Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

На основании изложенного считаем, что применение коэффициента при линейном способе начисления амортизации в настоящее время является существенным налоговым риском.




2. Что касается возможности применения в целях бухгалтерского учета понижающих коэффициентов к основной норме амортизации, то необходимо отметить, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2002 г. N 121 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июня 1998 г. N 627 "Об уточнении порядка расчета амортизационных отчислений и переоценке основных фондов", в соответствии с которым организациям предоставлялось право независимо от организационно-правовой формы применять понижающие коэффициенты к действующим нормам амортизационных отчислений, считается утратившим силу. Соответственно, корректирование нормы амортизационных отчислений в настоящее время не предусматривается (см. также Письмо Минфина России от 21 октября 2003 г. N 16-00-14/318).

3. При формировании рассматриваемого пункта учетной политики необходимо учитывать то, что выбранный способ начисления амортизации по отдельным объектам основных средств используется только в бухгалтерском учете. Для целей налогообложения прибыли согласно ст. 259 гл. 25 Налогового кодекса РФ амортизационные отчисления могут производиться только двумя методами: линейным и нелинейным. При этом нелинейный метод налогового учета не имеет аналогов в бухгалтерском учете. Поэтому для целей минимизации расходов предприятия на ведение налогового учета рекомендуем и в налоговом, и в бухгалтерском учете в качестве учетной политики предприятия устанавливать один и тот же метод начисления амортизации по всем основным средствам - линейный.

 

Пункт 14

 

Следует обратить внимание, что в связи с внесением изменений в п. п. 5 и 18 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" Приказом Минфина России от 12 декабря 2005 г. N 147н рассматриваемый пункт приказа об учетной политике может быть совмещен со следующим пунктом, рекомендуемым в настоящем издании, при выборе второго из предложенных в нем вариантов (учет малоценных предметов на счете 10 "Материалы").

Ни Планом счетов (утв. Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н), ни ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" (утв. Приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. N 44н), ни ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (утв. Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н) не предусмотрено отдельное отражение малоценных и быстроизнашивающихся предметов в бухгалтерском учете на отдельных синтетических счетах (ранее - счет 12 "МБП" и счет 13 "Износ МБП").

При этом установлено, что указанные предметы в качестве средств в обороте должны учитываться на отдельном субсчете счета 10 "Материалы", если срок их полезного использования не превышает 12 месяцев, либо в качестве объектов основных средств на счете 01 "Основные средства", если срок их полезного использования установлен свыше 12 месяцев. При этом не имеет значения размер фактической (первоначальной) стоимости этих предметов на дату их оприходования в бухгалтерском учете.

Указанное требование по учету МБП, в общем-то, уже не новое, однако при практическом его применении по-прежнему могут возникнуть затруднения при определении перечня предметов, относимых к средствам в обороте и к основным средствам. В первую очередь это позволит избежать затруднений при спорах о квалификации имущества (товарно-материальные ценности или основные средства) со стороны проверяющих органов (ФНС, ревизоров, аудиторов, т.п.).

Поэтому рекомендуется именно в учетной политике организации определить список возможных предметов, которые, исходя из особенностей технического характера или хозяйственной деятельности организации, могут быть отнесены к группе средств в обороте (т.е. обоснованный срок полезного использования которых не больше года).

Так как все многообразие предметов в этом случае перечислить практически невозможно, то разумно разбить их на группы однородных предметов со схожими свойствами либо в конце списка сделать дополнение о том, что перечень не является исчерпывающим.

При этом необходимо подчеркнуть, что в любом случае срок полезного использования любых предметов при их принятии на бухгалтерский учет в каждом случае должен быть обоснован отдельно и подтвержден соответствующим распоряжением уполномоченного на это работника организации.

Кроме того, обращаем ваше внимание на то, что порядок ведения бухгалтерского учета специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды установлен Методическими указаниями по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденными Приказом Минфина России от 26 декабря 2002 г. N 135н. Его особенности предполагается учесть при формировании учетной политики в отдельных пунктах рассматриваемого приказа об учетной политике.

