Выбирай подходящую тему для беседы
В добавление к вышесказанному разберем способы общения с людьми и тематику бесед с ними. Когда ты общаешься с кем-либо, придерживайся темы разговора, интересной твоему собеседнику. Это – естественно для людей. Ведь беседа с молодым человеком отличается от беседы с пожилым, разговоры с ученым – от разговоров с невеждой, а разговоры с женой — от разговоров с сестрой. Я не имею в виду, что разница принципиальна — когда историю, которую ты рассказываешь сестре, ты не можешь рассказать жене, или когда то, что ты упомянешь при молодом человеке, не следует слышать шейху! Нет. Я имею в виду незначительную разницу в форме изложения части какой-либо истории, или, возможно, и всей этой истории в целом. Уясним вышесказанное примером. Если ты сидишь с пожилыми людьми в возрасте восьмидесяти лет и выше, которые пришли проведать твоего деда… Разве уместно будет, если ты будешь рассказывать им, радостно смеясь, о том, как ты ходил куда-нибудь с приятелями на пикник?! Или как такой-то забил гол во время игры, — как он отбил мяч головой, а потом коленом. Несомненно, это было бы неверно. Точно так же, когда ты беседуешь с маленькими детьми, будет неверно, если ты станешь рассказывать им об отношениях мужей со своими женами. Думаю, все мы согласны с этим. Итак, один из методов расположения к себе людей − это выбор темы общения, которая нравится им и волнует их. К примеру, отца, у сына которого высокая успеваемость в школе, лучше спрашивать об успехах сына, потому что, без сомнения, он доволен им, и будет рад постоянно говорить об этом. Или с мужчиной, который владеет магазином, приносящем прибыль, будет уместно говорить об этом магазине и о том, как клиенты довольны им, потому что именно это порадует его. И за это он полюбит тебя, полюбит общение с тобой.
Пророк صلى الله عليه وسلم учитывал это. Его беседа с юношей отличалась от беседы с пожилым человеком, женщиной или ребенком. Дж̀абир ибн Абдулла رضي الله عنه – один из великих сподвижников. Его отец был убит в битве при ̀Ухуде, и с ним осталось девять сестер, у которых не было другого кормильца, кроме него. Кроме того, от отца у него появилось много долгов. Все это осталось юноше на заре его молодости. Джабир был постоянно погружен в раздумья, озабочен проблемой своих долгов и проблемами сестер, а кредиторы требовали долг днем и ночью. Как-то раз Джабир выступил в поход вместе с Пророком صلى الله عليه وسلم на битву Зат ар-Рик̀аъ. Из-за своей бедности он был вынужден ехать на слабом, утомленном верблюде, который еле передвигался, так как у Джабира не было средств купить себе другого верблюда. В пути люди опередили его, и он оказался позади всех. Пророк صلى الله عليه وسلم тоже был в конце войска. Он узнал Джабира, увидел еле волочащегося под ним верблюда, и все люди уже опередили их. Пророк صلى الله عليه وسلم спросил его: مالك يا جابر ؟ «Что с тобой, о Джабир?». Тот ответил: «О Посланник Аллаха, меня задерживает этот верблюд». Пророк صلى الله عليه وسلم сказал: أنخه «Останови его». Джабир слез с верблюда. Пророк صلى الله عليه وسلم слез со своей верблюдицы и сказал: أعطني العصا من يدك أو اقطع لي عصا من شجرة «Дай мне свою палку или сорви ветку с дерева».
