Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Регистрационный бланк методики № 2




 

Ответы «да» – «нет» Ответы «да» – «нет»
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

Образование _______________________ лет

Супружеский стаж___________ лет (для супругов)

Вид трудовой деятельности _______________________________________

Основная домашняя нагрузка _____________________________________

Любимое занятие _______________________________________________

Обработка результатов.

Для обработки результатов необходимо перенести данные за каждого члена семьи в аналитическую таблицу, присвоив предварительно каждому из них индекс 1, 2, 3, 4. При совпадении ответов респондента с ключом в шкале «согласованности» и шкале «предупредительности» номер вопроса обводится кружком и в итоге суммируется их число за каждого респондента, затем заполняется графа ∑ ГСинд и соответственно ∑ ПВСинд, а затем уже суммируются в ∑ ГСчс и ∑ ПВСчсс, и подставляется в формулу для подсчета индивидуального Кфрс , что и заносится в сводную аналитическую таблицу на каждого индивидуально.

Аналитическая таблица методики № 2

  Шкала № 1. Шкала «согласованности»   Шкала № 2 Шкала «предупредитель-ности»
Ответы респондентов Ответы респондентов «да»
               
да нет да нет да нет да нет
  Вопросы Кода                   Вопросы кода        
∑ ГСинд         ∑ ПВСинд        
∑ ГСчс   ∑ ПВСчс  

 

Для определения коэффициента функционально-ролевой согласо­ванности в семье и выявления тенденций его изменения применен ме­тод сравнительного анализа данных, полученных по каждому испытуе­мому из состава семьи. На основе их математической обработки, а также апробации динамической модели семьи выведена формула коэф­фициента функционально-ролевой согласованности (Кфрс).

 

Кфрс = 1/15n • (ГСчс + ПВСчс);

 

где ГСчс - показатель совокупной готовности членов семьи к согласованию своих действий;

ПВСчс - показатель совокупных потенциальных возможностей членов семьи к согласованию своих действий;

n - количество испытуемых членов семьи;

15 - эмпирический коэффициент

В свою очередь ГСчс = ГСм + ГСж + ГСс + ГСд

ПВСчс = ПВСм + ПВСж + ПВСс +ПВСд

Однако при обработке мы учитываем данные, полученные по шкале «достоверности» и поправка учитывается умножением индивидуального Кфрс

на то количество баллов, которое получилось по шкале достоверности. Таким образом, К фрс для каждого члена семьи может быть снижен за счет случайного или тенденциозного ответа респондента по шкале «достоверности».

Кфрс м = Кфрс ∙ Кд м; Кфрс ж = Кфрс ∙ Кд ж; Кфрс с = Кфрс ∙ Кдс; Кфрс д = Кфрс ∙ Кдд

 

Общая формула коэффициента функционально-ролевой согласованности семьи будет выглядеть следующим образом:

 

Кфрс = 1/15n • [(ГСм + ГСж + ГС с + ГСд) + (ПВСм + ПВСж + ПВСс + ПВСд)];

Например, в исследовании семьи участвовало 3 человека, т.е. n = 3, а ГСм - сумма сырых баллов по шкале "согласованность" из опросника мужа = 6; ГСж - соответственно из опросника жены = 7; ГСс - соответственно из опросника сына = 3; ПВСм - сумма сырых баллов по шкале "предупредительность" из опросника мужа = 3; ПВСж - соответственно сумма сырых баллов из опросника жены - 4; ПВСс - сумма сырых баллов из опросника сына по этой же шкале равна 2, тогда можно рассчитать коэффициент функционально-ролевой согласованности по формуле, которая примет следующий вид:

 

Кфрс = 1/(15•3) • [(6+7+3) + (3+4+2)] = 1/45 • (16+9) = 25/45 = 0,555

 

Следовательно Кфрс исследуемой семьи получился более 0, но менее 1,0, т.е. отражает какой-то промежуточный уровень внутрисемейной согласованности. Сравнительный анализ полученных опытным путем данных по шкале "согласованность" и шкале "предупредительность" позволил выявить уровни функционально-ролевой согласован­ности действий членов семьи и соответствующий им коэффициент Кфрс=1,0 ÷ 0,75

Высокий уровень согласованности соответствует Кфрс=1,0 ÷ 0,75

Средний уровень - соответствует Кфрс = 0,75 ÷ 0,3

Низкий уровень - соответствует Кфрс = 0,3 ÷ 0,1

Согласованность практически отсутствует при Кфрс = 0,1 ÷ 0

Кроме уровней Кфрс данная методика позволяет определить соотношение реального и потенциального компонентов внутрисемейной со­гласованности.

