Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типах мировых товарных рынков




Анализируя действие этих факторов, необходимо в полной мере учитывать специфику различных типов мировых товарных рынков и, соответственно, специфику ценообразования на них. При этом следует принимать во внимание, прежде всего, положение на мировом рынке продавцов и покупателей. Как и во внутренней торговле, в международной торговле тоже есть рынок продавца (где цену диктует продавец) и рынок покупателя (где складыва­ется обратная ситуация – цену диктует покупатель товара).

Однако рынки продавца и покупателя – это фактически край­ние, полюсные ситуации в современной рыночной экономике. На практике положение на мировом рынке постоянно меняется (это справедливо ко многим товарам), и чаще всего имеет мес­то промежуточная ситуация, когда активно воздействуют на цены и продавцы, и покупатели. Например, НТП постоянно влияет па мировой рынок как через производство (а тем самым и через предложение товаров), так и посредством формирования и из­менения потребностей (что оказывает воздействие на динамику и структуру спроса).

Главным критерием классификации основных типов мировых товарных рынков является характер и степень свободы конкуренции. На основе этого критерия можно выделить следующие типы рынков:

• рынок совершенной (свободной) конкуренции;

• рынок «чистой» монополии;

• рынок монополистической конкуренции;

• олигопольный рынок (рынок конкуренции немногих поставщиков).

Рассмотрим каждый из указанных типов рынков.

1. Характерными чертами рынка совершенной (свободной) конкуренции являются: значительное количество конкурирующих между собой продавцов и покупателей; относительная однородность поставляемой на данный рынок продукции. В процессе конкуренции между субъектами данного рынка (продавцами и покупателями) происходит своего рода «утряска» цен, в результате чего они устанавливаются на определенном уровне. Экспортеры в подобной ситуации нередко идут на скидку в цене (на практике в размере 3–5 % от ее величины), выигрывая при этом на наращивании общих объемов продаж.

2. Специфика рынка чистой монополии состоит в том, что здесь господствует один поставщик данного товара, который и является монополистом. Он диктует цены на рынке и изменяет их, сочетая эти операции с соответствующими изменениями в объеме продаж товара. При этом на практике продавец-монополист вынужден исходить не из максимальной, а из некой оптимальной цены, которая формируется с учетом широкого комплекса ценообразующих факторов.

В настоящее время можно назвать немного примеров «чис­тых» монополистов на международных товарных рынках. В ча­стности, на рынке алмазов «чистым» монополистом фактичес­ки является знаменитая компания «Де Бирс».

3. Рынок монополистической конкуренции предполагает сосуществование нескольких фирм-монополистов. При этом в моделях монополистической конкуренции имеются две ключевые посылки.

Во-первых, каждая из указанных фирм выпускает продукцию, несколько отличающуюся от продукции фирм-конкурентов. Тем самым ситуация складывается таким образом, что покупатели совсем не обязательно начнут покупать товары других фирм в случае незначительного повышения цен на них у данной фир­мы-монополиста. Дифференциация товаров в данной ситуации делает фирму монополистом на особую разновидность одного и того же вида продукции. С учетом подобных обстоятельств рассматриваемая нами фирма оказывается в определенной мере вне конкуренции.

Во-вторых, модель монополистической конкуренции предпо­лагает, что фирма принимает цены конкурентов как данные, тем самым, игнорируя влияние собственных решений в области цен на ценовую политику других производителей. Поэтому в моде­ли монополистической конкуренции подразумевается, что хотя каждая фирма в действительности конкурирует с другими, она до известного предела может вести себя как монополист.

В качестве примера такой международной монополистичес­кой конкуренции можно привести автомобильный рынок Европы, где группа ведущих фирм («Форд», «Дженерал Моторс», «Фоль­ксваген», «Рено», «Пежо», «Фиат», «Вольво», «Ниссан») предла­гают достаточно разные, но конкурирующие между собой совре­менные автомобили.

На практике нередко вместе с фирмами-монополистами на таком рынке пытаются действовать и менее сильные фирмы, стремящиеся закрепиться в этой сфере бизнеса (на этом сегменте рынка). Характер ценообразования на данном типе рынка — конкурентный, но с преобладанием монополизма. В случае взвинчивания цен монополиями их конкуренты начинают иг­рать на понижение, в результате чего устанавливаются более низкие цены.

В реальной экономической практике такие рынки испытывают на себе влияние процессов диверсификации деятельности фирм, которые стремятся расширить круг производимых и реализуемых ими товаров и проникнуть на новые рынки.. Это позволяет им избегать тяжелых последствий экономического спа­да, который нередко носит волнообразный характер и по-разному проявляется в разных отраслях. В этом смысле политика дивер­сификации производства выступает как форма антикризисной и антициклической политики. Отметим также, что крупный кор­поративный бизнес не только диверсифицирует свое производ­ство, но и осуществляет диверсификацию сфер своей деятель­ности (например, действует не только в производстве, но и в банковской сфере, страховом, консалтинговом, информационном бизнесе и т.д.).