Джабир подал ему палку, а слабый и утомленный верблюд опустился тем временем на землю. Пророк صلى الله عليه وسلم подошел к нему и слегка ударил его этой палочкой. Верблюд подскочил и пустился в бег, полный энергии. Джабир схватил его, оседлал и поехал рядом с Пророком صلى الله عليه وسلم, радостный и довольный. Его верблюд стал энергичным и быстрым. Пророк صلى الله عليه وسلم обернулся к Джабиру, желая заговорить с ним. Какую же тему выбрал Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم для беседы с Дж̀абиром? Джабир был юношей на заре своей молодости. Молодежь в основном интересуется вопросами женитьбы и материального обеспечения. Пророк صلى الله عليه وسلم спросил: يا جابر.. هل تزوجت..؟ «Джабир! Ты женился?» Джабир ответил: «Да». Пророк صلى الله عليه وسلم спросил: بكراً.. أم ثيباً «На девственнице или на побывавшей замужем?» Джабир ответил: «На побывавшей замужем». Пророк صلى الله عليه وسلم удивился тому, что молодой юноша в первый раз женится на побывавшей замужем женщине и ласково спросил Джабира: هلا بكراً تلاعبها وتلاعبك «Почему не на девственнице, с которой бы ты играл, и которая бы играла с тобой?» Джабир ответил: «О Посланник Аллаха! Мой отец был убит при Ухуде и оставил мне девять сестер, у которых нет другого кормильца, кроме меня. Я не захотел жениться на девушке, подобной им, чтобы между ними не возникало разногласий и ссор, а женился на женщине старше их по возрасту, чтобы она была им, как мать». Это имел в виду Джабир. Пророк صلى الله عليه وسلم понял, что перед ним юноша, жертвующий своими интересами ради сестер. Он захотел пошутить с ним, подбирая выражения, соответствующие его возрасту, и сказал: لعلنا إذا أقبلنا إلى المدينة أن ننزل في صرار.. فتسمع بنا زوجتك فتفرش لك النمارق..
«Возможно, когда мы доберемся до Медины и остановимся в Сыраре,[1] твоя жена услышит нас и приготовит для тебя ложе из подушек». Он имел в виду, что, хоть он и женился не на девственнице, она все же остается невестой, которая радуется его прибытию и расстилает для него ложе. Когда же он упомянул подушки, Джабир сразу вспомнил о своей бедности, о бедности своих сестер и воскликнул: «Подушки!! Клянусь Аллахом, о Посланник Аллаха, у нас нет подушек!» Тогда Пророк ответил صلى الله عليه وسلم: إنه ستكون لكم نمارق إن شاء الله.. «Воистину, будут у вас подушки, если пожелает Аллах». И они тронулись дальше. Пророк صلى الله عليه وسلم пожелал для Джабира какой-нибудь денежной прибыли и, обернувшись к нему, сказал: يا جابر.. «О Джабир!» Тот ответил: «Я перед тобой, о Посланник Аллаха!». Пророк صلى الله عليه وسلم спросил: أتبيعني جملك ؟ «Ты продашь мне своего верблюда?» Джабир задумался: ведь этот верблюд был основой его имущества, даже когда был слабым и немощным, а теперь ведь он стал сильным и выносливым! Однако он понимал, что не может отвергнуть просьбу Посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم и сказал: «Оцени его, о Посланник Аллаха!». Пророк صلى الله عليه وسلم сказал: بدرهم!! «Дирхем!» Джабир воскликнул: «Дирхем!! Ты недооцениваешь его, о Посланник Аллаха». Пророк صلى الله عليه وسلم сказал: بدرهمين.. «Два дирхема!» И снова Джабир ответил: «Нет! Ты недооцениваешь его, о Посланник Аллаха». Так они продолжали торговаться, пока он не достиг стоимости сорока дирхемов – укъии золота.