Например, предположим, что n = 3, ГСм = 10, ГСж = 10, ГСс = 10,

и ПВСм = 5, ПВСж = 5, ПВСс = 5. То есть по шкале «согласованность» и шкале "предупредительность" испытуемые показали максимум совпав­ших ответов и набрали соответственно по 10 и по 5 сырых баллов. Тогда мы получим:

 

Кфрс = 1/(15•3) • [(10+10+10) + (5+5+5) ] = 1/45 • (30+15) = 1/45 • 45 = 1,0

 

т.е. получим максимально желаемый уровень внутрисемейной согласо­ванности, в котором суть реального (30) и потенциального (15) будут соотноситься как целое к половине. Другими словами в идеаль­ном варианте ГСчс должна всегда превышать ПВСчс в два раза, а их максимальные значения в Кфрс соответственно составляют доли 0,666 и 0,333. Однако эмпирические данные чаще представляются несколько в ином виде.

Так в первом примере был получен Кфрс = 0,555, что соответствует среднему уровню внутрисемейной согласованности, где реальность выражена цифрой 16, а потенциальность - 9. Если учесть, что срединные значения этих показателей в идеале (15/45 и 7,5/45) равны соответственно 0,333 и 0,166, то при пересчете имеющихся значе­ний для исследуемой семьи (16/45 и 9/45) мы получим соответственно 0,355 и 0,2. Вполне очевидно, что 0,355 не может быть в два раза выше 0,2. Следовательно, для данной семьи мы вправе утверждать, что реальный уровень функционально-ролевой согласованности ниже того уровня, которому соответствует полученное значение Кфрс, = 0,555, ровно настолько, насколько 0,355 не достает до 0,4, чтобы быть больше значения 0,2 в два раза.

Коэффициент функционально-ролевой согласованности, отражая важную сферу жизнедеятельности семьи, интегрируется в главном ее показателе - условной единице психологического здоровья.

8. Частная методика №3 - "Социально-ролевая адекватность"
Описание. В основе данной исследовательской методики заложена идея социально-ролевой адекватности поведения членов семьи. Предполагая, что социальная роль - это нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый от каждого, кто занимает данную

позицию, а значит хочет или не хочет член семьи (муж, жена, сын, дочь и т.д.), но от него ожидают поведения, соответствующего определенному образцу ("ис­полнения роли", к примеру отца и сына), следовательно возможно принятие ее (этой роли) членом семьи или непринятие. Последнее обусловливает конфликт между приписанной ролью и личностью, что подтверждает снижение уровня развития семьи, ее психологического здоровья. Таким образом, определяется "верхняя граница" ролевых ожиданий по отношению к поведению члена семьи и "нижняя граница" требовательности семьи к нему.

В то же время существует определенный диапазон, в котором "исполнение" семейной роли (отца, сына и т.д.) рассматривается как социально приемлемое.

В содержательном плане социально-ролевая адекватность для семьи в этой методике принята в виде способности членов семьи са­мостоятельно действовать по достижению ближайших и перспективных целей, разумно распределять среди них текущую работу; в виде сте­пени дисциплинированности членов семьи в выполнении функциональных обязанностей; в видах способности семьи к эффективному контролю и коррекции индивидуальных действий отдельных членов семьи и подав­лению дезорганизационных проявлений с их стороны. И, наконец, в виде - умения семьи синтезировать в сжатые сроки выполнение ее членами определенной деятельности, а в некоторых случаях - и пси­хофизиологической и сенсомоторной совместимости членов семьи.

