Выбранная организацией учетная политика признания и классификации поисковых активов должна применяться последовательно в отношении сходных (аналогичных) затрат и видов деятельности.
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 При признании в бухгалтерском учете поисковые активы оцениваются по сумме фактических затрат. В фактические затраты на приобретение (создание) поисковых активов включаются: - суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу); - суммы, уплачиваемые организациям за выполнение работ по договору строительного подряда и иным договорам; - вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации и иным лицам, через которые приобретен поисковый актив; - суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги; - таможенные пошлины и таможенные сборы; - невозмещаемые суммы налогов, государственные и патентные пошлины; - амортизация иных внеоборотных активов (включая поисковые активы), использованных непосредственно при создании поискового актива; - вознаграждения работникам, непосредственно занятым при создании поискового актива; - обязательства организации в отношении охраны окружающей среды, рекультивации земель, ликвидации зданий, сооружений, оборудования, возникающие в связи с выполнением работ по поиску, оценке месторождений полезных ископаемых и разведке полезных ископаемых, связанные с признаваемыми поисковыми активами; - иные затраты, непосредственно связанные с приобретением (созданием) поискового актива, обеспечением условий для его использования в запланированных целях. В фактические затраты на приобретение (создание) поисковых активов не включаются: - возмещаемые суммы налогов; - общехозяйственные и иные аналогичные расходы, за исключением случаев, когда они непосредственно связаны с выполнением работ по поиску, оценке месторождений полезных ископаемых и разведке полезных ископаемых и относятся к отдельному участку недр, на котором организация выполняет такие работы;
- затраты, понесенные организацией до момента получения лицензии, дающей право на выполнение работ по поиску и оценке месторождений полезных ископаемых, включаются в фактические затраты по получению этой лицензии только в случае, если такие затраты непосредственно связаны с ее получением. В Приложении к ПБУ 24/2011 приведен пример раскрытия в бухгалтерской отчетности организации информации об учетной политике в отношении затрат на поиск, оценку месторождений полезных ископаемых и разведку полезных ископаемых: "1. Признание поисковых затрат. К поисковым затратам, признаваемым в составе материальных поисковых активов, относятся: затраты на бурение и обустройство поисково-оценочных, поисковых и опережающих эксплуатационных скважин; затраты на геолого-геофизические работы, проводимые в скважинах; затраты на приобретение и монтаж оборудования и установок, используемых для поиска, оценки месторождений полезных ископаемых и разведки запасов нефти и газа. В фактические затраты на приобретение (создание) материальных поисковых активов включаются: таможенные пошлины и таможенные сборы; невозмещаемые суммы налогов, государственные и патентные пошлины, уплачиваемые в связи с приобретением поискового актива; вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации и иным лицам, через которые приобретен поисковый актив; суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением поискового актива; иные затраты, непосредственно связанные с приобретением поискового актива и обеспечением условий для его использования в запланированных целях. В фактические затраты на приобретение (создание) нематериальных поисковых активов включаются: затраты на получение лицензии на геологическое изучение или на добычу нефти и газа;
затраты на приобретение геологической информации; затраты на бурение опорных, параметрических и структурных скважин; затраты на оценку технической осуществимости и коммерческой целесообразности добычи нефти и газа на участке, выполняемые сторонними организациями; затраты на 3-D и 4-D сейсморазведку. В составе затрат на приобретение лицензий, дающих право на выполнение работ по поиску, оценке месторождений полезных ископаемых и разведке полезных ископаемых, учитываются: затраты, связанные с оформлением документов для получения лицензии; затраты на оплату участия в конкурсе или аукционе; затраты на оплату разового платежа за пользование недрами. Затраты на топографические, геологические, геохимические и геофизические исследования, затраты на содержание служб, проводящих данные исследования, и прочие затраты в отношении данного участка недр, понесенные от момента получения лицензии и до того момента, когда установлена коммерческая целесообразность добычи нефти и газа, признаются расходами по обычным видам деятельности".
