Цели изучения модуля: в результате изучения модулястуденты должны знатьособенностипроизносительной стороны и восприятия речи учащихся начальных классов для детей с тяжелыми нарушениями речи (звукопроизношение, фонематическое восприятие, интонационная сфера, слоговая структура слова), уровень владения навыками фонемного и слогового анализа и синтеза (как базы для усвоения грамоты).
Уметь моделировать и анализировать уроки обучения произношения
Тема 1. Произношение» как учебная дисциплина цикла «русский язык» в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Уроки коррекции нарушений речи (произношения) в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи
План:
1.Особенности произносительной стороны и восприятия речи учащихся начальных классов для детей с тяжелыми нарушениями речи.
2.Уровень владения навыками фонемного и слогового анализа и синтеза (как базы для усвоения грамоты).
3.Индивидуальные и фронтальные занятия по коррекции нарушений речи (произношению).
4.Теоретическое обоснование необходимости формирования базовых предпосылок психической (в том числе речевой) деятельности младших школьников: двигательной активности и общего моторного развития, пространственно-временных представлений, базовых аффективных регуляций.
5.Тематика, цели, задачи, структура и планирование уроков коррекции нарушений речи (произношения).
6.Основные разделы работы на уроках коррекции нарушений речи (произношения).
Вопросы для самопроверки:
1. Задачи коррекции нарушений речи, уроков произношения.
2. Направления работы по коррекции нарушений речи.
3. Этапы процесса коррекции нарушений звуковой стороны речи: цели, содержание работы.
Коррекция нарушений речи. Уроки произношения
Задачи: воспитание у учащихся четкой, внятной и выразительной речи;
коррекция фонематического недоразвития и формирование навыков анализа и синтеза звукового состава речи;
формирование грамматического строя и связной речи.
Направления работы:
- развитие ручной и речевой моторики;
- развитие речеслухового восприятия;
- постановка и автоматизация звуков;
- дифференциация фонетически сходных звуков;
- формирование слогового и фонематического анализа слов;
- коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;
- формирование просодических компонентов (ритма, темпа, паузации, интонации, логического и вербального ударения)
шооооооооббб
Тема: «Звуки С – СЬ, буква С»
Цель: научить детей дифференцировать и правильно произносить звуки с – сь
Оборудование: карточки со словами, карточки с изображением предметов и животных.
Ход занятия:
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельности учащихся
1. Оргмомент
Сядь прямо, выпрями спину, опусти руки, подними плечи. Набери воздух в живот – выдох. Набери воздух носом, руки вверх – на выдохе опусти руки через стороны, произнося звук И-И-И
2. Мимическая и артикуляционная гимнастика
Какое настроение у тебя было сегодня утром? Покажи на картинке.
Какое настроение у этого человечка?
Покажи грустное выражение лица. Когда человек грустит?
Какое настроение у этого человечка?
Чем можно удивить человека?
Если я скажу, что летом пошел снег, ты удивишься?
Сделай «заборчик» - «трубочка», «улыбка» + «лопаточка», «иголочка», «лопаточка» - удержать на счет 1-5, «качели», «маляр».
У меня утром было радостное настроение.
Грустное
Человек грустит, когда его обидели.
Удивление
-
да
3. Объявление темы. Выделение звука из слова
Логопед предлагает ребенку отгадать загадку:
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком.
Какой первый звук в слове СОБАКА?
Вспомните, какой это звук, и найдите его на карточке?
Звук С
Дают характеристику звука: согласный, глухой, свистящий, твердый, подбирают картинки.
3. Анализ артикуляционного уклада звуков
Расскажите артикуляционный уклад звука
Губы слегка растянуты в улыбку. Зубы раскрыты на 1-2 мм. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к коренным зубам, вдоль языка образуется желобок.
Какой звук повторяется в словах: гусята, синий, гусь?
Расскажите, чем отличаются звуки С – СЬ по артикуляции.
Звук СЬ
4. Дифференциация звуков С – СЬ в слогах
Ребята, твердо прочитайте звук С
СА – со – су
Су – СА – сы
Сы – су – со
А теперь прочитайте звук мягко
Ся – се – Сю
Сю – ся – си
Си – Сю - се
5. Дифференциация звуков С – СЬ в словах
Прочитайте слова, определите сколько слогов, определите вариант звука С – твердый или мягкий, определите место звуков в словах:
Гусь, письмо, тесьма
Бас, астра, куст, ус.
6. Дифференциация звуков С – СЬ в предложениях
Прочитайте слова и составьте из них предложение:
Сочные, поспеют, скоро, сливы
Сима, письмо, написала, Сереже
Сколько слов в предложении?
Начерти схему предложения. Подчеркни главные члены предложения.
Скоро поспеют сочные сливы.
Сима написала Сереже письмо.
7. Итог урока
С какими звуками мы работали, какой буквой они обозначаются?
Запиши слова в две колонки
С СЬ
Сила, тесемка, досада, посадка, десяток, сало, персик
Литература
Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе [Текст]: учебн. для студ. дефектол. фак. педвузов/ А.К. Аксенова. – М.:Владос, 2002. – 320с.
Алгазина, М.Н. Формирование орфографических навыков [Текст]/М.Н. Алгазина. – М.: Просвещение, 1987.
Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст]/А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 1974. - 288с.
Величко, Л.Н. Работа над текстом на уроках русского языка [Текст]/Л.Н. Величко. – М.:Просвещение, 1985.
Дорофеева, Т.А. Особенности использования органов чувств в учебной деятельности младшими школьниками с тяжелыми нарушениями речи [Текст]/ Т.А.Дорофеева. // Дефектология.-2002. - №1 - с.14-19.
Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов [Текст]/ Л.Н.Ефименкова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 336с.
Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений [Текст]/ А.Г.Зикеев. – М.:-«Академия», 2002. – 200 с.
Зикеев, А.Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ [Текст] А.Г.Зикеев. – М.: – «Академия», 2002. – 176 с.
Львов, М.Р., Горецкий, В.Г., Сосновская, О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст]/ М.Р.Львов, В.Г.Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: «Академия», 2002. – 427 с.
Лалаева, Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников[Текст]/ Р.И.Лалаева. – СПб.: Лениздат; Издательство «Союз», 2002. – 224с.
Методика развития речи учащихся на уроках русского языка [Текст] / Под ред. Т.А.Ладыженской. – М., 1980.
Никитина, Н.К. Работа над словом при изучении имени существительного и имени прилагательного в начальных классах// Работа над словом на уроках русского языка в начальных классах: Сборник статей [Текст] / Сост. П.А. Грушников. - М.: Просвещение, 1973. -с.48-50.
Пахнова, Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды [Текст]/ Т.М.Пахнова. //Русский язык в школе. - 2000. - №4. – С.3-11.
Пленкин, Н.А. Изложение с языковым разбором текста [Текст]/ Н.А.Пленкина. – М., 1988.
Программы специальных (коррекционных) школ V вида: Русский язык. Чтение и развитие речи. Коррекция нарушений речи.
Российская, Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей [Текст]/ Е.Н. Российская. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 240с.
Садовникова, И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие[Текст]/ И.Н.Садовникова. – М.: Владос. – 1997. – 256с.
Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. [Текст] / Под ред. О.Е.Грибовой. – М., 1992.
Чернова, Г.Б. Развитие речи учащихся - одна из основных задач начального образования [Текст]/ Г.Б.Чернова.- // Начальная школа.- 2000. - №7. - С.15-26.