Мысль: добротой, мягкостью и использованием приемов обращения с людьми и убеждением мы можем добиться того, чего хотим.
[1] Говорили, что его сестра пошла за ним в Шам и вернула его к арабам. [2] «Мирбаъ» — когда какое-то племя участвует в сражении, то глава племени делит трофеи на четыре части. Одну четвертую он оставляет себе одному – и это запрещено у христиан и разрешено у арабов. [3] Аль-Хира – город в Ираке. [4] Хадис привели Муслим и Ахмад. تتمتع حياتك -«Наслаждайся своей жизнью» – глава 8 Наслаждайся умениями Умения и приёмы приносят ощутимое наслаждение. Я не имею в виду только тот аджр (награду), который мы можем получить за них в ахирате… Нет – это наслаждение и радость, которую ты ощущаешь на самом деле. Насладись ими… практикуй их со всеми людьми – взрослыми и детьми, богатыми и бедными, близкими и далекими – со всеми! Практикуй на них эти умения – либо для того, чтобы защититься от их вреда, либо для того, чтобы завоевать их любовь, либо для того, чтобы исправить их… Да, чтобы исправить их. Али бин аль-Джахм был красноречивым поэтом. Однако в то же время он был грубым, неотесанным бедуином, который в жизни знал только то, что видел в пустыне… Аль-Мутаваккиль был зажиточным халифом… Люди шли к нему утром и возвращались вечером, делая ему то, что он пожелает… Однажды Али бин аль-Джахм вошел в Багдад, и ему сказали, что тот, кто восхвалит халифа в стихах, будет пользоваться его поддержкой и получит подарки. Али обрадовался и направился прямиком к дворцу халифа. Он вошел к аль-Мутаваккилю и увидел вокруг него поэтов, которые воспевали его в стихах и получали от этого прибыль… Аль-Мутаваккиль – это аль-Мутаваккиль – сама властность, авторитет, величие и могущество. Али принялся восхвалять халифа, начав свою касыду со следующих слов:
О халиф! Ты – как собака в своем охранении любви и симпатии, Ты как козёл в битве, Ты как ведро, подобного какому я не встречал ведра, Одно из самых больших ведер… Он принялся сравнивать халифа с козлом, колодцем и землей… И это после того, как раньше поэты сравнивали его с солнцем, луной и горами!!! Халиф возмутился. Прибежала охрана, палач обнажил меч, расстелил плаху и приготовился к тому, чтобы убить Али… Но халиф понял, что над Али бин аль-Джахмом одержала верх его природа. Он захотел изменить его характер. Он отдал приказ, и его поселили в высоком дворце… К нему приходили самые красивые рабыни, принося ему все самое хорошее и вкусное… Али бин аль-Джахм вкусил благоденствие и роскошь… Он лежал на ложах и диванах… Общался с самыми деликатными и любезными поэтами и литераторами… И так было семь месяцев подряд. Затем халиф созвал вечеринку и вспомнил об Али бин аль-Джахме. Он спросил о нем, и его позвали. Когда же Али предстал перед ним… Халиф сказал: «Прочитай стихи, о Али бин аль-Джахм!» И тот начал читать касыду, которая начиналась со слов: Глаза газели между крепостью и отвагой, Привлекли страсть, откуда я знаю и не знаю, Они вернули мне былую страсть, но я не Забыл о ней и не утешился, — напротив, это прибавило мне переживаний. Он продолжал возбуждать чувства тонкими речевыми оборотами… Затем он начал описывать халифа как солнце, звезду и меч… Посмотри, как халиф смог изменить характер Ибн аль-Джахма… А мы? Характер наших детей или наших друзей донимал нас, но устремились ли мы к тому, чтобы изменить его? Изменили ли мы их характер?.. В первую очередь ты можешь изменить свой характер… Хмурость ты превратишь в улыбку. Гнев – в сдержанность… Жадность сделаешь щедростью. Это несложно… Однако это нуждается в решимости, силе и энергии. Так будь героем… Тот, кто посмотрит на сиру (жизнеописание) Мухаммада صلى الله عليه وسلم, найдет, что он взаимодействовал с людьми при помощи своих нравственных способностей … с их помощью он завладел их сердцами.
Пророк صلى الله عليه وسلم не проявлял высокую нравственность только перед людьми, превращая свою доброту в гнев, а мягкость – в грубость, когда оставался наедине со своей семьей. Нет. Он не был веселым с людьми и хмурым со своими домашними… Он не был щедрым со всеми, кроме своих детей и жен… Нет. Его нрав был частью его природы. Посредством него он поклонялся Всевышнему Аллаху так же, как он поклонялся Ему через духа-намаз или выстаивание ночного намаза… Он считал, что его улыбка приблизит его к Аллаху, что его милосердие является поклонением, а его прощение и мягкость — благим делом. Воистину, тот, кто осознает, что благонравие – это ибада (поклонение), будет украшать им себя во всех своих делах: в мире и на войне, в голоде и сытости, в здоровье и болезни, и даже в своей радости и печали… Да. Как часто жена слышит о благонравии своего мужа… о его щедрости, радушии, благородстве… Однако сама жена ничего из этого не видит – в доме у него проявляется скверный нрав, он постоянно чем-то недоволен, ходит с хмурым, мрачным лицом… кричит, проклинает, скуп и не выполняет обещания… Что касается пророка صلى الله عليه وسلم, то он был тем, кто сказал: خيركم خيركم لأهله، وأنا خيركم لأهلي «Лучший из вас — тот, кто лучше относится к своей семье, и я лучше вас отношусь к своей семье[1]». Посмотри, как он обращался со своей семьей… Аль-Асвад бин Язид сказал: «Я спросил Аишу رضي الله عنها: «Что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم делал в своем доме?» Она ответила: «Он помогал своей семье… Когда же наступало время намаза, он совершал омовение и выходил на намаз»… Ты можешь сказать то же самое про родителей. Сколько есть людей, о благонравии которых мы слышим… Слышим об их щедрости и приветливости, о том, как хорошо они обращаются с другими…
Что же касается самых близких к ним людей… людей, которые имеют на них самое большое право – родителей, жен и детей – то мы видим лишь черствость и сухость… Да. Лучший из вас – тот, кто лучше других обращается со своей семьей, с родителями, с женой, с прислугой и даже со своими детьми. В один из дней Абу Лейла رضي الله عنه сидел у посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم, и к пророку صلى الله عليه وسلم пришел аль-Хасан или аль-Хусейн. Пророк взял его, усадил к себе на живот, и ребенок помочился на живот посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم. Абу Лейла сказал: «Я даже увидел, как моча течет по животу пророка صلى الله عليه وسلم». Он сказал: «Мы подскочили к нему, но пророк صلى الله عليه وسلم сказал: دعوا ابني… لا تفزعوا ابني «Оставьте моего сына… Не пугайте моего сына». Когда же ребенок закончил, пророк صلى الله عليه وسلم попросил воды, и вылил ее на него[2]».Как же он был хорош! Как его душа была приучена к этому благому нраву… Так что не удивляйся, что он смог завоевать сердца и детей, и взрослых.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|