 

Пункт 15

 

Согласно п. п. 5 и 18 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" активы, в отношении которых выполняются условия принятия их к учету в качестве основных средств, стоимостью до 40 тыс. руб. могут быть учтены по решению организации либо как основные средства, либо как материально-производственные запасы. В первом случае объекты будут амортизироваться в общеустановленном порядке в течение срока полезного использования, во втором случае - как и все оборотные активы, они будут списываться в полной стоимости при отпуске в производство (в эксплуатацию). Данный аспект необходимо учитывать и с точки зрения оптимизации налоговых обязательств предприятия по налогу на имущество (в первом случае остаточная стоимость объектов будет включаться в расчет налоговой базы, во втором - нет).

Особо отметим, что предприятие вправе изменить указанный лимит оборотных средств только в сторону уменьшения. Данное изменение должно быть оформлено в качестве элемента учетной политики.

Более того, если данный пункт не будет включен в приказ об учетной политике, то предприятие может быть лишено права единовременного списания в расходы малоценных предметов, что негативно скажется на налоговых обязательствах по налогу на имущество.

При установлении рассматриваемого пункта приказа об учетной политике целесообразно учитывать нормы налогового законодательства.

С 01.01.2011 для целей налогообложения прибыли в соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб.

Аналогичные изменения были внесены в ПБУ 6/01 в 2011 г.

При этом по объектам основных средств, принятым к бухгалтерскому учету до 01.01.2011, применяется порядок, действовавший ранее. Таким образом, например, имущество стоимостью 30 000 руб., введенное в эксплуатацию до 01.01.2011, должно учитываться как амортизируемое имущество.

 

Пункт 16

 

1. Согласно п. 42 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утв. Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н) затраты на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию объекта основных средств учитываются на счете учета вложений во внеоборотные активы.

При этом по завершении работ по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации объекта основных средств затраты, учтенные на счете учета вложений во внеоборотные активы,

либо

увеличивают первоначальную стоимость этого объекта основных средств и списываются в дебет счета учета основных средств,

либо

учитываются на счете учета основных средств обособленно, и в этом случае открывается отдельная инвентарная карточка на сумму произведенных затрат.

Согласно п. 40 названных Методических указаний если по результатам достройки, дооборудования, реконструкции и модернизации объекта основных средств принимается решение об увеличении его первоначальной стоимости, то корректируются данные в инвентарной карточке этого объекта. Если отражение корректировок в указанной инвентарной карточке затруднено, взамен открывается новая инвентарная карточка (с сохранением ранее присвоенного инвентарного номера) с отражением новых показателей, характеризующих достроенный, дооборудованный, реконструированный или модернизированный объект.

2. Что касается начисления амортизации после проведения достройки, дооборудования, реконструкции и модернизации объекта основных средств, то следует обратить внимание на следующие моменты.

В ситуации реконструкции объектов основных средств, как правило, возникают вопросы, влияющие на определение суммы амортизации, - вопросы необходимости или возможности изменения первоначальной стоимости и срока полезного использования основного средства.

Согласно п. 14 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (утв. Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н) изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается, в частности, в случаях реконструкции основных средств.

Согласно п. 20 ПБУ 6/01 в случаях улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств (т.е. первоначально определенный при принятии объекта на учет срок полезного использования) в результате проведенной реконструкции организацией пересматривается срок полезного использования по этому объекту.

Иными словами, согласно ПБУ 6/01 после проведенной реконструкции по объекту основных средств возможны варианты, при которых первоначальная стоимость и срок полезного использования этого объекта могут не меняться.

