Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Спасибо за участие в работе.




Работа клиентов (членов семьи) с частными методиками.

Для получения данных о психологическом здоровье семьи каждому взрослому члену семьи и детям подросткового возраста, допущенным специалистом к обследованию, необходимого ответить на 160 вопросов шести опросников в той последовательности, в какой они обозначены. Каждому члену семьи выдается комплект регистрационных бланков по каждой из 6 методик. Перед заполнением регистрационных бланков специалисту предстоит убедиться, что респонденты правильно понимают сущность изученных показателей психологического здоровья семьи и порядок работы с опросниками. Частные методики № 1, 4, 5, 6 имеют по одному опроснику, предназначенному для любого члена семьи. Частная методика № 2 два опросника: один для супругов, взрослых членов семьи, второй - для детей подросткового и юношеского возраста. Частная методика № 3 содержит адресные опросники: для супруга, супруги, сына, дочери. Работа респондента с опросником каждой частной методики осуществляется путем изучения его содержания, выбора предпочтительных ответов и заполнения регистрационных бланков.

Следует помнить, что при работе с частными методиками респондентам необходимо воздержаться от согласования ответов с другими членами семьи.

Рассмотрим сущность и содержание частных методик.

6. Частная методика №1 - "Семейные ценности"
2.7.6. Частная методика №1 - "Семейные ценности"
Описание. Данный инструментарий предполагает проведение индивидуального анкетирования взрослых членов семьи, а также детей подросткового и юношеского возраста. Пять групп (1-5) показателей семейных цен­ностей

предназначены для всех членов семьи, а показатели группы 6 - только для супругов.

Сравнение результатов индивидуального анкетирования позволяет выявить сходство семейных ценностей в изучаемой семье или среди отдельных ее членов. Кроме того, данный инструментарий позволяет определить уровни сходства семейных ценностей в каждой из обозна­ченных основных функций жизнедеятельности семьи. Анкета позволяет получить данные о полярных оценках реально существующих ценностях в исследуемой семье.

Для математического выражения результатов исследования раз­работана и апробирована формула сходства семейных ценностей и ее коэффициент Кссц, который выглядит следующим образом:

Кссц = 0,2 • (ССЦвф + ССЦхбф + ССЦфск + ССЦфио + ССЦфпр) + (ССЦсэф),

где обозначено сходство семейных ценностей:

ССЦвф - в воспитательной функции;

ССЦхбф - в хозяйственно-бытовой функции;

ССЦфск - в функция социального контроля;

ССЦфио - в функции интеллектуального общения;

ССЦфпр - в функции психологической разрядки;

ССЦсэф - в сексуально-эротической функции жизнедеятельности семьи (функции деторождения).

Каждое совпадение семейных ценностей среди обследуемых членов семьи в математическом выражении "сырых баллов", принято равным 0,2, Из этого следует, что максимум сходства показателей в каждой из обо­значенных функций жизнедеятельности семьи равен 1,0, а отсутствие сходства показателей - 0.

Этот коэффициент является одной из составных частей условной единицы измерения психологического здоровья семьи.

Анкета "Семейные ценности" (методика № 1)

(для каждого члена семьи, индекс семьи.....)

В анкете представлены 6 функций жизнедеятельности семьи, в каждой из

которых предлагается перечень из 5 семейных ценностей, соответствующих

потребностям членов семьи в основных функциях ее жизнедеятельности.

Инструкция. Всем членам семьи (мужу, жене, дочери, сыну, бабушке, дедушке и другим членам семьи, проживающим совместно) необходимо заполнить пункты 1-5 анкеты. П.п.6 опросника заполняется только супругами. В таком случае оба респондента по согласованию со специалистом исклю­чают один, из числа остальных, пункт, отражающий по их мнению более-менее без проблемную для семьи функцию. В итоге они ос­вещают тоже пять функций, по которым и оценивается сходство.

По каждой функции отдельно определяется ранг желанных лично для каждого члена семьи семейных ценностей и ранг реально существующих в семье. Для этого необходимо напротив каждой ценности проставить цифру 1 наиболее значимой для Вас ценности, цифру 2 менее значимой ценности и так по убывающей до 5. Если у Вас в семье существуют иные, чем указаны в регистрационном бланке ценности, тогда Вы можете заменить любую, на ваш взгляд предлагаемую ценность на свою, записав ее в графе «другие», но обязательно оставить в регистрационном бланке только 5 ценностей для ранжирования членами семьи

Регистрационный бланк методики № 1.

