2.1.1. Стресс и адаптация. Таблица 2.1
2. 1. 1. Стресс и адаптация В силу того, что мы исследуем проблему стресса — адаптационного синдрома — в ракурсе профессий социономического типа, интересным представляется анализ процесса социальной адаптации в рамках психологического знания. Как можно увидеть, большинство приведенных в таблице авторов теорий личности считают, что личность является пластичным образованием, в том или иной мере способным к адаптации. Во многих концепциях личности (Оллпорт, Айзенк, Юнг) адаптационные механизмы выполняют интегрирующую, системообразующую функцию. Сравнение личностных концепций показывает, что одним из ведущих факторов дезадаптации, как и в процессе стрессогенеза, является когнитивный фактор, описываемый такими понятиями, как структурированность личностного пространства и жесткость структуры «Я» (Левин, Юнг, Салливан), когнитивная непредставленность ситуации (Гелен, Томэ), иррациональные убеждения и чувства (Фромм).
Таблица 2. 1 Сравнительные характеристики адаптационного процесса в различных концепциях личности
Н. А. Милославова (1975, с. 143) полагает: Процесс социальной адаптации может выступать не только как объективный механизм приспособления, приноровления к социальной среде (пассивное приспособление кого-либо к чему-либо), но и как механизм субъективной деятельности, направленный на приспосабливание индивида к тем или иным нормам, стандартам, меркам (активное приспосабливание кем-либо кого-либо). На активной природе механизма социальной адаптации делается акцент в концепции А. А. Реана. В связи с анализом типов адаптационного процесса в этой концепции подчеркивается активность так называемого «пассивного» типа. В данном случае речь идет об активном приспособлении личности, об активном самоизменении, самокоррекции в соответствии с требованиями среды. Просто пассивного принятия ценностных ориентаций среды без активного самоизменения быть не может, если речь действительно идет о процессе адаптации. Таким образом, критерием различения типов адаптационного процесса мы предлагаем считать не «активность-пассивность», а вектор активности, его направленность. Направленности вектора «наружу» соответствует один тип адаптации. Он характеризуется активным влиянием личности на среду, ее освоением и приспособлением к себе. Направленности вектора активности «внутрь» соответствует другой тип адаптационного процесса. Он связан с активным изменением личностью себя самой, с коррекцией собственных социальных установок и привычных инструментальных поведенческих стереотипов. Это тип активного самоизменения и активного самоприспособления к среде (А. А. Реан, 1995, 1999).
И здесь уместно обратить внимание на определение понятия адаптации, сформулированное на основе теоретических и экспериментальных изысканий Т. В. Середой (1987, с. 32), которое объединяет на содержательном уровне оба исследуемых феномена (стресс и адаптацию): Адаптация — это диалектический, системный процесс активного приспособления биосистемы к неадекватным условиям среды ценой дополнительных энергетических затрат, результатом которого является возможность биосистемы оптимально функционировать. Адаптация, по А. А. Ершову(1991), понимается как единство стресса (общего адаптационного синдрома), памяти и доминанты. Адаптация и преобразование как виды активности человека взаимообусловлены. Адаптация подчиняется не только закону сохранения равновесия, но и законам развития, экономии сил. Для преобразовательной, творческой деятельности человека необходимы такая регуляция и саморегуляция, которые позволяют ему оптимально приспособиться, усвоить диктуемые условия среды, формы, нормы, ценности поведения, поиска, активности, чтобы достичь свободы действия. Максимально активная личность оптимально приспособлена к среде. Цель адаптации — достичь оптимума эффективности деятельности, обеспечить развитие организма, человека и, как минимум, сохранить их жизнеспособность, функционирование в своей целостности. Всякая адаптация временна, имеет пределы. Так, биологические пределы адаптации организма заключены в генах, психофизиологическая адаптация к среде обусловлена возможностями темперамента, социальная адаптация осуществляется в рамках объективно складывающихся норм, ценностей, отношений, целей и убеждений (А. А. Ершов, 1991). Социально-психологическая адаптация заключается во взаимном приспособление личностей, групп путем усвоения ролей, норм, способов, форм взаимодействия в определенных условиях. Так, человек вначале «входит» в группу, приспосабливается к ней, разделяя убеждения и представления ее членов, а затем воздействует на них, изменяя их взгляды (Н. И. Сарджвеладзе, 1989).
Обобщая приведенные мнения указанных выше авторов, можно заключить, что за приспособительной активностью социальной и профессиональной адаптации усматривается преобразовательный характер этой активности, которая свойственна лишь высшему уровню организации биосистемы — человеку. Причем ее преобразовательный эффект может быть направлен как во вне, так и на перестройку личностной структуры. Такая преобразовательная активность сближает, на наш взгляд, социальный, психологический, физиологический и общебиологический аспекты понятий общего адаптационного синдрома — стресса и адаптации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|