми буквами и в записи слов и текстов под диктовку;
Смыслоразличительные упражнения для слов-паронимов
Письмо слогов, слов и простых предложений (списывание)
Тщательный анализ предложений, составление из букв разрезной азбуки;
Запись предложений под диктовку.