Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конъюнктурообразующие факторы




ТЕМА: СОВРЕМЕННЫЙ МИРОВОЙ РЫНОК, ЕГО СТРУКТУРА

И КОНЪЮНКТУРА

МИРОВОЙ РЫНОК НАЧАЛА XXI В., ЕГО СТРУКТУРА

 

В экономической теории используются раз­личные понятия, связанные с рынком: внутренний, национальный, международный и мировой рынок.

Внутренний рынок – сфера экономического общения (обмена), в рамках которой все произведенное и предназначенное для продажи реализуется внутри данной страны. Иными словами, по­нятие «внутренний рынок» предполагает такие рыночные отношения, при которых отечественные продукты не уходят из страны, продаются отечественным потребителям.

Национальный рынок – рынок данной страны, часть которого связана с международным обменом (экспортом и импортом товаров и услуг). Таким образом, внутренний рынок дополняется той частью экономического пространства данной страны, кото­рая связана с международным экономическим обменом.

Международный рынок – совокупность сегментов националь­ных рынков, которые связаны с зарубежными рынками и ори­ентированы на иностранных покупателей и продавцов.

Мировой рынок – это целостное и внутренне взаимосвязанное общемировое единство рынков то­варов, услуг, капиталов, рабочей силы, а также информации, это единое рыночное пространство в общем комплексе государств современного мира. В условиях глобализации экономики термин «мировой рынок» все больше приобретает свой подлинный смысл.

К основным чертам мирового рынка относятся следующие.

1. В его основе лежит развитие рыночного хозяйства, выходящего в поисках сфер и объектов сбыта, эффективного между­народного взаимодействия в целом за национальные рамки.

2. Мировой рынок находит свое проявление в межгосудар­ственном перемещении товаров, услуг и основных факторов про­изводства (рабочей силы, капитала) под воздействием соотноше­ния не только внутренних, но и внешних спроса и предложения.

3. Мировой рынок (в большей степени, чем внутренний) оптимизирует использование факторов производства, направляя их движение в наиболее экономически эффективные сферы рынка.

4. Мировой рынок выступает в качестве своеобразного «фильтра», выбраковывающего из международного обмена те или иные товары, не соответствующие международным стандартам качества и не выдерживающие жестких требований международной конкуренции. При этом из сферы международного обмена выводятся как товары, так и производящие и реализующие их фирмы, которые при таком развитии событий могут оказаться банкротами.

В связи с этим в международной торговле различаются понятия так называемых торгуемых товаров, которые реализуются на зарубежных рынках, и неторгуемых товаров, которые не реализуются за рубежом, а реализуются лишь в той стране, где они были произведены.

Вместе с тем деление на торгуемые и неторгуемые товары обладает условностью. Так, на практике чаще всего используют деление на торгуемые и неторгуемые товары, основанное на Международной стандартной промышленной классификации, принятой в ООН. Эта классификация включает 9 групп товаров, из которых к торгуемым относятся три первые группы, а шесть остальных к неторгуемым.

А. Торгуемые товары (по Стандартизированной промышленной классификации — группы 1–3):

1) сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство и рыболовство (их продукция);

2) продукция добывающей промышленности;

3) продукция обрабатывающей промышленности.

Б. Неторгуемые товары (группы 4–9):

4) коммунальные услуги и строительство;

5) оптовая и розничная торговля, рестораны и гостиницы;

б) транспортировка, хранение и связь и финансовое посредничество;

7) оборона и обязательные социальные услуги;

8) образование, здравоохранение и общественные работы;

9) прочие коммунальные, социальные и личные услуги.

Анализ указанной классификации свидетельствует об определенной ее условности. Действительно, такие неторгуемые (по данной классификации) товары, как, например, вооружение, являются предметами весьма активной международной торговли.

Однако, несмотря на отмеченную условность классификации товаров на торгуемые и неторгуемые, это деление имеет вполне определенный смысл. Если страна располагает достаточно широким спектром торгуемых товаров, то она может проводить гибкую и эффективную внешнеэкономическую, а также внутреннюю экономическую политику, осуществляя в случае необходимости маневрирование соответствующими товарами в их реализации как на внутреннем рынке, так и за рубежом.

Торгуемые товары распадаются на экспортируемые и импортируемые товары.

