Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информационные технологии в автоматизированных системах обработки информации и управления (АСОИУ).




 

Результатом применения новых информационных технологий является предоставление пользователю интересующих его данных в виде информационных услуг на базе информационных продук­тов. При этом данные определяются как события, записи или ин­струкции, представленные в любой конвенциональной форме, вы­ражающие любую информацию и поддающиеся компьютерной обработке.

 Совокупность данных, сформированная их производителями для дальнейшего распространения, представляет собой информа­ционный продукт, или продукт информационной деятельности, который может существовать как в вещественной, так и в неве­щественной форме. Таким образом, информационный продукт отражает информационную модель производителя, в ко­торой воплощены в первую очередь его собственные представле­ния о некоторой предметной области. Однако ценность информа­ционного продукта для пользователей, а следовательно, и его коммерческий успех зависят от того, насколько он сможет удов­летворить потребности пользователей. При этом получаемая ин­формация воспринимается как первичные данные, которым еще только предстоит стать информацией, будучи воспринятой в рам­ках информационных моделей пользователей (представлений пользователей об интересующей их предметной области).

Разумеется, производители коммерческих продуктов стараются учесть в своих моделях также и модели пользователей. Тем не менее информационные модели производителей и пользователей никогда не могут полностью совпасть, так как пользователи часто не оформляют (явно или неявно) свои до­статочно смутные представления о том, какая информация им нужна, в четкие информационные модели, что препятствует учету этих представлений в концепции продукта; если даже такие модели каким-то образом и существуют, то, во-первых, производитель может о них не знать и/или неверно их воспринимать и, во-вторых, эти модели у разных пользователей могут не совпадать друг с другом, делая тем самым построение абстрактной информационной модели «пользователя вообще» трудноразрешимой, а нередко — и не имеющей практического смысла, задачей.

Несовпадения информационных моделей производителей и пользователей проявляются главным образом в том, что пользо­вателю нужны данные в другом объеме и в другой структуре по сравнению с тем, как это сделано в информационном продукте.

Новые информационные технологии, в отличие от традицион­ных, предполагают предоставление пользователю не только ин­формационного продукта, но и средств доступа к нему (средств поиска, обработки, представления и т. п.). Эти средства позволяют пользователю не просто визуализировать содержание компьютер­ных файлов, в которых воплощен информационный продукт, но и получить информацию в объеме и формате, которые релевантны именно его потребностям.

Появление информационных услуг расширило спрос на инфор­мационные продукты, так как способствовало индивидуализации предложения данных—его приближению к индивидуальным пред­почтениям отдельных пользователей, а также сближению инфор­мационных моделей производителей и пользователей. Кроме того, пользователю не обязательно уже обладать целиком информаци­онным продуктом, что при прочих равных условиях удешевляет реально полученную информацию.

Таким образом, информационная услуга является наряду с ин­формационным продуктом важнейшей характеристикой новых информационных технологий (это единство отражается и в вошед­шей за последнее время в обиход аббревиатурой «ИПУ» —«ин­формационные продукты и услуги»).

В наиболее общем виде современные технологии коммерческо­го распространения информации подразумевают, что пользователи со своего терминального устройства «общаются» с информацион­ными продуктами, основными из которых являются базы данных (БД) при помощи специальных программных средств. Поскольку подобное «общение», или сеанс, осуществляется по схеме «за­прос—ответ» и протекает в реальном времени (т. е. отклик на запросы появляется непосредственно в ходе сеанса, а не по его окончании, как при пакетном (batch) режиме), о соответствую­щих технологиях говорят как о диалоговых, или интерактивных (online). Основные их виды—удаленные банки данных, ИПУ на технических носителях, видеотекс.

Удаленные банки данных. Этот вид технологии предполагает коллективный доступ пользователей к информационным продук­там, сосредоточенным на едином компьютере, или хост-ЭВМ (host computer), в диалоговом режиме по сетям передачи данных.

Информационными продуктами здесь выступают БД по раз­личным предметным областям, а также различные метаданные: директории, рубрикаторы и другие данные, облегчающие пользо­вателю поиск в БД. Информационные услуги предоставляются благодаря наличию разнообразных средств поиска, обработки и выдачи информации. Информационные продукты и программные средства являются главными элементами банков данных или ав­томатизированных банков данных (АБД) —основной организаци­онной формы, в которой развиваются современные технологии коммерческого распространения информации.

В соответствии с определением Международной конфедерации обществ авторов и создателей (International Confederation of Societies of Authors and Composers) банком данных назы­вается совокупность (ensemble) наборов данных, а также связан­ных и реляционных файлов. Однако не каждая совокупность дан­ных, занесенная в память компьютера, образует АБД. Для этого необходимо выполнение двух условий:

данные должны составлять некоторое единое целое, т. е. долж­ны быть отобраны на основании стабильного классификационного критерия;

к соответствующим информационным продуктам должен быть организован доступ определенного числа пользователей.

В результате АБД может быть определен как система специ­альным образом организованных данных, программных, техниче­ских, языковых и организационно-методических средств, предна­значенных для централизованного накопления и коллективного многоцелевого использования этих данных.

