Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура шкалы №1 – шкалы «ожиданий–достижений» («о-д»)




Области эмоциональной Номера вопросов – «пар» опросника
удовлетворенности «о-д» «о-д» «о-д» «о-д»
Общение +1; 7- +13; 19+ +25; 31+ -37; 41-
Деятельность +2; 8+ +14; 20- +26; 32+ +38; 42-
Досуг +3; 9+ +15; 21- +27; 33+  

Примечание: Знаки «+» и «-» являются кодом ответа на конкретный вопрос, то есть соответственно утверждение или отрицание.

Структура шкалы № 2 – шкалы "сравнений"

Области эмоциональной Номера вопросов опросника
удовлетворенности «сейчас – раньше» «у нас – у других»
Общение 4-; 10-; 16+; 22+; 28+; 34+; 39-; 43+;
Деятельность 5-; 11-; 17+; 23+; 29+; 35-; 40-; 44+;
Досуг 6+;12+; 18-; 24+; 30-; 36+;

 

Код опросника:

Шкала № 1: ответы «да» на вопросы: 1, 2, 3, 8, 9, 13, 14, 15, 19, 25, 26, 27, 1, 32, 33, 38; ответы «нет» на вопросы: 7, 20, 21, 37, 41, 42.

Шкала № 2: ответы «да» на вопросы: 6, 12, 16, 17, 22, 23, 24, 28, 29, 34,36, 43, 44; ответы «нет» на вопросы: 4, 5, 10, 11, 18, 30, 35, 39, 40

 

Интерпретация показателей по шкалам № 1 и № 2.

Численный показатель 0-2 3-7 8-14 15-19 20-22
Интерпретация для шкалы «Ожидания-Достижения» не соответ- ствует ожиданиям частично не соответствует ожиданиям соответствует ожиданиям превысило ожидания превзошло все ожидания
Интерпретация для шкалы «Сравнений» однозначно хуже частично хуже нормально (лучше) частично лучше лучше всех

 

Примечание: Подчеркнутые номера кода шкалы № 2 относятся ко второй ее части – «у нас – у других». Это сделано для удобства анализа ответов.

При обработке данных каждого респондента следует учитывать тот факт,

что они являются представителями разного пола, а следовательно отражают

в большей степени промежуточные характеристики «женственности» и

«маскулинности», существенно сказывающиеся на их внешних показателях

эмоциональной удовлетворенности, что следует учитывать при определении

общего коэффициента эмоциональной удовлетворенности мужчины и

женщины. Т.е. полученный результат необходимо умножить на коэффициент

соотношения Ксоотн, полученный по шкале различий, путем сравнения ответов

респондента из его регистрационного бланка и кодом, указанным на шкале

№ 3.

 

 

Структура шкалы №3 - шкалы «различий».

Измеряемые Номера соответствующих ответов ∑ совпавших
показатели ответов
«Размышления» 11а  
«Чувства» 11б  

Определение коэфициента соотношения по шкале «различий»:

Число совпавших ответов для одного пола            
Коэффициент соотношения (Ксоотн) 1,0 0,8 0,6 0,4 0,2  

 

 

Математическая обработка данных предполагает определение коэффициента эмоциональной удовлетворенности. В этих целях каждый совпавший с кодом ответ приравнивается к I баллу, а не совпавший - к 0. Исходя из числа избранных шкал и полагаясь на закон средне­арифметического значения формула эмоциональной удовлетворенности индивида представляется в виде:

 

 

ⁿ Д ⁿ ЛС ЛМЫ

К эу =½ Σ — + ¼ ∑ (— + —)

Ĵ=1 О + ∆1 Ĵ=1 ЛР + ∆2 ЛДР + Δ3

Δ – разница между числителем и знаменателем (Д-О или Лс - Лр,

Лмы - Лдр), она значима только тогда, когда числитель > знаменателя, т.е. Δ ≥ 1, в иных случаях (числитель < знаменателя) - Δ = O.