В то же время если изменение первоначальной стоимости основного средства после реконструкции - это право организации, то в случае реального улучшения нормативных показателей функционирования объекта в результате реконструкции (этот факт должен быть технически обоснован) организация обязана увеличить срок полезного использования объекта. Следует отметить, что такая поправка была внесена, в частности, в п. 27 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" Приказом Минфина России от 12 декабря 2005 г. N 147н (действует с 2006 г.).

Таким образом, параметры, необходимые для исчисления амортизации по конкретному объекту основных средств (такие как первоначальная стоимость и срок полезного использования), устанавливаются разными, не зависимыми друг от друга правилами ПБУ 6/01.

При принятии решения в учетной политике об увеличении первоначальной стоимости реконструированного объекта срок полезного использования объекта может остаться прежним либо увеличиться, но в любом случае появляется необходимость расчета новой нормы амортизации и новой годовой суммы амортизации.

Во втором случае при учете расходов на реконструкцию обособленно от первоначальной стоимости, поскольку предполагается расходы по реконструкции учитывать как отдельный объект основных средств (на отдельной инвентарной карточке), появляется необходимость определить по нему срок полезного использования. В силу п. 20 ПБУ 6/01 определение срока полезного использования производится исходя из предусмотренных учетной политикой методов.

Таким образом, по нашему мнению, если не удается технически обосновать конкретные параметры улучшения нормативных показателей функционирования объекта в результате реконструкции, которые приводят к необходимости увеличения срока полезного использования этого объекта, но фактически срок службы объекта по сравнению с первоначально установленным все же увеличивается, следует выбирать вариант учета расходов на реконструкцию в виде отдельной единицы бухгалтерского учета со сроком амортизации в течение реального срока службы объекта основных средств (т.е. в течение оставшегося срока использования объекта плюс прогнозируемый период "продления жизни" объекта в результате реконструкции). Тогда после окончания амортизации объекта основных средств (прекращения первоначального нормативного срока использования и списания всей его первоначальной стоимости) объект будет продолжать эксплуатироваться, а амортизация до окончания предполагаемого реального срока эксплуатации, до полного физического или морального износа будет начисляться только в части понесенных расходов на реконструкцию, которые и способствовали продлению срока фактической службы объекта.

В то же время, как уже отмечалось ранее, если конкретные параметры улучшения нормативных показателей функционирования объекта в результате реконструкции, которые приводят к необходимости увеличения срока полезного использования этого объекта, технически обоснованы и документально зафиксированы, то предприятие оказывается в ситуации необходимости увеличения срока полезного использования именно объекта основных средств. В этом случае, на наш взгляд, разумно было бы расходы по реконструкции включить в первоначальную стоимость объекта, так как в любом случае норму и сумму амортизации по объекту придется пересчитывать. Заводить в этом случае отдельную инвентарную карточку на сумму расходов по реконструкции, экономически обосновывать срок амортизации этих расходов (видимо, в пределах увеличившегося срока использования самого объекта), начислять амортизацию, в то время как по основному средству из-за увеличения срока полезного использования и неувеличения первоначальной стоимости норму и сумму амортизации придется уменьшить, - это неоправданные дополнительные трудозатраты (хотя такой вариант действующие стандарты бухгалтерского учета не исключают).

Следует отметить также, что согласно п. 23 ПБУ 6/01 в течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев, в которых период реконструкции объекта составляет более 12 месяцев. Иными словами, при проведении реконструкции в течение более чем 12 месяцев амортизация основного средства приостанавливается, соответственно, приостанавливается и течение установленного срока полезного использования.

 

Пункт 17

 

Следует отметить, что Приказом Минфина России от 24.12.2010 N 186н были внесены изменения в п. 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, и п. 41 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.

В соответствии с п. 52 Методических указаний по объектам недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, амортизация начисляется в общем порядке с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету. Объекты недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы в установленном законодательством порядке, принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете к счету учета основных средств.

Таким образом, Приказом Минфина России от 24.12.2010 N 186н изъяты нормы, устанавливающие зависимость принятия объекта недвижимости на учет в качестве основного средства от подачи документов на регистрацию права собственности или от его регистрации.