Функции, ценности семьи Ранг семейных ценностей Функции, ценности семьи Ранг семейных ценностей
желание реально желание реально
  Воспитательная функция: Личный пример       Функция интеллек-туальн. общения: Интерес к собеседнику    
Диктат     Уваж. мнен. другого    
Опека     Компромисс    
Невмешательство     Информативн.общения    
Сотрудничество     Стремл. понять друг.    
Другие     Другие    
           
  Функция хоз.-быт. отношений: Семейные обеды       Функция психологич. разрядки: Чувство юмора    
Благоустр. жилья     Психол. поддержка    
Береж. отн. к одежде     Эмоц. удовлетворен.    
Новая покупка     Совм. семейн. отдых    
Забота о близких     Любовь к животным.    
Другие     Другие    
           
  Функция социального контроля: Ответств. за поступки       Секс.-эротическая функция (деторожд.) Эмоцион. уравновеш.    
Взаимн. контроль     Равная любовь    
Аккуратн., пунктуальн.     Привлекательность    
Самоконтр., самооцен.     Дети, любовь к ним    
Подч. мнению. больш.     Супружеск. верность    
Другие     Другие    
           

Ваша роль в семье: муж, жена, дочь, сын, бабушка, дедушка -подчеркните.

(подчеркните пожалуйста). Стаж семьи ______ лет.

 

 

Обработка результатов.

После заполнения регистрационных бланков членами семьи специалист

заполняет аналитическую таблицу, путем переноса полученных данных в

соответствующую графу «ранг ответов членов семьи», предварительно присвоив индекс!,2,3,4, и т.д. каждому члену семьи. Затем выделяет совпавшие ранги по каждой из ценностей. В итоге за ценность, по которой совпадают ранги всех членов семьи выставляется в графе баллов

0.2 балла. Таким образом выставляются 0.2 балла за ценность при совпадении ранга у всех членов семьи или 0 баллов, при их несовпадении. Далее суммируются баллы за функцию и проставляется сумма баллов за функцию, которая не должна быть более 1.0.

Аналитическая таблица методики № I

  № Функции, ценности семьи Ранг ответов членов семьи: ∑ балл.  
 
        За ценность за функцию.  
Желан./ реаль. Желан./ реаль. Желан./ реаль. Желан./ реаль.  
1. Воспитательная функция: Личный пример              
Диктат              
Опека              
Невмешательство              
Сотрудничество              
Другие              
2. Функц. хоз.- бытовых отношений: Семейные обеды              
Благоустр-во жилья              
Береж. отн. к одежде              
Новая покупка              
Забота о близких              
Другие              
3. Функция. соц. контроля: Ответ за поступки              
Взаимный контроль              
Аккуратн., пунктуальн.              
Самоконтр., самооценка              
Подч. мнен. больш-ва              
Другие              
4. Функц. интел. общения: Интерес к собеседнику              
Уваж. мнен. других              
Компромисс              
Информативн. общения              
Стремл. понять другого              
Другие              
5. Функц. психол. разрядки: Чувство юмора              
Психол. поддержка              
Эмоц. удовлетворённость              
Совм. семейные обеды              
Любовь к животным              
Другие              
6. Секс.-эротич. и деторожд. функция: Эмоцион. уравновешен.              
Равная любовь              
Привлекательность              
Дети, любовь к ним              
Супружеская верность              
Другие              

 

Специалист определяет степень совпадения семейных ценностей членов семьи по полученным результатам из аналитической таблицы опросника №1 по «сырым баллам».

Для всех членов семьи, кроме супругов, коэффициент подсчитывается по формуле:

Кссц= 0.2 * (ССЦвф + ССЦ хбо + ССЦфск + ССЦ фио + ССЦфпр)

Для супругов коэффициент подсчитывается по формуле, в которой один из шести слагаемых ССЦ будет равен нулю:

Кссц= 0.2 * (ССЦвф + ССЦ хбо + ССЦфск + ССЦ фио + ССЦфпр +ССЦсэф)

Таким образом, специалист оценивает сходство семейных ценностей только по пяти функциям. При коэффициенте Кссц близкому к 1.0, можно говорить о высокой степени совпадения ценностных ориентаций членов семьи.