Пункт 77
Согласно п. 29 ПБУ 24/2011 в составе информации об учетной политике организации подлежит раскрытию порядок начисления амортизации по поисковым активам. В соответствии с п. 16 ПБУ 24/2011 последующая оценка материальных и нематериальных поисковых активов, включая начисление амортизации, осуществляется применительно к правилам последующей оценки соответственно основных средств и нематериальных активов с учетом особенностей, установленных п. п. 17 - 20 ПБУ 24/2011. Порядок начисления амортизации по поисковым активам определяется организацией. При использовании поискового актива для создания другого поискового актива соответствующие амортизационные отчисления включаются в состав затрат на его создание. Затраты на получение лицензии, дающей наряду с правом на выполнение работ по поиску, оценке месторождений полезных ископаемых и (или) разведке полезных ископаемых право на добычу полезных ископаемых, не подлежат амортизации до подтверждения коммерческой целесообразности добычи. В Приложении к ПБУ 24/2011 приведен пример раскрытия в бухгалтерской отчетности организации информации об учетной политике в отношении затрат на поиск, оценку месторождений полезных ископаемых и разведку полезных ископаемых:
"2. Порядок начисления амортизации по поисковым активам. Нематериальные поисковые активы не амортизируются в ходе деятельности по поиску, оценке месторождений полезных ископаемых и разведке полезных ископаемых. Затраты на приобретение машин и оборудования амортизируются линейным методом в течение срока полезного использования. Амортизационные отчисления включаются в состав затрат на геолого-разведочные работы по соответствующим участкам".
Пункт 78
Согласно п. 29 ПБУ 24/2011 в составе информации об учетной политике организации подлежит раскрытию группировка поисковых активов в целях проверки их на обесценение. В соответствии с п. 19 ПБУ 24/2011 организация должна проводить на каждую отчетную дату анализ наличия обстоятельств, указывающих на возможное обесценение поисковых активов (далее - признаки обесценения). При этом подлежат рассмотрению как минимум следующие признаки обесценения: а) окончание в течение 12 месяцев после отчетной даты срока, на который организация получила лицензию, дающую право на выполнение работ по поиску, оценке месторождений полезных ископаемых и разведке полезных ископаемых на определенном участке, при отсутствии намерений и (или) возможности продления соответствующих прав; б) существенные затраты, необходимые для выполнения работ по дальнейшему поиску, оценке месторождений полезных ископаемых и разведке полезных ископаемых на определенном участке, не учтены в планах организации; в) принятие решения о прекращении деятельности, связанной с поиском, оценкой месторождений полезных ископаемых и разведкой полезных ископаемых на определенном участке, вследствие того, что поиск, оценка месторождений полезных ископаемых и разведка полезных ископаемых на данном участке не привели к обнаружению промышленно значимых полезных ископаемых; г) наличие признаков того, что при продолжении поиска, оценки месторождений полезных ископаемых и разведки полезных ископаемых на определенном участке стоимость поисковых активов с учетом накопленных амортизации и обесценения, вероятно, не будет возмещена в полной мере при добыче полезных ископаемых или переходе права пользования участком недр другим лицам.
При наличии признаков обесценения организация должна проводить проверку поисковых активов на обесценение и учитывать изменение стоимости поисковых активов вследствие обесценения в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (IAS) 36 "Обесценение активов", (IFRS) 6 "Разведка и оценка запасов полезных ископаемых", которые введены в действие для применения на территории Российской Федерации Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 ноября 2011 г. N 160н. В Приложении к ПБУ 24/2011 приведен пример раскрытия в бухгалтерской отчетности организации информации об учетной политике в части проверки на обесценение: "3. Группировка поисковых активов в целях их проверки на обесценение. Для целей проверки поисковых активов на обесценение такие активы распределяются между участками месторождений нефти и газа".
Пункт 79
Согласно п. 29 ПБУ 24/2011 в составе информации об учетной политике организации подлежат отражению условия перевода поисковых активов в состав основных средств, нематериальных и иных активов организации. В соответствии с п. 21 ПБУ 24/2011 организация прекращает признание поисковых активов в отношении определенного участка недр при подтверждении коммерческой целесообразности добычи или признании добычи полезных ископаемых бесперспективной на нем. Дальнейший учет расходов устанавливается в соответствии с п. п. 22 - 26 ПБУ 24/2011. Организация обеспечивает документальное подтверждение коммерческой целесообразности добычи или признания бесперспективности добычи полезных ископаемых на участке недр. При подтверждении коммерческой целесообразности добычи организация должна осуществить следующие последовательные действия: а) провести проверку признанных поисковых активов на обесценение и в случае подтверждения признать их обесценение; б) перевести поисковые активы в состав основных средств, нематериальных или иных активов по остаточной стоимости (фактическим затратам с учетом осуществленных переоценок, за вычетом накопленных амортизации и обесценения); в) прекратить признание последующих затрат на данном участке недр в качестве поисковых активов. Стоимость материального или нематериального поискового актива, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды в будущем, списывается в порядке, установленном для списания соответственно основных средств или нематериальных активов.