Вместе с тем хотелось бы обратить внимание на то, что, по нашему мнению, данное положение п. 52 Методических указаний и ранее не соответствовало ПБУ 6/01.

Во-первых, следует отметить тот факт, что ПБУ 6/01 с 2006 г. не содержит ни специального условия о вводе объектов в эксплуатацию (необходима готовность объектов к эксплуатации), ни условия о наличии факта государственной регистрации права собственности на объект недвижимости для включения указанного объекта в состав основных средств.

Так, согласно п. 4 ПБУ 6/01 актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

В результате согласно ПБУ 6/01 объекты, соответствующие данным критериям, являются основными средствами.

На это указывали многочисленные разъяснения Минфина России, в частности Письмо Минфина России от 08.11.2010 N 03-05-05-01/49.

Во-вторых, следует учитывать, что п. 3 ПБУ 6/01 установлено, что ПБУ 6/01 не применяется в отношении капитальных вложений.

Что касается условия о подаче документов на государственную регистрацию, то необходимо отметить, что и до внесения изменений в Методические рекомендации по учету основных средств арбитражная практика зачастую исходила из того, что заявительный характер регистрации права собственности на объекты недвижимости не должен влиять на момент отражения актива в составе основных средств (Постановления ФАС Поволжского округа от 03.02.2010 N А57-22457/2008 и ФАС Волго-Вятского округа от 24.03.2010 N А82-2570/2009-27).

Таким образом, при строительстве объектов фактический ввод в эксплуатацию и государственная регистрация не должны влиять на начисление налога на имущество.

При этом, чтобы не ошибиться при исчислении налога на прибыль (поскольку амортизируемым имуществом признаются объекты, используемые организацией), можно открыть к счету 01 субсчет "Основные средства, не введенные в эксплуатацию" и учесть на нем основное средство, отразив данный подход в учетной политике организации. А когда объект начнет использоваться, ввести его в эксплуатацию и начать амортизировать в соответствии со ст. 259 НК РФ для целей исчисления налога на прибыль.

 

Пункт 18

 

Вопрос о государственной регистрации объектов недвижимости в 2011 г. получил свое продолжение в отношении операций по купле-продаже.

Исходя из изменений, внесенных Приказом Минфина России от 24.12.2010 N 186н, Минфин России Письмом от 22.03.2011 N 07-02-10/20 изменил свою позицию по вопросу о моменте списания с учета продавцом и постановки на учет покупателем недвижимого объекта основных средств, переход права собственности на который требует государственной регистрации.

В Письме Минфина России от 22.03.2011 N 07-02-10/20 для ситуации купли-продажи объекта недвижимости указывалось, что условия п. 4 ПБУ 6/01 не связывают принятие актива к бухгалтерскому учету в качестве основного средства с государственной регистрацией прав собственности на него. Соответственно, организация, получающая объект недвижимости, права собственности на который подлежат государственной регистрации, должна принять его к учету в момент фактического получения независимо от факта государственной регистрации прав собственности. Аналогично организация, передающая объект недвижимости, права собственности на который подлежат государственной регистрации, должна списать его с бухгалтерского учета в момент фактического выбытия независимо от факта государственной регистрации прав собственности.

При этом если момент списания с бухгалтерского учета объекта недвижимости, права собственности на который подлежат государственной регистрации, не совпадает с моментом признания доходов и расходов от выбытия объекта основных средств (когда указанные доходы и расходы признаются в момент государственной регистрации перехода права собственности), то для отражения выбывшего объекта основных средств до момента признания доходов и расходов от его выбытия может использоваться счет 45 (например, отдельный субсчет "Переданные объекты недвижимости").

Письмом ФНС России от 31.03.2011 N КЕ-4-3/5085@ новая позиция Минфина России доведена до налоговых органов для использования в работе.

