Схема 3. Монархия в современном мире
Дуалистическая монархия - это переходная форма правления от абсолютной к парламентарной монархии. Она характеризуется следующими основными признаками: v монарх выполняет функции реального главы государства; v наряду с монархом существуют и иные высшие органы государственной власти (парламент и правительство); v некоторые члены парламента назначаются монархом (в отличие от парламентарной монархии, где парламент избирается народом); v члены правительства назначаются монархом, и правительство несет ответственность лично перед монархом. Дуалистическими монархиями на сегодняшний день являются: Кувейт, Иордания, Непал. Конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества и представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха ограничивается представительным органом, что закрепляется, как правило, в конституции, утверждаемой парламентом. Монарх не вправе ее изменить. Если в абсолютной монархии конституция и парламент отсутствуют, разделения властей не существует, вся полнота власти сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха, то в дуалистической государственная власть носит двойственный характер. Фактически и юридически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом, который законодательствует. Управление страной осуществляет монарх, перед которым (а не перед парламентом) несут ответственность министры. Правительство образуется независимо от партийного состава в парламенте. Дуализм заключается в том, что монарх преимущественно выражает интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоев населения. В настоящее время такая форма правления практически себя изживает.
Парламентарная монархия - это такая форма правления, где власть монарха ограничена парламентом. Признаками парламентарной монархии являются: v наряду с монархом функционируют и иные высшие органы государственной власти (парламент, правительство и др.); v парламент избирается народом; v правительство формирует партия, завоевавшая большинство мест в парламенте; v правительство несет ответственность перед парламентом; v действует принцип разделения властей; v властные функции монарха ограничены и в основном носят церемониальный характер (представление государства за рубежом, принятие отставки правительства, вручение государственных наград и т. д.). В настоящее время парламентарными монархиями являются: Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Япония, Испания, Нидерланды, Норвегия и др. В парламентарной монархии король царствует, но не правит; правительство формируется парламентом из представителей определенных партий (или партии), получивших большинство голосов на выборах, и ответственно только перед ним; лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мандатов, становится главой правительства; законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом; в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически символична. Таким образом, монархии как форме правления присуще общее свойство: сосредоточение верховной власти в руках одного лица - главы государства, который получает эту власть по праву наследования, причем пожизненно (до его совершеннолетия управляет государством регент или регентский совет). Исходя из типов монархий, организация власти строится по различным принципам: рабовладельческая монархия воплощала деспотическую власть рабовладельцев; феодальная монархия отражала иерархическую структуру феодальной земельной собственности, а впоследствии централизацию власти феодалов в лице монарха; буржуазная монархия строится с учетом принципа представительного правления.
Изучив, классификацию монархий можно выявить следующее, что монархия - это внешняя форма выражения власти, которая обретает воплощение как организация власти исторически определенных политических сил, очень гибкое и способное приспосабливаться к различным условиям учреждение. Изучив монархию как форму правления, её видов необходимо перейти к изучению республики и её классификации. Классификация республик Республика - это такая форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом на основе всенародного голосования, т. е. источником власти выступает суверенный народ. В республиках высшие органы государственной власти коллегиальные и в основном выборные (глава государства - президент, парламент), которые избираются на определенный срок. Должностные лица выборных органов государственной власти несут политическую ответственность перед своими избирателями. Она может выражаться в таких формах, как досрочный отзыв депутата, роспуск парламента, уход в отставку правительства, отрешение от должности президента. Республика (от греческого res - дело, publica - общество; res publica - общественное дело, государство) - это форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выборным на определенный срок органам власти. Республика, как и монархия, в различные эпохи воплощала государственную власть конкретных политических сил, обладающих этой властью, и поэтому принимала конкретно-исторический облик. История государственно-организованного общества знает несколько основных разновидностей республиканской формы правления, которые зарождаются еще в условиях рабовладения. Демократическая республика существовала в Афинском государстве (V-IV вв. до н. э.), что обусловливалось социальной структурой общества, характером рабовладения, не признающим превращения свободных афинян в рабов, наличием коллективного рабовладения, существованием эффективной системы органов государственной власти, имеющих строго определенные функции. Ведущая роль среди государственных органов отводилась демократическим коллегиальным органам (Народному Собранию и Совету пятисот), которые решали наиболее важные вопросы государственной жизни, магистратура же выполняла второстепенные функции.
Аристократическими республиками были Спарта (V-IV вв. до н. э.) и Римское государство (V-II вв. до н. э.), выражающие преимущественно интересы аристократической части населения. В эпоху феодализма существует республиканская форма правления в городах-республиках (Флоренция, Генуя, Венеция - в Италии; Новгород и Псков - в России; вольные города в Германии, Англии, Франции). Феодальные республики образуются в результате укрепления могущества и самостоятельности крупных городов, за которыми признается право на самоуправление, издание законов, осуществление суда над горожанами и т. п. Наиболее важная особенность заключалась в признании свободы граждан и свободы рыночных отношений. Эпоха капитализма породила парламентарную (парламентскую) и президентскую республики - формы, неизвестные прежним эпохам. Республики подразделяются на президентские и парламентские (Схема 4). Схема 4. Республика в современном мире
Парламентарная республика - разновидность формы правления, при которой значительная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые имеют большинство голосов в парламенте, оно ответственно перед ним, правомочно осуществлять управление страной до тех пор, пока пользуется его доверием. В противном случае правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения новых парламентских выборов. Главной функцией парламента являются законодательная деятельность и контроль над исполнительной властью, разработка и утверждение государственного бюджета, определение основных направлений социально-экономического развития страны, решение вопросов внешней политики.