Д - совокупность достижений (сумма баллов)

О - совокупность ожиданий (сумма баллов)

Лс - показатель "лучше сейчас" (сумма баллов)

Лр - показатель "лучше раньше" (число не совпавших ответов)

Лмы - показатель "лучше у нас" (сумма баллов)

Лдр - показатель "лучше у других" (число не совпавших ответов).

Рассмотрим пример. По шкале № 1, как показали результаты опроса, сумма баллов Д = 10, сумма баллов О = 11; по шкале № 2 соот­ветственно Лс = 4, Лр = 7, а Лмы = 8, Лдр = 3. По шкале № 3 для респон­дента "мужчина" получено 3 совпавших ответа, что соответствует Ксоотн = 0,6.

Коэффициент эмоциональной удовлетворенности будет выглядеть следующим образом:

10 4 8 10 4 8

Кэу = ½· — + ¼·(—– + —–) = ½ · — + ¼ ·(—– + —–) = 0.84

11+ Δ1 7+ Δ2 3+ Δ3 11 7 3+5

 

 

Δ1 и Δ2 - соответственно равны 0; Δ3 = 5.

Достоверность ответа в данном случае будет равна не 0.84, а 0.504, так как полученный результат по данному респонденту необходимо умножить на его персональную поправку Ксоотн, т.e. (0.84 • 0.6). Получается, что в данном случае практически 50% ответов респондент-мужчина сделал, ру­ководствуясь чаще чувствами, а следовательно, и эмоциональная удов­летворенность у него реально ниже.

Методика предусматривает графическое изображение различных показателей эмоциональной удовлетворенности. Пересечение выше­названных двух биполярных характеристик позволяет получать много­сторонний результат - достаточно точное определение основания того или иного уровня эмоциональной удовлетворенности, а значит и тен­денции развития психологического здоровья семьи.

Эмоциональная удовлетворенность.

 

 


Рисунок 3.1. Диаграмма эмоциональной удовлетворенности

 

Определение уровней эмоциональной удовлетворенности. Если обозначить максимальные значения показателей шкал № I и № 2, т.e. по два правильных ответа в каждой области эмоциональной удовлетворенности и минимальные - соответственно по одному совпав­шему ответа, то можно рассчитать уровни эмоциональной удовлет­воренности в целом. При таком подходе выделяется три уровня эмо­циональной удовлетворенности.

Высокий уровень - соответствует Кэу = 1,0 ¸ 0,83

Средний уровень - соответствует Кэу = 0,83 ¸ 0,57

Низкий уровень - соответствует Кэу = 0,57 ¸ 0,37

Кроме того, существует еще уровень эмоциональной неопределенности, когда Кэу = 0,37 ¸ 0,22.

Высокий уровень означает, что во всех областях жизнедеятель­ности группы (семьи) - в общении, деятельности, досуге группы (семьи) ожидания в значительной мере реализуются и имеющие место достижения текущего момента преобладают над результатами прошлого опыта. При чем эти достижения значительны по сравнению с аналогами других групп (семей).

Результаты опроса, кроме того, подтверждает высокая досто­верность ответов респондента.

Средний уровень эмоциональной удовлетворенности семьей харак­теризуется тем, что ожидания индивида обязательно реализуются в общении и деятельности и частично в области досуга. Здесь может быть более широкий спектр вариаций. Например, реализация ожиданий не всегда может вызвать эмоциональную удовлетворенность, даже если достижения сейчас лучше, чем вчера. Скажем, в этой ситуации может оказаться, что при всех позитивах результата собственного опыта, в сравнении с опытом других он проигрывает. Как следствие, резкое снижение эмоциональной удовлетворенности.

Низкий уровень наблюдается в том случае, когда в каждой из обозначенных областей эмоциональной удовлетворенности отме­чается минимально возможное число совпавших ответов (три из одиннадцати), причем коэффициент соотношения по шкале "различий" не должен быть менее 0,6. При этом уровне эмоциональная удовлетворенность может носить оттенок пессимизма или в определенной мере разочарования при сравнении показателей измеряемых по разным шкалам.