В свою очередь экспортируемые товары распадаются на товары реального экспорта и субституты экспорта (те отечественные товары, которые в данный момент продаются на внутреннем рынке, но в определенной ситуации могут быть реализованы и за рубежом). Импортируемые товары (по аналогии) распадаются на товары реального импорта и субституты импорта (те отечественные товары, которыми в случае необходимости можно заменить иностранные товары).

С понятием «товары–субституты импорта» связано такое направление экономической политики, реализованное в целом ряде стран мира, как импортозамещение. В процессе осуществления политики импортозамещения (нередко с привлечением при этом иностранных инвестиций) страны постепенно замещают отдельные импортируемые виды продукции или отдельные узлы, комплектующие изделия для производства конечной продукции на отечественную продукцию, стремясь при этом максимально активизировать отечественное производство.

По принятым в мире стандартам статистики международной торговли критерием для признания торговли международной, а продажи и покупки товаров соответственно экспортом и импортом является факт пересечения товаром таможенной границы и фиксация этого в соответствующей таможенной отчетности.

Основной формой проявления мирового рынка выступает развитие международной торговли товарами и услугами (сопровождающиеся международным движением капитала, рабочей силы, международным информационным обменом). При этом весьма существенное значение приобретают проблемы исследования конъюнктуры мирового рынка и ее формирования.

 

КОНЪЮНКТУРА МИРОВОГО РЫНКА И ОСНОВНЫЕ

КОНЪЮНКТУРООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ

 

Одной из основных характеристик мирового рынка является его конъюнктура. В широком смысле под конъюнктурой понимается конкретное состояние (ситуация) на данном рынке в определенных временных, географических и иных рамках, складывающееся под воздействием совокупности целого ряда факторов (конъюнктурообразующих факторов).

Всестороннее исследование конъюнктуры рынка является важной проблемой экономической теории и практики. При этом в исследовании конъюнктуры на разных уровнях различают:

1) общеэкономическую конъюнктуру (положение в мировом хозяйстве в целом, в регионе (группе стран), в экономике отдельных стран);

2) конъюнктуру отдельных сегментов мирового рынка и отраслевую конъюнктуру;

З) конъюнктуру рынков отдельных товаров и услуг. В реальной практике эти уровни конъюнктуры взаимосвязаны.

С точки зрения временных критериев выделяют:

– текущую конъюнктуру;

– кратко- и среднесрочную конъюнктуру;

– долгосрочную конъюнктуру.

Конъюнктура мирового рынка постоянно изменяется под воздействием широкой совокупности конъюнктурообразующих факторов (экономических, научно-технических, политических, социальных, природных и др.).

К экономическим конъюнктурообразующим факторам относятся:

– инфляционные процессы;

– уровень процентных ставок банков по кредитам;

– величина дефицита государственного бюджета;

– внутренний инвестиционный спрос;

– состояние платежного баланса страны;

– величина внешней задолженности страны;

– колебания обменных курсов валют и др.

Научно-технические факторы определяются развитием НТП в различных отраслях и подразумевают внедрение новых материалов, технологий, изобретений и усовершенствований, которые делают одни отрасли растущими и развивающимися (электроника, фармацевтика, автомобилестроение и др.), а другие – затухающими ().

К политическим факторам можно отнести:

– войны (локальные и региональные);

– террористические акты;

– государственные перевороты;

– политическая нестабильность в мире, регионе, стране и др.

К социальным факторам можно отнести:

– структуру населения;

– уровень доходов населения;

– предпочтения в спросе, вызванные религиозными, историческими или традиционными причинами и устоями;

– уровень занятости населения и др.

Природные факторы особенно влияют на конъюнктуру рынков сельскохозяйственной продукции (стихийные бедствия, экологические катастрофы, эпидемии среди сельскохозяйственных животных и др).

Важнейшими конъюнктурообразующими факторами так же являются:

циклический характер самой рыночной экономики и, как следствие этого, всего мирового хозяйства (с сохранением всех фаз экономического цикла);

государственное вмешательство в экономику (государство использует доступные экономические рычаги и инструменты для вывода экономики из кризисных ситуаций, стимулирования развития перспективных отраслей, регулирования внешней торговли, стимулирования НТП и др.);

степень монополизации рынка (на мировом рынке конкуренция более острая, так как участниками ее являются ТНК. Чем выше степень монополизации рынка тем больше искусственное воздействие на него со стороны монополистических и олигополистических объединений).

Все вышеперечисленные факторы подразделяются на:

а) постоянные и переменные;

б) циклические и нециклические;

в) стимулирующие развитие рынка и сдерживающие его;

г) по срокам действия на: кратко-, средне- и долгосрочные.

