Форма правления - достоинства и недостатки
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 В первой части нашей работы были рассмотрены классификация формы правления, как уже было отмечено выше, существуют две формы правления монархия и республика. Каждая из этих форм имеет ряд своих особенностей, от которых зависит структура государства, кто правит и кому принадлежит власть. Монархии подразделяются на такие группы как абсолютные (неограниченные) и ограниченные, дуалистическую (смешанную) и парламентскую (конституционную). Республики подразделяются на президентские, полупрезидентские (смешанные) и парламентские. Все перечисленные подразделенные формы правления имеют свои достоинства и недостатки. Рассмотрим их подробнее. По мнению автора, абсолютная монархия самая не благоприятная форма правления, поскольку в ней сосредоточена вся полнота власти главы государства, монарха, то есть в неограниченной монархии воля монарха главный источник права. В данной монархии глава государства, не ограничен каким - либо другим органом государственной власти. Автор считает, что главной отрицательной чертой такой монархии является политическое бесправие народа. Как правило, при абсолютной монархии преобладает авторитарный политический режим, при котором народ практически не имеет политической и социальной свободы. Основная масса общества должна подчиняться предписанным законам монарха. История и жизнь показывают, что правление в лице шаха, царя, короля характеризуется неограниченностью властных полномочий, полной безответственностью власти за происходящие в стране события. Значит такой форме организации публичной власти ни теперь, ни в будущем не должно быть места. И государства со спецификой авторитаризма и тоталитаризма запечатлелись в памяти человечества как образцы произвола, невинного преследования лиц, не воспринимающих режим. И в основе всего этого стоит идеология, полностью отрицающая ответственность "гениального руководителя" перед гражданами, отдаляющая его от народа, как небо от земли, на недосягаемую высоту, воспевающая эту недосягаемость, пичкающая ею его самого и подданных, возносящая на уровень государственной политики жестокость, насилие, невинные преследования во имя "укрепления государства", "защиты внутренней стабильности", достижения "идеальных" целей, а потому стимулирующая соответствующие органы на такие дела.
По мнению автора, ограниченная монархия по сравнению абсолютной монархии носит положительный аспект. Автор ставит ставку на конституционную монархию, при которой власть монарха ограничивается представительным органом, что закрепляется, как правило, в конституции, утверждаемой парламентом. Монарх не вправе её изменить. В конституционной монархии, несмотря на то, что фактическая власть не принадлежит народу, здесь присутствуют политические права общества, оно может избирать парламент, который периодически меняется в зависимости от сроков правления. Выявив положительные и отрицательные свойства монархии, перейдём к рассмотрению достоинств и недостатком республики. Человечество, с одной стороны, стремящееся к свободе, а с другой стороны, осознающее необходимость власти и законопорядков, ищет такие формы публичной власти, которые по возможности обеспечивали бы свободу. В свое время этот поиск привел к открытию демократии, занимающей господствующее положение в основных законах государств и в других политических документах, беспокоящей человеческое сознание, рожденной из древнегреческой традиции и понимаемой по содержанию как свобода. Он же привел к открытию республики, фундамент которой был заложен в Древнем Риме, а по сущности состоящей из свободного строя. Древние греки одарили мир такими ценностями, как свободомыслие, искусство высокой философской рефлексии и творческого дерзания, а римляне - законом, чутким отношением к нему, верностью к прошлому, к истории. И последующая культура государственно-правового строительства человечества складывалась и развивалась под влиянием этих древних государств - Греции и Рима. Человечество, стремящееся к свободе, после всех и всяческих мытарств пришло к такому выводу: демократия отнюдь не есть призыв к тотальной свободе, она есть защита и равное деление упорядоченной свободы: к тому же эта свобода может существовать в республиканской форме правления.
Именно в республиканской форме правления пресекается расширение стихийной тяги к свободе, свобода сорганизуется, упорядочивается на основе правовой организации государственной власти и, таким образом, открывается широкий простор для ее развития и расцвета, ибо в этой форме правления ветви власти связаны Конституцией, законами, правом и сформированным в их отношении общественным мнением. Именно в республиканской форме правления не допускается длительное присвоение государственной власти на основе индивидуального права и личных желаний; государственные органы формируются на основе строгой защиты гражданских прав и только на ограниченный срок посредством свободных выборов; государственная власть претворяется в жизнь на основе Конституции, закона и права, участия народа в правлении и соблюдения человеческого достоинства. Но, к сожалению, в существующих государствах указанные характерные признаки республиканской формы правления не всегда и не везде претворяются в жизнь на требуемом уровне и в нужном объеме. Прежде всего, жизнь намного сложнее самых замысловатых, скрупулезных теорий и она неминуемо вносит свои поправки, в эти теоретические конструкции. С другой стороны, причины спада авторитета республиканского строя в прошлом, теперь и в будущем, думается, следует искать в политических амбициях. Именно неуемные политические амбиции, направленные на удовлетворение "высших" целей субъекта-властолюбца, приводят к попранию, порой - демонстративному, закона, права, гражданских прав и свобод политических соперников - всего того, что составляет основу правового государства. Под нажимом этих амбиций отвергаются и отметаются самые общественно необходимые запреты, ограничения словно никчемные, случайные "препятствия".