Глава государства в таких республиках избирается парламентом либо специальной коллегией выборщиков. Он обладает довольно широкими полномочиями: имеет право роспуска парламента; обнародует законы; издает указы; назначает главу правительства; является главнокомандующим вооруженными силами и т. д. Глава правительства (председатель совета министров, премьер-министр, глава кабинета министров) назначается, как правило, главой государства, а отвечает за свою деятельность перед парламентом. Президентская республика - разновидность формы правления, при которой президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства в одном лице (США), либо непосредственно участвует в формировании состава правительства и назначает его главу. Парламент не вправе отправить в отставку как правительство в целом, так и отдельных его членов. Избирается президент внепарламентским путем, обладает более широкими, чем в парламентарной республике, полномочиями главы государства: объявляет чрезвычайное положение; утверждает законы путем их подписания; председательствует на заседаниях правительства; назначает членов Верховного Суда и т. д. Президент не может распустить парламент. Отношения между ним и парламентом строятся на системе сдержек и противовесов. Характерными чертами президентской республики являются: v президент возглавляет исполнительную власть, назначает и освобождает от должности членов правительства; v правительство несет политическую ответственность перед президентом; v в классическом варианте действует принцип разделения властей (например, в США, Аргентине, Бразилии). В президентскихреспубликах глава государства - президент избирается на определенный срок: путем прямых выборов гражданами государства (в России, Бразилии, Египте и др.); косвенными выборами (в США, Аргентине граждане выбирают выборщиков, а последние - президента). Президентом может быть только гражданин данного государства, достигший определенного возраста (например, в России - 35 лет) и обладающий гражданскими и политическими правами. Выделяются и республики (Франция, Финляндия), где сочетаются черты парламентской и президентской форм правления. При смешанной форме правления главой исполнительной власти является премьер-министр, который наделен широкими полномочиями. При формировании правительства участвуют и президент, и парламент. Соответственно правительство ответственно и перед парламентом (вотум недоверия), и перед президентом (отставка).
Социалистическая республика - особая форма правления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции и, согласно марксистской теории, должна была бы стать подлинно демократической республикой, обеспечивающей полновластие трудящихся во главе с рабочим классом. Особенностями социалистической республиканской формы правления являются: v соединение высших и местных органов власти в единую представительную систему, основанную на принципе демократического централизма; v ведущее положение представительных органов, составляющих основу аппарата государственной власти; v сочетание экономического, социально-политического и культурно-воспитательного руководства общественной жизнью в едином государственном механизме, что позволяет государственной власти управлять обобществленными средствами производства, регулировать и контролировать распределение материальных и духовных благ в масштабе всей страны; v создание необходимых условий для обеспечения руководящей роли рабочего класса и его партии в общественной и государственной жизни; v отрицание идеи разделения властей. Различают три разновидности социалистической республиканской формы правления: Парижская коммуна; Советская республика и Народно-демократическая (народная) республика, которые выступают государственной формой диктатуры пролетариата. Основными юридическими свойствами республиканской формы правления являются: v ограничение власти главы государства, законодательных и исполнительных государственных органов конкретным сроком; v выборность главы государства и других верховных органов государственной власти; v ответственность главы государства в случаях, определенных законом; v представительство им интересов государства в международных отношениях по поручению избирателей; v обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов; v преимущественная защита интересов граждан, взаимная ответственность личности и государства. В республике глава государства избирается на определенный срок. В президентской республике взаимоотношения главы государства, парламента, правительства напоминают отношения в дуалистической монархии, но место монарха занимает избираемый народом президент. В парламентарной республике эти взаимоотношения такие же, как и в парламентарной монархии. В условиях существования тоталитарных систем в республиканских государствах имеются признаки монархической формы правления - несменяемость главы государства. Это не просто резкое усиление власти президента и возникновение суперпрезидентских республик, а возникновение президентско-монистической республиканской формы правления. Если в суперпрезидентских республиках в конституции предусматривалось периодическое переизбрание главы государства, то в президентско-монистических республиках в конституции предусматривалось "пожизненное президентство" или "руководство государством" (Сукарно в Индонезии, И. Б. Тито в Югославии, Ф. Маркое на Филиппинах). Пожизненный президент Центральной Африканской Республики Бокасса стал императором. До недавнего времени оставалось лишь два пожизненных президента - в Малави и Корейской Народно-Демократической Республике, причем Ким Ир Сен еще при жизни назначил сына своим преемником. Указанные критерии разграничения форм правления и ныне сохраняют свое значение, все они (кроме явно выраженной дуалистической монархии) существуют в различных государствах мира, но на их базе и наряду с ними через совмещение и появление новых признаков создаются неизвестные ранее формы. "Чистых", традиционных форм остается все меньше, а формы правления во многих вновь возникающих государствах (например, при распаде СССР, Югославии, Чехословакии), как правило, приобретают разные черты, тем самым утрачивается жесткость существующих критериев и по юридическим признакам: соединяются черты монархии и республики (Малайзия), абсолютной и конституционной монархии (Кувейт), президентской и парламентарной республики (Колумбия по Конституции 1991 г.). Рассмотрев классификацию республик, сделаем следующий вывод. Республика - это такая форма правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Республикой называется любое государство, строящее свою деятельность на основе права, на правовых началах Республиканская форма правления предполагает осуществление управления государством на основе принципа разделения властей, что, по мнению автора этой идеи, должно было обеспечить качество принимаемых законов и их исполнение, а контроль исполнения этих законов был возложен на судебную власть. В странах с развитой экономикой и высоким уровнем политико-правовой культурой идея разделения властей функционирует успешно, обеспечивая стабильность и процветание общества. Изучив, общие положения о формах правления, в которые входят понятие, структура, исторические формы государства, и классификации форм правления, перейдём к выявлению достоинств и недостатков форм правления в государствах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|