Джабир сказал: «Хорошо. Но только с условием, что я доеду на нем до Медины». Пророк صلى الله عليه وسلم сказал: نعم.. «Да». Когда они достигли Медины, Джабир отправился к себе домой, снял с верблюда свой багаж, потом направился к мечети, чтобы совершить намаз с Пророком صلى الله عليه وسلم и привязал верблюда у мечети. Когда Пророк صلى الله عليه وسلم вышел из мечети, Джабир сказал ему: «Вот твой верблюд, о Посланник Аллаха». Пророк صلى الله عليه وسلم сказал: يا بلال.. أعط جابراً أربعين درهماً وزده.. «Биляль! Отдай Джабиру сорок дирхемов и добавь еще». Биляль отдал ему больше сорока дирхемов. Джабир взял деньги и понес их, перекладывая из руки в руку, раздумывая о своем положении и о том, что ему делать с этими деньгами?! Может, купить на них верблюда или что-нибудь из домашней утвари, или… И вдруг Пророк صلى الله عليه وسلم обратился к Билялю со словами: يا بلال.. خذ الجمل وأعطه جابراً.. «Биляль! Возьми верблюда и отдай его Джабиру». Биляль взял верблюда и отправился с ним за Джабиром, и когда он настиг его, Джабир удивился: «Вы отменили сделку?» Биляль сказал: «Возьми своего верблюда, Джабир». Джабир спросил: «В чем дело?». Биляль ответил: «Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم повелел мне отдать тебе верблюда и деньги». Джабир вернулся к Посланнику Аллаха صلى الله عليه وسلم и спросил его: в чем дело, разве он не хочет верблюда? Пророк صلى الله عليه وسلم сказал: أتراني ماكستك لآخذ جملك.. «А ты думал, что я торговался, чтобы заполучить твоего верблюда?» Пророк صلى الله عليه وسلم имел в виду, что он занижал цену не для того, чтобы заполучить этого верблюда, а для того, чтобы знать, сколько выделить средств в качестве помощи в решении его проблем. Как же высока была эта нравственность! Он выбирает соответствующий для юноши стиль общения, а потом, когда решает сделать ему добро, помочь ему материально, прикрывает это деяние со всей деликатностью и заботой. Как-то раз с Пророком صلى الله عليه وسلم сидел молодой человек по имени Джулейб̀иб. Он был одним из лучших молодых сподвижников رضي الله عنه, но был очень беден и некрасив лицом.
И вот, однажды он сидел с Пророком صلى الله عليه وسلم. И какую же тему постарался выбрать Пророк صلى الله عليه وسلم для разговора с ним? Юноша в расцвете лет, неженатый. Говорил ли он с ним о происхождении арабов, о самом знатном из них и простом? Или говорил с ним о рынках и нюансах торговли? Нет! У этого юноши есть определенная тема разговора, которую он предпочитает всем остальным темам. И вот, Пророк صلى الله عليه وسلم затронул в разговоре с ним тему женитьбы, поскольку всех молодых людей радует эта тема. Затем он صلى الله عليه وسلم предложил ему его женить. Джулейбиб сказал: «Тогда ты увидишь, что я не пользуюсь спросом». Пророк صلى الله عليه وسلم ответил: غير أنك عند الله لست بكاسد.. «Но зато перед Аллахом ты не такой». Пророк صلى الله عليه وسلم не переставал искать шанс женить Джулейбиба, пока однажды к нему не пришел один мужчина из ансаров и предложил ему в жены свою дочь, побывавшую замужем. Пророк صلى الله عليه وسلم сказал: نعم يا فلان.. زوجني ابنتك.. «Да, о такой-то! Отдай мне в жены свою дочь». Ансар сказал: «Да, и еще раз да, о Посланник Аллаха!» Пророк صلى الله عليه وسلم сказал: إني لست أريدها لنفسي.. «Только я хочу ее не для себя». Ансар спросил: «Для кого же?». Пророк صلى الله عليه وسلم сказал: لجليبيب.. «Для Джулейбиба». Мужчина воскликнул удивленно: «Джулейбиб!!! Джулейбиб!!! О Посланник Аллаха! Подожди, пока я спрошу ее мать». Мужчина пришел к своей жене и сказал: «Посланник Аллаха сватается к твоей дочери». Она ответила: «Да, и еще раз да. Выдай ее за Пророка صلى الله عليه وسلم». Он сказал: «Только он хочет ее не для себя». Женщина спросила: «А для кого?» Он сказал: «Он хочет ее для Джулейбиба». Женщину ошеломило предложение отдать ее дочь за нищего и уродливого юношу, и она воскликнула: «Ох! Джулейбиб?! Нет, клянусь Аллахом, я не выдам ее