В такой ситуации, естественно, возникает вопрос: в какой форме республиканского строя в нужном объеме и на должном уровне реализуются принцип разделения властей, свойственный правовому государству, а также вышеуказанные признаки данного строя, значит, соответственным образом пресекаются политические амбиции? Известно, что республиканский государственный строй претворяется в жизнь в двух формах правления - парламентской республики и президентской республики. На наш взгляд, именно при парламентской форме правления больше возможностей для претворения в жизнь характерных черт правового государства и республиканского строя. Родиной парламентской республики является верная монархическому строю Англия. В этой стране политические партии, выступающие со своими программами, ведут борьбу за голоса избирателей. Победившая на выборах партия определяет состав не только правительства, но и в основном, парламента. И таким образом, обеспечивается политическое единство законодательной и исполнительной властей. К историческим документам, относящимся ко времени, предшествовавшему эпохе парлам6ентаризма следует отнести Билль о правах 1689 г. предписавший, что "притязания на власть приостанавливать законы или исполнение законов королевским повелением, без согласия Парламента, незаконны". На этом основании считается, что именно в Англии, практически в первой из влиятельных европейских стран, основы современного парламентаризма и парламентарной монархия уже сложились в период с конца ХУП1 и до конца Х1Х в. Президентская республика нашла свой самый совершенный уровень в США. Согласно Конституции этой страны, за голоса избирателей ведут борьбу как кандидаты в члены парламента, так и кандидаты в президенты. В этой борьбе победившая сторона самостоятельно, независимо от политических партий и парламента, формирует правительство. Согласно конституции США полномочия законодательной власти принадлежит Конгрессу Соединенных Штатов, который состоит из Сената и палаты представителей. Но с этой точки зрения в Турции ( Законодательная власть принадлежит великому национальному собранию Турции (ВНСТ) - однопалатному парламенту (меджлису), состоящему из 550 депутатов, избираемых на основе прямых, всеобщих, равных и одноступенных выборов), Финляндии ( Высший законодательный орган страны - однопалатный парламент - Эдускунт. Нормы, регулирующие порядок выборов в парламент, правила его работы и функции, содержатся в трёх законодательных актах - "Форме правления Финляндии", "Акте об Эдускунте" и "Законе о выборах в парламент" 1955 г. В состав парламента входят 200 человек, которые избираются путём всеобщих прямых выборов по принципу пропорционального представительства ), во Франции (Полномочия президента во всех сферах государственной жизни чрезвычайно обширны, ст. 5 Конституции закрепляет за ним обязанность обеспечивать "своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства".) Президент обладает широкими прерогативами в области законодательства. Существует иного вида система президентской республики. В этих странах народ на одних выборах избирает главу исполнительной власти - президента, а на других - партийных депутатов, победившие формируют парламентское большинство, а таким образом, и правительство, подчиняющееся президенту. Надо отметить, что в Турции и Финляндии президента избирает не непосредственно народ, а его представительный орган - парламент. Такое избрание законодательной и исполнительной властей с финансовой точки зрения требует больших расходов и, к тому же, не обеспечивает политическое единство этих двух ветвей власти.
Например, в Турции бывший лидер партии "Правильный путь" С. Демирель был избран президентом страны. В парламенте же большинство мест принадлежало партиям Рифаг ("Благоденствие") и Ана Ветен ("Отчество"). Такое состояние, хотя на первый взгляд и создает впечатление о правильном решении вопроса, в последующем привело к правительственному кризису и ранним парламентским выборам, как это было, например, во Франции (в 1981 г. социалист Ф. Миттеран был избран президентом, большинство же мест в парламенте заняли правые партии. В результате начался правительственный кризис, и были проведены ранние парламентские выборы.