Исходя из этого, данная методика предназначена для изучения " верхней и нижней границы" социально-ролевой адекватности на инди­видуальном и групповом уровнях. С этой целью в нее включены три опросника: "Опросник-М"; "Опросник-Ж"; "Опросник-Д", предназначенных со­ответственно для супруга, для супруги, для детей (сына, дочери), т.е. для обычной нуклеарной семьи. Каждый из опросников включает 12 вопросов, из которых - нечетные составляют утверждения "верхней границы" ожиданий члена семьи, четные - утверждения "нижней грани­цы" ожиданий. Кроме того, вопросы структурированы на три подгруппы (по 4 вопроса в каждой) и отражают содержание "приписанных" членам семьи ролей. Каждому из членов семьи выделены традиционные роли:

I. Супругу - "муж", "отец", "добытчик-хозяин". 2. Супруге - "жена", "мать", "хозяйка - хранительница домашнего очага". 3. Сыну - "сын", "брат", "помощник". 4. Дочери - "дочь", "сестра", "помощница".

Опросник позволяет определить реально существующую ролевую структуру семьи: кто и в какой мере берет на себя инициативу и ответственность за выполнение тех или иных "приписанных" ролей. В случае, когда ролевые представления согласуются, тогда имеет место и социально-ролевая адекватность членов семьи.

Данный инструментарий легко может быть адаптировав как к боль­шему количеству членов семьи, так и для исследования большего чис­ла "приписанных" им ролей.

Опросник составлен в виде закрытой анкеты, в которой респон­денту следует ответить "да" или "нет". Причем утверждения "да" на нечетные вопросы, показывают, что член семьи следует "приписанной" роли, а утверждения "нет" на нечетные вопросы - наличие противо­речия (конфликта) между личностью и "приписанной" ролью.

Опросник - "М"

"Социально-ролевая адекватность" (методика № 3)

(для супруга, индекс семьи.....)

Инструкция. Вам предлагается принять участие в из­учении ролевого соответствия в семье. Опросник включает 12 вопросов. При утвердительном ответе на вопрос занесите, пожалуйста, в регистрационный бланк методики № 3 слово «Да», если то или иное утверждение не соответствует Вашему реальному положению в семье тогда - слово «Нет». Ориентируйтесь на первый возникший ответ.

1. Вам нравится то, что Вы делаете в семье и для семьи? Да, нет.

2. Действительно ли, что различные домашние поломки Вы устраняете после неоднократных напоминаний своих близких? Да, нет

3. Сможет ли Ваш сын (дочь) отказаться от встречи с друзьями, если Вы предложите ему (ей) свой вариант отдыха? Да, нет.

4. Не будете ли Вы настаивать на том, что материально достаточно обеспечиваете семью? Да, нет.

5. Уверены ли Вы в том, что в важной для семьи ситуации оставите тотчас же свои неотложные проблемы и включитесь в общее дело? Да, нет.

6. Часто ли Вы стали ощущать воспитательную неуверенность по от­ношению к сыну (дочери)? Да, нет.

7. Уступите ли Вы жене в конфликтной ситуации, если считаете, что она в корне не права? Да, нет.

8. Заметили ли Вы, что Ваш сын (дочь) стали избегать Ваших реко­мендаций? Да, нет.

9. Часто ли Ваша жена произносит в кругу родственников: " Мой муж самый умный"? Да, нет.

10. Часто ли Ваша жена произносит в кругу друзей слова типа: «У нас мужчины в доме нет»? Да, нет.

11. Вы уверены, что ваши просьба, поручения членам Вашей семьи будут выполнены точно и в срок? Да, нет.

12. Часто ли Вам не удается решить самостоятельно обязанности приписанной Вам роли в семье? Да, нет.

Примечание: Сообщите свое мнение по вопросу (подчеркните, пожалуйста): Какую из предложенного перечня роль Вам лучше удается ре­ализовать в семье: мужа, отца, взрослого добытчика, хозя­ина, мужчины, наставника, защитника, друга, организатора, труженика, квартиранта, эмоционального лидера, писателя, читателя и т.д. (назовите).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...