Уровень эмоциональной неопределенности присущ ситуациям, когда вопреки ожиданиям свершается удовлетворяющее респондента событие или неожиданно сравнение многих показателей дает позитив­ную диспозицию. Для этого уровня характерен и "наивный" опти­мизм с завышенной самооценкой, который подспудно ощущается как состояние неуверенности, неподкрепленности, а значит малой на­дежности. Неустойчивость в любой момент может актуализировать крайние значения.

Исследование эмоциональной удовлетворенности семьей, дина­мики ее формирования является одной из значимых проблем социаль­ной психологии малых групп, где удовлетворенность рассматривается в качестве важного показателя психологического здоровья семьи и уровня ее жизнедеятельности.

 

 

Описание. Теоретическую основа данной методики исследования составляет концепция потребностей личности как побудителя ее активности к деятельности, известно, что любой супружеский союз

11. Частная методика №6 -"Устремленность на семейное долголетие"
заключается для удовлетворения определенных потребностей. Семья, как группа близких родственников, объединенных общесемейными (супружескими) интересами и ведущих общее домашнее хозяйство функционирует ровно столько, как долго и насколько удовлетворяются разнообразные (определенные нормами семейной жизни) потребности каждого члена семьи. Исходя из этого, основу опросника составило положение о том, что устремленность на семейное долголетие это многогранное качество индивида. При этом учтено то обстоятельство, что оно яв­ляется и психическим свойством личности, проявляющемся в тяготе­нии и направленности к полному удовлетворению потребностей семей­ной жизни и одновременно к реализации своих способностей по раз­витию семьи на каждой последующей стадии ее жизнедеятельности. Устремленность на семейное долголетие самым тесным образом связана со стабильностью семьи, которая является одной из ее главных де­терминант. Как показал обобщенный анализ данных, полученных при исследовании зависимости между этими двумя показателями, коэффи­циент корреляции составил 0,36. У респондентов-мужчин его значение увеличивалось и становилось еще больше при использовании субъектив­ных показателей стабильности семейной жизни. Это объясняется тем, что мужчина больше, чем женщина нуждается в браке, особенно при наличии детей. Четкая зависимость была обнаружена между уровнем взаимодействия членов семьи в планировании и реализации семейных перспектив и устремленностью на семейное долголетие.

Эти зависимости предопределили структуру и содержание опросника, в котором, с одной стороны, отражается суть психологических компонентов личности в семейном взаимодействии, а с другой - учитывается характеристика факторов стабилизации семьи.

Оптимизация семейного взаимодействия достигается при следую­щих условиях: а) наличие у членов семьи (группы) стремления к пониманию и принятию своей роли и роли других; субъективного при­знания целесообразности своей деятельности для остальных членов семьи; склонность к планированию семейных целей, перспектив, то есть активизацией познавательного компонента психики личности и на его основе взаимопонимания; б) постоянная потребность в раз­нообразных контактах с близкими; стремление к обязательному согласованию своих намерений с планами других членов семьи, пред­расположенность к устройству благополучной семейной жизни, то есть стимулировании мотивационного компонента личности, в котором важ­ное место принадлежит взаимопомощи; в) высокое чувство ответст­венности за ход и исход семейной интеграции, уверенности в ее необходимости и успешности, то есть, развитие эмоционального компо­нента, а значит и достижение взаимного доверия между членами семьи; г) наличие решительности целеустремленности и настойчивости в устранении неприемлемых для семейного взаимодействия личностных качеств и привычек, то есть активизация волевого компонента и его важнейшего показателя - взаимотерпения.