Если обозначить максимальные значения показателей минимум по три совпадения в каждой из функций жизнедеятельности семьи, и минимальные – соответственно по одному совпадению, то можно рассчитать уровни сходства семейных ценностей в целом. При таком подходе выделяется три уровня сходства семейных ценностей:

Высокий уровень – соответствует Кссц = 1.0 – 0.6

Средний уровень - соответствует Кссц = 0.6 – 0.4

Низкий уровень - соответствует Кссц = 0.4 – 0.2

Нет сходства - при Кссц = менее 0.2

 

7. Частная методика №2 - "Функционально-ролевая согласованность"
Описание. Опросник представляет собой дифференцированный инструмента­рий для изучения функционально-ролевой согласованности в семье, как составной части ее психологического здоровья. Он состоит из

двух частей: первая - опросник для супругов, взрослых членов семьи и вторая - опросник для подростков. Опросник составлен таким обра­зом, что каждый из 20 входящих в него закрытых вопросов отражает ролевую согласованность членов семьи в основных функциях ее жиз­недеятельности. Респонденту, отвечающему на вопросы, следует дать утвердительный ответ "да" или "нет". Каждая из двух частей опросника включает три шкалы: шкалу "адекватность", шкалу "согласован­ность" и шкалу "предупредительность". Шкала " адекватность " пока­зывает, что насколько точно среагировал респондент на опросник в целом и в какой мере его данные по основной шкале могут быть при­няты как достоверные. Для определения уровня функционально-ролевой согласованности избраны две шкалы - основная (шкала согласованнос­ти) и дополнительная (шкала предупредительности). Некоторые вопросы этих шкал близки по смыслу, но несколько иной вариации и играют роль уточняющего механизма согласованности в многофункциональной деятельности членов семьи. Шкала " согласованность " отражает суть и уровень развития социально-психологических механизмов во внутрисемейной деятельности (взаимопонимания, взаимопомощи, взаимодове­рия и т.п. членов семьи). Шкала " предупредительность" отражает пре­обладающие тенденции, психологические предпосылки внутрисемейной согласованности, как бы потенцию семьи в этом вопросе.

Для удобства использования опросника разработан одинаковый для каждой из его частей код. Совпадение ответа респондента на по­ставленный вопрос равнозначно выражению в 1 балл.

Код опросника.

 

Шкала «согласованности»: ответы "да" на вопросы 1,7,19;

ответы "нет" на вопросы 3,8,9,13,17,18,20

Сумма сырых баллов от 0 до 10 показывает уровень готовности испытуемого к согласованию (ГС) своих действий с действиями других членов семьи и обозначается ГСм, ГСж, ГСп и т.п., что соответственно означает показатель готовности мужа, жены, подростка и т.п. к согласованию действий.

Шкала «предупредительности»: ответы "да" на вопросы 5,10,12,14,16

Сумма сырых баллов от 0 до 5 отражает уровень потенциальных возможностей испытуемого в развитии функционально-ролевой согла­сованности в семье, а также степень его тактичности и контактнос­ти с другими членами семьи и заботливости об их эмоциональном со­стоянии. Для обозначения потенциальных возможностей мужа, жены, под­ростка в развитии внутрисемейной согласованности избраны индексы ПВСм, ПВСж, ПВСп и т.п. соответственно.

Шкала "достоверности ": ответы "да" на вопросы 4,11,15;

ответы "нет" на вопросы 2,6.

Интерпретация показателей по шкале "Достоверность"

Численный показатель Интерпретация Количество баллов
4-5 точный 0.8 -1.0
2-3 случайный 0.4 – 0.6
0-1 тенденциозный 0 –0.2

 

Инструкция. Вам предлагается принять участие в изучении функциональной структуры семьи. На каждый из 20 вопросов Вам сле­дует дать ответ «да» или «нет». Ответы разместить в регистрационном бланке методики № 2. Пожалуйста, поста­райтесь быть искренними в ответах, это важно.

 

Опросник МЖ - " Функциональные роли" (методика № 2)

(для супругов, взрослых членов семьи, индекс семьи.....)

 

1. Применяемые супругом (ой) способы действий, общения Вы чаще одобряете или нет? Да, нет.

2. Часто ли Вы информируете мужа (жену) о своих намерениях по воспитанию ребенка? Да, нет.

3. Часто ли бывает, что Ваше грустное настроение не разделяют члены Вашей семьи? Да, нет.

4. Будете ли Вы продолжать настаивать на своем, если Ваш сын (дочь) скажет: "А мне папа (мама) сказал (ла) делать это (делать так)? Да, нет.

5. Вы посоветуетесь с супругом (ой) прежде чем покупать по­нравившуюся Вам дорогую вещь? Да, нет.

6. Считаете ли Вы нормальным при уборке в квартире выбросить какую-либо вещь другого, если Вам она уже представляется не нужной? Да, нет.

7. Будете ли Вы переспрашивать супруга (у), если Вам непонят­на его (ее) просьба, тем самым ставя себя в неловкое положение? Да, нет.

8. Можете ли Вы отменить данное супругом (ой) сыну (дочери) поручение, если считаете его бессмысленным? Да, нет.

9. Подходит ли к Вам идеома: "Время - лучший лекарь", в тех случаях, когда Вам необходимо объясниться с супругом (ой)? Да, нет.