Однако в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.03.2011 N 16400/10 была поддержана позиция о влиянии момента перехода права собственности на исчисление налога на имущество. Причем этому Постановлению придан прецедентный характер, т.е. было указано, что содержащееся в нем толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел. В результате создалась неопределенность, как будут решать суды споры по данному вопросу - на основании предписания Президиума ВАС РФ или в соответствии с новой позицией Минфина России и ФНС России.

В этой связи ФНС в Письме от 29.08.2011 N ЗН-4-11/13999@ отмечает, что до 2011 г. при признании объектов основных средств требовалось наличие документов, подтверждающих передачу документов на государственную регистрацию прав, либо наличие правоустанавливающих документов, например при совершении с объектом недвижимости сделки купли-продажи. Учитывая вводимые нормы, в целях принятия к бухгалтерскому учету недвижимого имущества в качестве основных средств с 1 января 2011 г. не требуются документы о государственной регистрации. Объекты недвижимости принимаются к бухгалтерскому учету на основании первичных документов.

ФНС также сообщает, что по вопросу отражения в бухгалтерском учете операций по выбытию объектов недвижимости следует руководствоваться Письмом Минфина России от 22.03.2011 N 07-02-10/20. В указанном Письме финансовое ведомство разъясняет, что стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета. Списание объекта основных средств с бухгалтерского учета осуществляется при прекращении действия хотя бы одного условия принятия актива к бухгалтерскому учету в качестве такого объекта. При этом указанные условия не связывают принятие актива к бухгалтерскому учету в качестве основного средства с государственной регистрацией прав собственности на него. Соответственно, организация, получающая объект недвижимости, права собственности на который подлежат государственной регистрации, должна принять его к учету в момент фактического получения независимо от факта государственной регистрации прав собственности.

Таким образом, как указано в разъяснениях ФНС, организации с 2011 г. при покупке объектов недвижимости, готовых к эксплуатации, должны уплачивать налог на имущество вне зависимости от государственной регистрации.

 

Пункт 19

 

В соответствии с п. 23 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов" (Приказ Минфина России от 27.12.2007 N 153н) стоимость объектов нематериальных активов погашается путем начисления амортизации в течение установленного срока их полезного использования.

По нематериальным активам с неопределенным сроком полезного использования амортизация не начисляется.

По объектам, по которым производится погашение стоимости, амортизационные отчисления определяются одним из следующих способов:

- линейным способом исходя из норм, исчисленных организацией на основе срока их полезного использования;

- способом уменьшаемого остатка;

- способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг).

Выбор способа определения амортизации нематериального актива производится организацией исходя из расчета ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования актива, включая финансовый результат от возможной продажи данного актива. В том случае, когда расчет ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования нематериального актива не является надежным, размер амортизационных отчислений по такому активу определяется линейным способом.

Ежемесячная сумма амортизационных отчислений рассчитывается:

а) при линейном способе - исходя из фактической (первоначальной) стоимости или текущей рыночной стоимости (в случае переоценки) нематериального актива равномерно в течение срока полезного использования этого актива;

б) при способе уменьшаемого остатка - исходя из остаточной стоимости (фактической (первоначальной) стоимости или текущей рыночной стоимости (в случае переоценки) за минусом начисленной амортизации) нематериального актива на начало месяца, умноженной на дробь, в числителе которой установленный организацией коэффициент (не выше 3), а в знаменателе - оставшийся срок полезного использования в месяцах;

в) при способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) - исходя из натурального показателя объема продукции (работ) за месяц и соотношения фактической (первоначальной) стоимости нематериального актива и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования нематериального актива.

Способ определения амортизации нематериального актива ежегодно проверяется организацией в отношении необходимости его уточнения. При этом следует обратить внимание на то, что такая проверка является обязанностью организации. Если расчет ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования нематериального актива существенно изменился, способ определения амортизации такого актива должен быть изменен соответственно. Возникшие в связи с этим корректировки отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности как изменения в оценочных значениях.