Следует напомнить одну истину: президентская форма правления в такой стране, как Азербайджан, со слабыми демократическими традициями, может привести к установлению режима личной власти, не считающегося с общественным мнением и действующего произвольно от общественного контроля. Согласно ст. 81 и ст. 82 Конституции Азербайджана законодательную власть в Азербайджанской республике осуществляет Милли Меджлис, который состоит из 125 депутатов. Например, на Филиппинах Маркое, после того как был избран президентом, сохранял в своих руках эту должность в течение 20 лет; присвоил богатства страны, однозначно взял курс на уничтожение политических соперников. Аналогичные события неоднократно имели место и в странах Латинской Америки, Африки. Такое положение объясняется отчасти уменьшением роли политических партий в президентских республиках, незначительным участием их в формировании исполнительной власти и в составлении программы правительства. В большинстве стран Западной Европы, а также в Конституции - Австралии (По конституции Австралии законодательная власть возложена на двухпалатный парламент, избираемый всеобщим голосованием. В составе, Верхней палаты - Сената 76 человек, а в Палате представителе 148 человек). Канаде (По форме правления Канада - конституционная парламентская монархия. В соответствии с конституционным законом 1082 г. главой государства является королева (король) Великобритании, который представляет в Канаде генерал - губернатор), Японии (Согласно ст. 41 Конституции Японии установлено, что парламент является высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства) парламентская республика. Именно в этих странах, можно сказать, нет тех внутренних и внешних проблем, которые наличествуют в иных странах, наоборот, здесь низок уровень инфляции, существует сбалансированный бюджет, стабильная национальная валюта. Во всех странах Северной и Южной Америки, кроме Канады и Ямайки, в большинстве стран Азии и Африки, а также в независимых государствах, возникших на пространстве бывшего СССР, существует президентская форма республиканского правления. Именно этим странам больше всего свойственны политическая и экономическая нестабильность, дефицит торгового и платежного балансов, вечно растущий государственный долг и инфляция, массовый уход населения из страны. Конечно, эти сложные проблемы детерминируются и другими причинами, но все-таки организационно-правовые факторы играют здесь не последнюю роль. В парламентских республиках власть предоставляется политической партии, одержавшей победу на выборах, иными словами, профессиональным политикам, посвятившим жизнь политике, что касается президентских республик, то не здесь исключается приход к власти неопытных, несведущих людей. В президентских республиках формирование правительства длится месяцами, а это, несомненно, отрицательно влияет на решение государственных и общественных проблем. Опыт Азербайджана - тому наглядное доказательство. В парламентской же форме республиканского правления формированию правительства не уделяется столь много времени, ибо партия, пришедшая к власти, еще, будучи в оппозиции, имеет свой "теневой кабинет". Например, в 1990 г. пришедшая к власти лидер Рабочей партии Норвегии Г. X. Брунтланд всего через час, после того как кабинет консерваторов ушел в отставку, представила в парламент состав своего правительства. С другой стороны, президентская власть, приводящая на руководящие должности по принципу личной преданности близких, членов своего трайба, родственников, отнюдь не может характеризоваться прочностью и дееспособностью. Наоборот, жизнь показывает, что эта форма правления особо чувствительна к государственным переворотам. Как, например, уже отмечено в юридической литературе, за последние 50 лет в Аргентине и Бразилии произошли четыре военных переворота, в Гватемале - семь, в Боливии - более десяти. В приобретших независимость Азербайджане, Грузии, Таджикистане за какие-то несколько лет произошел ряд переворотов и покушений на жизнь глав государств. В результате таких переворотов, наряду с тем, что к власти в большинстве случаев приходят некомпетентные, негодные люди с разрушительной психологией, общество подвергается крупным потерям. В парламентских республиках главы государств обладают сильной опорой в лице партийных структур и многочисленных избирателей в масштабе всей страны, что и делает невозможными госперевороты. Вышеотмеченные и иные недостатки президентской формы республиканского правления, с точки зрения демократии и свободы, а также то, что эта власть в определенном роде есть авторитарная власть, показывает преимущество парламентской перед республиканской формой правления и необходимость перехода к ней. Из истории известно, что в многострадальной Бангладеш после завоевания независимости в 1975 г. были осуществлены несколько государственных переворотов, убиты два президента - Муджибур Рахман и Зиаур Рахман. В 1991 г. парламент этой страны с целью устранить политическую нестабильность принял решение о переходе к парламентской форме республиканского правления. Сторонники президентской республики, чтобы показать преимущество своей позиции, обычно приводят в качестве примера США. Действительно, в этой стране не происходили государственные перевороты, но в тех же Соединенных Штатах не были редкими случаи убийства