В случае если в течение отчетного периода добыча полезных ископаемых на участке недр признана организацией бесперспективной, поисковые активы, относящиеся к данному участку недр, списываются, за исключением случаев, когда они продолжают использоваться в деятельности организации. Доходы или расходы от списания поисковых активов относятся на финансовые результаты организации. В случаях, установленных п. п. 23 и 25 ПБУ 24/2011, при условии дальнейшего использования в деятельности организации поисковые активы переводятся в состав основных средств, нематериальных и иных активов (включая поисковые активы, предназначенные для использования на других участках недр) исходя из их соответствия критериям (условиям) признания, установленным нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету для данного вида активов. Материальные поисковые активы, как правило, переводятся в состав основных средств, нематериальные поисковые активы - в состав нематериальных активов организации. В отдельных случаях стоимость нематериального поискового актива может формировать фактическую стоимость основных средств организации. Например, затраты на геолого-разведочные работы, относящиеся к конкретным скважинам, признанные в составе нематериальных поисковых активов, могут быть включены в фактическую стоимость скважин при их признании объектами основных средств организации. В Приложении к ПБУ 24/2011 приведен пример раскрытия в бухгалтерской отчетности организации информации об учетной политике в части перевода поисковых активов в состав основных средств и нематериальных активов: "4. Перевод поисковых активов в состав основных средств и нематериальных активов. При подтверждении коммерческой целесообразности добычи нефти и газа на участке недр поисковые активы проверяются на обесценение и переводятся в состав основных средств или нематериальных активов, которые предназначены для разработки и добычи полезных ископаемых: Затраты на бурение и обустройство поисково-оценочных, разведочных и опережающих эксплуатационных скважин и геолого-геофизические работы, проводимые в скважинах, переводятся в состав соответствующих скважин, предназначенных для добычи полезных ископаемых; Затраты на приобретение и монтаж оборудования и установок, используемых для поиска, оценки месторождений и разведки запасов нефти и газа, переводятся в состав соответствующих объектов оборудования и установок".
Комментарии к элементам учетной политики для малых предприятий, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, в соответствии с Приказом Минфина России от 08.11.2010 N 144н
Приказом Минфина России от 08.11.2010 N 144н "О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету" внесен ряд дополнений в отношении правил ведения бухгалтерского учета малыми предприятиями. При этом важно отметить, что коррективы не относятся к эмитентам публично размещаемых ценных бумаг. Отнесение предприятий к субъектам малого предпринимательства производится в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Так, к субъектам малого предпринимательства относятся организации, соответствующие следующим условиям: 1) для юридических лиц - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования); 2) средняя численность работников за предшествующий календарный год до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек; 3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого предпринимательства (в настоящий момент предельный размер выручки от реализации - 400 млн руб.). Предусмотренные предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. Категория субъекта малого предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием. Категория субъекта малого предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, установленных законом в течение двух календарных лет, следующих один за другим. В соответствии с Приказом N 144н субъекты малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, вправе: - отражать изменения УП перспективно (ПБУ 1/2008); - применять кассовый метод учета доходов и расходов (ПБУ 9/99 и 10/99); - не применять ПБУ 16/02 "Информация о прекращаемой деятельности"; - осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном для тех, по которым текущая стоимость не определяется (ПБУ 19/02); - признавать все расходы по займам прочими (ПБУ 15/2008); - не применять ПБУ 2/2008; - исправлять существенную ошибку без ретроспективного пересчета (ПБУ 22/2010). Поскольку организация вправе применить указанные нормы, то она также может и отказаться от их применения, что следует закрепить в учетной политике. Еще одной особенностью указанного нормативного акта явилось то, что он вступил в силу начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2010 г., но был утвержден и опубликован только в конце 2010 г. Поэтому, поскольку в течение 2010 г. организации вели бухгалтерский учет в действующем порядке, большинство организаций указанные изменения начали применять только с 2011 г.
Изменения, внесенные Приказом Минфина России от 24.12.2010 N 186н
|