Исходя из особенностей самого явления "семейное долголетие", а также ввиду того, что одной из закономерностей формирования личности является взаимообусловленность внутренних устремлений человека и внешних воздействий на него", для оценки уровня потен­циальной готовности и настроенности члена семьи на длительную ак­тивную причастность к семье, был разработан и избран коэффициент устремленности на семейное долголетие. Он представляет собой среднее арифметическое значение (Хср) степени проявления у респондента основных компонентов оптимизации семейного взаимодействия (ПК - познавательного, МК - мотивационного, ЭК - эмоционального, ВК -волевого), а также степени проявления его отношений к факторам стабилизации семьи (ФСС).

0.05

К усд = — (Х ср ПК + X ср MK + X ср ЭК + X ср ВК ) + 0.025 X ср ФСС;

ñ

где ñ - число значимых компонентов, подлежащих оценке.

Для оценки уровня устремленности личности на семейное долголетие посредством само- или экспертной оценки, избрана 3-х балльная шкала порядков с указанием степени субъективного проявления (или внешнего проявления при экспертной оценке) изучаемого показателя. Обозначенные в опроснике ответы соответствуют: а) - 2 баллам; б) - 1 баллу, в) 0 баллов. Причем, было определено, что К усд < 0,375 соответствует низкому уровню (пассивному), К усд = 0,375 ¸ 0,65 - сред­нему (активному выборочному) и К усд > 0,65 - высокому (активному всестороннему) уровню устремленности на семейное долголетие.

Устремленность на семейное долголетие каждого респондента обусловливает в конечном счете оптимальность их семейного долго­летия и в определенной мере психологическое здоровье семьи.

Высокий уровень устремленности на семейное долголетие пред­полагает активный всесторонний тип семейного взаимодействия, при котором у респондента все или более половины изучаемых показателей достаточно полно проявляются в семейных отношениях. Это значит, что для него характерна не только оптимальность контактов во всех сферах жизнедеятельности семьи, но и их необходимая содержатель­ность, прочность и продолжительность. Этому уровню соответствует понимание своей роли в развитии внутрисемейных взаимоотношений, приоритет семейных над личными планами, разумный учет факторов стабилизации семьи. Налицо стремление к совместному решению акту­альных и перспективных проблем семьи.

Средний уровень - соответствует наличию у респондента семейно значимых мотивов, позиций и взглядов, но отличающихся вы­борочной открытостью. Внутреннее отношение респондента может вы­ражаться как в уважении, так и в неуважении, доверии - недоверии, удовлетворенности - неудовлетворенности, заботе - безразличии, терпимости - нетерпимости и т.п. Интенсивность контактов, их со­держательность, притягательность, конструктивность в определении перспектив носят выборочный, а порой и временный характер. Стрем­ление к согласованию целей, планов, способов их достижения выра­жено слабо. Очевидна неполная готовность и настроенность на пер­спективу и носит оттенок необходимости, выжидательности. Актив­ность в достижении целей семьи выборочная.

Низкий уровень устремленности на семейное долголетие представляет собой в целом пассивное отношение личности к развитию внутрисемейных отношений, к перспективам развития ее как малой группы. Он характеризуется неадекватным взаимным восприятием и оценкой друг друга в семье. Интенсивность контактов носит вялый, вынужденный характер. В отношениях имеют место недоверие, нетер­пимость и неудовлетворенность результатами, достижениями семьи. Стремление к совместной деятельности на перспективу семьи возни­кает эпизодически, неустойчивое. Отмечается неготовность личности в ряде случаев отдать предпочтение общесемейным целям и потреб­ностям.

Опросник "Устремленность на семейное долголетие" (методика № 6).

(для каждого члена семьи, индекс семьи …)

Инструкция. С помощью этого опросника Вы можете определить реальное отношение к своей семье и ее будущему устройству. Обобщенные ответы всех членов Вашей семьи позволят выявить наиболее значимые тенденции её развития и спрогнозировать её ближайшую перспективу. Из предложенных вариантов ответа на вопросы Вам нужно только выбрать соответствующий Вашим мыслям и действиям ответ и отметить в регистрационном бланке методики № 6.