президентов и покушения на их жизнь (судьба А. Линкольна, Дж. Кеннеди, Р. Рейгана тому наглядный пример). А каждый такой случай фактически завершается государственным переворотом. С другой стороны, такие явления, как Уотергейт и Ирангей, также из опыта этой страны. В парламентских республиках, даже если одно и то же лицо несколько сроков будет руководить правительством (например, М. Тетчер, Г. Коль и др.), такие действия в принципе невозможны. Кроме того, жизнь показывает, что в президентской форме республиканского правления, из-за политических амбиций, развитию демократии создается больше препятствий. В мировом масштабе эта форма правления уже понимается как путь, напрямик ведущий к авторитаризму. В парламентских республиках исполнительная власть возглавляется премьер-министром (председателем правительства), правительство назначается парламентом и несет перед ним политическую ответственность за свою деятельность (например, в Италии, Германии, Греции, Индии). Состав и политика правительства непосредственно отражают соотношение сил в парламенте. Это может быть, с одной стороны, достоинством такой формы правления, но с другой стороны, и недостатком. Дело в том, что при отсутствии прочного большинства у какой-либо одной партии (устойчивого союза нескольких партий), при расколах правящей партии и появлении фракции (фракций) голосующих вместе с ее противниками, правительство утрачивает стабильность, что создает нестабильность политической обстановки в стране. Такие модификации формы обусловлены несколькими причинами. Во-первых, для управляемости государства важно не столько разделение властей и наличие системы сдержек и противовесов, сколько установление необходимых взаимосвязей, взаимодействия, взаимосогласованности в работе высших органов государства, так как их отсутствие ведет к кризису политической системы, что можно было наблюдать на примере России в противостоянии законодательной и исполнительной властей. Во-вторых, традиционные формы государства имеют и недостатки, состоящие, в частности, в появлении суперпрезидентских республик в Латинской Америке, президентско-монистических республик в Африке, а парламентарным республикам присуща нестабильность правительства, частые правительственные кризисы и отставки (за пятьдесят послевоенных лет в Италии сменилось более полусотни кабинетов министров). В-третьих, возникновение смешанных форм есть отражение восприятия общечеловеческих ценностей, гуманистических идей и институтов (принятие конституций в эмиратах Персидского залива), борьбы прогрессивных сил за изменение формы правления (например, в Иордании, Непале). Заключение Изучив форму правления государств, а также выявив достоинства и недостатки каждой из форм правления можно сделать соответствующий вывод. Форма правления - это порядок формирования и взаимоотношений главы государства, парламента и правительства. Такой порядок создаёт устойчивую систему, если не найден баланс полномочий законодательной и исполнительной власти и созданы ясные пределы компетенции главы государства. Глава государства, парламент и правительство существуют при всех формах правления, но их положение, взаимоотношения и роль при каждой форме различны. Форма правления складывается в каждой стране исторически в зависимости от уровня политического развития общества, партийной системы и социальной культуры населения. Список источников 1) Общая теории государства и права: Учеб. Пособие / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинского. 2-е изд., дополненное. - Мн.: Амолфея, 2004. - 688 с. 2) Абдуллаев М.И. Теория государства и права. Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2003. - 397 с. - (Серия "Учебник для вузов"). 3) Абдуллаев М.И., Комаров С.А. Проблемы Теории государства и права./ Учебник. - СПб.: Питер 2003. - 576 с. - (Серия "Учебник для вузов"). ) Конституция российской Федерации. - М.: Эксмо, 2010. - 63 с. - (Законы и кодексы). ) Конституции государств Европы в 3 т. Т. 1 и Т. 2 / Под общей редакцией и со вступительной статьей директора института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве Российской Федерации Л. А. Окунькова - М.: Издательство НОРМА, 2001. - 824. ) Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Италия, Соединенные Штаты Америки, Япония, Бразилия: Учеб. Пособие сост. сб., пер. авт. введ. и вступ. ст. В.В. Маклаков - 6 - е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2009. - 624 с. 7) Исмаилов И.А. Правовое государство: суждения и предложения/Под научной редакцией доктора юридич. наук, профессора И.М. Рагимова. Перевод с Азербайджанского, научная редакция и предисловие к русскому изданию доктору философских наук, профессора, члена - корреспондента Российской Петровской академии наук и искусств А.Ф. Аббасова - СПб: Издательство "Юридический центр Пресс" 2003. - 187. ) Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Отв. ред. - д. ю. н. проф. А.Я. Сурарёв - 2 - е изд. изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА М.), 2001. - 840 с. ) Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. "Теория государства и права в таблицах и схемах - М.: Издательство Эксмо, 2006. - 256 с. (Экзамен по схеме). ) Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного пава. - М.: Издательство БЕК, 1998. - 519 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|