10. Откажетесь ли Вы контролировать сына (дочь) в чем-либо сразу же после контроля супруга(и), если Вам кажется, что его (ее) меры не эффективны? Да, нет.

11. Всегда ли Вы в трудной ситуации рассчитываете на психоло­гическую поддержку членов своей семьи? Да, нет.

12. Всегда ли, собираясь привести в дом свою(его) подругу (друга) Вы сообщите супругу(е) об этом? Да, нет.

18. Задерживаясь на работе, в гостях, у друзей, и т.п., часто ли Вы забываете сообщить супругу (е) о задержке? Да, нет.

14. Всегда ли Вы понимаете супруга (у)? Да, нет.

15. Можете ли Вы самостоятельно взять какую-либо вещь общесе­мейного значения и подарить кому-либо по своему усмотрению? Да, нет.

16. Намереваясь задержаться у друзей обязательно ли Вы сооб­щите об этом своему (ей) супругу (е)? Да, нет.

17. Часто ли Вы ощущаете, что действия мужа (жены) непредсказуемы? Да, нет.

18. Часто ли Ваши желания и желания супруга(и) не совпадают? Да, нет.

19. Принимая какое-либо решение по воспитанию сына(дочери), обязательно ли Вы сообщите об этом своей(ей) супругу(е)? Да, нет.

20. Часто ли члены Вашей семьи действуют как персонажи басни И.Крылова "Лебедь, рак и щука"? Да, нет.

Примечание: Укажите, пожалуйста, некоторые данные о себе:

образование ____; супружеский стаж __ лет; вид трудовой деятельности _________; основная домашняя нагрузка ____________; любимое занятие ___________; мнение об уровне психологического здоровья Вашей семьи - высокий, средний, низкий (подчеркнуть).

 

Спасибо за участие в работе.

Опросник СД - "Функциональные роли" (методика № 2)

(для детей подросткового и юношеского возраста, индекс семьи........)

1. Будете ли переспрашивать родителя, если Вам непонятно его поручение, заведомо зная, что ставите себя в неловкое положение? Да, нет.

2. Всегда ли, собираясь привести в дом своего друга (подругу) Вы сообщите об этом родителям? Да, нет.

3. Часто ли бывает, что Ваше радостное настроение не разде­ляют в семье? Да, нет.

4. Считаете ли Вы нормальным выбросить во время уборки квар­тиры какую-либо вещь другого, если Вам она представляется не нужной? Да, нет.

5. Если Вы считаете, что родители (брат, сестра) не правы, то скажете ли Вы им тотчас же об этом? Да, нет.

6. Всегда ли Вы понимаете родителей? Да, нет.

7. Часто ли Вы обсуждаете в семье текущие дела и планы на будущее? Да, нет.

8. Подходит ли к Вам идеома; "Время - лучший лекарь" в тех случаях, когда необходимо объясниться с родителями (братом, сестрой)? Да, нет.

9. Можете ли Вы молчаливо сыгнорировать просьбу, поручение родителей (брата, сестры), если считаете их бессмысленными? Да, нет,

10. любите ли Вы обсуждать с родителями Ваши перспективные планы? Да, нет.

11. Всегда ли Вы в трудной ситуации рассчитываете на психо­логическую поддержку членов своей семьи? Да, нет.

12. Часто ли Вы обращаетесь за советом к родителям (ю) по любому вопросу? Да, нет.

13. Задерживаясь у друзей, часто ли Вы забываете сообщить родителям о задержке? Да, нет.

14. Всегда ли Вы сообщаете родителям (брату, сестре) о при­нятии важного для Вас решения? Да, нет.

15. Можете ли Вы самостоятельно взять какую-либо вещь роди­телей (брата, сестры) и подарить кому-либо по своему усмотрению? Да, нет.

16. Всегда ли, отлучаясь из дома, Вы информируете родителей (брата, сестру) о том, куда идете и когда намерены вернуться? Да, нет.

17. Часто ли Вы ощущаете, что отношение родителей к Вам непредсказуемо? Да, нет.

18. Часто ли Ваши желания не совпадают с желанием членов семьи? да, нет.

19. Применяемые родителями способы общения с Вами, Вы чаще одобряете или нет? Да, нет.

20. Часто ли Ваши близкие действуют как персонажи басни И.Крылова "Лебедь, рак и щука"? Да, нет.

Примечание: Укажите, пожалуйста, некоторые данные о себе: сын, дочь;

возраст ___ лет; основная домашняя нагрузка: _______________________;

Любимое занятие: ______________________________; (нужное – подчеркнуть)

 

Всего Вам доброго, благодарим за сотрудничество!

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...