Конъюнктурные колебания, как сказано выше, в значительной степени связаны с циклическим характером развития экономики. При этом действуют длинные циклы («волны») конъюнктуры (так называемые «циклы Кондратьева» – по имени известного отечественного исследователя этих проблем Н.Д. Кондратьева (1892–1938)). В основе этих длинных циклов (волн) конъюнктуры лежат крупные научно-технические открытия, связанные с появлением принципиально новых продуктов (товаров), порождающих на весьма длительный период (25–30 лет) «волны» конъюнктуры до исчерпания основных научно-технических преимуществ данного продукта.

Помимо циклических факторов действуют постоянные и переменные нециклические факторы. К постоянно действующим нециклическим факторам можно отнести, например, регулирование экономики государством, а также воздействие на конъюнктуру со стороны ведущих монополистических объединений, ТНК, политические факторы, которые могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на конъюнктуру рынка.

Вместе с тем, постоянно действующие конъюнктурообразующие нециклические факторы имеют свою собственную (хотя и нередко скрытую) цикличность. Так, например, даже в производстве и реализации такого специфического вида продукции как вооружение есть своя собственная циклич­ность, связанная с переходом от одних поколений вооружений к другим.

Непрерывным считается НТП, однако на практике в появлении крупных научно-технических достижений есть свои логика и цикличность, когда накопление научных знаний приводит на определенном этапе к качественному сдвигу, скачку в той или иной области науч­но-технического развития. Это неизбежно порождает новые «вол­ны» в развитии производства и, естественно, оказывает значи­тельное воздействие на конъюнктуру рынка. По существу, цик­лическим фактором является и имеющая место в ряде отраслей сезонность производства и потребления (сельское хозяйство, сезонность в одежде, обуви и т.д.).

В начале XXI в. существенное значение в исследовании конъ­юнктуры мирового рынка имеет анализ тенденций, которые ре­ализуются в так называемой теневой экономике, т.е. в эконо­мике, хозяйственная деятельность в которой либо не регистри­руется, либо скрывается от государственного наблюдения. При этом в теневой экономике может скрываться как законная дея­тельность по производству товаров в домашних хозяйствах (ими же в определенной степени и потребляемых), не подлежащая офи­циальному регистрированию и налогообложению (примером такого рода является производство сельскохозяйственной продукции на личном участке). Это – так называемая «неофициальная» экономика».

Однако есть и незаконная деятельность, в сокрытии которой хозяйствующие субъекты могут быть заинтересованы по следу­ющим причинам:

• эта деятельность может быть насильственно прекращена государством (продажа наркотиков, нелегальная продажа оружия, проституция и др.);

• участвующие в такого рода деятельности субъекты хотели бы уйти от уплаты налогов, акцизов, таможенных сборов (при контрабанде продукции) и других официальных платежей.

По имеющимся оценкам на рубеже XX–XXI вв. в развитых странах теневая экономика была эквивалентна 12–15 % ВНП, в странах с переходной экономикой – 23, а в развивающихся странах – 33 % ВНП. Среди промышленно развитых стран не­легальный бизнес был наиболее развит в Италии, Испании и Бель­гии (23-28 % ВНП), наименее развита была теневая экономика в Швейцарии, Японии и США – около 10 % ВНП. В России те­невая экономика оценивалась Госкомстатом России в этот пе­риод в 30 %.

По отдельным развивающимся странам имеются по оценкам экспертов более внушительные показатели удельного веса теневой экономики. Так, в Нигерии, например, они приближались к 80 % ВНП, у Египта и Таиланда эти показатели составляли около 70 %. Фактически «черной дырой» мировой экономики была к концу XX в. Албания, в которой процветала нелегальная торговля нар­котиками и оружием. При среднегодовом доходе на душу насе­ления в 70 долл. на три с небольшим миллиона граждан этой страны приходилось 500 тыс. автомобилей (еще в 1990 г. их было всего 5 тыс.), 60 % от общего числа которых были «мерседесы», а 9 из 10 автомобилей были угнаны из стран Западной Европы.

Таким образом, теневая экономика является неучтенным (или неполностью учтенным) сегментом глобализирующейся мировой экономики (и сама по себе фактически стала глобальным явле­нием и соответственно глобальной проблемой современного мира). Очевидно, что это обстоятельство необходимо в макси­мальной степени учитывать при исследовании конъюнктуры современного мирового рынка.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...