1. Чувствуете ли Вы себя:

а) моложе своего возраста

б) в соответствии со своим возрастом

в) старше своего возраста

2. Влечет ли Вас к контактам с членами семьи?

а) да

б) когда как

в) нет

3. Понимаете ли Вы свою роль в укреплении семьи?

а) да

б) чаще да

в) чаще нет

4. Часто ли Вы предъявляете претензии к кому-либо из своих близких?

а) да

б) иногда

в) нет

5. Настойчивы ли Вы в достижении семейных целей?

а) да

б) чаще да

в) чаще нет

6. Объективны ли Вы в оценке своего вклада в стабильность семьи?

а) да

б) чаще да

в) чаще нет

7. Стремитесь ли Вы к согласованию своих планов с планами других членов семьи?

а) да

б) чаще да

в) чаще нет

8. Ощущаете ли Вы свою значимость для развития семьи?

а) да

б) иногда

в) нет

9. Переживаете ли Вы неудачи в реализации семейных целей?

а) да

б) не очень

в) нет

10. Целеустремленный ли Вы человек в делах, необходимых для семьи?

а) да

б) не очень

в) практически нет

11. Объективны ли Ваши близкие в оценке своего вклада в ста­бильность семьи?

а) да

б) чаще да

в) чаще нет

12. Хочется ли Вам строить новые семейные перспективы?

а) да

б) чаще да

в) нет

13. Готовы ли Вы оказать своим близким психологическую поддержку?

а) да

б) чаще да

в) чаще нет

14. Уверены ли Вы в том, что Вам дорого благополучие семьи?

а) да

б) чаще да

в) чаще нет

15. Сможете ли Вы поступиться своими будущими планами ряди интересов семьи?

а) да

б) чаще да

в) чаще нет

16. Активный ли Вы человек в достижении общесемейных целей?

а) да

б) не очень

в) нет

17. Есть ли у Вас идеал устройства благополучной семейной жизни?

а) да

б) затрудняюсь ответить

в) нет

18. Склонны ли Вы к планированию (участию в планировании) жизне­деятельности семьи?

а) да

б) затрудняюсь ответить

в) нет

19. Часто ли Вы не являетесь участником семейных ссор?

а) да

б) иногда

в) нет

20. Самоотверженны ли Вы в вопросах сохранения здоровья своих близких?

а) да

б) чаще да

в) нет

21. Можете ли Вы назвать 6 ближайших семейных (групповых) целей?

а) да

б) затрудняюсь

в) нет

22. Вас больше устраивает

а) социальная изоляция семьи

б) социальная пассивность семьи

в) социальная активность семьи

23. Умеете ли Вы понимать чувства другого члена семьи?

а) да

б) чаще да

в) чаще нет

24. Всегда ли контакты с близкими оставляют у Вас приятные переживания?

а) да

б) чаще да

в) чаще нет

25. Решительны ли Вы в преодолении семейных трудностей?

а) да

б) чаще да

в) чаще нет

26. Можете ли Вы назвать 4 перспективные семейные цели?

а) да

б) затрудняюсь

в) нет

27. Чувствуете ли Вы ответственность за будущее своей семьи?

а) да

б) иногда

в) нет

28. Удовлетворены ли Вы результатами жизнедеятельности своей семьи?

а) да

б) частично

в) нет

29. Удовлетворены ли Вы перспективами своей семьи?

а) да

б) частично

в) нет

30. Ваша физическая активность соответствует

а) более молодому возрасту, чем Ваш?

б) Вашему возрасту?

в) большему возрасту, чем Ваш?

 

Примечание: Укажите, пожалуйста, некоторые данные:

1. Ваши родители прожили совместно до 5, 10, 15, 20, 25, 30, более лет (подчеркните).

2. Вы хотели бы иметь: ни одного, 1, 2, 3, 4 и бо­лее детей (подчеркните).

3. И все-таки, лучше иметь дочь, сына (подчерк­ните).

Спасибо, успехов Вам во всем!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...