за Джулейбиба, мы ведь отказывали стольким сватам». Огорченный этим решением отец встал, чтобы пойти к Посланнику Аллаха صلى الله عليه وسلم, и тут девушка крикнула из своей комнаты, обращаясь к родителям: «Кто сватает меня?» Они ответили: «Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم». Она казала: «И вы отвергаете веление Посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم?! Отдайте меня Посланнику Аллаха صلى الله عليه وسلم, — поистине, он не даст погубить меня». Она будто бы возвысилась над ними и успокоила их. Ее отец отправился к Пророку صلى الله عليه وسلم и сказал: «О Посланник Аллаха, делай, как ты пожелаешь, выдай ее замуж за Джулейбиба». И Пророк صلى الله عليه وسلم выдал ее за Джулейбиба и сделал за нее дуа, сказав: اللهم صب عليهما الخير صباً.. ولا تجعل عيشهما كداً كداً.. «О Аллах! Пролей на них дождь любви и не делай из их супружеской жизни непосильную ношу!» Не прошло и нескольких дней после их женитьбы, как Пророк صلى الله عليه وسلم выступил на газават, и вместе с ним пошел и Джулейбиб. Как только битва закончилась, люди бросились разыскивать друг друга. Пророк صلى الله عليه وسلم спросил их: هل تفقدون من أحد ؟ «Вы потеряли кого-то?» Люди ответили: «Да, мы не находим такого-то и такого». Помолчав немного, он снова спросил: هل تفقدون من أحد ؟ «Вы потеряли кого-то?» Люди опять ответили: «Да, мы не находим такого-то и такого». Он помолчал, а потом спросил снова: هل تفقدون من أحد ؟ «Вы потеряли кого-то?» Люди снова ответили: «Да, мы не находим такого-то и такого» Пророк صلى الله عليه وسلم сказал: ولكني أفقد جليبيباً.. «А я потерял Джулейбиба». Все стали искать его. Люди искали его среди убитых на поле боя, но не нашли. Затем они обнаружили его неподалеку. Он лежал рядом с телами семи мушриков, которых он убил, а затем сам был убит. Пророк صلى الله عليه وسلم стоял, смотрел на его тело, а затем произнес: قتل سبعة ثم قتلوه.. قتل سبعة ثم قتلوه.. هذا مني وأنا منه.. «Убил семерых, а затем они убили его… убил семерых, а затем они убили его. Он – часть меня, а я – часть его». Затем Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم взял его на руки и велел вырыть ему могилу. Анас рассказывал: «Мы не спеша рыли могилу, а у Джулейбиба не было другого ложа, кроме рук Посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم до тех пор, пока мы не приготовили могилу и не похоронили его». Анас продолжал: «И, клянусь Аллахом, среди ансаров не было женщины более желанной в качестве жены, чем его вдова». Т.е все мужчины бросились свататься к ней после смерти Джулейбиба. Так Пророк صلى الله عليه وسلم выбирал для каждого соответствующую тему для беседы, чтобы собеседнику не наскучило общение с ним. В один из дней Пророк صلى الله عليه وسلم сидел со своей женой ̀Аишей. И какие же беседы уместно проводить между супругами? Говорил ли он с ней о ведении войны с византийцами? Или о виде оружия, которое применялось в битве? Конечно же, нет! Ведь она не Абу Бакр! Или он говорил с ней о бедности некоторых мусульман и об их нуждах? Конечно же, нет! Ведь она не Усман! Он сказал ей со всей супружеской нежностью: إني لأعرف إن كانت راضية عني.. وإذا كنت غضبى..!! «Поистине, я знаю, когда ты довольна мной, а когда — гневаешься на меня!». Она спросила: «Как это?». Он ответил: إذا كنت راضية قلت: لا ورب محمد وإذا كنت غضبى قلت: لا ورب إبراهيم «Когда ты довольна мной, ты говоришь: «Нет! Клянусь Господом Мухаммада صلى الله عليه وسلم!», а когда гневаешься, то говоришь: «Нет! Клянусь Господом Ибрагима عليه السلام!» Она ответила: «Да, но, клянусь Аллахом, о Посланник Аллаха, я не оставляю ничего, кроме твоего имени». Учитываем ли мы всё это сегодня? Мнение: беседуй с людьми о том, что им интересно слушать, а не о том, что тебе лично хотелось бы обсудить. [1] Название места, расположенного в пяти километрах от Медины. تتمتع حياتك -Наслаждайся своей жизнью — глава 19
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|