Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.3. Устойчивость к психическому стрессу




Резюме

В заключение можно обозначить ряд важных положений. Во-первых, одинаковые внешние события могут привести к развитию стрессового состояния или будут индифферентными для разных людей, — степень их стрессорного значения для конкретного субъекта определяют личностные когнитивные оценки внешних событий.

Во-вторых, одни и те же люди могут одно и то же событие в одном случае воспринимать как стрессогенное, а в другом как обычное, нормальное, — такие различия могут быть связаны с изменениями в физиологическом или в психическом статусах субъекта.

В-третьих, не каждое далее эмоционально-негативное воздействие способствует развитию последующей стресс-реакции. Стрессоподобной может быть признана только такая реакция (состояние), которая достигает пороговых уровней, где физиологические и психологические интегративные способности человека напряжены до предела.

2. 3. Устойчивость к психическому стрессу

Как было ранее показано, между внешней причиной и стрессовым состоянием личности существует опосредующий фактор. Или, как пишет Е. П. Ильин: «... причина еще не означает, что состояние, ею вызываемое, уже развилось» (Е. П. Ильин, 1980, с. 118). Так, например, ограничение двигательной активности, обозначаемое как гиподинамия, не свидетельствует еще о том, что у человека уже сформировалось состояние гипокинезии. Аналогично и наличие фрустрационной ситуации (когда желаемая цель не достигнута) еще не служит доказательством того, что развилось состояние фрустрации. Необходима определенная, пороговая длительность и интенсивность воздействий какого-либо фактора (стрессогена) для развития того или иного стрессового состояния. Величина этого порога и определяет устойчивость человека к развитию неблагоприятных состояний (Е. П. Ильин, 1980).

В качестве различных факторов, влияющих на устойчивость человека к психическому стрессу, исследователи называют различные явления: значимость события для личности (Л. И. Ермолаева, 1993; Н. Д. Левитов, 1964; Ю. Е. Сосновикова, 1975), субъективная оценка личностью ситуации (Н. И. Наенко, 1975; Ю. Б. Некрасова, 1994; Т. А. Немчин, 1979; М. Тышкова, 1987), ценности человека (К А. Абульханова-Славская, 1991; Л. И. Анцыферова, 1994), личностный смысл (М. Ю. Денисов, 1992; А. О. Прохоров, 1991), психологическая переработка (Л. И. Анцыферова, 1994, и др., что в совокупности можно назвать теми внутренними субъективными условиями, которые определяют психологическую сущность личности.

Другого рода факторы, от которых зависит быстрота возникновения того или иного вида стрессового состояния, сила переживаний, особенности поведенческих реакций личности и т. п., характеризуются как физиологические, психические, нейродинамические.

К ним относят эмоциональную устойчивость человека (Л. М. Аболин, 1987; Л. А. Китаев-Смык, 1983), индивидуальную выносливость и диапазон функциональных возможностей отдельных систем организма (В. Д. Небылицын, 1976), барьер психической адаптации (Л. П. Гримак, 1989), силу—слабость нервной системы (В. Д. Небылицын, 1976), толерантность личности (Н. Д. Левитов, 1964; Б. М. Теплов, 1985), имеющийся опыт личности в переживании напряженных ситуаций (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, В. А. Пономаренко, 1985; Г. К. Ушаков, 1987).

Важно учитывать и то предшествующее состояние, в котором личность находилась до случившейся беды, так как, «если человек недавно испытал неудачи или перенес горе, даже небольшая житейская неприятность может восприняться им как катастрофа и вызвать аффективную реакцию» (Г. К. Ушаков, 1987, с. 4). Такое многообразие точек зрения на детерминанты устойчивости человека к стрессу требует провести тщательный разбор психологической сути феномена стрессоустойчивости.

Определение психической устойчивости в широком смысле слова

Анализ стрессоустойчивости начнем с конкретизации определения психической устойчивости в широком аспекте. Закономерности индивидуального развития не могут быть полностью выявлены, если рассматривать данное понятие только как сохраняемость определенных состояний. Устойчивость, в отличие от сохранения, носит активный характер, то есть выражает, как замечает В. М. Генковска, «... момент сопротивления, который проявляет данная система к внешним воздействиям» (В. М. Генковска, 1990, с. 6).

Когда воздействие кратковременно, единично, тогда устойчивость проявляется в том, насколько быстро система вернется к прежнему состоянию. Если воздействия продолжительны по времени или многократно повторяются, то устойчивость проявляется в том, что система переходит из одного состояния в другое, при этом сохраняя основные внутренние взаимосвязи. С точки зрения системно-структурного подхода данная система предполагает наличие признака устойчивости как способности сохранять себя в условиях изменяющейся, в некоторых пределах, среды. Если система устойчива, то она относительно инвариантна, что не противоречит изменению состояния в границах некоторого допустимого диапазона (В. А. Денисов, 1985). По мнению В. Н. Генковской (1990, с. 6):

Понятие «инвариантность» для понимания сущности устойчивости является весьма важным. Живые системы способны в одно и то же время к активному самосохранению своей организации и к самодвижению, к саморазвитию.

Соответственно, устойчивость нельзя свести только к поддержанию определенных состояний, она охватывает сохраняемость процесса в целом — последовательность состояний во времени. Ее отличает активный характер (можно рассматривать как процесс и как результат), она является неотъемлемой частью развития, стороной процесса адаптации. Устойчивость, в широком смысле, нужно рассматривать как функцию двух переменных — окружающей среды и внутренней структуры системы. Можно определить устойчивость как особую организацию существования личности как системы, которая обеспечивает максимально эффективное ее функционирование. Соответственно стрессоустойчивость можно считать частным случаем психической устойчивости, проявляющейся при действии стресс-факторов. Специфичность же стресс-агентов будет определяться конкретным видом профессиональной деятельности, на анализе которых мы остановимся в соответствующем разделе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...