Растет и конкуренция со стороны фирм, производящих так называемые товары-субституты (товары, способные замещать другие, например пластмассы и металл, шерсть и химическое волокно и т.д.). Таким образом, конкуренция проявляет себя и на рынках, которые в настоящий момент времени представ­ляются в значительной степени монополизированными.

4. Суть олигопольного рынка состоит в том, что на нем имеет место конкуренция немногих фирм-поставщиков, которые, по существу, делят крупные сегменты рынка. Как правило, при этом фирмы заключают между собой соответствующие соглашения. В ряде случаев они заключают соглашения и с правительствен­ными органами тех стран, на рынках которых оперируют. Име­ют место и «неофициальные» (тайные) договоренности между фирмами о разделе соответствующих рынков. Формой соглаше­ний, связанной с олигопольными рынками, является картель – соглашение, устанавливающее обязательства для всех фирм-уча­стниц по объемам производства и реализации продукции, доле (квоте) каждого из участников в общем объеме производства и сбыта продукции, по ценам, условиям найма рабочей силы, об­мену патентами. Картели формируют картельные цены, которые позволяют участникам соглашения, поддерживая высокую до­ходность, сохранять и укреплять свое присутствие на данных рынках.

Типичным примером международного картеля является ши­роко известная Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК, OPEC – Organization of the Petroleum Exporting Countries), кото­рая периодически принимает решения о сокращении или уве­личении объемов (квот) добычи нефти (что, естественно, влия­ет на цены).

Оценивая специфику ценообразования на различных типах мировых товарных рынков, необходимо учитывать и фактор влияния государства на цены международной торговли. Характерная особенность состоит в том, что на практике воздействие государ­ства на цены международной торговли оказывается тем сильнее, чем больше и активнее оперируют на мировом рынке фирмы данной страны. При этом влияние государства на цены междуна­родной торговли может носить как прямой, непосредственный, так и косвенный, опосредованный характер.

В качестве форм воздействия государства на цены междуна­родной торговли можно назвать следующие:

1. Государство определенным образом регулирует внутренние цены и тарифы (например, на транспорт, электроэнергию) и тем самым оказывает воздействие на цены тех товаров, которые фирмы данной страны экспортируют.

2. Государство может субсидировать (брать на себя определенную часть расходов) отечественный экспорт с целью его поддержки, тем самым создавая предпосылки для снижения цен на экспортируемые отечественные товары и повышения международной конкурентоспособности отечественных фирм-экспортеров. Например, в ряде случаев государство берет на себя расходы по финансированию НИОКР, связанных с производством экспортной продукции.

3. Государство может проводить соответствующую таможенную политику в области импорта. Например, устанавливая низкие импортные (ввозные) пошлины на поступающие из-за границы сырье и комплектующие изделия, из которых производится в данной стране экспортная продукция, оно тем самым влияет и на цены, по которым данная продукция будет экспортироваться.

4. Государство может устанавливать определенные количественные ограничения, квоты во внешней торговле. Например, в рамках некоторых торговых союзов и интеграционных группировок практикуется так называемое «добровольное ограничение экспорта», когда страны по взаимному согласованию сдерживают экспорт тех или иных товаров (что дает возможность поддерживать на соответствующем уровне цены на них).

5. К формам прямого воздействия государства на цены международной торговли можно отнести антидемпинговые меры и процедуры. В документах ВТО демпинг определяется как экспорт товаров по ценам ниже уровня внутренних цен на эти товары в стране экспорта или ниже сопоставимых экспортных цен на аналогичные товары, экспортируемые третьей страной, находящейся в аналогичных условиях. Иными словами, речь здесь идет о реализации товаров – в данном случае через каналы внешней торговли на рынках зарубежных государств – по ценам ниже уровня, «нормального» для стран-экспортеров (искусственное снижение цен во внешней торговле).

Во многих случаях демпинг квалифицируется как форма недобросовестной конкуренции. Демпинг может использоваться фирмами-экспортерами в целях внедрения и закрепления на за­рубежных рынках. Нередко демпинг, по существу, поддерживается правительствами государств, экспортирующих данный товар, когда те субсидируют экспортные поставки из средств го­сударственного бюджета.

6. Еще одним инструментом прямого воздействия государ­ства на цены международной торговли является налоговое ре­гулирование. Яркий пример такого рода – использование нало­га на добавленную стоимость, НДС (VAT – value-added tax), которым облагаются (или не облагаются) ряд экспортных и им­портных товаров, что отражается на внешнеторговых ценах на соответствующие товары и их международной конкурентоспо­собности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...