Базами данных называются массивы машиночитаемой информации, отно­сящиеся к определенной предметной области и организованные на соответст­вующем логическом и физическом уровнях представления. Доступ к АБД осуществляется с терминалов пользователя, которыми могут быть какое-либо специальное оборудование, но чаще всего персональные компьютеры или другие интеллектуаль­ные терминалы, позволяющие пользователю производить после-сеансовую обработку найденной информации.

Услуги АБД, или интерактивные услуги, могут предоставлять­ся в локальном (local) и удаленном (remote) режимах. В первом случае пользователь работает с терминалов, напрямую подклю­ченных к хост-ЭВМ. Удаленный режим, напротив, предполагает, что АБД может фи­зически находиться сколь угодно далеко от пользователя, так что для их соединения требуются специальные сети ЭВМ. Хотя в последнее время локальные услуги начина­ют активно конкурировать с удаленными, последние про­должают оставаться наиболее популярным видом интерактивных услуг.

Рассмотренные технологии в той или иной степени направлены на предоставление пользователю интерактив­ных услуг, т. е. услуг по поиску, обработке и выдаче информации в режиме диалога. Первоначально этот термин («online», точнее «on-line») относился только к работе пользователей с удаленными банками данных на отдельных хост-ЭВМ, соединенных линией связи («on-line» и означает буквально «на линии»). Впоследствии он был распространен практически на все новые технологии. В широком смысле понятие «online» охватывает все случаи соеди­нения и общения в реальном времени между хост-ЭВМ и терми­налом вне зависимости от того, находятся ли они в одной комна­те на разных этажах одного помещения или в разных точках пла­неты.

Большой интерес в качестве технологического средства информации представляет INTERNET. INTERNET - по определению - метосеть (совокупность взаимосвязанных сетей) со стандартизованным единым протоколом внутри- и межсистемного обмена. С точки зрения пользователей представляет собой ряд источников информации (хостов), каждый из которых имеет свой уникальный адрес. Благодаря новому протоколу хранения/просмотра информации удалось решить задачу организации доступа пользователей к информации в реальном масштабе времени (запрос-ответ). Информация может распространятся одним из следующих способов:

*  электронная почта - это канал адресного распространения информации вне реального масштаба времени(без синхронизации отправителя и получателя). Самый старый метод внутрисетевого обмена, работает даже на очень плохих и очень низкоскоростных каналах связи. На сегодня является одним из основных методов распространения информации в группах по интересам, а также важным каналам межличностного обмена информацией, равно как и каналом получения ответа по запросу.

*  FTP - средство передачи файлов вне зависимости от их структуры и содержимого. Поиск и пересылка файлов ведется в реальном масштабе времени. Возможность хотя бы частичного просмотра файлов до пересылки отсутствует. Файл (как правило в формате архива) пересылается как есть и (по получении) просматривается на машине получателя вне связи с хостом - передатчиком. Один из основных каналов свободного распространения информации и программного обеспечения. Работоспособен даже на среднескоростных каналах с высоким уровнем помех.

*  WWW (World Wide Web) - совокупность связанных гиперссылками массивов данных. Доступ к информации, поиск и просмотр- в реальном масштабе времени. Работоспособен на средних, высокоскоростных каналах с высоким качеством. Работа ведется с помощью стандартизованной универсальной программы -клиента. Данное решение позволяет объединить в единое целое от разнообразно территориально и организационно разобщенных поставщиков. Однако из-за универсальности возможности взаимодействия оказываются ограниченными и пригодными не во всех случаях.

*  Использование специальных программ-клиентов для доступа к узкоспециализированным источникам информации- это канал доступа к специальной, как правило платной, информации.

Технически возможен доступ через Internet к любой информации, однако технологические особенности Internet, как канала доступа к информации делают наиболее предпочтительным использование Internet в качестве средства эпизодического получения небольших объемов оперативной(быстро стареющей) информации. В этом случае использование альтернативных источников (CD-Rom, пресса, книги) экономически нецелесообразно. При необходимости получать большие (более 1 Мб) объемы медленно стареющей информации (энциклопедии, музейные коллекции, электронные варианты книг) использование Internet при современном состоянии каналов связи является нецелесообразным. Экономически наиболее целесообразным каналом распространения такой информации являются CD-Rom. В многих случаях целесообразны комбинированные стратегии доступа к большим массивам информации: базовый вариант информации закупается на CD-Rom вместе со специализированной оболочкой для манипулирования этой информацией; замена базового массива производится через равные интервалы времени; доступ к небольшим объемам оперативных изменений производится через Internet.

На сегодняшний день Internet является технологически наиболее совершенным каналом доступом к информации, однако резкое увеличение числа пользователей Internet, падение уровня их квалификации, увеличение объемов и номенклатуры поступаемой информации (особенно мультимедиа), создали критическое положение с каналами связи. Имеющиеся каналы, в т.ч. каналы из государственных резервов, перегружены выше всех допустимых пределов, состояние же каналов последней мили, связывающих пользователя Internet с провайдером,(как правило по коммутируемым телефонным линиям общего пользования) в России является хуже чем катастрофическое. Несмотря на высокую относительную прибыльность телематических услуг, низкое качество каналов связи не дает возможности воспользоваться этими услугами широкому кругу потенциальных клиентов, уменьшая тем самым валовую прибыль. Как следствие объем собственных инвестиционных средств необходимых для модернизации каналов связи оказывается недостаточным.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...