Отметим, что в бухгалтерском учете с 2008 г. по НМА, срок полезного использования которых установить невозможно, амортизация не начисляется на основании абз. 2 п. 23, абз. 4 п. 25 ПБУ 14/2007. А по нематериальным активам, которые были приняты к бухгалтерскому учету до 2008 г., срок полезного использования устанавливался в 20 лет согласно абз. 6 п. 17 ПБУ 14/2000.

 

Пункт 20

 

Фактическая (первоначальная) стоимость нематериального актива, по которой он принят к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации и ПБУ 14/2007.

При этом п. 16 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов" (Приказ Минфина России от 27.12.2007 N 153н) изменение фактической (первоначальной) стоимости нематериального актива, по которой он принят к бухгалтерскому учету, допускается в случаях переоценки и обесценения нематериальных активов.

По действующим с 2011 г. правилам, как и в отношении основных средств, коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать группы однородных нематериальных активов по текущей рыночной стоимости, определяемой исключительно по данным активного рынка указанных нематериальных активов.

Таким образом, важно отметить, что право проводить переоценку предоставлено только коммерческим организациям и не чаще одного раза в год (на начало отчетного года). При этом переоценивать можно только те объекты, по которым есть данные активного рынка.

Сумма дооценки нематериальных активов в результате переоценки зачисляется в добавочный капитал организации. Сумма дооценки нематериального актива, равная сумме его уценки, проведенной в предыдущие отчетные годы и отнесенной на финансовый результат в качестве прочих расходов, зачисляется в финансовый результат в качестве прочих доходов.

Сумма уценки нематериального актива в результате переоценки относится на финансовый результат в качестве прочих расходов. Сумма уценки нематериального актива относится в уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого актива, проведенной в предыдущие отчетные годы. Превышение суммы уценки нематериального актива над суммой его дооценки, зачисленной в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные годы, относится на финансовый результат в качестве прочих расходов.

При выбытии нематериального актива сумма его дооценки переносится с добавочного капитала организации на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) организации.

Результаты проведенной по состоянию на конец отчетного года переоценки нематериальных активов подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно.

При принятии решения о переоценке нематериальных активов, входящих в однородную группу, следует учитывать, что впоследствии данные активы должны переоцениваться регулярно, чтобы стоимость, по которой они отражаются в бухгалтерской отчетности, существенно не отличалась от текущей рыночной стоимости.

Переоценка нематериальных активов производится путем пересчета их остаточной стоимости.

Результаты переоценки принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года. Результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерского баланса предыдущего отчетного года, но раскрываются организацией в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года.

Сумма дооценки нематериальных активов в результате переоценки зачисляется в добавочный капитал организации. Сумма дооценки нематериального актива, равная сумме его уценки, проведенной в предыдущие отчетные годы и отнесенной на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), зачисляется на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).

Сумма уценки нематериального актива в результате переоценки относится на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). Сумма уценки нематериального актива относится в уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого актива, проведенной в предыдущие отчетные годы. Превышение суммы уценки нематериального актива над суммой его дооценки, зачисленной в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные годы, относится на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). Сумма, отнесенная на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), должна быть раскрыта в бухгалтерской отчетности организации.

При выбытии нематериального актива сумма его дооценки переносится с добавочного капитала организации на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) организации.

При принятии решения о переоценке следует обратить внимание, что в налоговом учете изменения первоначальной стоимости нематериальных активов, по которой они приняты к учету, не предусмотрено.

Кроме того, следует отметить, что российские бухгалтерские стандарты не содержат определения активного рынка. Вместе с тем согласно ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" предусмотрена возможность в случае отсутствия норм в российских стандартах руководствоваться МСФО. Согласно IAS 38 активный рынок - это рынок, на котором выполняются сразу три условия:

- обращающиеся на рынке товары являются одинаковыми;

- желающие совершить сделку покупатели и продавцы обычно могут быть найдены в любое время;

- информация о ценах является публичной.

Так, например, в п. 67 IAS 38 говорится, что в отношении товарных знаков никакого активного рынка не может быть.

Следует отметить, что в настоящее время в силу отсутствия определения активного рынка в российских стандартах, а также фактически отсутствия самого активного рынка переоценка нематериальных активов затруднена.

 

Пункт 21

 

В соответствии с п. 22 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов" нематериальные активы могут проверяться на обесценение в порядке, определенном международными стандартами финансовой отчетности.

Таким образом, можно сделать вывод, что проверка на обесценение является правом, а не обязанностью организации. Если организация принимает решение проводить проверку на обесценение, то следует использовать порядок, определенный международными стандартами финансовой отчетности. Такой порядок предусмотрен МСФО 36 "Обесценение активов".

Пункты 8 и 9 МСФО 36 "Обесценение активов" требуют от организации на каждую отчетную дату при наличии признаков обесценения НМА произвести оценку возмещаемой суммы актива.

Возмещаемая сумма актива определяется как наибольшая из следующих величин:

- справедливой стоимости за вычетом затрат на продажу;

- ценности использования актива (п. 18 МСФО 36). Указанные величины определяются в порядке, установленном МСФО 36.

Так как ПБУ 14/2007 фактически не дает никаких указаний по методике проведения проверки на обесценение нематериальных активов и ее отражения в учете и отчетности, то организации, принявшей решение о проведении проверки на обесценение нематериальных активов, следует описать методику в своей учетной политике на основании МСФО 36.

 

Пункт 22

 

Для обобщения информации о наличии и движении принадлежащих предприятию сырья, материалов, топлива, запасных частей, тары и тому подобных ценностей предназначен счет 10 "Материалы".

В зависимости от принятой на предприятии организации учета поступление материалов может быть отражено либо по плановым (учетным) ценам с использованием счетов 15 "Заготовление и приобретение материалов", 16 "Отклонение в стоимости материалов", либо без их использования, по фактическим расходам на приобретение без налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов.

В первом случае на основании поступивших расчетных документов поставщиков делается запись по дебету счета 15 "Заготовление и приобретение материалов" и кредиту счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и т.п. в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов на предприятие. При этом запись по дебету счета 15 "Заготовление и приобретение материалов" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" производится независимо от того, когда материалы поступили на предприятие, - до или после получения расчетных документов поставщика.

Оприходование материалов, фактически поступивших на предприятие, отражается записью по дебету счета 10 "Материалы" и кредиту счета 15 "Заготовление и приобретение материалов" в учетных ценах этих материалов, принятых на предприятии для их учета (плановая или нормативная себестоимость, средние покупные цены и т.п.).

Выявленное на счете 15 "Заготовление и приобретение материалов" отклонение фактических затрат на приобретение и учетных цен списывается в конце месяца в дебет счета 16 "Отклонение в стоимости материалов". С кредита счета 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" в дебет счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) или других счетов, на которые списывалась в течение месяца учетная стоимость материалов, относятся накопленные на счете 16 разницы (в случае отрицательных отклонений указанные разницы сторнируются такой же проводкой).

Во втором случае оприходование материалов отражается записью по дебету счета 10 "Материалы" и кредиту счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и т.п. в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов на предприятие. При этом на счете 10 "Материалы" учитываются фактические расходы по приобретению материальных ресурсов.

При выборе метода учета материальных ценностей, числящихся в пути, необходимо обращать внимание на момент перехода права собственности на приобретенные материальные ценности. Договором поставки может быть предусмотрен различный порядок перехода права владения на материальные ценности. В зависимости от установленного договором порядка материальные ценности, принадлежащие организации, но не поступившие на предприятие, могут приниматься к бухгалтерскому учету на отдельные субсчета счета 10 "Матери<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...